Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.
Добавлено: 11 май 2022, 18:41
А вот откуда и информация о связи праздника Вознесения Господня и Святой Горы. В "популярных" изданиях со ссылками обычно большие проблемы...
«Член Тверской ученой комиссии И. А. Иванов передал нам следующие интересные подробности и предания, относящиеся к недавно посещенному им. с. Эдимонову и его окрестностям.
«В с. Эдимонове и его окрестностях и до сих пор очень живы предания о князе Ярославе и его сыне, благоверном князе Михаиле. На левом берегу Волги против с. Городни протянулся верст на 10 широкою полосою прекрасный луг, заливаемый весною, когда Видогощинское озеро соединяется с Волгою. По лугу разливаются несколько ручьев. Параллельно реке, но в значительном от нее расстоянии, длинною грядою тянутся невысокие песчаные холмы, поросшие вековым сосновым лесом. Этот луг был любимым местом для княжеской соколиной охоты, а в лесу князь и его охотники отдыхали и утоляли голод, зажаривая на вертелах убитую дичь. Под углом каменной часовни, построенной в этом лесу, именно там, где песчаная возвышенность прорезывается журчащим ручьем, и ныне показывают остатки очага или костра. Ежегодно в праздник Вознесения сюда собираются от 3000 до 4000 человек из окрестных селений. После молебствия они располагаются близ часовни и угощаются принесенными кушаньями и лакомствами. О самой женитьбе Ярослава местное предание рассказывает так: князь охотился с соколами по лугу между Видогощем и Эдимоновым; любимый княжеский сокол погнался за белой лебедью, которая потянула к Эдимонову. Князь поехал туда же и увидел, что сокол запутался (бывшею на его ноге цепочкою) на церковном кресте. Пока ловчие делали приспособления, чтобы снять сокола, князь взошел в отворенную церковь. Там стояли пред алтарем жених, отрок князя Григорий, и невеста, красавица Ксения, дочь эдимоновского причетника. Князь, пораженный ее красотою, с словами: «Венчай поп» стал на место жениха. С этих пор как Ярослав, так и дети его особенно часто посещали Эдимоново, сделавшееся великокняжескою вотчиною. Когда св. великий князь Михаил Ярославич отправлялся в Орду в твердой решимости «положить душу свою за многия души», то все его семейство, бояре, слуги и многие тверичи провожали его на стругах до любимого становища у с. Эдимоново, где ныне часовня; здесь происходило трогательное прощание доблестного князя-мученика с провожавшими его. Все эти предания были собраны и записаны бывшим мелковским священником, недавно умершим, но, к сожалению, несколько лет тому назад эта рукопись погибла во время пожара».
Нельзя видеть в этом рассказе большого противоречия с другим известием, вошедшим в житие благоверного князя, что семья и бояре провожали его до устья Нерли (в нынешнем Калязинском уезде). Вполне возможно, что некоторые из ближних бояр, так же как и семейство, провожали князя и дальше Эдимонова, именно до Троицко-Нерльского монастыря».
Овсянников Н. Н. Тверь в XVII веке: Исторический и археологический путеводитель по г. Твери. Тверь, 1889. С. 82—83 (примеч.).
Интересные детали, получается, что одним из престольных праздников в Едимонове было Вознесение, хотя церковь была посвящена св. муч. Димитрию Солунскому, другой придел свт. Николая Мирликийского.
Одним из престольных праздников был осенний Димитрий Солунский. Однако известно, что сельские престольные праздники были еще по посвящению особо почитаемых часовен вокруг села. Еще раз подтверждает предположение, что часовня на Святой Горе была именно Вознесенская, а не в честь Михаила Тверского. День его памяти никак не отмечен, престольного праздника ни в Видогощах, ни в Едимонове в этот день просто нет.
Интересные данные о празднике Вознесения в материалах Российского Этнографического музея : " Вознесение Господне в средней полосе России приходилось на время созревания озимой ржи, крестьяне верили, что в этот момент возможно магическими обрядами повлиять на рост хлебов. Целыми семьями выходили в поля смотреть посевы, там устраивали трапезы с яичницей и выпечкой: печением в форме лесенок (в помощь Христу подняться в небо) и блинами («Христу на онучки» – символ обувания перед дорогой). Обходили свои полосы с приготовленной дома яичницей и съедали её, наделяя каждого члена семьи, и при этом приговаривая: «Расти, расти трава в лесу, а рожь к овину». Этот древний обряд призван был обеспечить богатый урожай, а людям прибавить сил и избавить от боли в спине во время уборки хлебов. Перед обходом полей детей снабжали крашеными яйцами, которые кидали вверх, чтобы рожь выросла высокой и колос был полон зерна.
В традиции православных народов праздник Воскресения повсеместно связан с представлением о пребывании души на земле и вознесении её на небо через 40 дней после смерти человека. Поэтому его отмечали и как день поминовения умерших родителей и прародителей. Ходили на могилы близких с блинами и «лесенками», жертвовали выпечку в церковь на помин души.
