Из книги "Летопись села Нового, что на Волге, и его окрестностей" (Тверь: "СФК-офис", 2015, ISBN 978-5-91504-041-9)
Немного хочу сказать о названии села, надо было это написать в книге, но как говорится, умные мысли приходят опосля.
До переименования села в Свердлово всегда указывалось, что
село Новое именно на Волге. Почему? А дело в том, что в Клинском уезде было
ТРИ селения с названием Новое - село Новое, что на Волге; село Новое, что на Сестре и деревня Новое.
Само название "Новое" говорит, что когда-то на этом месте стояло другое село, судьба которого неизвестна из-за отсутствия каких-либо древних документов.
По Клинскому уезду сохранены документы только с 1624 г., да и то частями. Полностью, к примеру, отсутствуют документы за период с 1724 по 1774 гг. Работники архивов утверждают, что огромное количество документов погибло в период войны 1812 г.
Итак.
СЕЛО НОВОЕ, ЧТО НА ВОЛГЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ СЕЛА С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. История села Нового глубоко уходит в древние времена. Год образования села неизвестен. Но по имеющимся архивным данным село Новое было центром волости еще далеко до правления Ивана IV Грозного и смогло выстоять тяжелые времена его правления, период Смутного времени, польско-литовские нашествия, страшный голод и мор.
- Фрагмент карты 17 в.
Первые упоминания о селениях волости появляются в писцовых книгах
начала 17 века.
Известно, что в те времена у села Нового имелось несколько владельцев:
Яков и Домна Семеновы, Иван Турский и Василий Хилков.
Немного об этих владельцах.
Семеновы Яков и Домна известны в 16 веке как землевладельцы селений в Домховской волости вокруг озера Захаровского в 10 км южнее села Нового (позднее были завещаны Троице-Сергиеву монастырю). Семеновым также принадлежали деревни Новошино, Шуманово, Кривякино (Шуманово и Кривякино вошли позднее в Корчевской уезд Тверской губернии).
Василий Хилков принадлежал к старинному княжескому роду, многие представители которого были воеводами, государственными деятелями.
В писцовой книге не указано отчество Василия. Можно предположить, что это был Василий Дмитриевич Хилков, прославившийся при Иване Грозном своим походом на Лифляндию.
О дворянине
Иване Петрове сыне Турском известно, что был он воеводой в Твери в 1611 г. Ему также принадлежали соседние Вахромеево и половина сельца Карачарово. Позднее Турский становится дозорным и писцом царя Михаила Федоровича. А его землевладение переходит лекарю
Кашпиру Давыдову. О лекаре Кашпире есть сведения в книге Кузьмина Н.К. "История медицины»
"Штат Аптекарского приказа был небольшим: два врача, пять лекарей, один аптекарь, один окулист, два переводчика и один подьячий. В росписи для выдачи жалования указаны служащие Аптекарского приказа: доктор Артемий Дий, доктор Валентий Биле, аптекарь Андрей Иванов, окулист Давид Браун, лекари
Кашпир Давыдов, Ольферей Ольферьев, Кляус Аперт, Анца Шлюц и Вьялица Потемкин, переводчики Захарей Захарьев, Елисей Юрьев, подьячий Федор Быков...»
По писцовым и переписным книгам
1624 г. известно, что
«в селе Новом на Волге имеется церковь во имя Иоанна Богослова древяна клецки* а в церкви Божия милосердия образы и свечи и книги и ризы и всякое
строение мирское приходных людей
да в селе двор попа
поп Борис Андреев". Примечание: *С глубокой древности, со времен зарождения на Руси христианства вплоть до начала 19 века на Руси существовал клетский тип церквей. Основу таких церквей составляла клеть (сруб) крестьянской избы. От жилой клети церкви отличались крестом на коньке да алтарем в виде прируба.
Наибольшое распространение получил трехчастный тип клетского храма, ставший отправным образцом на многие годы: основная, более крупная и высокая клеть, прирубленная к ней с западной стороны вторая клеть (трапезная) , третья клеть, прирубленная к основной с востока и предназначенная для алтаря.
В
1637 г. от Кашпира Давыдова землевладения наследует его сын, московский стряпчий
Роман Цымерманов, но в том же году он принимает решение обменять свою треть села Нового на деревню Скрылево с пустошами, принадлежащими тогда князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому.
Князь Дмитрий Мамстрюкович (он же — Каншов-мурза) - внук Темрюка-Мурзы, кабардинского князя, тестя и союзника Ивана IV Грозного, один из видных деятелей Смутного времени и царствований Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. На Земском Соборе в 1613 году выдвигался одним из кандидатов на Российский престол. Воевода в Ярославле (1617). Воевода московский в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Глава Приказа Казанского дворца, главный воевода войск под Смоленском (1633). Женат с 1620 г. на Елене Алексеевне Зюзиной, дочери окольничего Алексея Ивановича Зюзина. (По кончине супруга – старица Горицкого монастыря.) Детей от брака не было. Умер в 1651г., не оставив потомства.
