! | Алексей Крючков писал(а): |
Тема связана с темой о сельце Гарусово нынешнего Удомельского района - viewtopic.php?f=24&t=656 |
К 250-летию А.А.Аракчеева
«Писать о нём надобно кровью, а не чернилами»
Протоиерей Ильинский Н.С.
Аракчеевский дом в Курганах
В последние десятилетия о родовом гнезде Аракчеевых в Бежецком уезде не вспоминают ни местные краеведы, ни столичные писатели. Между тем здесь, в с.Курганы, похоронены родители графа, здесь родился он сам и провёл детские годы, отсюда он уехал на учёбу и в большую жизнь, здесь стоял их родовой дом, вокруг жили многочисленные родственники, в Бежецке в своём доме семья Аракчеевых жила в зимнее время, рядом жила тётка Н.Н.Жеребцова.
Единственным источником сведений о графе являлись очерки священника Иоанна Николаевича Постникова (1869-1835), предки которого были лично знакомы со всеми членами семейства Аракчеевых и их родственников. К сожалению, очерки Постникова были опубликованы в самом начале 20в. и мало, кому известны. Лишь в 2012 г. вышел сборник «Литературное и краеведческое наследие о. Иоанна Постникова» (сост. М.В.Волкова и С.Е.Горшкова). В сборнике впервые приведены биография и основные труды священника. К сожалению, сборник имеет тираж всего 100 экз. и малоизвестен. В последние годы Марина Викторовна Волкова подготовила к изданию другие труды священника, его дневник и уникальные дневниковые записи семейства Постниковых с середины 18 века. Ниже приводятся сведения из очерков Постникова о родине графа А.А.Аракчеева в связи с его юбилеем.
Постников более 30 лет работал с материалами Бежецкого городского архива, Бежецкого земского суда, уникального Воеводского архива 18века, с архивами Бежецкого духовного правления, архивами церквей города, уезда и его собственного приходского Христорождественского храма. В них хранились уникальные, но не дошедшие до наших дней документы. Постников делает ссылки на архивы церквей с.Курганы и соседнего с.Введенского (около Заужанье), ныне утерянные. Он был членом Тверской Учёной Архивной Комиссии (ТУАК) в 1909-1914гг., выступал с докладами на учёной комиссии, много печатался. В семье протоиерея велись записи родового дневника. Дневник был обнаружен М.В.Волковой, хранится в ГАТО (вывезен по инициативе директора архива М.А.Ильина (1919 -2000).
Отец Иоанн с детства слышал рассказы о графе. Родители графа и его брат Пётр Андреевич были прихожанами храма Рождества Христова, настоятелями которого служили отец протоиерей Н.А.Постников, дед по материнской линии Михаил Матвеевич Левицкий и прадед протоиерей Матвей Иванович Прудовский. Последний отпевал мать графа и 24 июля 1820г. написал письмо графу с просьбой о помощи в ремонте храма 2000руб. (текст письма сохранился и приведён у Постникова). Отец Матвей часто бывал в доме у матери Аракчеева, у тётки Жеребцовой, у членов семьи брата графа Андрея Андреевича (1772-1814), у брата Петра Андреевича (1780-1841). О графе Аракчееве отец Иоанн Постников написал в двух очерках, обобщив сведения, собранные им за тридцать лет.
В очерке «Дворянское землевладение в Бежецком уезде» (1921г.) Постников описывает земельные угодья семейства Аракчеевых. «У Аракчеевых в уезде было два имения: при с.Курганах и д.Заужанье (близ Введенского-Дымцево). Оба перешли к отцу графа, Андрею Андреевичу, от тёщи Н.Я.Ветлицкой. Родиной графа было с.Курганы. Там жили и похоронены его родители. Аракчеев, отличаясь привязанностью к ним, сравнительно часто навещал их при их жизни, а после смерти их не раз приезжал на поклонение их могилам *1. В Курганах им устроен при церкви придел над прахом отца и матери, а в Заужанье выстроен храм, обращённый после его смерти в часовню *2. В распоряжение своими бежецкими имениями граф Аракчеев не входил, предоставив их брату своему Петру Андреевичу, но связи своей с Бежецким уездом не порывал до самой своей смерти и оставил здесь немало преданий о себе. Впоследствии имения поделены были между наследниками Аракчеевых: Еремеевыми, Артимеевыми, Менделеевыми *3. В Курганах проживал П.Ф.Еремеев. По распоряжению министра внутренних дел он взят был в дом умалишённых, указом Сената освобождён и возвращён в Курганы, но в том же 1851г. снова отослан в сумасшедший дом, как помешанный от нетрезвой жизни, жестокий с дворовыми людьми и крестьянами и опасный для населения *4. Позднее все бывшие Аракчеевские имения наследниками были проданы крестьянам».
В другом очерке «Граф Аракчеев по сохранившимся в Бежецке воспоминаниям» (1913г.) приведено много оригинальных, малоизвестных сведений о графе, о жизни той эпохи. Описания убедительны своей правдивостью, своей документальностью; ни разу не возникает сомнения в надуманности, недостоверности или фантазии. Отец Иоанн писал о том, что хорошо знал, что много раз перепроверил по разным документам или у многих людей.
