Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Краеведческий форум об истории Конаковского района (стык Корчевского и Тверского уездов Тверской губернии и Клинского уезда Московской губернии). Обсуждение вопросов истории, генеалогического и архивного поиска. Систематизация тем - по названию населённых пунктов (как каталог).

Модератор: Алексей Крючков

Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 10 апр 2022, 13:45

Все же лучше создать отдельной темой.

Белокаменная часовня с небольшим иконостасом внутри. Построена в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Находилась в двух верстах от села на "Святой горе". По преданию, часовня установлена на том месте, где тверской князь Михаил прощался со своей супругой перед отъездом в Орду.

В Российской государственной библиотеке (РГБ) хранится небольшая брошюра с длинным названием: "Отчет Общества организации путешествий учеников Тверской гимназии за 1915-1916 год. Экскурсия в село Кушалино и по Волге до села Кузнецова, под руководством директора гимназии П.П. Чернышева" (Тверь, 1917). Единственный экземпляр этой библиотеки имеет автограф П.П. Чернышева. Особенностью воспоминаний о путешествии в село Кузнецове является то, что они написаны детьми-гимназистами в виде сочинений-отчетов и отличаются исключительной непосредственностью детских впечатлений.

С давних пор на этом месте существовала часовня, свято чтимая окрестными жителями. Она находилась в лесу, на прекрасном возвышенном месте, и эта местность в народе получила название "Святая гора". К этой часовне на праздник Вознесения Господня из церкви села Едимоново совершался крестный ход , в котором принимало участие множество жителей из окрестных селений. В конце XIX века она была каменной, с небольшим иконостасом внутри. Юные путешественники были восхищены часовней и ее живописным местоположением: "Перед нами открылась дивная картина. На высоком берегу Волги, сквозь столетние стволы высоких сосен, красовалась белая часовня причудливой, древней архитектуры. Она замечательно гармонировала со своей белизной с окружающим ее темным сосновым лесом. Когда подошли поближе, то увидели железную массивную дверь и ведшую к ней гранитную, поросшую мхом и покрытую сухой желтой хвоей папертку. Внутри часовни висела запыленная, облупленная икона, на которой был изображен князь Михаил, прощающийся со своей супругой перед тем, как ехать в Орду".

Живописность местоположения часовни отмечена и в другом сочинении. "Еще издалека увидали мы часовню села Едимонова, где решено было сойти на берег, чтобы осмотреть часовню, которая отстоит от берега приблизительно на 1/4 версты. Самая часовня, окруженная вековыми соснами, стоит на высоком валу. Вид с этого вала прекрасный: по одну сторону серебристая ровная гладь Волги, а по другую зеленел огромный овраг, весь поросший лесом".

http://hram-tver.ru/konakovorn/edimonov ... akovo.html
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

о прощании Михаила и Анны

Сообщение Андер » 10 апр 2022, 13:55

Относительно "прощания" Михаила Тверского и Анны Кашинской. Представляется, что это один из очередных мифов. В Лицевом Летописном своде, именно так и показано, что Михаил отправляется в Орду на конях. Тем более, ЛЛС не абсолютно достоверный источник, особенно миниатюры. Не суть важно как он отправился. Дороги в Орду были "накатаны" и вряд ли шли через это село. Хотя возможно меня в этом и поправят.

Кроме того, житие св. Михаила Тверского говорит более конкретно :
"Князь же Михайло посла сына своего Костяньтина въ Орду, а самъ поиде во Орду же после сына своего Костяньтина, благословяся у епископа своего Варсунофия, и от игуменов, и от поповъ, и отца своего духовнаго, игумена Иванна; послѣднее исповѣдание на рецѣ на Нерли на многи часы, очищая душу свою..."
Перевод: "Князь же Михаиле послал сына своего Константина в Орду, и сам пошел в Орду после сына своего Константина, благословясь у епископа своего Варсонофия, и у игуменов, и у попов, и у отца своего духовного игумена Ивана; говорил последнюю исповедь на реке Нерли много часов..."

"Еже до егоже мѣста проводити его благородная его княгини Анна и сынъ его Василий, возвратишася от него со многим рыданиемъ..."
Перевод: "До этого места проводили его благородная его княгиня Анна и сын его Василий, и возвратились от него с великим рыданием..."
В примечании сказано. "Точных сведений об игумене Иване мы не имеем. По предположению В. А. Кучкина, это Иван Царегородец, игумен тверского монастыря св. Федора Тирона и Федора Стратилата, который провожал Михаила Ярославича до Нерли Волжской".
Очевидно, это Нерль — село в Калязинском районе Тверской области. В тверском издании уточняется, " Река Нерль впадает в Волгу между Кимрами и Калязином. Β древности y ycтья Нерли, на пути из Твери во Владимир, стоял город Кснятин (ныне село Скнятино)". Откуда Михаил Тверской и отбыл во Владимир.
Называются, таким образом, два селения Нерль и Скнятино, но совсем не "Святая гора". Как видно по тексту "Жития".

