Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Краеведческий форум об истории Конаковского района (стык Корчевского и Тверского уездов Тверской губернии и Клинского уезда Московской губернии). Обсуждение вопросов истории, генеалогического и архивного поиска. Систематизация тем - по названию населённых пунктов (как каталог).

Модератор: Алексей Крючков

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 11 май 2022, 18:41

А вот откуда и информация о связи праздника Вознесения Господня и Святой Горы. В "популярных" изданиях со ссылками обычно большие проблемы... :(


«Член Тверской ученой комиссии И. А. Иванов передал нам следующие интересные подробности и предания, относящиеся к недавно посещенному им. с. Эдимонову и его окрестностям.

«В с. Эдимонове и его окрестностях и до сих пор очень живы предания о князе Ярославе и его сыне, благоверном князе Михаиле. На левом берегу Волги против с. Городни протянулся верст на 10 широкою полосою прекрасный луг, заливаемый весною, когда Видогощинское озеро соединяется с Волгою. По лугу разливаются несколько ручьев. Параллельно реке, но в значительном от нее расстоянии, длинною грядою тянутся невысокие песчаные холмы, поросшие вековым сосновым лесом. Этот луг был любимым местом для княжеской соколиной охоты, а в лесу князь и его охотники отдыхали и утоляли голод, зажаривая на вертелах убитую дичь. Под углом каменной часовни, построенной в этом лесу, именно там, где песчаная возвышенность прорезывается журчащим ручьем, и ныне показывают остатки очага или костра. Ежегодно в праздник Вознесения сюда собираются от 3000 до 4000 человек из окрестных селений. После молебствия они располагаются близ часовни и угощаются принесенными кушаньями и лакомствами. О самой женитьбе Ярослава местное предание рассказывает так: князь охотился с соколами по лугу между Видогощем и Эдимоновым; любимый княжеский сокол погнался за белой лебедью, которая потянула к Эдимонову. Князь поехал туда же и увидел, что сокол запутался (бывшею на его ноге цепочкою) на церковном кресте. Пока ловчие делали приспособления, чтобы снять сокола, князь взошел в отворенную церковь. Там стояли пред алтарем жених, отрок князя Григорий, и невеста, красавица Ксения, дочь эдимоновского причетника. Князь, пораженный ее красотою, с словами: «Венчай поп» стал на место жениха. С этих пор как Ярослав, так и дети его особенно часто посещали Эдимоново, сделавшееся великокняжескою вотчиною. Когда св. великий князь Михаил Ярославич отправлялся в Орду в твердой решимости «положить душу свою за многия души», то все его семейство, бояре, слуги и многие тверичи провожали его на стругах до любимого становища у с. Эдимоново, где ныне часовня; здесь происходило трогательное прощание доблестного князя-мученика с провожавшими его. Все эти предания были собраны и записаны бывшим мелковским священником, недавно умершим, но, к сожалению, несколько лет тому назад эта рукопись погибла во время пожара».

Нельзя видеть в этом рассказе большого противоречия с другим известием, вошедшим в житие благоверного князя, что семья и бояре провожали его до устья Нерли (в нынешнем Калязинском уезде). Вполне возможно, что некоторые из ближних бояр, так же как и семейство, провожали князя и дальше Эдимонова, именно до Троицко-Нерльского монастыря».
Овсянников Н. Н. Тверь в XVII веке: Исторический и археологический путеводитель по г. Твери. Тверь, 1889. С. 82—83 (примеч.).



Интересные детали, получается, что одним из престольных праздников в Едимонове было Вознесение, хотя церковь была посвящена св. муч. Димитрию Солунскому, другой придел свт. Николая Мирликийского.
Одним из престольных праздников был осенний Димитрий Солунский. Однако известно, что сельские престольные праздники были еще по посвящению особо почитаемых часовен вокруг села. Еще раз подтверждает предположение, что часовня на Святой Горе была именно Вознесенская, а не в честь Михаила Тверского. День его памяти никак не отмечен, престольного праздника ни в Видогощах, ни в Едимонове в этот день просто нет.

Интересные данные о празднике Вознесения в материалах Российского Этнографического музея : " Вознесение Господне в средней полосе России приходилось на время созревания озимой ржи, крестьяне верили, что в этот момент возможно магическими обрядами повлиять на рост хлебов. Целыми семьями выходили в поля смотреть посевы, там устраивали трапезы с яичницей и выпечкой: печением в форме лесенок (в помощь Христу подняться в небо) и блинами («Христу на онучки» – символ обувания перед дорогой). Обходили свои полосы с приготовленной дома яичницей и съедали её, наделяя каждого члена семьи, и при этом приговаривая: «Расти, расти трава в лесу, а рожь к овину». Этот древний обряд призван был обеспечить богатый урожай, а людям прибавить сил и избавить от боли в спине во время уборки хлебов. Перед обходом полей детей снабжали крашеными яйцами, которые кидали вверх, чтобы рожь выросла высокой и колос был полон зерна.

