Статья из машинописной книги Н.А. Архангельского «История деревень Удомельского района», написанной в 1999 – 2002 годах.
Приглашаю всех желающих продолжить историю деревни, добавив здесь на форуме свои воспоминания, фотографии, сведения, которые на вошли в статью Архангельского.
Подробнее о книге и использованные источники смотри здесь: http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=14071#p14071СТАНСело Верескуновского сельского округа Удомельского района расположено в истоке реки Съежа из озера Удомля, в 6 км севернее железной дороги Бологое-Рыбинск. Рельеф окрестностей определяется окончанием Юрьево-Горской гряды с высотой 185,9 м над уровнем моря в 0,6 км на СЗ от Стана, грядой Акуловских сопок с высотой 175 м, расположенных в 1 км севернее села. Село стоит на равнине, ограниченной названными высотами, поймой реки Съежи на высоте 160 м. Съежа протекает через село в высоких берегах, делая несколько изгибов в пределах селения. На север до Акуловских сопок простирается заболоченная пойма, на юге поймы – пастбище. На правом берегу реки – старое кладбище, руины взорванной церкви, поля, территория льнозавода, на самом востоке – полуостров оз. Удомля Дедов Нос. Местность открытая, неровная и от этого живописная.
Село Стан стоит на развилке дорог Удомля-Котлован и Удомля-Курово, по которой в сторону Котлована до д. Васильево 2 км, до д. Порожки 4 км, в сторону Курова до д. Акулово 1 км, до д. Щеберино 2,5 км, до сельца Гарусово 3,5 км, до д. Касково 5 км; в противоположную сторону до г. Удомля 8 км, а напрямую в южном направлении 6 км.
Название села происходит от древнего слова «стан» – место стоянки и все устройства (Даль), позже – место расположения администрации, центр полицейского или судебного округа тоже назывались станом.
Селение
впервые упоминается в 1478 г. в Списке передачи волости Удомля от Новгородского владыки в личную собственность Великого Князя Московского Ивана III: «Волость Удомля. Погост. На. погосте церковь Никола Святой. 8 дворов, 1,5 обжи».
В 1551 г. в Писцовой книге Бежецкой пятины было записано следующее (ст. 643-644): «В Никольском погосте в Удомельском церковь Николо Чудотворец, а дворов на погосте: двор дьяк Ромашко, дв. пономарь Якуш, дв. пономарь же Ермолка, оба живут на черной земле на волостной, дв. проскурница Иринка на церковной земли без пашни, а пашни двема дьяком церковным и двема пономарям одно польце пашни, сеется 8 коробей, сена 10 копен, а в обжи не положены, земля церковная. Да церковные ж деревни Николские, дер. Сельцо: дв. поп Семен, пашни сеется 8 коробьи, сена 60 коп, а другая дер. Лука Николская ж: дв. поп Степан, дв. дьяк Гаврилко, пашни в 1 поле 7 коробьи, а в дву по тому-ж, сена 60 коп., земля церковная в обжи не положена.
Да на погосте двор приезжий волостелин, да двор тиунский, без пашни оба».
В 1551 г. при Иоанно-Богословском монастыре была лавка Олферка Логинова сына, да амбар с прилавком Иванка Микифорова сына. Оба торговца были со Стана Удомельского.
На рубеже ХVI-ХVII веков в «Кабальной книге» свидетельствуют о кабале крестьян должников Никольско-Удомельские дьячки Ярофей Фалалеев и Иван Сидоров.
В 1847 г. с. Стан приобрел помещик Рихард Яковлевич Зильман.
В 1859 г. село Стан Николо-Станского прихода состояло из 3 частей: Стан-1 – крестьянские хозяйства, расположенные на левом берегу р. Съежа; Стан-2 – крестьянские хозяйства на правом берегу, около современной плотины; погост Николо-Стан (Удомельско-Николаевский), состоящий из церкви с кладбищем и сторожкой на правом берегу и домов причта на левом берегу.