В. Кучкин в своей работе уточняет маршрут князя в Орду: " Упоминание в Повести реки Нерли определяет его путь. Михаил плыл Волгой , затем свернул Нерль Волжскую , волоком перебрался в Нерль Клязьменскую и по ней спустился к Владимиру".

Что касается, места, где находится часовня "Прощания", то о нем стоит сказать подробнее. Название ""Святая гора" явно указывает на его давнее "сакральное значение", вероятно еще и с языческих времен. Во всяком случае "дьяковское городище", дославянское, там найдено. Также и "прощание". Надо разобраться, что имелось в виду. В России есть много таких мест, которые связываются с "прощанием". Например, недалеко от Брейтово, есть некая "Княгинина гора", "Прощенный ручей". Совсем недавно сделали туристическим брэндом. Типа там супруга Василька Ростовского - княгиня Мария "прощалась" со своим мужем перед битвой на реке Сить. Хотя вопросы остаются, что делала княгиня далеко на севере от Ростова , и как она вообще туда попала? Есть и другие легенды, что там раньше была церковь или монастырь, которые "провалились под землю", чтобы не достаться монголам, или подвижник жил в подземной келье и т.д. Т.е. весь комплекс "маркеров", которые как считается, указывают еще на дохристианское почитание этого места, и являются проявлением так называемого "двоеверия". На сайтах сообщается, местные краеведы "откопали" там в 2014 г. некий "Кулак-камень", который был объявлен "языческим сакральным объектом". "Рядом были найдены следы от костровищ, предполагается, что это место было связано с языческими обрядами в древности". Не знаю, насколько это правда .... но заставляет задуматься....

В Москве также есть своя "часовня прощания" - часовня Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице (сейчас улица Сергия Радонежского, дом № 25). Путеводители передают предание, что якобы на этом месте преподобный Сергий, отправляясь в Нижний Новгород, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником (тогда это была даже не окраина , а загородная земля, по дороге на Владимир). Однако позднее она была несколько раз закрыта, но потом восстановлена уже в 19 веке.

Отметим, что во всех таких случаях фигурирует некое "прощание", связанное с легендой из жизни исторических персонажей. Хотя в реальности все это происходит от древнерусского слова - "проща".

А вот тут интересно! Известно, что многие "заветные урочища" назывались "прощами". Цитирую: "Самый корень которого свидетельствует о древности происхождения. Действительно, здесь издревне искали прощения и отпущения, т. е. духовного и телесного освобождения от внутренней душевной тяготы и от внешних телесных повреждении, и именем «прощеника» до сих пор зовется всякий, чудесно выздоровевший, или исцеленный на святом месте. Хотя в Великороссии лишь по некоторым местам сохранилось это слово в живом языке (по всей вероятности, вследствие стремления духовенства, а в особенности монастырей, к искоренению языческих обычаев и верований)".
"Церковь называлась "проща" (или "прощная церковь"). Проща - от слова прощение; прощеным человеком называли в старину получившего исцеление, прощение грехов. Здесь издревле искали прощения и именем “прощенника” до сих пор зовется всякий чудесно исцеленный водой ручья или колодца. В обыденной речи прощей называется само это место, в которое в определенные дни стекается народ на богомолье. Прощами бывают ключи, источники, холмы которые особенно почитаются, и слывут священными. В них предполагалось присутствие особенной "божественной силы"... Христианство принуждено было принять их под свою защиту и покровительство и освятить их, построив над ними часовни, совершать крестные ходы и т.д. п. С каждою из этих прощ связано предание о каком-нибудь необыкновенном событии или совершившемся здесь чуде и т.д. Таким образом, это слово происходит не от "прощАния", а от "прощЕния". И связано с еще дохристианскими обрядами почитания "святых источников" и других объектов (деревьев, холмов и пр.).

Подведем итог, очевидно "Святая гора" около Едимоново является ни чем иным как "прощей", т.е. древним "сакральным" местом. Позднее была построена часовня, а затем, когда смысл слова уже был утрачен чисто искусственно связали с легендой о "прощании" св. Михаила Тверского и прп. Анны Кашинской.
Тем более, икона , которая указывается как древняя вообще-то копия картины В. Соколова "Прощание Михаила Тверского с Анной Кашинской перед отъездом в Орду», 19 век.
Однако версия о "Святой горе" как месте прощания была растиражирована в книге арх. Димитрия (Самбикина) "Тверской патерик": "Великая княгиня Анна, предчувствуя печальный исход, с горькими слезами проводила Михаила Ярославича до с. Едимонова, где рассталась с супругом навсегда. На этом месте построена часовня, в народе слывущая под названием «святой часовни», в ней находится изображение св. благоверного Великого князя Михаила и его супруги и трогательная картина их прощания". Хотя агиографические источники указывали на место прощания деревню Малинник (Малинники) Калязинского уезда. Но все другие версии были проигнорированы. К сожалению многими отмечается, что "Тверской патерик", несмотря на все свои достоинства, имеет и явные ошибки и заблуждения.