В традиции православных народов праздник Воскресения повсеместно связан с представлением о пребывании души на земле и вознесении её на небо через 40 дней после смерти человека. Поэтому его отмечали и как день поминовения умерших родителей и прародителей. Ходили на могилы близких с блинами и «лесенками», жертвовали выпечку в церковь на помин души.

Праздник Вознесения издавна жил в народном сознании как конец весны и начало лета. Говорили: «Придёт Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется".


Вроде бы все становится понятно. И действительно... Где отмечать этот день как ни на старом сакральном месте около села??? На то она и "Святая гора".

Примечательная деталь , Овсянников пишет: " Этот луг был любимым местом для княжеской соколиной охоты, а в лесу князь и его охотники отдыхали и утоляли голод, зажаривая на вертелах убитую дичь. :o :o :o Под углом каменной часовни, построенной в этом лесу, именно там, где песчаная возвышенность прорезывается журчащим ручьем, и ныне показывают остатки очага или костра. Ежегодно в праздник Вознесения сюда собираются от 3000 до 4000 человек из окрестных селений. После молебствия они располагаются близ часовни и угощаются принесенными кушаньями и лакомствами".


Очень интересно. Получается, что существовало какое-то место, связанное с какими-то "жертвенными приношениями" ? Хм???? А уж потом стали считать говорить, что там "князья дичь жарили после охоты " ? Хотя сам факт невозможный - большеи 300 лет сохранять место, где князья "костре разводили"??? Все указывает на то, на этом месте зажигался костер долгое время и само место имело какое-то особое значение для населения соседних поселений, как ни вспомнить указание на какие-то угли под часовней от 1892 г. Если внимательно посмотреть, что описанные совместные трапезы после молебна уж очень напоминают "братчину", традиционную ритуальную трапезу .... еще Б. Рыбаков вслед за Зелениным полагал, что "наследницами чисто языческих обрядовых трапез являются Древнерусские "братчины" —— общесельские пиры у часовни или около церкви"

А вот удалось нащупать и истоки легенды про Михаила Тверского.

" Все эти предания были собраны и записаны бывшим мелковским священником, недавно умершим, но, к сожалению, несколько лет тому назад эта рукопись погибла во время пожара". Некий священник из Мелково, возможно это был Василий Михайлович Шахов, решил записывать , насколько можно верить таким записям XIX в. на примере Ситской битвы....

Кто знает, не выдавал ли он желаемое за действительное...


В письме Тверской консистории в ТУАК с просьбой об оказании содействия в сохранении сосновой рощи вокруг "Святой горы" близ села Едимоново Корчевского уезда от истребления. Напечатано в Журнале № 118 ТУАК также говориться , что крестный ход к часовне именно в праздник Вознесения. Как ни старались , а местное население по-прежнему ходили отмечать Вознесеньев день на свою "прощу" - Святую гору, да и братчину устраивали как встарь повелось. Хотя казалось, в августе-то можно и Михаила Тверского помянуть (из Твери он выехал в начале августа). Ан-нет , только Вознесение ...
Вложения
Роща на Святой Горе.jpg
Андер
 
Сообщений: 296
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 03 июл 2022, 16:46

Была издана отдельная брошюра "Крестный ход из г. Твери в гор. Кашин", автор священник Михаил Любский. - Тверь : типо-лит. Родионова, 1909. - 44 с ; 24 см. - Перепеч. из "Твер. епарх. вед." за 1909 г.

Весьма примечательно, что многие священники активно распространяли "народное предание о Святой горе", и опять без ссылок на источники.
С одной стороны это понятно, т.к. очень хотелось принять участие в таком знаменательном историческом событии Тверской губернии и епархии, когда ожидался приезд царствующих особ. Но все же..... Зачем заниматься сочинительством .... ??? :shock: Такой же случай как с Нектарием "Бежецким" или "подробностями" битвы Юрия Всеволодовича в селе Божонки. Один из ярких примеров церковной мифологии того времени. Даже относительно прп. Серафима Саровского сочинялось много такого , как потом выяснилось , вообще и не было.......Но эти мифы продолжают жить..... Очень интересная ситуация тогда складывалась в церковной истории как науке, несмотря на серьезные и фундаментальные работы русских агиографов типа проф. Е. Е.Голубинского, на "среднем уровне" - уездных протоиереев и т.д., все было не очень "здорово".

Хотя тот же протоиерей Колоколов М. К регулярно публиковался в ТЕВ. см. "К столетию Воскресенского собора в г. Корчеве (1810–1910) //. ТЕВ. 1910. № 39. С. 819".

