Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Краеведческий форум об истории Конаковского района (стык Корчевского и Тверского уездов Тверской губернии и Клинского уезда Московской губернии). Обсуждение вопросов истории, генеалогического и архивного поиска. Систематизация тем - по названию населённых пунктов (как каталог).

Модератор: Алексей Крючков

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 18 апр 2022, 16:39

Интересное дополнение о церковном" благочестии" в Твери в первой половине 18 века.

По сообщению митрополита Сильвестра (1720-1723 гг.), который жаловался : "Тверичи посадские люди из города бегством тайно, во время великаго поста, отъезжали неведомо куда, и не постилися, и не исповедывалися, и святых Таин не причащалися".
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 20 апр 2022, 10:33

Перенес про название Видогощи отдельной темой
Последний раз редактировалось Андер 21 апр 2022, 12:04, всего редактировалось 2 раз(а).
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 21 апр 2022, 09:01

Относительно места прощания. Н. Борисов в своей книге "Михаил Тверской" (серия ЖЗЛ. стр. 266-267) пишет:

"Княгиня Анна с младшим сыном Василием провожала мужа до устья реки Нерль Волжская. Вдоль Нерли до Переяславля и далее "волоком" до другой Нерли, Клязьминской , шел кратчайший путь из Твери во Владимир....

Старшие сыновья Михаила Дмитрий и Александр провожали отца до Владимира и здесь простились ним. Во Владимире князя встретил ханский посол Ахмыл. Он
передал ему распоряжение Узбека" не позже чем через меся явиться в Орду".


Вроде бы все вопросы снимаются....
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Крючков » 23 апр 2022, 01:05

Кроме одного: источника этих сведений у Борисова. Он же лично не был свидетелем описываемых событий? Поэтому важно не что написал Борисов, а что написал источник, на который он ссылается, и насколько достоверен этот источник?
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4261
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 23 апр 2022, 10:25

Так у Борисова с этим все в порядке. Он всегда ссылки дает. Это можно в его книге посмотреть. Она в интернете есть.

Борисов Н.С. Доктор исторических наук (2000), заслуженный профессор МГУ (2010). Заведующий кафедрой истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ, профессор.


Кроме того, и Кучкин дает все ссылки.


Это в летописях, даже в Пискаревском летописце, ПСРЛ Т.34, стр.105. В других сводах также.
игу|л. 261|мена Иванна. И последнее исповедание сотвори на реце на Нерли на мног час, очищая душу свою; до того бо места проводи его кнеини г) его
"А князь Михаил послав своего сына во Орду Констянтина, а сам после его поиде во Орду, благословяся у епископа у Варсунофия и у отца своего духовнаго у Анна и сын его Василей, и возвратистася со многим рыданием. Он же поиде к Володимерю, а с ним сынове его князь Дмитрей и Александр. Бывшю же ему в Володемере, и се приде ту посол из Орды от царя, имянем Ахмыл, глаголя: “Зовет тя царь. Поиде вборзе, буди за месяц, аще ли не будеши, то воиименовал уже рать на тя и на твои городы, обадил бо тя есть ко царю Кавгадый, глаголя: не бывати ему в Орде”".


Я согласен со Строгановым, что за все время так и не издали серьезной научной монографии по Михаилу Тверскому, со всеми текстами, оригинальными подчеркиваю... с научными комментариями.


Повторю еще раз его мысль: "Между тем проблемы остались. Существуют дорогостоящие издания повести о князе Михаиле, но доступного массового издания, переведенного на современный язык, хорошо откомментированного и адекватным образом проиллюстрированного, нет. Поэтому широкий читатель имеет лишь многочисленные авторские версии рассказов о князе Михаиле, которые сами по себе являются продуктом мифологизации его образа. Широкие массы живут в мире мифов, а деятели культуры способствуют этому погружению."