А вот "Православная энциклопедия" , официальное научное издание МП РПЦ, Т. 2, С. 461 в статье "Анна Кашинская", указывает место прощания княжеской четы "Нерль Волжскую": "Имя супруги кн. Михаила Ярославича - Анна - приводится в повести о мученической смерти князя в Орде. Летом 1318 г. А. К. с сыном Василием провожала мужа до р. Нерли Волжской в его последней поездке в Орду". Все согласно житийным источникам, документам, а не местным "преданиям".
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Сообщение Андрей » 11 апр 2022, 12:12

Безотносительно к вышеуказанным утверждениям и установлению действительного места расставания князя и княгини, хочется обратить внимание, что слова прощание и прощение значат одно и тоже. Сейчас значение этих слов разошлось. Действительно прощаться - расставаться, прощение - прощение. В древности же люди расставаясь, не зная увидятся ли они вновь, просили друг у друга прощения. Отсюда и слово прощаться, то есть просить прощения. Иногда и в наше время проскальзывает изначальное значение слова, когда мы говорим расходясь: "Ну прости, если что".
Андрей
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 05 апр 2012, 12:49
Откуда: Москва

проща

Сообщение Андер » 11 апр 2022, 12:31

проща "прощение грехов", "чудесное исцеление", др.-русск. проща – то же (I Соф. летоп., 1 Псковск. летоп.). Из *prosti̯a "избавление" от *рrоstъ, см. просто́й. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

А вот в словаре Срезневского "Материалы для словаря древнерусского языка
Труд И. И. Срезневского Санкт-Петербург, 1893." Т. 2 стр. 1610
Проща1.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

места прощаний на карте Менде

Сообщение Андер » 11 апр 2022, 13:14

Вот по картам Менде.
Скнятино при впадении Нерли

И "Святая гора" около Едимоново.

Для сравнения.
Вложения
Святая Гора1.jpg
Скнятин1.jpg
Скнятин.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Сообщение Андрей » 11 апр 2022, 14:14

Предание о Едимоново вполне возможно возникло не на пустом месте. Князь шел по Волге из Твери. Он в любом случае проходил мимо Едимоново и не исключено, что мог там останавливаться. Причины могут быть разные: привал; прощание с какими-то приближенными; молитва на Святой горе.
Андрей
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 05 апр 2012, 12:49
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 11 апр 2022, 14:38

Тверские епархиальные ведомости от 1892 г. более сдержанны в таких версиях.

1892 г. № 7 "Верстахъ в восьми от села Видогощи до сих пор существует село Едимоново с церковью во имя св. великомученика Дмитрия Солунского. Не доезжая до Едимонова верст двух, по дороге из Твери, близ самой дороги, в рытвине пересекающей дорогу, на стороне ближайшей к Едимонову, до сих пор существует каменная часовня, в которой находятся старые, полинявшие от времени иконы, замечательная тем, что внизу под нею находится отверстие в виде четырехугольного окна, через которое можно видеть несколько угольков. Об этой часовне существуют разные устные предания.
Одни говорят, что будто на этом месте в последний раз кушал св. благоверный князь Михаил Ярославич со своей супругой Анной, когда отправлялся в Орду перед своей мученическою кончиною,—что будто здесь они окончательно расстались. Это предание хранится до ныне между между жителями села Едимонова.
Другое предание говорит, что будто здесь стояло несколько времени тело св. благоверного князя Михаила Ярославича, когда оно везено было из Москвы. Третье предание, сохраняющееся по преимуществу между жителями села Видогощь, говорит, что на это место часто приезжала из Твери вдовствующая великая княгиня Ксения с сыном своим Михаилом, и здесь беседовала с ним о своей жизни до замужества, и знакомила его с дорогими для ее сердца местами.
Мы отдаем преимущество последнему преданию, потому что первое предание опровергается тем, что в летописях ясно сказано, что великий князь Михаил Ярославич простился с супругою своею и с детьми на реке Нерли.


Второе предание оказывается несостоятельным потому, что путь из Москвы в Тверь лежал и до сих пор лежит по правому берегу реки Волки, включительно до самой Твери; зачем же перевозить тело на другую сторону и ставить его не в храме, а в какой-то рытвине?


Таким образом, "прощание" ставится под сомнение, да и всегда было шатким объяснением. Основано на смутных "преданиях", а не на исторических и житийных источниках. В любом случае, состояние самой часовни с "полинявшими" иконами говорит, что место не связывалось непосредственно с почитанием Михаила Тверского. Никоим образом, только на уровне местных слухов и все...