Некоторые выдержки из вышеупомянутой брошюры:
"Идея крестного хода из г. Твери в г. Кашин к 12 июня -дню восстановления церковного почитания св. благоверной великой княгини Анны Кашинской— принадлежит священнику Корчевского Воскресенскаго собора о. Михаилу Колоколову, который вошел с своим предложением, от 29 октября 1908 года, в Кашинский Комитет по устройству предстоящих торжеств открытого чествования св. благов. великой княгини Анны Кашинской. Такое сочетание в жизни нашего уезда и нашего города двух имен: Твери и Кашина, невольно наводит на мысль, что наша Корчевская область находится как-бы под особым покровительством тех святых угодников, венценосных супругов, именами коих украшаются два упомянутых города, а именно св. благоверного великого князя Михаила и св. благоверной великой княгини Анны Кашинской. ….

По дороге есть и исторические места, через который проходил бы крестный ход. напр. с. Едимоново, место родины „их" матери, блаженной княгини Ксении... Путь шествия мог бы быть следующий: Тверь, Городень, Едимоново, Корчева, Ильинское, Романово, Кашин . Из Твери можно было бы выйти с небольшим числом хоругвей, а по пути к ним могли бы постепенно присоединяться из попутных сел и города Корчевы, хотя бы по паре, хоругви и местночтимые иконы.....

Прошли села: Городню, Видогощи, откуда нас приветствовали колокольным звоном, и вступили
В те места, которые тесно связаны с жизню св. благоверных супругов Михаила и Анны. Это— окрестности села Едимонова, и которого по преданию происходила мать св. Михаила Ксения. На родине своей матери князь Михаил, конечно, бывал нередко, тешась охотой в Едимоновских лесах. Проезжая в Орду последний раз в сопровождены своей семьи, св. Михаил, вероятно, делал остановку в любимом месте. В память его в лесу недалеко от берега с древних лет стоит часовня, в которой хранится картина, изображающая прощание св. благов. Князя Михаила с супругой и детьми (опять интересно, ранее об этой картине не упоминалось) :( .

Хотя по летописям это последнее прощание происходило на устье р. Нерли, но нет ничего невероятного предположить, что и около Едимонова было прощание, но в в виду горькой разлуки и тяжелого предчувствия, проводы продолжались далее. С дорогими сердцу прощаются не раз: простишься, казалось-бы, совсем, но опять идешь проводить дальше. Так, нужно думать, и было и с супругой благов. кн. Михаила св. Анной. Простилась около Едимонова и опять поехала до р. Нерли, где уже совсем расстались с своим горячо любимым супругом.
Против часовни во имя св. благов. князя Михаила Ярославича пароход близко подошел к крутому берегу. Народ , собравшийся во множестве и под проливным дождем более 2 часов терпеливо ожидавший парохода с духовной процессией, набожно крестился. Ожидали выхода со святынями на берег и служения молебна среди народа, но вследствие дождя выхода не было, и молебствовали на пароходе, куда немногие переправились на третники.
После молебна местный священник о. М. Полозов произнес поучение.

" Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы-жители села Едимонова-особенно должн возрадоваться сему крестному ходу и всему настоящему всецерковному и всенародному торжеству, совершаемому св. церковью в честь и славу св. Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской. Я говорю, особенно должны возрадоваться, потому что село Едимоново и эта „святая гора" имеют отношение к памяти Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской, ибо существует сказание, хранящееся не только в устном народном предании, но и в исторической литературе (Тв. Еп. Вед. 1892 г. № 7; прот. А. Соколова: Житие св. Михаила Тверского Князя 1864 г., журнал «Нива» 1891 г. №6, повесть Полевого «Ненароком» и др.), что будто бы из нашего села происходила мать благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского Благоверная Княгиня Ксения, дочь
Едимоновского пономаря Афанасия. Существует много и других рассказов народных, при всем своем разнообразии удостоверяющих одно: что наше село и, в частности, это место, называемое „Святою Горою", освящено было в глубокую старину стопами угодников Божиих:
Благов. Кн. Михаила Тверского и Благов. Кн. Анны и матери их Благов. Кн. Ксении. Вследствие сего издавна, с незапамятных времен, чтится среди нас— жителей села Едимонова —память св. Благоверныхъ Михаила и Анны и матери их Ксении и имеются иконы их, как в храме, так и здесь в часовне на Святой Горе… (интересно, а почему не приводится ни одной записи такого предания, или зачем ссылки на исторические повести XIX в.….? Все это наводит на определенные мысли…..) :D

Из поучения священника г. Корчевы Михаила Колоколова в Кашине.

«В нашем Корчевском уезде существует живое предание, что благоверная Анна с семейством проводила своего дорого супруга до пределов с. Едимонова и здесь на «Святой горе» она простилась с ним последний в своей земной жизни. В память сего предания, мы жители г. Корчевы и уезда, на средства добровольного усердия соорудили сию картину-икону последнего прощания св. Боговенчанных Угодников и преподносим оную в дар городу Кашину».



Еще один интересный факт. Оказывается, в народном христианстве день Вознесения еще считался днем "прощания" с Христом. По народным преставлениям Христос от Пасхи до Вознесения ходит невидимо около домов, даже из окна ничего не выбрасывали. "Зачем в окно бросать - Боженке на головушку !"