Поэтому, если церковь в Скнятино сохранилась бы, то все "памятные знаки прощания" надо было ставить именно там.
Для справки
http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tv ... ya-tserkov
Село Скнятино известно в истории с 1134 года под названием Константин, крепость, основанная Юрием Долгоруким на берегу Волги в устье реки Нерль. В Никоновской летописи за 6642 (1134) год сказано следующее: "Юрий Володимерич Манамаш заложи град на усть Нерли на Волзе, и нарече ему Константин, и церковь в нем созда". Крепость упоминается в документах под названием Константин, Костянтин, Кснятин, Скнятин. В течение веков крепость разорялась новгородцами (1216 г.), монголо-татарами (1238 г.), вел. князем Дмитрием Александровичем вместе с монголо-татарами в 1287 - 1293 гг., литовцами (1372 г.). После каждого разорения крепость восстанавливалась, изменялось и ее название.
Название Скнятин(о) утвердилось в XV-XVI в.в. Под таким названием село Скнятино сохранилось до конца 30-х годов ХХ века.
В Кашинской Писцовой книге за 1628 - 1629 г. читаем следующие сведения: "Савина монастыря что во Твери в вотчине погост на монастырской земли на реке Волге усть реки Нерль в нем церковь Рождество Пречистыя Богородицы". И далее: "сельце Скнятино на реке на Волге усть реки Нерли а в нем двор монастырской".
В Кашинской Переписной книге за 1678 год сказано: "Савина монастыря вотчина погосту рождественского села Скнятино на погосте церковь во имя рождество Богородицы да в пределе Чудотворца Николая".
В Клировой ведомости за 1796 год сказано: "Церковь Богородицерождественская с пределом Святителя Николая, деревянная, построена в 1698 году... ".
В Тверском епархиальном статсборнике (1901 г.) даны следующие сведения о церкви в селе Скнятино: "Церковь Богородицерождественская, построена 1801 г., каменная, престолов 3: в холодном - Рождества Пресвятой Богородицы; в теплом - правом Иоанна Богослова, левом - Святителя Николая". В приходе села Скнятино было 263 двора, в них проживало 793 мужчины и 955 женщин. Число прихожан в 1915 составляло 1534 - 1777 чел.
Ни села Скнятино, ни церкви не сохранилось. Местность полностью затоплена водами Угличского водохранилища (1940 г.). Перед затоплением церковь была разобрана, кирпич использован для строительства Савеловского машиностроительного завода. Сохранилось название "Скнятино", как железнодорожной станции в 18 км от ст. и города "Калязин".

Фотографии этой церкви , конечно позднего времени, и ее внутреннего убранства, по материалам музея Щусева.
Вложения
Скнятин.jpg
Окрестности Скнятино
Скнятино поз2.jpg
Скнятино поз1.jpg
Последний раз редактировалось Андер 23 апр 2022, 22:03, всего редактировалось 1 раз.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 23 апр 2022, 14:48

Следует разобрать и саму картину "Прощание Михаила Тверского"
По материалам "Общества Михаила Тверского".

https://vk.com/wall-162175934_258


"Сегодня мы хотим рассказать об иконе-картине, хранящейся в Кашинском краеведческом музее.
Икона «Прощание святого благоверного князя Михаила Тверского с супругой святой благоверной княгиней Анной Кашинской на святой горе в селе Едимонове при отправлении на суд в Орду» была написана в 1909 году московским живописцем В.Соколовым по заказу жителей г. Корчевы и Корчевского уезда в дар городу Кашину.
В июне 1909 года в Кашине проходили торжества восстановления почитания Анны Кашинской (супруга Михаила Ярославича) в лике святых. Княгиня была прославлена ещё в середине 17 столетия, но в годы раскола церкви имя её оказалось под официальным запретом из-за почитания старообрядцами. Народное почитание благоверной княгини никогда не прекращалось. Не случайно на торжества её воспрославления из Твери, Бежецка и Красного Холма прибыли многолюдные крестные ходы. К величественному крестному ходу из Твери, отправившемуся по Волге, присоединились паломники Осташкова, Клина, Корчевы, Кимр и многих поволжских сёл. На пристани Калязина паломники сошли с пароходов и прошли со святынями до Кашина 18 вёрст под палящим солнцем. Тверитяне принесли в дар икону святого благоверного великого князя Михаила Тверского, жители Корчевы - икону «Прощание святого благоверного князя Михаила Тверского с супругой святой благоверной княгиней Анной на святой горе в селе Едимонове при отправлении на суд в Орду».
В селе Едимоново Корчевского уезда, где по преданию прощался князь с супругой и детьми, издавна была часовня, а в ней икона со сценой их прощания. Вероятно, написанная в 1909 году маслом на холсте икона – картина была списком с более древнего образа. Картиной её называют потому, что она отходит от иконописных канонов, видны не все лики, но поскольку здесь изображены святые, то она считается и иконой.
Торжественная служба 12 июня 1909 года в Кашине совершалась на площади перед соборами на помосте перед этой иконой-картиной. Настолько запечатлённая на ней сцена прощания умилила многочисленных паломников, что многие стали вытягивать ниточки из холста себе на память. Чтобы избежать повреждения святыни, её пришлось убрать в алтарь. Икона находилась в Воскресенском соборе Кашина до его закрытия в 1930 –х гг., а затем (точная дата неизвестна) оказалась в Кашинском краеведческом музее, где находится до сих пор.
Икона имеет характерные повреждения, которые, судя по всему, были нанесены богоборцами с целью осквернения во время закрытия собора. Самый большой был удар нанесён на месте сердца князя, и это, видимо, не случайно. Ведь известно, что у Михаила Ярославича в Орде было вырезано сердце. Случилось это 22 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1318 года. Сегодня этот день считается Днём памяти Михаила Ярославича.
Место, где стояла часовня Михаила Тверского, ушло под воды Иваньковского водохранилища, а на высоком берегу Волги, на частично сохранившейся «Святой горе» близ сёл Едимонова и Городни установлен памятный крест на месте прощания Святого Благоверного князя Михаила Тверского со своей семьёй".