В другом выпуске "Тверских епархиальных ведомостей" № 25 1909 г. Осознается вся шаткость доводов как-то связать исторически "Святую гору" и Михаила Тверского, поэтому предлагается своя оригинальная версия. " Проезжая в Орду последний раз в сопровождении своей семьи, св. Михаил, вероятно, делал остановку в любимом месте. В память его в лесу недалеко от берега с древних лет стоит часовня, в которой хранится картина, изображающая прощание св. благов. князя Михаила с супругой и с детьми. Хотя по летописям это последнее прощание происходило на устье р. Нерли, но нет ничего невероятного предположить, что и около Едимонова было прощание, но, в виду горькой разлуки и тяжелого предчувствия, проводы продолжались далее. С дорогим сердцу прощаются не раз: простишься, казалось-бы, совсем, но опять идешь или едешь проводить дальше. Так, нужно думать, было и с супругой благов. кн. Михаила св. Анной. Простилась около Едимонова и опять поехала до р. Нерли, где уже совсем расстались со своим горячо любимым супругом".

Интересный текст, что из него видно? 1) Наконец появляется "икона Прощания" , а вернее копия картины В. Соколова, до этого как помним "были полинявшие иконы". 2) Автор понимает шаткость доводов, т.к. все житийные текст четко указывают на место прощания - устье реки Нерль, поэтому говорит очень осторожно, что это все вынужден пуститься в предположения, а не утверждения ... как могло все быть... и пускается в "лирические" отступления.... один раз проводили, потом второй и т.д.

Опять никаких доказательств. Можно предполагать, что угодно, но житийные тексты, которые были составлены гораздо ближе по времени к самому событию, все же более объективны, когда безусловно говорят о Нерли. Остальное народные предания, а насколько они могут отличаться от реальных событий уже давно говорилось. Яркий пример - легенды вокруг битвы на реке Сить.
Последний раз редактировалось Андер 11 апр 2022, 20:28, всего редактировалось 2 раз(а).
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андрей » 11 апр 2022, 17:00

Меня все равно не отпускает мысль, что тут все таки что-то есть. Ну не может совсем на ровном месте что-то возникнуть. Я также склоняюсь, что "официальное" прощание было на Нерли. Во-первых, потому что это не противоречит никакой логике и географии. Во-вторых, содержится пожалуй в единственном источнике на эту тему. Но тут нужно понимать и другое. Князь Михаил был? Был. Местность (гора) в его время были? Были. Он многократно проходил по реке мимо нее, хотя бы потому, что это самый удобный путь из Твери на юг. Вероятность его остановки здесь также существует. Более того всего скорее так и было, недаром именно эту местность связана преданием с его именем..
Андрей
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 05 апр 2012, 12:49
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 11 апр 2022, 17:14

К сожалению никаких доказательств нет. Ни исторических, ни логических. Вероятно и легенда о посещении Михаилом поздняя. Она начала только "проявляться" в 19 веке.

Ситуация вполне стандартная, когда сакральное место, которое почиталось еще в дохристианские времена, обычно носили названия "Святая горка", "Красная горка, "озеро Святое", "озеро Светлое" и т.д., потом уже связывались с христианскими праздниками или местной церковной историей. Яркий тому пример "Светлояр", ну уж там точно Юрий Всеволодович никак не мог быть, легенда фиксируется только в 18 веке в среде старообрядцев.

На мой взгляд местная "проща" стала связываться с Михаилом Тверским поздно, и церковное начальство принимало это без особого "энтузиазма". Аналогичная ситуация и на "Княгинином холме" около Брейтова, когда тамошняя "проща" вошла в круг легенд Ситской битве.


Хотя самой "Святой горы" уже по сути нет, она была затоплена, если судить наложению карты Менде и современной топографической. Гораздо интереснее, хотя уже вероятно это нереально, узнать местные предания об этой горе. Уверен раньше такие были, чтобы понять какое культовое значение она имела. Может в записях этнографических экспедиций где-нибудь и есть.


Из Лицевого Летописного свода. Михаил Тверской отправляется на суд в Орду из Твери. На конях.....
Вложения
Михаил Тверской.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 11 апр 2022, 21:17

Поэтому считаю, что лучше ставить памятный знак в Скнятино, если такая необходимость возникнет, или даже часовню, посвященную прощанию Михаила и Анны.

Да, и легенды там интересные есть , если верить Плетневу, когда он пишет о городище, где раньше был город, то выдает такое местное предание: "Одни говорят , что тут был монастырь и что здесь в полночь появляется монах , другие говорят , что в нем зарыт большой клад и что найдет его человек, вдовевший 30 лет и приехавший в половодье на на соминке (название одного типа волжских судов)" . :shock: :D :mrgreen:

Современная карта местности вокруг Скнятино. После сооружения Угличского водохранилища в 1939 году земляные укрепления, древнее городище Кснятина и старая ветка железной дороги были затоплены. Ширина Нерли и Волги в этих местах увеличилась в среднем в 3—6 раз.
Спутниковая карта "Яндекс". Остров Скнятино... Может когда-нибудь там памятный крест поставят.... :?:
Вложения
Остров Скнятино.jpg
Скнятино карта1.jpg
Последний раз редактировалось Андер 12 апр 2022, 10:35, всего редактировалось 1 раз.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 12 апр 2022, 09:13

В сборнике
М.В. Строганов, Е.Н. Строганова. Актуальные вопросы народной художественной культуры. Выпуск 1. Фольклор и массовая культура. Монография. Москва. 2020

есть интересная статья "Князь Михаил как культурный герой Нового времени". Полный текст здесь

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАРОДНОЙ ...http://www.spsl.nsc.ru › Книги › 01020210203PDF
автор: МВ Строганов · 2020 — В первой части книги описаны процессы мифологизации в ... http://konakovobiblioteka.ru/index.php/ ... onovo-selo.