На Стану-1 было 4 двора с 24 личными собственниками, бывшими государственными крестьянами, переведенными в свободные хлебопашцы. На Стану-2 было 3 двора с 23 крепостными помещика Зильмана.
По Уставной грамоте, составленной 21 апреля 1862 г. помещиком полковником Рихардом Яковлевичем Зильманом и проверенной мировым посредником Михаилом Павловичем Менделеевым, установлено, что в д. Стан было 15 душ мужского пола, из них после ревизии никого на волю отпущено не было. Усадебной земли под д. Стан 2 дес. Вся полевая земля 27,5 дес., из пустоши Слапигина 48 (?) дес. и 5 дес. из Зубовой пустоши. Полный надел составляет 4,5 дес. С каждого душевого надела следует отработать 40 мужских и 30 женских дней. При переходе с барщины на оброк за каждый надел платить 9 рублей, а вся выкупная сумма 375 рублей только за усадебную землю. 3а исправное отбытие повинности ответствует круговой порукой все сельское общество. В Становское сельское общество входила также д. Юрьева Горка. На таких кабальных условиях крестьяне получали землю и волю.
Уставную грамоту от д. Стан подписали Сергей Григорьев, Алексей Лаврентьев и Дмитрий Семенов.
В
1886 г. на Стану-1 Удомельско-Рядской волости, у вольных хлебопашцев было 110 десятин земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 42 дес., покоса 97 дес., строевого леса 2 дес., полустроевого леса 1 дес., дровяного леса 22 дес., кустарника 1 дес., неудобий 2 дес.
Здесь было 5 дворов с 32 вольными хлебопашцами, среди которых было грамотных 3 взрослых и 1 учащийся. Они содержали 11 лошадей, 17 коров, 15 овец, а всего с молодняком 36 условных голов. На каждом дворе было не менее 3 коров.
На Стану-2 было 4 двора с 33 временнообязанными (17 мужчин и 16 женщин), среди которых было 4 грамотных. На Стану-2 при деревне было 68 дес. надельной земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 32 дес., покоса 20 дес., дровяного леса 11 дес., неудобий 1 дес. Кроме того в Парьевской волости было еще 32 дес., в т.ч. покоса 10 дес., дровяного леса 16 дес. Было дополнительно куплено 61 дес., в т.ч. усадебной 1 дес., пашни 23 дес., покоса 17 дес., леса строевого 6 дес., полустроевого 3 дес., дровяного 11 дес. Здесь содержали 11 лошадей, 19 коров, 13 овец, а всего с молодняком 40 условных голов. На каждом дворе было не менее 3 коров и 2 лошадей.
Для сравнения хозяйств вольных хлебопашцев и временнообязанных запись некоторых показателей по обеим частям деревни проведем параллельно. Так, на песчаных почвах сеяли:
Стан-2 платил повинности 75 рублей в год, в т.ч. 53 руб.выкупных. Интересно, что на Стану никто не занимался местным промыслом. А отходников было всего 5 человек: заводские рабочие, пастухи.
В
1911 г. оба Стана выровнялись по своему социальному статусу. Теперь счет идет на всю деревню целиком. К этому времени на Стану было 15 дворов с 90 жителями, среди которых было грамотных 19 грамотных и 7 учащихся. В деревне держали 20 лошадей, 27 коров, 35 овец, а всего с молодняком 61,8 условных головы. 1 хозяйство было без лошади и 2 – без лошадей и коров.
Местным промыслом стало заниматься 10 человек из 6 хозяйств, из них 1 – в своей деревне, 9 – в своем уезде. Отходников было всего 2 человека из 2 хозяйств, работавших в Петербурге.
Землей владели 13 хозяйств. Они сеяли 15,33 дес. озимых, яровых 16,5 дес., пар занимал 15,11 дес. Всего было пашни 48,37 дес., покоса 97,03 дес.; надельной земли 110,12 дес., купленной 66,62 дес., арендованной 34,16 десятин.