Такого знатного вельможи не устраивало владение лишь третью села, и вскоре все село Новое на Волге с окружающими пустошами переходит во владение князя Дмитрия Черкасского.
Так в переписной книге Долгорукого от
1646 г. (л. 70) говорится:
«За боярином за князем Дмитрием Мастрюковичем Черкасским что было за Яковом да Домной Семеновыми да за лекарем за Кашпиром Давыдовым да за Василием Хилковым в поместье село Новое на Волге»
У большинства крестьян в переписи указаны прозвища. Чаще всего встречаются прозвища - Епанеч(ш)никовы, Яйцовы, Зайцовы, Полушкины, Роговы и др.
Интересная деталь данной переписи — у нескольких крестьян помечено
«рыбак». Так, рыбаками были Афонька Степанов, Ондрюшко Тимофеев, Афонька Григорьев.
После смерти Дмитрия Мамстрюковича село Новое наследует его родственник
Михаил Яковлевич Черкасский.
Князь Михаил Яковлевич - стольник при 8-летнем царе Петре I (1680), боярин (1682) и ближний боярин (1684), воевода в Новгороде-Великом (1685) и в Тобольске (1697–1699). Управлял Сибирью. Строитель в московском Новоспасском монастыре церкви Николы - чудотворца и больницы при ней (1676). Женат с 1667г. на княжне Марфе Яковлевне Одоевской, дочери князя Якова Никитича Одоевского.
В переписной книге князя Ивана Борятинского да подьячего Микиты Воробьева от
1678 г. (л.70-об.) сказано:
« За стольником Князь Михайлой Яковлевичем Черкашиным вотчины село Новое
в селе церковь Воздвижения Чеснаго и Животворящего Креста
а у той церкви двор попа Давыда Елисеева
у него сын Екушка 5 лет
дьячок Ивашка Микитин у него жена 20 лет сын Гришка 3 лет
да того села прикащик Давыд....» В селе Новом числилось 20 дворов крестьян и 9 дворов бобылей.
Прозвища крестьян на тот период— Митенины, Тарунины, Гомзулины, Чепурновы, Епанешниковы, Шемелины, Полушкины, Сухаревы, Кашины, Калашниковы, Богдановы, Быковы, Муразины, Зайченок, Кузнеченок, Колосенок, Шкапенок и др.
Зайченок, Колосенок, Кузнеченок и Шкапенок в последующие годы писались как Зайцо(е)в, Колосов, Кузнецов, Шкапин.
Прозвища — фамилии Тарунин, Гомзулин, Колосов, Зайцев сохранились на протяжении нескольких веков и дожили до 20 века. Другие фамилии с годами трансформировались в иные прозвища — фамилии.
В писцовой книге 1678 г. во владении
«Михаила Яковлевича Черкашина» также упоминается приселок Воскресенский, в котором было 12 крестьянских дворов и 14 бобыльских.
В переписи
1709 г. (л.120) село Новое на Волге продолжает упоминаться как
«вотчина боярина Князя Михаила Яковлевича Черкасского»
«в том селе церковь Божья во имя Иоанна Богослова* деревянная
у той церкви строение боярина князя Михаила Яковлевича Черкасского со всякой церковной утварью
к той церкви земля старинная церковная
во дворе поп Иван у него детей Яков 40 лет
у Якова сыновья Григорий 5 лет Федор 2 лет
у той церкви дьячок во дворе Иван Никитин
у него брат Федор Никитин
у Ивана сын Михайла
у тогож церкви диаконов сын Дмитрий 15 лет ...
… в том селе Новом двор прикащичий
в том дворе живет прикащик ». Всего крестьян мужского пола - 129 душ.
Примечание : поочередное упоминание на протяжении 17-18 веков в селе Новом церкви Иоанна Богослова и Крестовоздвиженской церкви дает возможность предположить, что в селе было 2 храма, как и в некоторых других больших селах Клинского и Тверского уездов, которые поочередно периодически горели и перестраивались.
Не исключено, что одна церковь осталась от старого села (возможно, уничтоженного во времена татаро-монгольских нашествий) с несохранившимся названием, другая же была построена в новом отстроенном селе.
В
1710 г. в Клинском уезде была проведена самая интереснейшая перепись податного населения. Она отличалась тем, что в ней указывались как души мужского, так и женского пола. У всех указывался возраст. Описывался быт крестьян, сколько изб у семьи (1-2), в каком состоянии изба (новая, ветхая), есть ли у крестьянина пашня, не нищенствует ли крестьянин.