Праздник Вознесения издавна жил в народном сознании как конец весны и начало лета. Говорили: «Придёт Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется".
Вроде бы все становится понятно. И действительно... Где отмечать этот день как ни на старом сакральном месте около села??? На то она и "Святая гора".
Примечательная деталь , Овсянников пишет: " Этот луг был любимым местом для княжеской соколиной охоты, а в лесу князь и его охотники отдыхали и утоляли голод, зажаривая на вертелах убитую дичь. Под углом каменной часовни, построенной в этом лесу, именно там, где песчаная возвышенность прорезывается журчащим ручьем, и ныне показывают остатки очага или костра. Ежегодно в праздник Вознесения сюда собираются от 3000 до 4000 человек из окрестных селений. После молебствия они располагаются близ часовни и угощаются принесенными кушаньями и лакомствами".
Очень интересно. Получается, что существовало какое-то место, связанное с какими-то "жертвенными приношениями" ? Хм???? А уж потом стали считать говорить, что там "князья дичь жарили после охоты " ? Хотя сам факт невозможный - большеи 300 лет сохранять место, где князья "костре разводили"??? Все указывает на то, на этом месте зажигался костер долгое время и само место имело какое-то особое значение для населения соседних поселений, как ни вспомнить указание на какие-то угли под часовней от 1892 г. Если внимательно посмотреть, что описанные совместные трапезы после молебна уж очень напоминают "братчину", традиционную ритуальную трапезу .... еще Б. Рыбаков вслед за Зелениным полагал, что "наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются Древнерусские "братчины" —— общесельские пиры у часовни или около церкви"
А вот удалось нащупать и истоки легенды про Михаила Тверского.
" Все эти предания были собраны и записаны бывшим мелковским священником, недавно умершим, но, к сожалению, несколько лет тому назад эта рукопись погибла во время пожара". Некий священник из Мелково, возможно это был Василий Михайлович Шахов, решил записывать , насколько можно верить таким записям XIX в. на примере Ситской битвы....
Кто знает, не выдавал ли он желаемое за действительное...
В письме Тверской консистории в ТУАК с просьбой об оказании содействия в сохранении сосновой рощи вокруг "Святой горы" близ села Едимоново Корчевского уезда от истребления. Напечатано в Журнале № 118 ТУАК также говориться , что крестный ход к часовне именно в праздник Вознесения. Как ни старались , а местное население по-прежнему ходили отмечать Вознесеньев день на свою "прощу" - Святую гору, да и братчину устраивали как встарь повелось. Хотя казалось, в августе-то можно и Михаила Тверского помянуть (из Твери он выехал в начале августа). Ан-нет , только Вознесение ...
«Член Тверской ученой комиссии И. А. Иванов передал нам следующие интересные подробности и предания, относящиеся к недавно посещенному им. с. Эдимонову и его окрестностям.
«В с. Эдимонове и его окрестностях и до сих пор очень живы предания о князе Ярославе и его сыне, благоверном князе Михаиле. На левом берегу Волги против с. Городни протянулся верст на 10 широкою полосою прекрасный луг, заливаемый весною, когда Видогощинское озеро соединяется с Волгою. По лугу разливаются несколько ручьев. Параллельно реке, но в значительном от нее расстоянии, длинною грядою тянутся невысокие песчаные холмы, поросшие вековым сосновым лесом. Этот луг был любимым местом для княжеской соколиной охоты, а в лесу князь и его охотники отдыхали и утоляли голод, зажаривая на вертелах убитую дичь. Под углом каменной часовни, построенной в этом лесу, именно там, где песчаная возвышенность прорезывается журчащим ручьем, и ныне показывают остатки очага или костра. Ежегодно в праздник Вознесения сюда собираются от 3000 до 4000 человек из окрестных селений. После молебствия они располагаются близ часовни и угощаются принесенными кушаньями и лакомствами. О самой женитьбе Ярослава местное предание рассказывает так: князь охотился с соколами по лугу между Видогощем и Эдимоновым; любимый княжеский сокол погнался за белой лебедью, которая потянула к Эдимонову. Князь поехал туда же и увидел, что сокол запутался (бывшею на его ноге цепочкою) на церковном кресте. Пока ловчие делали приспособления, чтобы снять сокола, князь взошел в отворенную церковь. Там стояли пред алтарем жених, отрок князя Григорий, и невеста, красавица Ксения, дочь эдимоновского причетника. Князь, пораженный ее красотою, с словами: «Венчай поп» стал на место жениха. С этих пор как Ярослав, так и дети его особенно часто посещали Эдимоново, сделавшееся великокняжескою вотчиною. Когда св. великий князь Михаил Ярославич отправлялся в Орду в твердой решимости «положить душу свою за многия души», то все его семейство, бояре, слуги и многие тверичи провожали его на стругах до любимого становища у с. Эдимоново, где ныне часовня; здесь происходило трогательное прощание доблестного князя-мученика с провожавшими его. Все эти предания были собраны и записаны бывшим мелковским священником, недавно умершим, но, к сожалению, несколько лет тому назад эта рукопись погибла во время пожара».