По другой записи : "Он был рядом с людьми, но ево видно не было, поэтому люди вели себя осторожно. Тоскливо было на душе в день прощанья с Христом".



Все проясняется и дальше....Деревянная часовня была посвящена Вознесению, где традиционно отмечались все народные обряды связанные с "Вознесением - Прощанием". Они так и отмечались местными, как уже говорилось, даже после всех попыток связать это место с Михаилом Тверским и Анной Кашинской. Интересная провинциальная икона, в какой -то мере отражает народные представления об этом празднике, тут и гора , поросшая травами и "печаль прощания", на лицах у апостолов , и даже камень-следовик с "божьими стопками". ( Вряд ли имелся в виду реальный камень "Вознесения", скорее всего местные следовики, разговор уже был). Может быть и там был свой камень-следовик в основании часовни? Интересно было бы узнать.


Таким образом, "Святая гора" интересный комплекс - минимум три слоя.1) Языческая проща с возможным камнем-следовиком, 2) часовня Вознесения - Прощания как проявление народного христианства, 3) часовня "Прощания Михаила Тверского и Анна Кашинской" в рамках официальной кампании по восстановления почитания прп. Анны Кашинской.


Приведу отрывок из работы современной исследовательницы православной антропологии Жанны Корминой .

Относительно "сельских святынь" и их "воцерковления".
Вложения
Кормина Ж..png
Вознесение Селезениха, Новоторжский уезд. 18. век1.jpg
Икона Вознесение из праздничного ряда, XVIII в. из села Селезениха Новоторжского уезда.
Андер
 
Сообщений: 296
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 05 июл 2022, 11:15

Интересная икона XIX в. Невьянской школы, как отражение народных традиций праздника Вознесения Господня, иконография и стиль отличаются от классической. Не гора Елеонская , скала каменная, а свои "святые горки" с летней зеленью, и конечно "следочки". Некоторые считают, что это влияние западной католической иконографии, возможно частично это так и есть. Но и "народное христианство" тоже повлияло несомненно.


Еще раз отметим, что эти традиции оказались более живучи у окрестного населения, чем попытки связать это место с св. Михаилом Тверским, что конечно противоречило и церковной традиции, и историческим документам ( говоря проще, не имело никакого отношения ни к нему, ни к прп. Анне Кашинской). Однако, понимая в душе, что все это притянуто за уши, все равно настаивали на своей версии...Уж, очень хотелось корчевскому духовенству "засветиться" на торжествах 1909 г.

Как-то странно слышать проповеди священников из Корчевы такое - " будто бы из нашего села происходила мать благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского Благоверная Княгиня Ксения, дочь Едимоновского пономаря Афанасия". Какой "пономарь Афанасий"???? :o великий князь Ярослав Ярославич как говорят все источники, женился на дочери новгородского боярина Юрия Михайловича. Это весьма примечательно, Рюриковичи в своих матримониальных связях делали исключение только для потомственного новгородского боярства, которые как считают, происходило из племенной княжеской знати словен (ободтритов), а также варягов (скандинавов).
В летописях ясно сказано: "Того же лета женися князь Ярослав Ярославичь поя за ся Юрьеву дщерь Михайловичя» (ПСРЛ. Т. 18. С. 72; Т. 25. С. 145). Из Лицевого Летописного свода. Перевод : " В том же году (1264 г.) пошел великий князь Ярослав Ярославич в Новгород, и приняли его новгородцы с радостьюи честью великою. Он же тогда и женился в Новгороде, взял за себя дочь Юрия Михайловича". Какая уж там "дочь пономаря Афанасия". :D Одна из "знатнейших дам" Великого Новгорода! :D
А все эти представления о Ксении, основаны на "Повести о Тверском Отроче монастыре", которую большинство специалистов считают в большей степени фольклорным произведением, связанным с лирической книжной традицией.

Это "бродячий сюжет" европейский литературный сюжет - женитьба знатного феодала (князя, графа, герцога, короля) на простолюдинке. "Король Кастилии однажды Влюбился в девушку-красу, Пленившись песней юной жницы, Когда охотился в лесу. ... И королевою Кастильи За песни жницу сделал он... "и так далее. :)

Поэтому многие такие "изыски" оставались чуждыми для местных крестьян, несмотря ни на что они упорно продолжали праздновали Вознесение (Прощание) по-старому. :(
Вложения
Женитьба_Ярослава_Ярославича_и_Ксении_Юрьевны_в_Новгороде 1285 г..png
Женитьба великого князя Ярослава Ярославича и Ксении Юрьевны в Новгороде в 1284 г. ЛЛС
Вознесение12.jpg
Вознесение Господне (фрагмент). Икона Невьянской школы, XIX в.
Андер
 
Сообщений: 296
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Сообщение Андер » 10 июл 2022, 12:15

Интересная информация из дореволюционной книги А. Коринфского "Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа".