Перепись была проведена стольником Федором Алексеевичем Татищевым
«в присутствии прикащика Митрофана Воинова, старосты Федора Яковлева, выборного крестьянина Логина Михайлова сына Тарунина с товарищи». На л. 330 переписи описано село Новое на Волге:
«В селе Новом во дворе боярина князя Михаила Яковлевича Черкасского прикащик Митрофан Воинов сын Петров 50 лет
у меня [i](слова Митрофана) жена Анна Васильева дочь 55 лет
у меня две дочери Марья 30 лет Федосья 10 лет
у меня Митрофана
человек швецкого полону Анисим Митрофанов сын 20 лет
у него жена Мавра Данилова дочь 19 лет
у меня девка работница Матрена Аверкиева 14 лет
у меня человек Василий Ферсеев сын 30 лет
у него жена Окулина Иванова дочь 27 лет
у него сын Иван 5 лет
у него брат родной Иван 30 лет
в том селе крестьяне.....» [/i](описаны жители 53 дворов, 13 из которых опустевшие)
Примечание: людей «швецкого, литовского» либо другого «полону» крестили в православную веру. Отчество давали по крестному отцу (обычно, хозяину пленника). Прозвище соответствовало происхождению пленника – Шведов, Поляков, Немцев и т.п.
В переписи 1710 г. указано, что несколько крестьян из опустевших дворов
«переведены в Санкт Петербурхъ в лопатники». По - видимому, речь идет о строительстве новой северной столицы. Под «лопатниками» подразумевались рабочие, занятые на землеустроительных
работах, начиная с 1704 г.
В 1704 г. по Указу Петра I в Петербург были вызваны из разных губерний до 40 тысяч работных людей, в основном крепостных помещичьих и государственных крестьян.
В переписи
1715 г. село Новое на Волге значится
"За князь Алексеем Михайловичем Черкасским».
- Алексей Михайлович Черкасский, 1760-е годы
художник И. П. Аргунов
Князь Алексей Михайлович Черкасский (28.09.1680 – 4.11.1742) Управлял Городовою Канцелярией строений С.-Петербурга, заведовал устройством дворцов и садов. Обер-комиссар С.-Петербурга. Был губернатором Сибири (1719–1724), действительным тайным советником (1730), сенатором (1725), кабинет-министром (1731), президентом Коллегии Иностранных дел со званием Великого Канцлера (1740). Служил Петру I, Екатерине Алексеевне, Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Владелец множества богатых поместий и 70 000 душ крестьян. Женат дважды: в 1706 г. на Агриппине (Аграфене) Львовне Нарышкиной, дочери боярина Льва Кирилловича Нарышкина, двоюродной сестре Петра I (умерла в 1709 г.) и в 1710 г. на княжне Марии Юрьевне Трубецкой, дочери действительного тайного советника, князя Юрия Юрьевича Трубецкого.
По переписи 1715 г. (л. 293) в селе значилось крестьянских дворов 42, из них 3 двора опустевших.
Жителей 184 мужского пола и 157 женского.
«В том селе церковь деревянная Иоанна Богослова
при оной церкви церкви во дворе поп Яков Иванов 45 лет
жена ево Акулина Петрова 43 лет
у него детей три сына Григорий 22, Федор 20 лет, Родион пол году, дочерей Арина 18, Параскева 16, Анна 14, Алена 11 лет.
дьячек Михайло Иванов 30 лет...
пономарь Григорий Иванов 47 лет» Петр I был недоволен результатами переписи 1715 г. и потребовал уточнения записей.
Новая (дополнительная) перепись
1723 — 1724 гг. проводилась также при свидетелях и в присутствии старосты и выборных лиц.
В селе Новом при переписи присутствовали приказчик Артемий Потапов, староста села Тит Антипов и выборный крестьянин Григорий Михайлов.
В переписи 1723 г. упоминается
"Села Нового церкви Иоанна Богослова поп Яков Иванов". В
1743 г. дочь Алексея Михайловича Черкасского -
княжна Варвара Алексеевна (11.09.1711–2.10.1767) - фрейлина при Анне Иоанновне и первая в России камер–фрейлина при Елизавете Петровне, статс–дама при Екатерине II, “самая богатая невеста России”, выходит замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, которому в качестве приданного достаются село Новое, что на Волге и село Воскресенское, что на Шоше.
- Варвара Алексеевна Черкасская
художник И. П. Аргунов
Петр Борисович Шереметев ( 26.02.1713–30.11.1788 ), граф, генерал-аншеф, обер-камергер, сенатор. Кавалер орденов Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. Сын графа Бориса Петровича Шереметева от второго брака с графиней Анной Петровной Салтыковой. Известен своими чудачествами, любовью к искусству. Женитьбой на княжне Варваре Алексеевне Черкасской удвоил свое состояние.
