Из не законченной рукописи Нины Петровны Плосковой о деревне Паношено (Удомельский архив, Фонд 96, опись 1, дело 3). Нина Петровна Плоскова (1918 - 2011) - учитель географии Удомельской средней школы №1.
...На древнем кладбище у Троицы лежит плита на могиле похороненного там М.В. Храповицкого (1758-1819). В надписи на плите значится, что скончался Храповицкий «… к душевному прискорбию 862 его подданных крестьян и дворовых людей, которых наградил полною свободою…» Это было задолго до отмены крепостного права в период 1812-1819 годов. В завещании Храповицкого записано, что отпускает крестьян всех деревень с женами и детьми … навечно и безденежно на волю с тем, чтобы до смерти моей служили и работали мне в полном моем повиновении… и были свободными хлебопашцами… к Мерлугину, Паношину и Саникову с пустошами в окружной мере 650 десятин (десятина = 1,09 га) 1682 кв. саженей (сажень = 2,13 м).
… В 1886 г. в Паношине было 36 дворов и 198 жителей, в т.ч. 101 мужчина и 97 женщин. Кроме того, было 4 бобыля (1 мужчина и 3 женщины). 3 человека находились в солдатах. 1 семья была совершенно без работников, 1 семья – только с подростками, 25 – с одним работником, 7 – с двумя работниками. 48 мужчин и 3 женщины были грамотны. 1 мужчина занимался местным промыслом, 3 – отхожим: сапожник, столяр, прислуга.
В Паношине было 19 колодцев и 5 прудов. 12 десятин было занято под усадьбами, 100 дес. – под пашней, 11 дес. – под выгонами, 75 дес. – покосы на пустошах, 13 дес. – кустарники, а всего 211 десятин (дарственной земли – А.К.). На одно хозяйство приходилось 5,9 дес. Сена накашивали 2625 пудов. (Сверх того крестьяне купили – А.К.) 142 дес. пашни, 307 дес. покоса, 249 дес. леса, а всего 698 дес.
Было 62 лошади, 130 коров, 89 овец. Безлошадных было 3 хозяйства, 11 хозяйств с одной лошадью, 21 – с двумя, 3 – с тремя и более лошадьми. 1 хозяйство не имело коров, 4 – с одной коровой, 11 – с двумя, 20 – с тремя и более.
Под рожью было занято 13 дес., под овсом – 19 дес., под ячменем – 6.5 дес., под картофелем – 4,5 дес., подо льном – 3 дес.
Деревня платила 77 руб. повинностей, в том числе 5 руб. – государственных, 41 руб. – земских, 31 руб. – мирских. На одного работника приходилось 1 руб. 60 коп., а на одну десятину надельной земли – 0,36 руб.
В деревне была мелочная и ведерная лавки, кузница. По деревне часто ходили лудильщики, жестянщики, предлагая что-то починить, наточить и др.
...В 1888 г. в крестьянских семьях родились мои родители – мать и отец. От них много пришлось слышать о жизни тех времен. В 12 лет они окончили Паношинское земское училище. Оно основано было в 1883 году. Сохранилась интересная реликвия – Св. Евангелие, выданное отцу в 1900 году. На титульном листе написан следующий текст: «Выдано из Вышневолоцкой Уездной земской управы окончившему курс в Панышинском начальном народном земском училище сыну крестьянина Петру Иванову Плоскому августа 21 дня 1900 года. Председатель Вышневолоцкой Уездной земской управы (фамилия).» Печать. Святое Евангелие на славянском и русском языках, Санкт-Петербург, Синодальская типография, 1900 г.
В 1910 году на Паношинскую школу израсходовано 970 руб. В 1916 г. заведующим Паношинским начальным училищем был назначен Вл. Ст. Хильмончик, потом он работал учителем школы II ступени.
Когда матери исполнилось 16 лет (1904 г.), ей подарили очень красивую прялку с зеркалом. Каждый вечер она должна была напрясть какое-то количество початков (пряжа на веретене).
Холостая молодежь собиралась на посиделки в откупленную избу, где они занимались полезными делами, а потом отдыхали, плясали, если приходил гармонист, которого очень уважали в деревне. На посиделках возникали симпатии, часто знакомились, а потом создавали семьи. Молодая жена находилась в доме мужа под присмотром свекрови. Уважение и мнение родителей было основой семьи. Женские руки не знали устали: пряли, ткали, вязали, качали ребенка. Их труд раньше освещала лучина, а позже керосиновая лампа.
Женщина была светом дома. недаром народ так оберегал ее образ в своих сказках и песнях. Народная фантазия не скупилась на краски, когда речь шла о женщине. Как искусно был украшен девичий, женский костюм! Вышивка и кружево являлись одним из распространенных видов прикладного искусства женщин. Вышивали полотенца, рубахи, скатерти, преобладающим цветом был красный (красивый), который хорошо сочетался с белым холстом. Узор иногда срисовывали со стекол, где мороз выводил невиданные цветы.