Насколько были переплетены разные традиции в народном быту. Однако тема "прощания, расставания" прослеживается достаточно явственно. Прощание и с "весной-красной" и с Христом, и духовные стихи "плача - расставания" и т.д.

"Вознесеньев день - последний весенний праздник на Святой Руси. Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, - тут ей и конец пришел! - говорят в народе. «Весна о Вознесенья на небо возносится - на отдых в рай пресветлый просится!» -можно услышать в поволжских деревнях. - «Не век девке невеститься: на что весна - красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!»....
Сорок дней, - говорит народ, - ходят Спас по земле: с Воскресенья до Вознесенья. Потому-то, - добавляется в пояснение, - и земля так ярко зеленеет, такими благовониями райскими благоухает в это время. «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».
В канун Вознесения Господня, по старинной примете, и соловьи громче-звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это - последняя ночь пребывания воскресшего Христа-Спаса на миру православном.....
Утром на Вознесенье плачет Мать-Сыра-Земля росой обильною по удаляющемся с нее госте-Христе. Эта, «Вознесенская», роса наделяется, по словам суеверной деревни, целебною силой великою. Потому-то и собирают ее опытные лекарки-знахарки с цветов на лугах поемных. ....


С праздником Вознесения Господня связано у песнотворца-народа древнее сказание о каликах перехожих. Это сказание (стих духовный) до сих пор поется на деревенской Руси. Вот наиболее полный сказ его, занесенный в сокровищницу русского песенного слова:
«После Светлаго Христова Воскресенья, на шестой было на неделе, в четверг, у нас живет праздник Вознесенья: возносился Христос Бог на небеса со ангелами и со архангелами, с херувимами и серафимами, со всею силою со небесною. Расплачется нищая братия, расплакались бедные-убогие, слепые и хромые: Уж Ты, истинный Христос, Царь Небесный! Вознесешься Ты, Царь, на небесы со ангелами и со архангелами, с херувимами и серафимами, со всею силою со небесною, - на кого-то Ты нас оставляешь, на кого-то Ты нас покидаешь? Ино кто нас поить-кормить будет? Одевати станет, обува-ти, от темныя ночи охраняти? За что нам Мать Божию величати и Тебя, Христа Бога, прославляти? - Проглаголет им Христос Царь небесный: - Не плачьте вы, нищая братия! Оставлю Я вам гору золотую, пропущу я вам реку медвяную, Я даю вам сады-винограды, оставляю вам яблони кудрявы, Я даю вить вам манну небесну. Умейте горою владати, промежду себя разделяти: будете вы сыты да пьяны, будете обуты и одеты, будете теплом да обогрены и от темныя ночи приукрыты! Тут возговорит Иван да Богословец: - Гой еси, ох, Господи, Ты Владыко! Позволь со Христом да слово молвить, не возьми мое слово в досаду! Не оставливай горы золотыя, не давай Ты реки медвяныя. Не оставливай садов-виноградов, не оставливай яблонь кудрявых, не давай им и манны небесной! Горы-то им буде не разделите, с рекой-то им буде не совладати, винограду-то им буде не ощ-шипати, манны-то им буде не пожрати! Зазнают гору князи и бояра, зазнают гору пастыри и власти, зазнают гору торговые гости, - наедут к ним сильные люди и найдут к ним немилостивыя власти, не дадут им этой горой владати, отымут у их купцы и бояра, вельможи, люди пребогатые, отоймут у их гору золотую, отоймут у их реку да медовую, отоймут у их сады да с виноградом, отоймут у их манну не-бесну: по себе они гору разделят, по князьям золотую разверстают, да нищую братью не допустят: много тут будет убийства, тут много будет кровопролитства, промежду собой уголоствия; да нечем будет нищим питатися, да нечем им будет приодетися и от темныя ночи приукрытися; помрут нищий голодною смертью и позябнут холодною зимою! Дай-ко ты, Христос, Царь небесный, дай-ко се им слово да Христовое: пойдут нищие по миру ходити, Тебя будут поминати, Тебя будут величати, Твое имя святое возносити. А православные станут милостыню подавати! Ино кто есть верный христианин, он их приобует и приоденет, - Ты даруй ему нетленную ризу; а кто их хлебом-солью напитает, даруй тому райскую пищу; кто их от темной ночи оборонит, даруй в раю тому место; кто им путь-дорогу указует, незаперты в рай тому двери! Будут они сыты да и пьяны, будут и обуты, и одеты, они будут теплом да обогрены и от темныя ночи приукрыты! - Тут проглаголет Христос да Царь небесный: - Исполать тебе, Иван да Богословец! Ты умел со Христом да слово молвить, Ты умел вить с Иисусом речь говорити, ты умел слово сказати, умел слово разсудити, умел вить ты по нишших потужити! За твои умельныя за речи, за твои за сладкие словеса дарую уста тебе золотыя, в году тебе празднички частые! Отныне да до веку!»