- Петр Борисович Шереметев, 1760 г.
художник И. П. Аргунов
В
1762 г. с. Новое, что на Волге упоминается как
«вотчина графа Петра Борисова Шереметева».Здесь же упоминается храм Евангелиста Иоанна Богослова, священник Дмитрий Васильев.
Численность села очень небольшая, как и по всем селениям волости и Клинской округи того времени. Так, по метрической книге 1762 г. за год в селе Новом родилось всего 3 детей, заключено 2 брака, умерло 2 человека.
В
1769 г. в Клинском уезде происходит межевание земель. Землю в селе Новом 29 сентября межевал Хлопов.
Результаты межевания:
Из документа видно, что в 1769 г. в селе Новом проживало 304 души мужского пола, имелось земли 1386 десятин и 1476 сажень. Из них 1356 десятин и 426 сажень удобной земли, 30 десятин и 1050 сажень неудобной земли.
Часть земли вокруг села относилась к церкви Иоанна Богослова, что при селе Новом, что на Волге. Эти земли межевал 17 декабря 1769 г. также Хлопов.
1770 г. — последний год, когда в архивах упоминается церковь Евангелиста Иоанна Богослова. Но по старой традиции, именно в день Иоанна Богослова 8 мая и 29 сентября еще многие десятилетия вплоть до 1917 г. в селе проводились ежегодные праздничные ярмарки.
Интересно отметить, что при храме существовало ДВА прихода. Служили два священника, каждый со своим штатом, своими прикрепленными деревнями. Каждый священник вёл свою документацию — исповедальные ведомости, метрические книги. При этом с. Новое и соседняя дер. Вахонино (самые большие по численности прихожан) были поделены поровну между священниками.
Вот выдержки из метрических книг 1770 г.:
по 1 приходу -
«Книга Переяславской Епархии Клинского уезда Повольского стану села Новаго церкви Иоанна Богослова священика Якова Дмитриева ...1770 г.»
по 2 приходу -
«Книга Переяславской Епархии Клинского уезда Повольского стану села Новаго церкви Иоанна Богослова священика Михаила Федорова ….. 1770 г.» Примечание: на период 1770 г. храмы Клинского уезда относились к Переяславль-Залесской Епархии, которая просуществовала недолго и была упразднена в конце 18 века при общем пересмотре границ Российских губерний в 1775 г.
Переяславль-Залесский уезд отошел к Владимирской губернии, Клин же был включен в состав Московской Епархии. Его уездная территория была значительно расширена, что привело к увеличению количества церквей в 2 раза.
В
1774 г. упоминается уже новый храм -
« Переяславской Епархии Клинского уезду Повольского стану с. Нового церковь Воздвижения Честнаго креста Господня». За период 1771-1773 гг. упоминаний о храме в селе Новом на Волге в архивах нет.
В храме продолжают служить те же священники, что и церкви Иоанна Богослова до 1770 г. - Яков Дмитриев и Михаил Федоров.
К приходу священника
Якова Дмитриева относились :
32 двора крестьян села Нового (среди них предки Суратовых, Шабашовых, Тихоновых-Чуркиных, Широковых-Чугуновых, Дубининых-Пузиных, Шуваловых, Пашкиных и др.) и 2 двора священнослужителей;
ямщики дер. Вахонина Тверского яму — 10 дворов;
той же деревни Коллегии экономии крестьяне — 1 двор;
ямщики дер. Тереховой Тверского яма — 9 дворов;
той же деревни Коллегии экономии крестьяне — 5 дворов;
той же вотчины экономической дер. Искренина крестьяне — 11 дворов;
той же вотчины экономической дер. Спасской крестьяне — 4 двора;
вотчины поручика Андрея Федорова сына Маркова дер. Боярской крестьяне — 5 дворов;
той же вотчины дер. Дворской крестьяне — 7 дворов
К приходу священника
Михаила Федорова относились:
44 двора крестьян села Нового ( среди них предки Сидениных — Матовых, Кучиновых и др.) и 2 двора священнослужителей;
ямщики дер. Поганцева Тверского яма — 8 дворов;
ямщики дер. Вахонина Тверского яма — 15 дворов;
ямщики дер. Щелкова Тверскоо яма — 3 двора;
той же дер. Щелкова крестьяне — 23 двора;
вотчины дворянина Иова Прокофьева сына Демидова дер. Шуколова крестьяне — 2 двора
С конца 18 века к приходу священника Михаила Федорова присоединяются:
дер. Новошино Статского Советника Петра Петровича Курбатова (ранее, вероятно, относилась к приходу села Завидово) — 20 крестьянских дворов;
дер. Вахромеево - 12 крестьянских дворов и сельцо Карачарово - 8 крестьянских дворов помещиков Матовых, ранее относящиеся к приходу села Сучки (в 1830-х годах возвращены приходу села Сучки).