как раз по интересующему вопросу. Приведем несколько выдержек из статьи.

"В современной жизни Тверского региона святой благоверный великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич играет совершенное особую роль, адекватным названием которой может быть только одно — культурный герой Нового времени. ....Следует иметь в виду, что мифологизация реально-исторических лиц совершалась и будет совершаться всегда. В настоящее время только самому наивному сознанию может быть неочевиден этот факт, но наивное сознание и порождает самое большое количество мифов о современности. Мифологизация реально-исторических лиц является результатом
текстуализации истории, результатом построения дискретного нарратива вокруг определенного лица или события. С другой стороны, текстуализация истории является обязательным свойством и современного научного исторического мышления, осознание чего давно уже вошло в обиход современной культурной антропологии.
....
Между тем проблемы остались. Существуют дорогостоящие издания повести о князе Михаиле, но доступного массового издания, переведенного на современный язык, хорошо откомментированного и адекватным образом проиллюстрированного, нет. Поэтому широкий читатель имеет лишь многочисленные авторские версии рассказов о князе Михаиле, которые сами по себе являются продуктом мифологизации его образа. Широкие массы живут в мире мифов, а деятели культуры способствуют этому погружению.

Мифологизация образа князья Михаила Тверского повлияла на мифологизацию некоторых пространств Тверской области, в частности это затронуло деревню Конаковского района Едимоново.

....

Единственным реальным историческим фактом можно назвать только городище дьяковской культуры раннего железного века (VII в. до н. э. — V в. н. э.) в 2,2 км к северо-западу от Едимонова в месте, которое среди местного населения называлось Святая гора, хотя позднейшие исследования не дали положительных археологических результатов. Но среди памятников раннего и развитого средневековья (X—XIII вв.) Едимонова мы не находим, и первые сведения о нем получаем из Писцовых книг XVI в.
Вторая легенда гласит, что жена первого тверского князя Ярослава Ярославича Ксения (ум. 1312) была дочерью священника села Едимонова. Эти сведения давно уже и справедливо признаны преданием, которое относится к гораздо более позднему времени и не имеет под собой ни малейшей исторической основы.
......
Но самый главный и занятный миф, порожденный Едимоновым, связан с часовней святого благоверного князя Михаила Тверского, которая находилась в двух километрах от села на так называемой Святой горе. Этот миф возник сравнительно поздно, так как и сама часовня появилась поздно, в последней трети XIX в. Часовня эта была построена в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости, и таких благодарственных часовен по всей России было возведено достаточно большое количество. Но в Едимонове часовня имела специфическое посвящение, так как церковных престолов, посвященных святому благоверному князю Михаилу, очень не много. Поэтому, когда на рубеже XIX—XX вв. причины ее возведения были основательно забыты, на первый план выдвинулось само посвящение. В этой ситуации люди стали искать мотивировку посвящения и вскоре ее придумали.

Первым, кто выдвинул новую мотивировку, был знаменитый фотограф С. М. Прокудин-Горский, который одну из фотографий в своей тверской галерее подписал так: «Часовня на Св[ятой] горе (38 в. от Твери) на месте прощания Св. Князя Михаила Тверского с провожающими его в Орду боярами». Поездка Прокудина-Горского по Верхней Волге состоялась в 1910 г. Свою экспедицию фотограф совершал с соизволения государя императора, поэтому пользовался помощью всех местных властей. Были у него и местные высококвалифицированные научные консультанты. А из этого следует, что к 1910 г. подлинную причину постройки часовни не помнили даже историки-краеведы.
Другим свидетельством этой мифологизации стала экскурсионная поездка в село Кузнецово учеников Тверской мужской гимназии 19—22 мая 1916 г., в рамках которой экскурсанты посетили Едимоново. Эта поездка была совершена под руководством директора гимназии, так что незнание истинных причин воздвижения часовни нельзя объяснять возрастом экскурсантов.

.....

Между тем справочник И. Добровольского, в котором содержалась верная информация о причинах построения часовни, был хорошо известен. Но потребность в мифологизации заставляет многих людей утверждать и посейчас: «В двух верстах от села Едимоново находилась часовня святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, построенная в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. По преданию, часовня установлена на том месте, где тверской князь Михаил прощался со своей супругой перед отъездом в Орду».