Это и видно особенно на поздних иконах, если до 17 века в целом все канонично, по старым иконным образцам, то затем уже многие иконы Вознесения отражают уже местные традиции. Это и зеленая гора, и трава-мурава, и цветы, т.е. праздника переходного весенне-летнего аграрного цикла.

Как это заметно на иконах из Ярославля, Великого Устюга и Новоторжского уезда.

Действительно очень жаль, что этнографический материал относительно "Святой горы" утрачен, а по-видимому и не был записан. Это было бы гораздо интереснее, чем "предания о Михаиле Тверском", которые столь активно "продвигали" священники Корчевского уезда.
Вложения
Вознесение Селезениха, Новоторжский уезд. 18. век.jpg1.jpg
Вознесение Господне. Фрагмент иконы. С. Селезениха Новоторжского уезда, XVIII в.
Вознесение 18 век.jpg
Вознесение Господне. Фрагмент иконы. Великий Устюг, конец XVIII в.
Вознесение Voznesenie-Gospodne.-YAroslavl.-Konets-XVIII-nachalo-XIX-veka.jpg
Вознесение Господне. Икона. Ярославль, XVIII в.
Андер
 
Сообщений: 296
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 14 авг 2022, 11:43

Посмотрел "культовый роман" конца 80х Дмитрия Балашова "Великий стол". Был как писатель очень популярен, хотя сейчас взгляд другой на него....
Так вот и там о прощании сказано следующее :

"Глава 50


Он знал, что, возможно, едет на смерть. Благословился у епископа Варсонофия и у духовного своего отца, игумена Иоанна. Анна с Василием провожали его до Нерли. Здесь он еще раз исповедался и принял причастие. Анна стояла с малышом на руках, уродуя губы и глядя на него теми страшными, отчаянными глазами, которыми смотрят русские женки на своих мужиков во все века русской истории, провожая их на войну, на каторгу и на смерть. И Василий, еще ничего-ничего не понимавший, вцепившись ручками в шею матери и охватив мать ножками, как толстенький медвежонок, тоже смотрел на отца любопытным вопрошающим взглядом, недоуменно переводя глаза с него на мать. Так и запомнилось: зеленый склон берега, церковь на горе, плывущая среди белых облаков, и женка с дитем на руках, в узорном долгом наряде, по бровям замотанная во владимирский синий с золотым шитьем плат, высокая, стройная, с кричащими, полными мольбы глазами и губами, искусанными в кровь, – только бы не возопить, не пасть ничью на землю, царапая травы и цветы, что как пестрый ковер разлеглись под ее ногами… И слезы, вечные слезы жены, и ничего больше – родина, Русь..."

Здесь Балашов, несмотря на многие вольности в своей книге, все же следует исторической традиции....


И не фантазирует относительно "Святой горы", строго - прощание в Нерли.
Андер
 
Сообщений: 296
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Едимоново. Часовня Михаила Тверского на Святой горе.

Сообщение Андер » 06 ноя 2022, 15:20

Выдержки из статьи "Вознесение", Холодная В. Г. РЭМ

"Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) - двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг шестой послепасхальной седмицы....
О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: "До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает".

Во многих северорусских губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось выбрасывать что-либо из окон, плевать за окно, лить воду, иначе "в Христа попадешь", "обольешь Христа"; также запрещалось лазить и даже разговаривать через окно. От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: "Христос Воскресе!"....

Праздник, приходившийся на конец мая - начало июня, в средней полосе России совпадал с периодом созревания озимой ржи, формированием ее колоса, поэтому он стал одной из поворотных точек в сельскохозяйственном календаре. В этот момент предоставлялась возможность повлиять магическими средствами на вегетативную силу посевов, на процесс их роста, поэтому ко дню Вознесения был приурочен обычай ходить на поля смотреть посевы, сопровождавшийся трапезами, изготовлением яичницы и ритуальными действиями с пирогами, лепешками, печением в форме "лесенок", блинами и т.д. В данном случае языческая традиция, придававшая большую роль хлебу в земледельческих ритуалах, тесно переплелась с христианской, так как "лесенки" пекли, чтобы помочь Христу подняться на небеса. На востоке Новгородской губ. для этого пекли пироги - "рогушки"/"рогульки", края которых специально защипывали. Крестьяне верили, что по этим "щипочкам" Господь поднимется на небо. С этой же целью пекли блины - "Христу на онучки", символизировавшие обувание Христа перед дорогой. В народе говорили, что блины надо обязательно печь, даже если есть пироги.

Обычно крестьяне шли в поле после церковной службы. В Ярославской губ., прежде чем приступить к трапезе на озимом поле, семья в полном составе, молодые и старые, обходила все свои полосы с приготовленной заранее дома яичницей; при этом они время от времени останавливались и съедали по куску яичницы. .....