А к приходу священника Якова Дмитриева присоединилось сельцо Плоское Полковника и Кавалера Ивана Петрова Бекетова, также ранее относящееся к приходу села Сучки — 20 семей дворовых людей и 16 крестьянских дворов.
Примечание: сельцо Плоское остается при селе Новом постоянно, а Вахромеево и Карачарово возвращены приходу села Сучки после постройки там в 1840-х годах нового храма.
Описание нового храма с. Нового, действующего с 1774 г. - Воздвижения Честнаго креста Господня Архивная орфография документа сохранена«по Метрике церкви, составленной Императорским Московским Археологическим обществом в 1887 г. со слов священника означенной церкви Василия Кузмина Светлаева 1887 г. февраля 7 дня:
1.Во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня
3.(2.и многие другие отс.) Церковь основана в 1800 г., по местному преданию в конце 18 века вместо сгоревшей деревянной церкви
(здесь видна неточность — по архивным документам церковь была уже действующей в 1774 г.)
4.Церковь каменная.
5.Ни храмодатель, ни главный мастер строивший церковь, неизвестен.
6.Описываемая церковь находится в центре с. Нового при Волге на площади, основана она хотя на ровном месте, но по уклону к реке Волге, стоит как-будто бы на возвышенной горке.
9.Церковь построена крестообразно и одноэтажная.
10.Алтарь с одним полукружием без всяких граней.
11.По неимению фасада вышину нельзя показать, а длина 14 1/2 саж., ширина 16 1/2 саж.
13.С основания церковь построена из белого камня до пояса, а остальное все из кирпича.
14.Стены выкладены снаружи и изнутри из кирпича а середина на известковый раствор тем же кирпичем с ….
Кирпич, можно сказать, толстый и обожженный без всяких клейм.
Стены трапезны церкви в 1865 г. вновь измазаны … и в стенах положены железные связи.
15.Наружные стены гладкие; посредине церкви обведен пояс выделанный из белого камня, одинокий круглый. На стенах восточной и западной есть выдающиеся лопатки, связанные к верху в три арки и образующие собой три углубления, в которых с восточной стороны вверху под арками написаны образа.Под карнизом настоящей церкви и под полукружьем алтарным сделаны квадратные углубления в количестве десяти, в которых помещены вытесанные из камня херувимы.
16.Карнизы сделаны из кирпичей в виде поясков, зубчиков и четырехугольников.
17.Над карнизом в виде дугообразных в один ряд устроенных теремки.
18.Кровля на сводах церкви шатровая на четыре ската, жестяная, выкрашена в 1883 году. Покрышка на трапезной церкви состоит из четырех кокошников по два в ряду с Южной и Северной сторон, скрытых под крышею.
19.Фонарь на сводах с пролетами сквозной и выходит из кружал, имеющих один поясок вверху.
20.На церкви пять глав: одна над фонарем, а четыре на каждом углу из стен храма и все они покрыты железом и выкрашены.
21.Кресты на главах железные осмиконечные, середина которых с просветом узорчатым и каждый крест имеет 4 цепи, спускающимися к главам.
22.Окна продолговатые, которых в алтарь находится три с перемычками прямыми, а прочие дугообразными; настоящий храм в три свита , а трапезная в один свит; наличники у окон гладкие из кирпича и все окна имеют отливы во внутрь. Одни железные решетки в виде квадратиков из ломаных линий и каждый квадратик склепан железом, другие: верхи в виде круглаго сияния, которые держатся на квадратных железных прутьях
…
37.Иконостас сделан из соснового леса, резной из дерева.
...
50.Колокольня построена в 1800 (?) г. тщением прихожан четырехугольнаяя из кирпича, нижняя часть, которая до пояса, сложена из белого камня.
51.Большой колокол лит в 1843 г. (?), второй 1797г (?)
(знаки вопроса поставлены автором данной книги из-за сомнения их достоверности)
52.Стены церкви расписаны живописным письмом в 1843 г. и было возобновлено письмо в 1873 г.
…
54.В верстах 5-ти от Крестовоздвиженской церкви на северо-восток по течению реки Волги существует с незапамятных времен часовня, в которой находится небольшая икона Успения Б. Матери местночтимая; эта икона греческого письма и сохранилася в последнее время сделанной на эту икону сребро-позолоченная риза; эта икона 7 1/2 вер. вышины и 6 вер. ширины. Это известно только по преданию.»
