Еще раз об иконографии Нектария Бежецкого.
Кашинский музей недавно опубликовал икону из Воскресенского собора, начала 20 в., - Нектарий Бежецкий на фоне Введенской церкви.
История этой иконы такова.
Как пишет в своей брошюре С. Штюрмер. : "Крестьянин Тверской губернии Бежецкого уезда Радуховской волости деревни Лискова Иван Евгеньев Соловьев сообщил следующее: "Дочь моя Лидия 9 лет, год тому назад, подверглась тяжелой нервной болезни. Врачи признали в припадках этой болезни пляску св. Витта и сказали, что болезнь неизлечима. Никакие средства не облегчали страдания больной и болезнь все усиливалась. В это время все готовились к предстоящему торжеству прославления мощей Благоверной княгини Анны Кашинской и среди бежичан был сильный подъем религиозного настроения и мне с женой пришло на ум вспомнить нашего родного угодника преподобного Нектария, образ коего мы имели в своем доме и память о нем чтили, с усердной молитвой стали мы просить угодника Божия исцелить нашу дочь и больная малютка молилась с нами, к нашей общей радости. болезнь немного стала ослабевать и наконец окончательно исчезла и дочь наша в настоящее время совершенно здорова. Исцеление ее я безусловно отношу к молитвенному заступничеству преподобного Нектария и в память этой милости Божьей я дал обещание написать для Кашинского Воскресенского собора икону преподобного Нектария подарить ее собору, в котором покоятся мощи благоверной Анны, указавшей мне во время моей родительской скорби, заступника и молитвенника преподобного Нектария".
Интересное сообщение. Но вот опять... Не надо забывать, что Лисково Радуховской волости находилось рядом с имением Штюрмеров - селом Байково. А Сергей Штюрмер - один из авторов этой монографии, а скорее всего и единственный, был местным "барином" и для крестьянина Ивана Соловьева. Он был крайне заинтересован, причем совершенно искренне, в утверждении почитания Нектария Бежецкого.... Вывод напрашивается сам собой...
Вторая странность, почему-то в рассказе И. Соловьев обращается опять к прп. Анне Кашинской, куда и жертвует икону.... т.е. молитвенное заступничество он признает и за ней...Так получается.... или написал так как "порекомендовал" барин?
Когда на волне восстановления почитания прп.Анны Кашинской, было решено "восстановить почитание" Нектария Бежецкого, которого в Бежецке собственно и не было никогда. Но решили подключить "административный ресурс". Стоит напомнить, что Борис Штюрмер был членом Гос.Совета, в прошлом губернатор, а в будущем и премьер-министр, он поддерживал своего брата, который был член совета Министерства путей сообщения, а также имел чин статского советника.
Что касается самой иконографии, то это она следует святцам Ф. Солнцева, который подготовил целую серию таких изображений для очередного издания "Русские святые, чтимые всей Церковью или местно" Филарета (Гумилевского) Черниговского - "лик его постнический, облечен в схиму".
Вообще иконография Нектария Бежецкого двояка.... Есть иконы по святцам Ф. Солнцева, не совсем понятно чем именно он руководствовался? Может быть изображениями прп. Нектария Тверского, а такие иконы точно существовали. Но опять здесь какая-то двусмысленность. Тот же С. Штюрмер пишет, пытаясь доказать "древность почитания" Нектария Бежецкого : "В Тверском Кафедральном Соборе есть очень старая, мало кому известная, икона, изображавшая всех подвижников Тверской епархии. ... Преподобный Нектрарий изображен сред других святых подвижников края, между изображениями преподобных Ксенофонта Тутанского и Ефрема Перекопского".
Ну, все правильно! Это действительно изображение прп. Нектария Тверского, среди других Тверских святых! А совсем не "Бежецкого".
Также он относит к "древним" образам известную икону "Собор Тверских святых", конца 19 в. , устроенную кашинским купцом Иоасафом Кункиным, где тоже есть Нектарий Бежецкий! Ну, накрутил!!!
Тем не менее, Сергей Штюрмер действительно был искренним человеком, и глубоко верующим. Таким образом, призывая "обратиться национальным святыням", он пытался бороться с революционными идеями в обществе... Но.. хотели как лучше... а получилось..