Очевидно, что жители Корчевы решили таким образом "визуализировать" уже бытовавшие к тому времени предания и мифы, связанные со Святой горой и Михаилом Тверским. Особенно это стало "актуально" в 1909 г., во время повторной канонизации прп. Анны Кашинской, тогда ожидался приезд императора с семьей (в последний момент это было отменено и в Кашин приехала только великая княгиня Елизавета), поэтому каждый уезд решил "отметиться".
Удивило такое сообщение: "Торжественная служба 12 июня 1909 года в Кашине совершалась на площади перед соборами на помосте перед этой иконой-картиной. Настолько запечатлённая на ней сцена прощания умилила многочисленных паломников, что многие стали вытягивать ниточки из холста себе на память. :o :!: :?: Чтобы избежать повреждения святыни, её пришлось убрать в алтарь".

К сожалению, мне не удалось найти кто такой был художник В. Соколов, и его другие работы (может у кого-нибудь есть более подробная информация об этом художнике). Нашлась информация только о художнике Соколове Владимире Ивановиче, 1872 — 1946 гг., Живописец и график. Пейзажист.
Родом из Ярославской губернии. Учился в Строгановском училище, затем Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1899 г. участвовал в первой выставке "Мира искусства". С 1903 г. работал художником-руководителем кустарных мастерских в Сергиевом Посаде. Занимался живописью. Автор лирических пейзажей, один из его любимых мотивов - осень с ранним снегом ("Осень в Сергиевом Посаде. Первый снег", 1915). С 1916 г. увлекается литографией, линогравюрой, ксилографией (альбом цветных автолитографий "Сергиев", 1918, серия линогравюр "Ростов Великий", 1925, серия гравюр на дереве "Рыбаки", 1930). Автор около 50 экслибрисов в технике ксилографии. В 1941 г. тяжело заболел и был надолго прикован к постели. Его живописные работы имеются в музеях Иркутска ("Покинутая усадьба", 1900), Н. Тагила ("У ворот", 1904).

Не знаю тот ли это человек? Однако, как мне кажется, он не входил в "первый ряд художников", которые писали на исторические темы.


Что мы там видим.... Некое лесное отдаленное место, на фоне дуба (?) и берега реки , поросшего лесом. Очевидно, что этот художник писал не с натуры, а изобразил тамошние пейзажи весьма схематично. :!:

Интересно, что прп. Анна изображена в горностаевой мантии (европейского покроя) и почему-то в некой "короне", в "девичьем" уборе, т.е. с непокрытой головой и распущенными волосами, хотя к тому времени у нее , как известно уже было четыре сына. :?: Двое из этих сыновей изображены рядом. Вероятно это Константин и Василий, но все источники говорят, что княгиня Анна была только с одним младшим сыном - Василием, будущий князь Кашинский и Тверской. Двое старших сыновей Михаила - Дмитрий и Александр встретили отца во Владимире.