- Крестовоздвиженская церковь в наше время
фото из семейного архива О.В. Барыкиной, 2012г.
В 1774 г. в Клинской округе была составлена статистическая таблица по сословиям по всем приходам.
Так по прихожанам села Нового имеются следующие данные:
«число дворов — 187
людей обоего пола в избе - 694 м./594 ж.
духовных (попов, дьяконов, дьячков) — 9
военных - -------
дворовых - -------
поселян — 447 м./378 ж. замоложены — 67 м./56 ж. (вероятно — дети)» Из таблицы также видно, что на период 1774 г. землевладельцы в Новинской волости не проживали, дворов, а, следовательно, и дворовых не имели (проживали в городах или в более крупных своих поместьях).
- Фрагмент карты Клинского уезда 1774 г.
Примечание: в названии деревни Новошино допущена ошибка
На период
1789 г. в селе Новом числилось 111 крестьянских дворов и 4 двора священнослужителей.
Незадолго до смерти Петр Борисович Шереметев передал половину села Нового (относящуюся к приходу священника Михаила Федорова) своему сыну
Николаю Петровичу. Однако, по документам архива в 1789 г. в селе Новом еще числятся два владельца — Петр Борисович (умерший в 1788 г.) и Николай Петрович (вероятно, Николай Петрович еще не оформил наследство).
- Николай Петрович Шереметев,
(1751 — 1809)
художник И.П. Аргунов
Н.П. Шереметев - обер-камергер, сенатор, покровитель искусств, основатель Шереметевского странноприимного дома в Москве.
Судьба Николая Петровича Шереметева весьма необычна. Он полюбил крепостную девушку Прасковью Ковалеву (Кузнецову) - дочь крепостного коваля, т.е. кузнеца, актрису своего крепостного театра. За ее красоту и необыкновенный актерский талант ей дали новую фамилию — «Жемчугова».
"Жемчужина самоцветов шереметевских" - так говорили о ней восторженные зрители.
Бросив вызов высшему свету, Николай Петрович вступил с ней в законный брак.
- Прасковья Ивановна Жемчугова
художник И.П. Аргунов
3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына и через двадцать дней умерла от туберкулеза.
Еще при жизни Прасковья просила мужа открыть странноприимный дом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и крышу. Супруги вместе выбрали место для постройки на тогдашней окраине Москвы, за Земляным валом у Сухаревской площади. Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, крепостным архитектором Елизвоем Назаровым. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню. Удобный подъезд для доставки больных украсили сдвоенными колоннами. Обширную благотворительную деятельность Шереметева прославил придворный поэт Гавриил Державин.
После смерти жены безутешный граф Шереметев поручил своему другу, архитектору Джакомо Кваренги, перестроить здание Странноприимного дома так, чтобы он стал величественным памятником его усопшей супруге. Достойное, но простое здание Назарова нужно было превратить в великолепный дворец, не имеющий аналогов в мировой архитектуре.
Всего на строительство граф потратил три миллиона рублей ― колоссальную по тем временам сумму.
Николай Петрович всего несколько месяцев не дожил до открытия Странноприимного дома. Оно состоялось в день его рождения 28 июня 1810 г. при огромном стечении народа. Семья Шереметевых неукоснительно исполняла волю Николая Петровича, принимая деятельное участие в судьбе дома и жертвуя на его содержание огромные суммы.
По духовному завещанию Прасковьи Шереметевой ежегодно отпускались средства на приданое «неимущим и осиротевшим девицам». Нуждавшиеся в помощи девушки тянули жребий 23 февраля, в день памяти Прасковьи, а в Троицкой церкви Странноприимного дома венчались невесты-сироты.
- Странноприимный дом в Москве
(ныне Институт скорой помощи им. Склифосовского)
Кстати,
трансформация прозвищ - фамилий у крестьян хорошо видна на примере жены Николая Петровича Шереметева.
Прасковья Ивановна сменила несколько фамилий. В детстве, родившись в Ярославской губернии, она была Горбуновой по отцу — горбуну, страдающему костной формой туберкулеза. 7-ми летней девочкой, попав в Москву, она стала Кузнецовой (Ковалевой), т. к. ее отец был кузнецом (ковалем). Став «жемчужиной» крепостного театра, Прасковья становится Жемчуговой. И последняя фамилия — фамилия мужа — Шереметева.
Прослеживая судьбу крестьян села Нового на протяжении 300 лет, видно, как менялась фамилия в зависимости от образа жизни крестьянина, его характера, внешних данных. Нередко получалось, что если в семье было 5-6 сыновей, со временем каждый из сыновей и его семья имели свою фамилию, отличную от фамилии отца. Даже на протяжении одного 19 в. фамилия у многих изменилась несколько раз.