Одним из способов магического предопределения урожая были молебны, устраиваемые на полях и у источников в Вознесение. В Рязанской губ. после молебна у колодца девушки подбрасывали вверх скатерть, чтобы был хороший урожай льна. А отправляясь с молебном в поле, женщины захватывали с собой пироги "с лесенкой", после моления они угощались ими и пели песни. Этот обычай назывался "на ржи ходить, Христа провожать". Иногда после молебна на ржаном поле женщины катали по ржи дьяконов и дьячков, чтобы снопы были такие же высокие и тяжелые, как они. :D :D :D

В традиции восточнославянских народов праздник Вознесения связан с представлениями о посмертном пребывании души на земле и вознесении ее на небо через 40 дней после смерти, поэтому русские крестьяне часто почитали Вознесение и его канун как праздник умерших - "родителей", с которыми в этот день прощались. Поминальное значение иногда предавалось и выпекаемым в этот день блинам и "лесенкам", с этой целью их раздавали нищим или жертвовали в церковь. ...

В Сибири вечером в день праздника все мужское население собиралось на пригорках "провожать Христа на небо" холостой стрельбой из ружей. Считалось, чем громче ружейный "голк", тем "угоднее" стрельба Христу. Поэтому многие от усердия клали увеличенный заряд пороха. Те, кто не принимает участия в стрельбе, находившиеся тут же на пригорке или у себя дома, молились вслух: "О, батюшка, Исус Христос! Помоги Тебе подняться на небо. Батюшко! Недолго пожил на земле с нами, грешными. Помоли за нас, грешных, и прости наши грехи. О, Боже мой!" (Макаренко А.А. 1993. С. 110).

Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья"; "Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется"; "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел"; "Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится". В этот день заканчивалось пение весеннего песенного репертуара; в русском Полесье проводился обряд родственный проводам весны - "вождение стрелы/сулы". В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесенье считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время....."

Таким образом, можно еще раз прийти к заключению, что "Святая гора" была связана именно с народными обрядами на Вознесение, с их мотивом - "прощания-расставания" и др.

В итоге прослеживается следующая схема- языческая гора (проща) - вознесенские обряды "народного христианства" около деревянной часовни - каменная часовня, связанная с псевдоисторическим преданием о Михаиле Тверском (последнее, вероятно, по инициативе местных священников, боровшихся с "народным суеверием" во второй половине XIX в.).

Еще интересный факт, как крестьяне отстояли свой "сакральный локус" в начале века, когда предполагалось срубить рощу на "Святой горе". Часовню, конечно бы не тронули, т.к. покушение на культовые сооружения попадало под действие тогдашнего "Уголовного уложения". Поэтому было решено подключить Тверскую Консисторию, чтобы сохранить "объект". Что и удалось.... Вот почему еще было выгодно поддерживать мифы о связи "Святой горы" с житием св. Михаила Тверского. Вступись бы просто за гору и рощу, могли бы и косо посмотреть, в той же Консистории... - Какая "Святая гора"? Какие "вознесенские обряды"? и т.д. ... и ее бы вырубка попала бы под "кампанию борьбы с суевериями"... а тут... нельзя трогать, т.к. место "прощания св. Михаила и св. Анны".



Хотя не все священники тогда соглашались с попытками связать "Святую гору" с житием св. Михаила Тверского. Например, один из основоположников тверского исторического краеведения - Гавриил (Голосов Григорий Васильевич) на тот момент епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, в своей работе "Отрочь монастырь в Твери". Тверь, 1894 г. стр. 56-57, писал: "Об этой часовни существуют различные устные предания.

Одни говорят, что будто на этом месте в последний раз кушал св. благоверный князь Михаил Ярославич со своей супругою Анной, когда отправлялся в Орду пред своею мученическою кончиною, - что будто здесь они окончательно расстались (прим.- это предание доныне хранится между жителями села Едимоново).

Другое предание говорит, что будто здесь стояло несколько времени тело св. благоверного князя Михаила Ярославича, когда оно было везено из Москвы.

Третье предание, сохраняющиеся по преимуществу между жителями села Видогощь, говорит, что на это место часто приезжала из Твери вдовствующая великая княгиня Ксения с сыном своим Михаилом; и здесь беседовала с ним о своей жизни до замужества, и знакомила его с дорогими для ее сердца местами.

Мы отдаем преимущество последнему преданию, потому что первое предание опровергается тем, что в летописях ясно сказано, что великий князь Михаил Ярославич простился с супругою своею и с детьми на реке Нерли.

Второе предание оказывается несостоятельным потому, что путь из Москвы в Тверь лежит по правому берегу Волги, включительно до самой Твери; зачем же перевозить тело на другую сторону, и ставить его не в храме, а в какой-то рытвине?".

И в это можно с ним полностью согласиться. Что касается первой версии, о которой говорит епископ Гавриил, то сообщения о некой "памятной трапезе" на этом месте еще раз отсылает к "вознесенским обрядам". Если в одной версии остатки "угольков" , "костровища" связывались с княжескими охотами, то в данном случае прямо с "последней трапезой Михаила и Анны". Причем автор указывает, что это исключительно "устные предания", и полностью его отвергал, указывая на подлинные исторические документы.