Однако третий сын - Константин никак не мог прощаться с отцом ни во Владимире, ни на Нерли в Кснятине, т.к. он был в заложниках в Орде.

"Константин впервые упоминается в летописях в 1318 году в качестве заложника в Орде за своего отца. Упоминается, что в это время ему 12 лет. Рассерженный на его отца Михаила хан Узбек приказал схватить Константина и уморить его голодом. Однако приближённые посоветовали хану отпустить мальчика, сказав, что если он его убьёт, то Михаил никогда не явится в Орду. Узбек приказал выпустить Константина."


ЛЛС также подтверждает это. На миниатюрах он изображен в заложниках в Орде, и в сцене прощания со своим отцом перед его казнью.

Поэтому Анна могла взять с собой для прощания только самого младшего сына - Василия, которому тогда было около 10 лет.

Относительно Константина Михайловича, хотелось бы добавить несколько интересных фактов, он стал родоначальником Дорогобужской ветви Тверских князей. Дорогобужское княжество — русское удельное княжество с центром в городе Дорогобуж, ныне — село Дорожаево в Зубцовском районе Тверской области.


По мнению некоторых дореволюционных специалистов по генеалогии, от него происходит род дворян Порошиных.


"По версии В. В. Богуславского Иван Пороша, сын последнего Дорогобужского удельного князя (Дорогобуж Тверской) Осипа Андреевича писались как Порошины и уже не имели княжеского титула. По версии В. В. Петрова род нетитулованных дворян Порошиных мог происходить от них".

Однако современные исследователи эту точку зрения не разделяют.

"Правнук Еремея князь Осип Андреевич Дорогобужский был женат на княжне Анастасии Михайловне Верейской, правнучке Дмитрия Донского, и по этому браку находился в свойстве с князьями Московского дома. Незадолго до падения независимости Тверского княжества, в 1485 г. князь Осип Дорогобужский перешел на службу к Ивану III и влился в ряды московской феодальной элиты (некоторое время он был наместником Ярославским). Его внуки князья Иван и Дмитрий (сыновья Ивана Пороши Дорогобужского) в «Бархатной книге» показаны бездетными . Иван Иванович в юном возрасте, как пишет князь Андрей Курбский, стал одной из первых жертв Ивана Грозного . Его имя писано в синодик Успенского Московского собора . В сер. XVI в. род князей Дорогобужских пресекся.

Маловероятно, чтобы дворяне Порошины имели отношение к тверским князьям, как полагали некоторые исследователи. В их родовом гербе нет и намека на княжеское происхождение . Ономастически также не видно преемственности от Тверского дома Рюриковичей. В 1584 г. городовые дворяне Григорий, Феоктист и Богдан Федоровы дети Порошины были поверстаны денежным окладом . В том же веке угас и род князей Чернятинских, которые не занимали видного положения и ничем не прославились на службе у старицких князей".

Возможно потомки этого рода живут и в наше время. Думаю, тверским историкам было бы интересно подтвердить или опровергнуть эту версию их родословной.


Интересный рисунок . начало ХХ в. художник Н. Пономарев.

Прощание Анны Кашинской с Михаилом Тверским. Здесь более-менее соответствует источникам, несмотря на то, что все одеты по моде XVII в. Но все равно, прп. Анна с покрытой головой, на фоне какого-то поселения, вероятно монастырские строения или Скнятино, а не "дуб посреди леса на Святой горе" как на всем известной картине В. Соколова. Очевидно, что рисунки Н. Пономарева, потом использовались для печатных икон Анны Кашинской , выполненных методом хромолитографии.
Вложения
Анна Кашинская. Открытие мощей.jpg
К открытию мощей св. благоверной великой княгини Анны Кашинской. Хромолитография. нач. ХХ в.
Анна Кашинская. Прощание. Пономарев Н..jpg
Прощание Анны Кашинской. Н. Пономарев. Начало ХХ в.
прощание михаила.jpg
В. Соколов, картина , Кашинский музей
Прощание Михаила1.jpg
Подножие креста на Святой горе, гравировка на камне , 2021 г.
Константин Михайлович1.jpg
Княжич Константин в заложниках в Орде
Константин Михайлович2.jpg
Прощание княжича Константина с отцом перед его казнью
Герб Порошиных.jpg
Герб дворян Порошиных
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 26 апр 2022, 10:26