Отец Иоанн пишет: «Родившись в селе Курганах, в 40 верстах от Бежецка, Аракчеев до конца своей жизни сохранил расположение к своему уездному городку. Связывали его с Бежецком прежде всего воспоминания детства. У Аракчеевых был здесь свой дом. Со службами и садом он занимал несколько номеров по нынешней Христорождественской улице против здания женской гимназии» (ныне ул.Чудова). «В начале 40-х гг. прошлого столетия наследниками брата Аракчеева, Андрея Андреевича, дом этот был продан майорше Коноваловой. Затем перешёл к купцам Душкиным, устроившим в нём небольшую табачную фабрику. Теперь этот дом принадлежит мещанину И.А.Попкову» (стр.31).
Другая нить связывала графа с тёткой Настасьей Никитичной Жеребцовой (1765-1839). «Дом её на углу Постоялой улицы и Воздвиженского переулка цел и теперь. Это большой сравнительно и красивый дом. Теперь он во владении купца Сергеева». Граф останавливался в доме у тётки, поскольку родительский дом был мал и в нём жили наследники его родного брата Андрея Андреевича (1772-1814). Постников описывает приезды графа к тётке в Бежецк. У её дома для почётного караула всегда ставилась особая будка, памятная старожилам. Каждый приезд графа вызывал в городе большие волнения, всё подтягивалось, подчищалось всюду, где только было возможно. Утром к графу являлись представители дворянства, соборный протоиерей, именитое купечество с выражением своих чувств и принесением поздравлений с благополучным прибытием. Народ трепетал.
Постников описывает в селе Курганы места, связанные с Аракчеевым. «Храм курганский, в котором покоятся родители Алексея Андреевича построен, как отмечено в церковных документах, «тщанием прихожанки, госпожи порутчицы Елизаветы Андреевны Аракчеевой в 1816г.» Через 15 лет … Аракчеев соорудил при нём колокольню и между последнею и храмом комнату «без должного» - как замечает церковная ведомость - « от Епархиального начальства дозволения, а точно по соизволению его, сего села помещика гр.А.А.Аракчеева на его собственный кошт» … «Место погребения родителей в курганском храме ничем не отмечено. Ни надгробных плит, ни надписей - ничего нет. Существует предположение, что могилы их в тех местах, над которыми стоят теперь украшенные графом иконы Покрова и Скорбящей Божьей Матери.
Саженях в сорока восточнее храма стоял Аракчеевский дом. Лет тридцать тому назад он снесён. На месте его теперь поросший березняком пустырь. В стороне – уцелевший от времени графа сравнительно большой амбар на каменных столбах. Вокруг запущенный сад с вековыми липами – свидетельницами детских игр Алексея Андреевича и тех дней и часов, которые он проводил здесь изредка потом. Теперь всё это принадлежит какому-то крестьянину» (стр.44).
Отец И.Постников завершает своё описание на миролюбивой ноте: «много пишут и говорят худого о нём, об его грубости, жестокости и других нехороших чертах характера, порицая с тем вместе и направление всей вообще его государственной деятельности. Но родина графа Алексея Андреевича Аракчеева, во всяком случае, хранит о нём добрую память» (стр.45).
Тем не менее, через полвека после смерти графа и его тётки исчез новый дом, построенный им в Курганах, была утеряна могила его родителей, утеряна могила его тётки Жеребцовой. Ни родственники, ни благодарные потомки не сочли нужным сохранить память о нём. Нет ни одной улицы имени Аракчеева не только в Бежецке, во всей России, нет ему памятника на родине в Курганах. Никто не захотел переименовать Бежецк в Аракчеевск. И это правильно. Сам граф сохранение памяти о себе поручал потомкам: «В последствии беспристрастный судья – потомки - вынесет правильный вердикт за всё».
Примечание:
Подобного описания об Аракчееве не было сделано в Вышневолоцком уезде, где предполагается его рождение. Граф родился 23 сентября; в последние годы высказывается мнение, что ребёнок Алексей был крещён 5 октября 1769г. в церкви Никольского Удомельского погоста на Стану, в родной церкви его отца. Однако детали этого события (священник, восприемники и т.п.) не приводятся, не указываются архивные номера и место хранения источника. Нужны новые исследования документов.
Документы, упомянутые Постниковым И.Н.
*1. Архив Бежецкого земского суда. Указ Тверского губернского правления 02.07.1851г.
*2. Там же. Прошение Рогова от 10.08.1843г.
*3. Архив церкви с. Курганы. Историко-археографические сведения. 1914г., п.4.
*4. Архив церкви Введения – Дымцева. Историко-археографические сведения. 1914г., п.4.
! | Алексей Крючков писал(а): |
Борис Константинович, будучи не компьютерным человеком, видимо, не видел фотокопию метрической книги с записью о рождении А.А.Аракчеева viewtopic.php?p=12127#p12127, поэтому и называет этот документ "мнением", что является неточной формулировкой. В разговоре он пояснил, что считает, что новорожденного младенца привезли из Курган в Стан для крещения. Но вот это его предположение как раз ничем и не доказано, поэтому именно оно и должно называться "мнением". Любой исследователь имеет право на своё мнение. |