Подверг жесткой критике он и второе предание, что там какое-то время находилось тело св. Михаила Тверского на пути из Москвы. И он абсолютно прав, ни один из документов не оставляет шансов на историческую достоверность такой версии. Действительно, если при переносе гроб великого князя ставился в храмах по пути в Тверь, зачем его помещать где-то в лесу и еще на какой-то горе??? Логично предположить, что тело св. Михаила, могло выставляться в церквях и поселениях, расположенных по Волге. Даже чисто из практических соображений, ну уж никак среди леса.

В тексте жития тоже все предельно ясно:


"Бывшу князю Юрию в Володимере, посла к нему князь Дмитрей брата своего Александра и бояръ своих, и едва ся смиришася. И взя князь Юрий множество сребра, а мощи блаженнаго Михаила повелѣ отпустити въ Тферь. Послаша на Москву бояръ своихъ со игумены и со прозвитеры, привезоша мощи святаго въ Тферь со многою честию, и срѣте и́ Дмитрей, и Александръ, и Василий, и княгини его Анна на Волге в насадѣ. (прим.-насад — тип речного судна). А епископъ Варсунофей съ кресты и съ игумены, и с попы, и дияконы, и бесчисленое множество народа срѣтоша его у святаго Михаила на березѣ. И от многаго вопля не бѣ слышати поющихъ, не можаху раки донести тѣсноты ради до церкви, поставиша пред враты церковными. И тако на многи часы плакавшеся, едва внесоша въ церковь, пѣвше надгробныя пѣсни, положиша въ церкви святаго Спаса въ гробѣ, яже самъ създалъ, на десной странѣ, посторонь епископа Семиона, месяца сентября въ 6 день на чюдо архаггела Михаила".

Перевод.
"Когда был князь Юрий во Владимире, послал к нему князь Дмитрий брата своего Александра и бояр своих, — и едва помирились. И взял князь Юрий множество серебра, а мощи блаженного Михаила повелел отпустить в Тверь. Послали в Москву бояр своих с игуменами и пресвитерами, привезли мощи святого в Тверь с большою честью, и встретили его и Дмитрий, и Александр, и Василий, и княгиня его Анна на Волге в насаде. А епископ Варсонофий с крестами, и с игуменами, и с попами, и дьяконами, и бесчисленное множество народа встретили его у <монастыря> святого Михаила на берегу. И от сильного вопля не было слышно поющих, и не могли из-за тесноты раки донести до церкви, поставили перед вратами церковными. И так долгие часы плакали и едва внесли в церковь, поя надгробные песнопения, и положили в церкви святого Спаса в гробнице, которую сам сделал, на правой стороне, пообок от епископа Симеона, месяца сентября в 6 день на чудо архангела Михаила".


Тоже все понятно, очевидно везли его от Москвы до устья р. Шоши по суше, а затем поместили в насад ("Насад, насада, носадъ (др.-русск. насадъ, насада) — речное плоскодонное, беспалубное судно из дерева с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск"). И так по Волге везли до монастыря св. архистратига Михаила. Сейчас на этом месте находится Церковь Рождества Богородицы, конца XVIII века, на улице улице Вагжанова (бывшая Ямская). Сам Михайловский монастырь на Всполье был упразднен в 1764 г.
См. Лицевой летописный свод : И сретоше его в наседех по Волзе сынове его; Дмитрей, Александр и Василей и великая княгиня Анна, мати их и епископ Варсунофей, и вес чин священнический со свещами, и с кандилы, и со множеством народа сретоша его у архаггела Михаила".

Очень странно, что данный отрывок из работы еп. Гавриила некоторые современные краеведы пытаются представить как "доказательство" этих двух версий, которые сам автор считал глубоко ошибочными и даже абсурдными. :?:

А вот третья версия, может быть и правдоподобной, что княгиня Ксения часто бывала в селе Видогощи. Тем не менее, авторам современных работ не стоит делать поспешные выводы, что "это одно из подтверждений истинности самого повествования". Епископ Гавриил просто ссылается на "Повесть об Отроче монастыре"...Насколько оно "достоверно", следует порекомендовать таким авторам на фундаментальные и серьезные исследования медиевистов, как об этом уже говорилось. Научной литературы по анализу "Повести.." достаточное количество. Если искать рациональное историческое зерно в таких преданиях, то можно предположить с долей вероятности, что село Видогощи входило в приданое княгини и принадлежало вместе с окрестными землями ее отцу - знатному новгородскому боярину Юрию Михайловичу.
Вложения
Роща на Святой Горе1.jpg
Роща на Святой горе
Встреча тела св. Михаила Тверского.jpg
ЛЛС . Встреча тела св. Михаила Тверского.
Андер
 
Сообщений: 296
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Каталог: история мест Конаковского района

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1