....

Сведения о том, что князь Михаил именно в Едимонове прощался перед отъездом в Орду, опровергаются тем, что в Пространной редакции повести о князе Михаиле даны совершенно определенные сведения о том, где это происходило. Княгиня Анна с сыновьями, боярами и духовенством провожала мужа не до Едимонова, а до города Кснятина (ныне село Скнятино), которое расположено при впадении в Волгу реки Нерли: Князь же Михайло посла въ Орду сына своего Констянтина, а сам после его во Орду же пойде, благословаяся у епископа своего Варсонофия, и от игуменов, и от попов. И у отца своего духовнаго, Иоанна игумена, последнее же исповедание сотвори на реце на Нерли на многи часы, очищая душу свою... <...> До того же места проводи его благородная его княгина Анна и сын его князь Василей и возвратишеся от него со многим рыданием, испущающе от очию слезы, яки реку, не могущи разлучитися от
возлюбленнаго своего князя. Текст Пространной редакции повести о князе Михаиле был опубликован только в конце XX в., но историки знали его уже и в начале XIX в., и Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «...великий князь, имея чистую совесть и готовый всем пожертвовать благу
России, спокойно занимался в Твери делами правления; наконец, взяв благословение у епископа, поехал. Великая княгиня Анна провожала его до берегов Нерли: там он исповедался с умилением... <...> Михаил, скрывая свое горестное предчувствие от нежной супруги, велел ей возвратиться».
Но хотя Историю Карамзина читали внимательно и увлеченно, эти сведения в памяти не сохранялись, и путешественники XIX в. ни разу не упомянули об этом. Дело в том, ни Пространная редакция повести о князе Михаиле, ни История Карамзина не упоминают тот город-крепость, до которого князь Михаил ехал с семьей и свитой. Но речь идет именно о городе Кснятине. Между тем древнерусский город Кснятин (Коснятин, Константин, сXVII в. деревня Скнятино) при впадении реки Нерли в Волгу был основан Юрием Долгоруким в 1134 г., тогда же в нем была сооружена и церковь (по позднейшему посвящению Рождества Богородицы). Это был самый древний город тогдашнего Тверского княжества. И на тот момент — это был последний город (укрепленный населенный пункт) на Волге в пределах Тверского княжества (Калязина еще не было). То есть княгиня Анна провожала мужа с сыновьями и свитой до пределов его отчины. Дальше начиналась Владимирская земля, где в то время княжил и хозяйничал противник князя Михаила князь Юрий Московский.
И теперь мы должны если не решить, то хотя бы обратиться к вопросу о том, почему именно это место стало так продуктивно формировать
вокруг себя собственную мифологию, где истоки этой амбициозности?
Дело в том, что, по сведениям писцовых книг 1627—1628 гг., владельцами села значатся Михаил Рчинов и Дементий Погожев. Михаил
Рчинов в 1630 г. отказал свою часть на царя Михаила Федоровича, а владелец другой половины села Едимонова отказал свою часть родному брату
Исааку Погожеву. В 1640-е гг. дворцовую часть села получает боярин Борис Иванович Морозов. В 1681 г. Федор Рчинов отказал половину села
Едимоново своему зятю стольнику Тимофею Григорьевичу Спешневу. В 1685 г. владельцем становится Михаил Дмитриевич Коробин. Владельцем
же другой половины села с 1668 г. становится князь Михаил Никитич Елецкий. Именно на этом фоне и появляется во второй половине XVII в.
повесть об отроке Григории. Следовало бы поискать, не был ли кто из владельцев Едимонова связан с Отрочем монастырем, и тогда происхождение
легенды стало бы очевидным. Ну, а на эту легенду стали наслаиваться и все остальные".

Для справки
Строганов Михаил Викторович, доктор филол. наук, профессор кафедры общего и славянского искусствознания РГУ им. А. Н. Косыгина
С выводами можно согласиться, за исключением некоторых деталей.

Все же легенда уже существовала до посещения С. Прокудин-Горского, как это видно из сведений в ТЕВ от 1892 г. Возможно какая-то деревянная часовенка была еще до построения каменной. Как это видно на карте А.И. Менде , на которой показана местность по состоянию на 1848-1849 гг. и схеме "условных изъяснений" (условных обозначений и сокращений). На ранних картах такого не наблюдается. Доказательством этой версии может служить свидетельство в ТЕВ от 1892г. - "каменная часовня, в которой находятся старые, полинявшие от времени иконы, замечательная тем, что внизу под нею находится отверстие в виде четырехугольного окна, через которое можно видеть несколько угольков". Не является ли это остатками прежнего деревянного сооружения?
Выбор места строительства часовни понятен. Она была возведена на "проще" , местном "сакральном локусе", на Святой горе.
Вложения
Святая гора31.jpg
Обозначение часовен на картах А. Менде
Святая гора31.jpg (9.69 KiB) Просмотров: 11192
Святая гора3.jpg
Окрестности Святой горы, карта А. Менде, трехверстовая
Святая Гора12.jpg
Окрестности Святой горы, карта А. Менде, одноверстовая
Последний раз редактировалось Андер 13 апр 2022, 10:34, всего редактировалось 1 раз.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андрей » 12 апр 2022, 11:48