История Николо-Станского или Удомельского Николаевского
погоста началась одновременно с селением Стан. Река Съежа была значительной водной дорогой в древнем Новгороде, выходящий сразу на несколько озер с дальнейшим продолжением водного пути на Мологу до Волги. Естественно, что поселение в истоке реки имело важное транспортное, а также военное и административное значение. Известная деревня Юрьева Горка, стоящая СЗ Стана в 0,6 км над рекой, служила сторожевым постом на подступах к озерам и волокам.
Сама река Съежа протекала по центральной оси Удомельской волости и служила своеобразным стержнем в управлении волостью.
Церкви на погосте были деревянные и периодически менялись. В 1730 г. на Стану была поставлена
деревянная церковь с двумя престолами: Рождества Христова и Преподобного Александра Свирского. Эта церковь в начале ХХ века была перевезена в д. Ряд, но там не была восстановлена. Эта церковь запечатлена на полотнах художников В.К. Бялыницкого-Бирули и Н.М. Аксакова (самодеятельного художника из д. Бережок).
В 1872 г. на Стану поставлена
каменная церковь с 4 престолами: Богоявления Господня, Великомученика Пантелеймона, Святого Николая и Преподобного Сергия Радонежского. Церковь эта была поставлена, очевидно, после деревянной, по традиции сохранения одного из главных престолов во имя Святого Николая.
Известно, что в 1900 г. здесь священником служил Николай Малинин. В 1901 г. его сменил Дмитрий Петропавловский, дьяконом с начала XX века был Георгий Иванович Худяков, псаломщиком Иван Никольский, которого сменил Георгий Никольский, скончавшийся 28 апреля 1910 г. На освобожденное место заступил псаломщик Николай Ильгоский, а в 1914 г. его сменил Иван Климин, служивший в 1916 г. и позже.
В 1886 г. на погосте Николо-Стан было 139 дес. церковной земли, в т.ч. усадебной 3 дес., пашни 45 дес., сенокоса 30 дес., зарослей 5 дес., кустарника 47 дес., неудобий 9 дес. На погосте содержали 6 лошадей, 19 коров, 22 овцы или 35 условных голов. Применялся наёмный труд с оплатой исполу. Инвентарь сошный. Сеяли ржи 6 дес., овса 4,5 дес., ячменя 1 дес., гречки 0,5 дес., картофеля 0,125 дес. Получали урожай с десятины ржи 45 мер, овса 80 мер, ячменя 40 мер, картофеля 80 четвертей, гречки 15 мер. Накашивали 2680 пудов сена. На погосте находилось 6 жилых и 10 нежилых строений стоимостью 1840 рублей, где проживали 4 семьи духовного звания из 14 человек и 1 мещанская семья из 7 человек. На погосте нанимали 1 годового и 3 летних работника.
В приход входили селения Лубенькино, Гарусово, Акулово, Васильево, Лукино, Щеберино, Порожки, Медведково, Сатина Горка, Сухарево, Мошная Горка, Стенецкое, Мосты, Рудеево, Юрьева Горка и деревни, расположенные за оз. Удомля: Ванюнькино, Ряд, Вакарино По переписи в 1915 г. церковной земли имелось 177 дес. Братский доход составлял в 1900 г. 670 рублей, в 1915 г. – 800 рублей. Прихожан насчитывалось 2700. Церковным старостой в начале XX в был акуловский крестьянин Агей Агеевич Марков.
После отмены крепостного права на Стану стихийно возникла школа грамоты, в которой занималось до 60 учеников. Занятия проводились по крестьянским избам, в разных деревнях и деятельность такой школы была неэффективной. В 1884 г. при церкви была открыта Удомельско-Никольская церковно-приходская школа, в которой занималось в 1888 г. 48 учащихся, в 1898 г. – 63, в т.ч. 11 девочек. В 1900 г. законоучителем и заведующим школой был священник, учителем по всем другим предметам – Мария Николаевна Соколова.
(окончание ниже)