Можно еще добавить. По мнению религоведа А. П. Забияко (См. его работу «Категория святости, Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций», 1998 г.) : "Славяне прилагали качество святости к возвышенностям – в славянской топонимике название святые горы достаточно широко распространены. Свойственные славянскому svet- признаки роста, набухания органично сочетались с обликом возвышенностей, формируя синтетический религиозный образ. Археологические данные свидетельствуют, что наиболее крупные культовые центры славян находились на вершинах холмов или на высоких участках речных берегов. Здесь вплоть до XIII в . действовали святилища славян - язычников , с размахом отправлялись дохристианские ритуалы". Вроде бы все становится на свои места, чем была на самом деле "Святая гора" в свое время.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андрей » 26 апр 2022, 11:26

Вынужден не согласиться с заключением Святая гора в кавычки. Можем ли мы осуждать язычников, еще не знавших Христа, в поклонении иным богам? Думаю нет. Для них она и впрямь была святой, у них там находилось капище. То есть это было их место общения с богами. Можем ли мы осуждать людей уже крещеных за какие-то не христианские обряды на этой горе? Не думаю. Они многие были не грамотны, храмов тоже не сказать, чтобы было много, но народная традиция была с ними. И более чем уверен, что они в своей простоте были святы, намного ближе к Богу чем мы, ныне мудрствующие лукаво. Поэтому это СВЯТАЯ ГОРА для каждого поколения людей живших там, для каждого она несла свет, сообразный уровню развития и историческим реалиям.
Андрей
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 05 апр 2012, 12:49
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 26 апр 2022, 13:42

Не совсем так, "Святая гора" в кавычках как микротопоним, а не в отношении ее назначения.

Что касается остального...., то это выходит уже за рамки исследования.

Но слова апостола Павла пока никто не отменял ..." Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в сообщении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую" (1Кор. 10. 20–21).

На греческом , в оригинале, более точно.

20 ἀλλ’ ὅτι ἃ θύουσιν, δαιμονίοις καὶ οὐ θεῷ θύουσιν, οὐ θέλω δὲ ὑμᾶς κοινωνοὺς τῶν δαιμονίων γίνεσθαι.
21 οὐ δύνασθε ποτήριον κυρίου πίνειν καὶ ποτήριον δαιμονίων · (буквально потир демонов).

И на церковнославянском.

"Но зане, яже жрут языцы, бесом жрут, а не Богови"

Об отношении к язычеству в Православии, можно найти много материала (статьи, выступления, круглые столы и т.д.).

"Можем ли мы осуждать людей уже крещеных за какие-то не христианские обряды на этой горе ?"

Это называется "двоеверием", уже устоявшийся термин. Тоже много материала.

По этой теме могу порекомендовать классическую работу.
Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. 1916 г. В интернете есть
А вот найти этнографические материалы, в которых были отражены реальные поверья, обряды и пр., касательно этого места, это действительно было бы очень интересно.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андрей » 26 апр 2022, 18:30

Апостол Павел был во-первых изначально иудеем, затем стал учеником Христа. То есть он совершено верно говорит, что язычники служат бесам. Вспомним как иудеи относились к тем, кто не почитает истинного Бога.
Но как мы можем судить людей, которые жили в тысячах километров от Святой Земли, и даже не слышали о Христе?
Если они не видели Света, как могли распознать тьму? Но в сердце каждого человека живет чувство Бога, они как бы подсознательно искали Его, и ни их вина, что в этих поисках их могли смущать бесы. Но ведь Бог, зная их сердца, мог помогать им.
Если бы Вы всю жизнь прожили в тайге, а затем перешли дорогу не по зебре, велика ли была Ваша вина?
Поэтому я против, чтобы считать наших предков какой-то темнотой, да еще и какими-то поклонниками зла. Нет. Бог судит по сердцу и Он нелицеприятен. Я уверен, что являясь православным, намного хуже и грешней тех древних людей.
Андрей
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 05 апр 2012, 12:49
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 26 апр 2022, 20:07

Мы говорим про ап. Павла уже как об апостоле, а не фарисее. Тем более, апостол Павел всегда именуется "апостолом язычников".
«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римлянам 2:15).
Это известная цитата, которую используют и св. Отцы.
История верований языческих народов Европы, в том числе славянских, хорошо известна, и как к этому относится Церковь. Повторяю, литературы по этой теме , хорошей литературы, достаточно.
Просто не надо "романтизировать" язычество, см. книгу Гальковского и др.
Подборка материалов древнерусских поучений против язычества. Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Выпуск 3 А.И. Пономарев