Нельзя видеть в этом рассказе большого противоречия с другим известием, вошедшим в житие благоверного князя, что семья и бояре провожали его до устья Нерли (в нынешнем Калязинском уезде). Вполне возможно, что некоторые из ближних бояр, так же как и семейство, провожали князя и дальше Эдимонова, именно до Троицко-Нерльского монастыря».
Овсянников Н. Н. Тверь в XVII веке: Исторический и археологический путеводитель по г. Твери. Тверь, 1889. С. 82—83 (примеч.).
Интересные детали, получается, что одним из престольных праздников в Едимонове было Вознесение, хотя церковь была посвящена св. муч. Димитрию Солунскому, другой придел свт. Николая Мирликийского.
Одним из престольных праздников был осенний Димитрий Солунский. Однако известно, что сельские престольные праздники были еще по посвящению особо почитаемых часовен вокруг села. Еще раз подтверждает предположение, что часовня на Святой Горе была именно Вознесенская, а не в честь Михаила Тверского. День его памяти никак не отмечен, престольного праздника ни в Видогощах, ни в Едимонове в этот день просто нет.
Интересные данные о празднике Вознесения в материалах Российского Этнографического музея : " Вознесение Господне в средней полосе России приходилось на время созревания озимой ржи, крестьяне верили, что в этот момент возможно магическими обрядами повлиять на рост хлебов. Целыми семьями выходили в поля смотреть посевы, там устраивали трапезы с яичницей и выпечкой: печением в форме лесенок (в помощь Христу подняться в небо) и блинами («Христу на онучки» – символ обувания перед дорогой). Обходили свои полосы с приготовленной дома яичницей и съедали её, наделяя каждого члена семьи, и при этом приговаривая: «Расти, расти трава в лесу, а рожь к овину». Этот древний обряд призван был обеспечить богатый урожай, а людям прибавить сил и избавить от боли в спине во время уборки хлебов. Перед обходом полей детей снабжали крашеными яйцами, которые кидали вверх, чтобы рожь выросла высокой и колос был полон зерна.
В традиции православных народов праздник Воскресения повсеместно связан с представлением о пребывании души на земле и вознесении её на небо через 40 дней после смерти человека. Поэтому его отмечали и как день поминовения умерших родителей и прародителей. Ходили на могилы близких с блинами и «лесенками», жертвовали выпечку в церковь на помин души.
Праздник Вознесения издавна жил в народном сознании как конец весны и начало лета. Говорили: «Придёт Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется".
Вроде бы все становится понятно. И действительно... Где отмечать этот день как ни на старом сакральном месте около села??? На то она и "Святая гора".
Примечательная деталь , Овсянников пишет: " Этот луг был любимым местом для княжеской соколиной охоты, а в лесу князь и его охотники отдыхали и утоляли голод, зажаривая на вертелах убитую дичь. Под углом каменной часовни, построенной в этом лесу, именно там, где песчаная возвышенность прорезывается журчащим ручьем, и ныне показывают остатки очага или костра. Ежегодно в праздник Вознесения сюда собираются от 3000 до 4000 человек из окрестных селений. После молебствия они располагаются близ часовни и угощаются принесенными кушаньями и лакомствами".
Очень интересно. Получается, что существовало какое-то место, связанное с какими-то "жертвенными приношениями" ? Хм???? А уж потом стали считать говорить, что там "князья дичь жарили после охоты " ? Хотя сам факт невозможный - большеи 300 лет сохранять место, где князья "костре разводили"??? Все указывает на то, на этом месте зажигался костер долгое время и само место имело какое-то особое значение для населения соседних поселений, как ни вспомнить указание на какие-то угли под часовней от 1892 г. Если внимательно посмотреть, что описанные совместные трапезы после молебна уж очень напоминают "братчину", традиционную ритуальную трапезу .... еще Б. Рыбаков вслед за Зелениным полагал, что "наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются Древнерусские "братчины" —— общесельские пиры у часовни или около церкви"
А вот удалось нащупать и истоки легенды про Михаила Тверского.
" Все эти предания были собраны и записаны бывшим мелковским священником, недавно умершим, но, к сожалению, несколько лет тому назад эта рукопись погибла во время пожара". Некий священник из Мелково, возможно это был Василий Михайлович Шахов, решил записывать , насколько можно верить таким записям XIX в. на примере Ситской битвы....
Кто знает, не выдавал ли он желаемое за действительное...
В письме Тверской консистории в ТУАК с просьбой об оказании содействия в сохранении сосновой рощи вокруг "Святой горы" близ села Едимоново Корчевского уезда от истребления. Напечатано в Журнале № 118 ТУАК также говориться , что крестный ход к часовне именно в праздник Вознесения. Как ни старались , а местное население по-прежнему ходили отмечать Вознесеньев день на свою "прощу" - Святую гору, да и братчину устраивали как встарь повелось. Хотя казалось, в августе-то можно и Михаила Тверского помянуть (из Твери он выехал в начале августа). Ан-нет , только Вознесение ...