Достойно уважения Ваше погружение в данную тему. Святая гора действительно была затоплена при сооружении водохранилища. В настоящее время недалеко от этой затопленной горы тоже на возвышенности установлен, если не путаю памятный крест (читал в интернете статью).
Возникает другой вопрос. Князь выехал из Твери на конях. Соответственно его путь пролегал вдоль Волги по берегу, где стоял Кснятин, то есть по тому же берегу, где и Святая гора? Или нет? Была ли возможность срезать путь до Кснятина какими-то дорогами по лесу? Зачем он поехал во Владимир, если это город его врага? Зачем идти на конях, если по реке быстрее и вероятно даже безопаснее?
Андрей
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 05 апр 2012, 12:49
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 12 апр 2022, 12:13

Тохтамыш.jpg
Тохтамыш жалует Михаила Александровича тверским великим княжением в 1382 г. из ЛЛС
Это же Лицевой Летописный свод, изображения на миниатюрах символичны, выражают общую схему события. Это же не фоторепортаж об "отбытии главы государства" в Орду. Кто же знает как он на самом деле туда добирался. :) Конечно, пути от Твери до Кснятина (старейшего городка) , а затем в Переславль Залесский и на Владимир были тогда "проторены". По ним все и двигались, сообщения с Ордой были налажены. Очевидно от Владимира был прямой путь в Орду, или его там ждал "почетный эскорт" для доставки к хану Узбеку.
А с другой стороны почему город Владимир принадлежал его врагу? Михаил Тверской был тогда Великим князем Владимирским до самой гибели, это город был его "стольным". Юрий Данилович был князь Московский.
Мне кажется совершенно прав В. Кучкин, когда описывает маршрут князя.
Относительно Владимира. Вот в ЛЛС от 1308 г. "Того же лета князь Михайло Ярославич Тферский прииде изо Орды от царя великое княжение, и сяде на Великом княжении в Володимери".

Получив ярлык на великое княжение от хана Узбека, он пошел во Владимир, а не в Тверь. Именно Владимир оставался формально главным русским городом Северо-Восточной Руси, где над ним был совершен обряд посажения на стол. Поэтому никаких проблем с Владимиром у него не было. Он был законный великий князь, утвержденный Ордой.


Собственно для Твери Владимир стал "чужой" территорией только при Тохтамыше, когда она в 1382 г. пожаловал Михаила Александровича уже "великим княжением Тверским", отделив его от других русских земель. Теперь был не только великий князь Владимирский, а великий князь Тверской. С этого момента Тверь считается великим княжением также наряду с Влаимиром. Сделано это было понятно для чего.

В 1384 г. подтвердил свое пожалование. «В лето 6892 (1384)Тахтамышь царь Воложский и всех орд высочяйший царь пожаловал князя Михаила Александровича Тверскаго его отчиною и дединою великым княжением Тферским, рек ему сице „Аз улусы своя сам знаю, и кийждо князь русский на моем улусе, а на своем отечестве, живет по старине, а мне служит правдою, и яз его жалую"



А вот насчет "прощи" и "Святой горы" связь несомненная.
Летописный источник о возникновении Святогорского монастыря.
Псковская 3-я летопись, 1566 г.
"Того же лета явися в Вороначщине, на Синичьих горах, на городищи проща именем пречистые Богородицы, и многое множество прощение человекомъ всякими недуги начася".
Т.е.
Около псковского городка Воронич, на Синичьих горах после "чудесных событий". Потом это место стало называться Святыми горами, и возник Святогорский монастырь, где был погребен затем А. С. Пушкин.

Да, была информация в Интернете по этой теме
https://ioann-shanghai.ru/экспедиция-к-святой-горе/

Экспедиция к Святой горе - Храм в честь святителя Иоанна ...https://ioann-shanghai.ru › экспедиция-к-святой-горе
27 июл. 2019 г. — 26 июля 2019 г. по поручению губернатора Тверской области Игоря Рудени состоялась поездка советника губернатора Владимира Ивановича Бабичева, ...
и вот здесь
https://tvernews.ru/news/277344/
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 13 апр 2022, 16:13

Все же фотографии часовни надо поместить. Источник "Библиотека Конгресса США", там хранятся все материалы С.М. Прокудина-Горского.
И еще одна фотография отсюда. С экскурсией
https://sobory.ru/photo/263272

Ну, еще можно посмотреть.
Спиридонова В.И.Святая гора на Волге. – Тверь, 2020. – 27 с.

https://orshin.ru/wp-content/uploads/20 ... omonii.pdf

Общие рассуждения.... и стандартные фото...