Дореволюционное издание, которое не утратило своей ценности и сейчас.
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Po ... j-zhizni/3
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

картина 1909г

Сообщение Андер » 28 апр 2022, 18:41

В Старицком краеведческом музее имеется также картина «Напутствие в Орду святого благоверного великого тверского князя Михаила Ярославича», неизвестный художник, 1909 г. (в некоторых популярных изданиях указывается, что картина в Кашинском музее. Нет, она в Старицком). ;)
Напутствие.jpg
Напутствие в Орду святого благоверного великого тверского князя Михаила Ярославича

Описание на сайте музея следующее: "В центре картины изображена фигура князя Михаила Ярославича. Его благословляет на поход в Орду тверской епископ Варсонофий I. Позади князя его жена – Анна Кашинская – и четыре его сына".

В целом соответствует житию.... К деталям придираться не стоит (относительно того, где именно в тот момент находился княжич Константин...). Князь князь Михаил стоит перед епископом Варсонофием, который благословляет его крестом, а позади княжеский духовник игумен Иван с образом Спаса в руках.

По версии А. Кучкина: "Точных сведений об игумене Иване мы не имеем. По предположению В. А. Кучкина, это Иван Царегородец, игумен тверского монастыря св. Федора Тирона и Федора Стратилата, который провожал Михаила Ярославича до Нерли Волжской. На Нерли Волжской монастырей не было".

Отметим, что исповедь князя происходит на фоне небольшой реки, очевидно это Нерль. На дальнем плане поселения с церковью - Скнятино, скорее всего. Таким образом, неизвестный художник из Старицы придерживался традиционной житийной версии, а не на поздних "легенд"... нет никаких "гор" и т.д.

"Князь же Михайло посла сына своего Костяньтина въ Орду, а самъ поиде во Орду же после сына своего Костяньтина, благословяся у епископа своего Варсунофия, и от игуменов, и от поповъ, и отца своего духовнаго, игумена Иванна; послѣднее исповѣдание на рецѣ на Нерли на многи часы, очищая душу свою..."
Перевод.
"Князь же Михаиле послал сына своего Константина в Орду, и сам пошел в Орду после сына своего Константина, благословясь у епископа своего Варсонофия, и у игуменов, и у попов, и у отца своего духовного игумена Ивана; говорил последнюю исповедь на реке Нерли много часов, очищая душу свою.."

Нашел и в более хорошем разрешении эту картину.
https://smolbattle.ru/threads/г-Старица-Старицкий-краеведческий-музей.43874/
Напутствие1.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 01 май 2022, 16:02

Для сравнения. Картина В. Соколова с сайта Кашинского музея.
В хорошем разрешении
Надпись
«Прощание святого благоверного князя Михаила Тверского с супругой святой благоверной княгиней Анной Кашинской на святой горе в селе Едимонове при отправлении на суд в Орду».
Прощание123.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 08 май 2022, 19:03

Случайно нашел где-то в Интернете, надо поискать источник.
Очевидно с этой картины и бумажные иконы печатались, или просто делались примитивные копии, возможно в Кашине и раздавали.
Вложения
Михаил Тверской, прощание.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 09 май 2022, 14:19

Для дополнительного сведения.

Списки "Жития Михаила Тверского"

из собрания РГБ

Один из наиболее ранних из собрания Ундольского (30е годы XVI в.), наиболее известный, и другой более поздний.

Везде указано место прощания - река Нерль. :!: :!: :!: Можно полностью согласиться с М. Строгановым, что к сожалению нет до сих пор серьезной научной монографии по Михаилу Тверскому. Со всеми комментариями, списками житий и прочим. Вместо этого есть много "вольных пересказов" , посмотрел соответствующие издания..... М. Строганов прав, что они отражают точку зрения и уровень профессиональной подготовки автора..(типа я так вижу.. :D ) . Есть отдельные сборники, статьи отдельных профессиональных авторов, но их немного... Вот и получаются такие казусы...
Вложения
Список Жития.jpg
Список Жития1.jpg
Список Жития 2.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Каталог: история мест Конаковского района

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8