Примеры:
1.Стракановы к концу 19 в. стали СтАракановы, а одна из ветвей, работая живописцами-иконописцами стали Живописцевыми.
2.Бардаковы стали БУрдаковыми.
3.Шибашевы к концу 19 в. стали ШЕбашевыми, а в начале 20 в. ШАбашОвыми. Одна из их ветвей стали Кутиными.
4.Одна из ветвей Тихоновых (фамилия шла от предка Тихона) стали Чуркиными.
5.В конце 19 в. в документах часто встречаются двойные фамилии. Так Кучиновы делились на Кучиновых-Барыбиных, Кучиновых-Петуховых. Брунов писался «он же Громов», Сиверцев «он же Баклин», Котихин «он же Сосин».
6.дети вдов теряли фамилию отца, становились Лизины, Любовины и др.
Село Новое всегда слыло богатым селом и славилось зажиточными крестьянами. Большую роль для жизни села играли близость Волги, богатой рыбой, водный путь от Твери до Астрахани, а также проходящий через центр села тракт на Корчеву (а через нее и до Кимр). Этот участок дороги в селе был вымощен булыжником и назывался Каменкой, которая сохранилась до наших дней.
- Каменка (бывший Корчевский тракт), конец 20 в.
(фото из семейного архива О.В. Барыкиной)
По описанию уезда и волости в книге Чеботарева Х.А от
1787 г. по историческому и топографическому описанию Московской губернии в селе Новом имелась пристань, куда приходили
«из Нижняго Новагорода барки и другие суда с солью и складывались в том селе в наемные обывательские домы». В день Иоанна Богослова на традиционные праздничные ярмарки в село Новое
«съезжались из некоторых городов и привозили платки, ленты, китайки, холст, косы, шитое разное платье, шляпы, шапки, кожаную обувь, чулки, красной товар; а крестьяне с колесами, хлебом, конопляным и коровьим маслом, разными съестными припасами и яблоками». О местных жителях тот же автор пишет:
«росту посредственного, лицом недурны, волосом более светлорусые и вообще сказать неглупы, смелы, переимчивы, с посторонними обходительны, а по чистому воздуху и сухому местоположению, здоровы и крепки: упражнение их состоит в следующем: по зимам большая часть жителей, особливо казенных и семьянистых помещичьих, ездят по дорогам в извозе, возят купецкие товары из найму в разные города по ярмонкам не только внутри России, но и в чужие, как-то в Данцинг, Лейбциг и Берлин, а оставшиеся смотрят за домом и скотом...» В
1803 г. все село Новое числилось за Николаем Петровичем Шереметевым. В селе насчитывалось 116 крестьянских дворов (55 в одном приходе и 61в другом, а также 4 двора священнослужителей).
Увеличение дворов произошло за счет высокой рождаемости и обособления детей от родителей. Причем, как правило, дома отделившихся детей ставились рядом.
1803 г. — трагический год жизни Николая Петровича. Он теряет любимую жену, оставшись на руках с 20-ти дневным сыном Дмитрием.
А в
1809 г. умирает и сам Николай Петрович, оставив сына круглым сиротой, наследником огромных богатств и новым хозяином села Нового. А жители села становятся
«крестьянами его сиятельства малолетнаго графа Дмитрия Николаевича Шереметева».Вдовствующая императрица Мария Федоровна берет Дмитрия под свое особое покровительство. Опекунов и воспитателей наследника огромного состояния подбирали только с ее одобрения.
По ревизской сказке
1811г. (7-й ревизии), по которой учитывалось только мужское население, в селе числилось 342 души мужского пола плюс 3 дворовых человека (на период предыдущей ревизии 1795 г. дворовых людей мужского пола было 5).
Наличие дворовых людей в селе говорит о существовании и самого двора барина в селе, куда он мог бы приехать в любое время, если это ему понадобилось бы. Возможно, он находился там же, где находился двор Черкасских - рядом с храмом.
По ревизии видно, что за период с 7 по 8 ревизии (с 1795 по 1811 гг):
- в рекруты* отдано всего 3 человека - дворовые Иван Михайлов и Михайла Федоров в 1807г. и Леон Кузмин Шибашев в 1811г. Это в то время, когда соседние помещики очень хорошо зарабатывали на поставке рекрутов в армию.
- 1 дворовый человек (Матвей Иванов) переведен в другое поместье в 1804 г.
- 1 крестьянин А. сослан в Сибирь на поселение.
В январе 1812 г. согласно закона «О поставке в рекруты крестьян» из села Нового отданы в 81 набор рекрутов России 2 крестьянина — Кирилла Козмин (без фамилии) и Егор Симеонов Тарунин.
Во время войны
1812 г. жители уезда и самой Новинской волости внесли свой вклад в победу.