Мастеровые руки наших земляков создавали изделия из бересты, ивовой коры, прутьев, корней – это корзины, кошели, кузова, лапти, солонки, лопаточники (для брусков) и др. распространены были поделки из древесины: осины, ели, липы, березы – деревянный циркуль, жернова, ночёвка, ступа с пестом, веретена, станы ткацкие, мотовила, порочки и т.д. Распространена была глиняная посуда. Матрасы ткали из толстой пряжи. Набивались они соломой, простыни не имели, одеяла раньше были дерюжные. Из веревок, навитых из льна, плели чуни. Валенки носили по воскресеньям. Сейчас весь немудрящий крестьянский скарб частично сохранился в некоторых деревенских домах. Но увидеть все это можно в краеведческом музее в разделе «Крестьянский быт». Со щербинками, не всегда целые, перевидавшие на своем веку чашки и плошки, кажется, хранят тепло крестьянских рук и трогают душу своей простотой.
А семьи росли. Отец вспоминал, как дедушка копил деньги, чтобы прикупить полоску земли. Тяжел был крестьянский труд, но и выживали-то благодаря труду. Ведь пахали деревянными сохами, деревянными плугами, бороны тоже были деревянными. пашня была занята в основном зерновыми культурами и льном. …До пота трудились в жнивье, снопы сушили в риге. А рано утром слаженный стук обмолачивающих цепов. Зерно мололи на мельницах в Касково, Сигово, Пеньково. Круподерня была в Саникове. Маслобойни находились в Саникове и Загорье. До сих пор вспоминаю вкус свежего хлеба, вынутого из печки, и льняного масла...
… В то время много было установлено церковных праздников. В эти дни местный священник ходил по домам, служил молебен. А церковь звоном колоколов звала под свои своды верующих сельчан. там венчались, исповедовались, крестили детей, отпевали усопших.
Церковь в Паношине была построена в 1907 году. Она была деревянная, небольшая, очень уютная. Вокруг росли тополя, и церковь всегда выглядела какой-то нарядной, светлой. Впоследствии она была приспособлена под школу, а потом ее увезли под спортзал Удомельской школы.
К церковным праздникам варилось много пива. Хозяйки готовили супы, каши, пекли пироги, хотя белой муки покупали мало. Народ был очень гостеприимный. За столы к обеду сажали любого. Водки покупали немного, причем женщины водку не пили, а если которая выпивала, то пользовалась плохой репутацией односельчан.
После обильной праздничной еды в будние дни на столах чаще была картошка, капуста, квас, лук, редька. Чай пили не часто. Не у всех были самовары и чайная посуда. И обстановка в избе была немудреная.
Кроме церкви достопримечательностью села Паношино был единственный двухэтажный дом владельцев Щеголевых, построенный в 1904 году. Он был украшен красивыми белыми карнизами, которые на фоне голубого дома смотрелись как ажурные кружева.
Семья из 5 человек жила на втором этаже, где фасадная веранда сверкала разноцветными стеклами. Нижний этаж дома был занят лавкой, где селяне могли купить все необходимое товары. Склад магазина находился на противоположной стороне улицы.
В доме Щеголевых впоследствии была школа-семилетка, потом – удомельская начальная школа, а позднее – Дом пионеров.
… Уклад жизни нашей деревни был таким же, как во всей округе. Со станцией Удомля, которая была торговым центром волости, деревня была связана очень тесно. В канун революции на станции располагались 7 хлебных лавок. Их задачей была скупка овса у местных крестьян и продажа хлеба, т.к. своего в Удомле не хватало. На станции было 2 чайные и одна пивная. Одна чайная находилась около ж.д. переезда и славилась своим хлебосольством. Была одна мануфактурная лавка в районе бывшего базара. Было создано с/х общество, имевшее свой склад, где осуществлялась покупка и продажа разных товаров, которые расходились по деревенским лавкам. В ряде мест были оптовые лавки.
Станция Удомля была невелика. Поблизости от нее находился лесопильный завод. Владел этим заводом Калинин. При заводе работала мукомольная мельница. Из районов, прилегающих к станции, и из Паношина также, вывозились дрова, с завода Калинина шли пиленый лес, доски, стружка. Товары привозились к пакгаузу, и поныне существующему, и грузились в вагоны.
Доходной статьей вывоза был булыжный камень. Он шел для мощения улиц в Москве и Петербурге. Вывозились также картофель, сено, мясо, лен, древесная кора. На дрова сводились леса самым безжалостным образом.
Население Удомли и окрестных деревень имело зимой дополнительный заработок на заготовке и вывозе дров и строевого леса. Осина в виде чурок отправлялась даже за границу, а дрова и доски - в основном в Москву.
Привоз на ст. Удомля в основном состоял из муки, пшена, гороха, крупы. Немало привозили водки и вина, сахара, табака. Мука, соль, керосин шли из Рыбинска, сахар из Харькова, чай и мануфактура в основном из Москвы, мелкие изделия из железа – из Бежецка.
В районе деревень Стана, Троицы и Слободки в течение года устраивались ярмарки. О них знали далеко в округе. Товары для продажи были обычные: лен, холст, масло, яйца, скот, дровни, колеса, обувь. Лен, кожи, шерсть и холст скупали бежецкие торговцы, а коровье масло и яйца – скупщики из Красного Холма. На 15-20 тыс. руб. раскупался мануфактурный и бакалейный товар. Обороты ярмарок достигали 30-40 тыс. руб. По тем временам это огромные деньги.