. После революции, он какое-то время заведовал "кашинскими древностями", искренне пытался спасти ценные с исторической точки зрения вещи из своего имения... Даже работал учителем уже в советской школе в Кашине.. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Вернемся к иконографии, в Бежецке существовали еще и другие иконы, на которых Нектарий отличался от Солнцевских святцев - с залысинами и более длинной бородой ( в росписи паперти Иоанно-Богословского собора, или на иконах по "видениям" иконописца бежецкого Яковлева (см. выше). С. Штюрмер писал, что такие иконы по "вдохновению" были написаны.
Однако все проще! Напомним, что священники Казанский и Лебедев во время ремонта и перестройки Введенской церкви открыли гробницу (склеп) думного дворянина Сергея Заборовского, тело которого, как оказалось, было в хорошей сохранности. Скорее всего, он и послужил для " бежецкой иконографии" Нектария. Упоминается, что первые иконы Нектария в Бежецке были написаны местной художницей М. Энгель, которая могла сделать такие наброски по разрешению священников. Тем более, такие примеры известны, когда с мощей писали иконы (напр. прп. Феодосий Тотемский).
И. Постников также сообщает об этом: "На местных иконах Преподобного, равно как и на иконе Собора святых Тверской епархии, Угодник Божий изображен по святцам академика Солнцева. ..... От покойного протоиерея Введенской церкви В.Г. Лебедева приходилось слышать об иконе преп. Нектария, написанной по подобному же поводу какою-то художницей любительницею, замечательно художественной вдохновенной работы. Художница эта несколько лет тому назад умерла. Куда делась икона, осталось неизвестным.
Обращает, наконец, на себя внимание большая, прекрасно исполненная, икона Преподобного в Кашинском городском соборе, пожертвованная туда одним из бежецких обывателей по обету, ради исцеления молитвами Угодника Божия его больной дочери ( прим. - а это о иконе из Воскресенского собора в Кашине, только не от бежецкого обывателя (неувязочка), а от крестьянина Радуховской волости, а это немного другое)".
Любопытный случай описан в воспоминаниях архимандрит Киприан (Пыжов): "В том же году, в начале войны, было знамение, взволновавшее бежечан: в Введенской церкви вздулся дубовый пол, под которым покоились мощи преп. Нектария Бежецкого, празднуемого 3-го апреля. Преп. Нектарий был игуменом и строителем Введенского монастыря, упразднённого в XVIII веке. Из мальчишеского любопытства, по дороге в школу я, увидел толпящихся людей при входе в храм, забежал посмотреть, что происходить в нем и увидел вздувшийся пол, наподобие горбатого старинного сундука, и серебряные подсвечники под сильным уклоном. Богомолки и стоявшее в церкви при входе, толковали о значении события: иные говорили, что преп. Нектарий хочет, чтобы приходская церковь вновь стала монастырём, некоторые указывали на пустой медальон над вратами древней колокольни, тогда как на двух других сохранились изображения святых угодников. Несомненно это имело тайный смысл. Как отнеслось духовенство к этому событию, я не знаю, но в народе это связывалось с войной".
Духовенство отнеслось к этому событию с трезвением, как и следут.
Никаких "суеверных" обрядов поощрять не стало. Священником тогда служил Иоанн Петропавловский, который в отличие от предыдущего Василия Лебедева, имел другое мнение по этому вопросу. Реакция прихожан тоже понятна.
В летописи Введенской церкви нач. 20 в. есть интересное замечание "Несмотря на близость к городу прихожане Введенской церкви мало развиты и имеют характер более грубый, нежели мягкий и чувствительны, но за то вознаграждают этот недостаток стойкостью в православной вере...". Сказано вполне точно!
Священнику церкви удалось убедить паству "не искать знамений". Во всяком случае прочих "чудес" не последовало за "вздутием пола", как и отмечал в воспоминаниях архимандрит Киприан, все успокоились. Тем более, объяснялось весьма прозаически - на месте, где стояла Введенская церковь, было много грунтовых вод, и какой-то поток подтопил фундамент церкви, от чего она и страдала очень часто, что и вызвало вздутие пола.
В результате погребение Сергея Заборовского было повреждено, и от его останков практически ничего не осталось. Об этом пишет и А. Кирсанов, который присутствовал при сносе Введенской церкви в 30х годах , и лично видел вскрытый склеп Заборовского, где были обнаружены разрозненные костные останки, а также остатки одежды и обуви.
И еще , почему-то часто приходиться читать в краеведческой литературе, что память Нектаря Бежецкого праздовалась в тот же день как и память преп. Нектария Печерского. Но это не так.
См. Православную энциклопедию. Преп. Нектарий Печеркий (Послушливый) - пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.
А вот память прп. Нектария Тверского как раз и приходилась на начало апреля!