В Клину формировались 9 и 10 номерные пехотные полки. 9-й пехотный полк стоял в селе Завидово (по соседству с селом Новым). Формированием полков занимался Иван Васильевич Гладков, генерал 2-го округа внутренней стражи.
В уезде создавались полки народного ополчения. От села Нового было отправлено 57 ополченцев — самое большое количество по сравнению с другими селениями.
- 13.jpg (20.38 KiB) Просмотров: 23573
Народный ополченец 1812 г.
В
1820 г. в с. Новом насчитывалось:
в приходе священника Алексея Никитина 2 двора священнослужителей и 64 крестьянских двора;
в приходе священника Дмитрия Алексеева 3 двора священнослужителей и 52 крестьянских двора.
Итого: 5 дворов священнослужителей и 116 крестьянских дворов (как в 1803 г.).
В
1850 г. в России проводится очередная (9-я) ревизия помещичьих крестьян.
Обычно помещики поручали составлять ревизии самым грамотным крестьянам поместья. Граф
Дмитрий Николаевич Шереметев поручил составить 9-ю ревизию крестьянину Ивану Андрееву Колосову.
- Дмитрий Николаевич Шереметев
(1803 - 1871)
На момент 9-й ревизии из дворовых людей в селе остается только 1 дворовая женщина - Чухнова Авдотья Семенова 62 лет.
Крестьян — 170 дворов, 445 душ мужского пола и 500 душ женского пола.
За период с 1833 г. по 1850 гг. в селе:
- 21 человек отданы в рекруты:
1.Петр Семенов Тарунин в 1845 г.
2.Афанасий Михайлов Тузов в 1845 г.
3.Козма Григорьев Шувалов в 1845 г.
4.Иван Тимофеев Стремин в 1848 г.
5.Василий Васильев Ушков в 1848 г.
6.Иван Александров Котенков в 1845 .г
7.Иван Павлов Комолов в 1845 г.
8.Андрей Самойлов Улитин в 1840 г.
9.Иван Ильин Сиденин в 1849 г.
10.Василий Прохоров Кухтин в 1842 г.
11.Максим Трофимов Уржанов в 1841 г.
12.Савелий Александров в 1845 г.
13.Михайла Яковлев Суратов в 1845 г.
14.Степан Иванов в 1838 г.
15.Афанасий Васильев Африхин в 1835 г.
16.Петр Егоров Котихин в 1845 г.
17.Афанасий Павлов Суратов в 1841 г.
18.Михайла Михайлов Тихонов в 1838 г.
19.Александр Андреев Сиверцев в 1849 г.
20.Василий Иванов Шибашев в 1841 г.
21.Федот Матвеев в 1835 г.
- 1 человек в селе получил вольную в 1849 г. — крестьянин Сергей Матвеев — сын Матвея Петрова;
- 2-е крестьян пропали без вести — Королев Филипп Иванов и жена Егора Яковлева Мошкина Мария Данилова;
- 1 крестьянин сослан в 1841 г. в Сибирь на поселение — Алексей Б.
В
1858 г. в селе проводилась 10 (последняя) ревизия помещичьих крестьян. Она отличилась от всех предыдущих ревизий села тем, что в ней у
всех сельчан были указаны фамилии (которые в дальнейшем продолжали трансформироваться или полностью изменяться).
По 10 ревизии в селе было 169 дворов, из них 14 дворов опустело, т.е. в них никто на момент ревизии не проживал.
За период с 9-й по 10-ю ревизию:
-отданы в рекруты :
1.Василий Иванов Тихонов в 1854 г.
2.Иван Михайлов Страканов в 1853 г.
3.Иван Иванов Шибашев в 1854 г.
4.Николай Игнатьев Шевяков в 1853 г.
5.Михайла Николаев Страканов в 1855 г.
6.Федор Петров Суратов в 1855 г. и др. сельчане.
По ревизии 1858 г. под № 60 можно увидеть
семью будущей жены крестьянского поэта Спиридона Дрожжина — Марии Афанасьевны Тихоновой.Родителями Марии были Афанасий Филиппов Тихонов и его жена Устинья Федорова. На момент ревизии Марии было 2 года, отцу 42 года, матери 32 года.
У Марии было 3 брата — Иван 11 лет, Петр 6 лет, Дмитрий 1 года и сестра Елена 13 лет. Также с ними проживали 2 сестры отца — Аграфена 38 лет и Авдотья 33 лет. (Венчание Спиридона Дрожжина с Марией произошло 12.10.1875 г. в храме села Воскресенского на Шоше).
Фамилия «Тихоновы» появилась у семьи в 18 веке от их предка Тихона Васильева, умершего согласно метрической книги от 1810 г. 3 декабря в возрасте 100 лет.