Меня удивляет это уже давно. Почему для подобных исследований, используется "Гугл всемогущий". :D :mrgreen: :geek: Что в архивах трудно поработать? Хотя бы хоть крупицы достоверной информации выудить??? И это уже не просто тенденция , а мэйнстрим околоцерковных и псевдокраеведческих исследований. В конце "девяностых", помнится особо "воцерковленные" :lol: от Интернета бегали как "падший ἄγγελος от ладана". А теперь что? Все поменялось??? Лепят и лепят фэйки....

И эта часовня только один из примеров. :scared-eek:
Вложения
Часовня.jpg
Часовня3.jpg
Часовня1.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 14 апр 2022, 09:37

Кое-что интересное о роли часовни в местных традициях удалось найти. Как понял это из брошюры "Отчет Общества организации путешествий учеников Тверской гимназии за 1915-1916год. Экскурсия в село Кушалино и по Волге до села Кузнецова, под руководством директора гимназии П.П. Чернышева". (Тверь, 1917)".
"С давних пор на этом месте существовала часовня, свято чтимая окрестными жителями. Она находилась в лесу, на прекрасном возвышенном месте, и эта местность в народе получила название "Святая гора". К этой часовне на праздник Вознесения Господня из церкви села Едимоново совершался крестный ход, в котором принимало участие множество жителей из окрестных селений".


Интересно, что крестный ход приходился на Вознесение, а не 5 декабря новому стилю - день памяти Михаила Тверского.
Этот день обычно в народном календаре связан с весенне-летним циклом праздников. Еще это называлось "Зелёные святки" "Русальня неделя". Как говорится в работах по этнографии: "У славян в широком смысле Зелёные святки объединяли период с Вознесения до окончания проводов русалок перед Петровским постом. Праздничный комплекс знаменует окончание весны и начало лета". Поэтому, Вознесеньев день (Вознесение) в народе считалось "проводами весны и встречей русалок". "Праздник завершал период растворения границ, единение миров: божественного и человеческого, мира живых и мира умерших, грешников и праведников.. ....С Велик-дня до Вознесенья — всему миру сведенье — и дедам, и внукам, и раю, и мукам». Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днём". На Вознесенье "покрывается Мать-Сыра-Земля обильной росой, которая обладает большой целебной силой". Традиционно такие празднества проводились около воды на возвышенностях, пригорках и т.д., которые, как говорилось, имели дохристианское сакральное значение. Очевидно, что и праздники на Святой горе были связаны с такими аграрными культами, если крестный ход был именно на Вознесение, имели место долгое время, и вероятно не вызывали одобрения церковных властей.....


Напомним, что подобные "мероприятия" проводились почти в центре Твери еще в XIX веке:

"Недалеко от Рождественского, при той реке Тьмаке на полверсте от города, Тресвятское, или Трисвятское, загородный архиерейский дом преосвященных Тверских, весьма красивый, с регулярным садом, в окружности более трех верст. На этом месте также был Тресвятский мужеский монастырь, о котором упоминается в архивских бумагах в начале 17-го столетия, запустевший литовским разорением монастырь Тресвятский (Прим.- Дмитриев, как и позже А. О. Ишимова, путает Трехсвятское и Архиерейскую дачу: остатки парка и каскад прудов вокруг современного Дворца творчества детей и молодежи ( пр-д Дарвина, 3)) Ревностию архипастырей Мефодия и Амвросия ( Прим. - Мефодий (Смирнов) - архиепископ Тверской с 1804 по 1814 гг., Амвросий Протасов - архиепископ Тверской с 1826 по 1831 гг.) весьма недавно уничтожены здесь празднества Яриле,   или Яруле, нашему Эроту и Лингаму, начинавшиеся с первого воскресенья после Петрова дня (Ярило до введения христианской веры почитаем был за бога: кумир его представлял избранный от мира человек, которого пред заговеньем Петрова поста обвязывали всякими цветами, лентами и колокольчиками и, надев на голову высокий колпак с лентами, возили с плясками по площади). Этот праздник отправлялся в Тресвятском саду, на речке Лазури, куда каждый день по вечерам сбиралась молодежь из мещан, посадских и слободчиков, а часов в 11-ть ночи в каждой группе являлся музыкант с торбаном   или балалайкою, и под звуки этих инструментов, наигрывавших барыню, там плясали бланжу. Туда отпускали матери, особливо репужницы (мещанки),  дочерей своих поневеститься. Теперь в то время, когда праздновалось Яриле, пляшут бланжу в Твери просто на улицах".
Тверь в записках путешественников ,Выпуск 2. Записки XVIII–XIX веков. Иван Алексеевич Дмитриев (1839 г.)
стр.213-214
Если такое было в самой Твери, что же тогда говорить об отдаленном Едимонове! :D
Вложения
Трехсвятская.jpg
С плана Твери от 1845 г.
Окрестности.jpg
Окрестности Едимонова и Святой горы
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Каталог: история мест Конаковского района

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10