Дрюцково и Сырцевка

Модератор: Алексей Крючков

Дрюцково и Сырцевка

Сообщение Андер » 10 июл 2023, 10:18

Дрюцково - одно из древнейших поселений Бежецкого Верха.

По археологическим данным: селище Дрюцково - 1, XIII – XIV в.в., левый берег р. Мологи, 0,35 км южнее с. Дрюцково, у кладбища, селище Дрюцково - 2, XIII – XIV в.в., левый берег р. Мологи, 0,3 км южнее с. Дрюцково, сопочно-курганный могильник, правый берег р.Дрюцково - 1, XI - XII в.в. Мологи, 0,25 км южнее с. Дрюцково.
Сейчас Дрюцково — деревня в Бежецком районе Тверской области, входит в состав Лаптихинского сельского поселения. По переписи на 2010 г. населеие составляло 55 чел. , сейчас конечно еще меньше...
В свое время несколько строк ему посвятил Л.Н. Гумилев в своем стихотворении:
«Монголы дикие сокрылись,
Как исчезает ночи тень,
И в нашем крае появились
Дрюцково, Бежецы, Узмень».
Однако это исторически неверно! Не более, чем поэтическая метафора, все перечисленные поселения как уже говорилось выше уже были в XII в. Поэтому Дрюцково относится к числу древнейших поселений Бежецкого Верха, которые были основаны ильменскими словенами еще в домонгольское время. Известно, что Батыево нашествие не затронуло бежецких земель, но в 1272 г. монголы все же побывали в «бежецких волостях». По мнению археолога Ислановой И. В. древнее поселение на месте нынешнего Дрюцково было уничтожено совместным войском тверского князя Святослава Ярославича (старший брат Михаила Ярославича) и монгольскими отрядами. Однако затем поселение все же возродилось и стало одним из социально-экономических центров Бежецкого Верха еще в XV в. Но постепенно его значение падало. Тем более, вплоть до начала ХХ дорога, соединяющая Тверь и Бежецк, не была основным трактом. Как писали в XIX в.: «Дорога из Твери в Бежецк служит для прямого сообщения между этими городами. Проезд по ней незначительный, обозов почти вовсе не ходит. … По этой дороге проходил обыкновенно в Тверь квартировавший в Бежецком уезде уланский полк». Главный почтовый тракт, соединявший Бежецк с Москвой и Тверью, проходил через Кашин. Вплоть до реформы 1861 г. село числилось среди владельческих и принадлежало двум дворянским фамилиям Лихачевым и Бырдиным.
Что касается названия, то версий существует много. Например, по мнению В. Воробьева название происходит от слова «дрюк (дрючок)» в значении жердина, слега, худой, т.е. якобы по имени основателя с таким прозвищем. Ю. Смирнов выдвигал более странную версию, взяв почему-то за основу диалектное слово, зафиксированное в Симбирской губернии, - «дрюк» - лентяй, добавляя, «как мы видим русский народ не выдумывал красивых слов - чем отличился, тем и назван».
Конечно все эти версии также неверны. На самом деле название села происходит по фамилии его владельца в XVI в. Таковым являлся князь Федор Семенович Друцкий, воевода и наместник во времена Ивана IV Васильевича Грозного. В писцовых книгах того времени читаем: «В том же Городецком стану на реки на Мологи во княжем Федорове поместье Друцкого церковь приходная Рождество Христова да придел Рождество Иоанна Предотечи А в приходе у тое церкви княж Федорова село Друтцкого Болшен .. И всего ныне живущего у тое церкви в приходе то село Болшегин да 15 деревнь ….».
Из этого текста видно, что наименование «поместье Друцкого» перешло затем и на село, чье первоначальное название было «Болшен»(Болшегин). Очевидно после Смуты и запустения, во второй половине XVII в. возрожденное село уже называлось, как это видно по документам, уже Дрюцково. Сама фамилия Друцких происходит от наследственного владения – княжества Друцкого, центром которого был город Друцк (сейчас агрогородок в Толочинском районе Витебской области в Беларуси). Друцкие являлись западно-русской ветвью Рюриковичей, которая разделилась на различные ветви - Друцкие-Любецкие, Друцкие-Соколинские, Друцкие-Озерецкие и др. Многие Друцкие перешли на службу в Московское государство. Владельцы села Дрюцково происходили от Друцких-Гольцовских.
Название г. Друцк произошло в свою очередь от речки Друть, на которой он стоит. Как считают филологи, этот гидроним балтского происхождения от «drъjǫt-« «спешащий, бегущий», или от «drūtas» - «сильный, большой, крепкий». Отметим, что написание княжеской фамилии в документах варьировалось и писалось как Дрюцкий, так и Друцкий. Например в «Литовской метрике» читаем «выдержавши оный замок Дрюцкий полтора года», а в «Разрядной книге» времен Грозного «да князю Андрею княж Дмитрееву сыну Дрюцкого». Аналогичное название сохранилось и в Смоленской области – поселение Дрюцк, где была усадьба Друцких-Соколинских.

Сырцевка — деревня в Бежецком районе Тверской области. Входит в состав Лаптихинского сельского поселения.
С названием – Сырцевка проще. Поселение это сравнительно молодое. Смирнов полагал, что от слова «сыре» - невозделанная кожа и т.д., типа носил основатель кожемяка. Но это в корне неверно. В «Списке населенных мест Тверской губернии 1859 г.» указаны казенные «Постоялые дворы на Тверском тракте, при реке Сырцевке» (5 дворов, 19 жителей). Их этих дворов и образовалась Сырцевка, которая уже в конце XIX в числится как сельцо Скорыневской волости. Своему названию, поселение обязано небольшой речке – Сырцовка (в Планах Генерального межевания –руч. Сырцов), название происходит, от слова «сырой» » и связано с тем, что ручей протекает по сырому заболоченной низине. постоялые дворы на речке Сырцевка, стали деревней Сырцевкой.
Надо сказать, что постоялые дворы пользовались «нехорошей славой». По рассказам некоторых местных жителей, которые ссылались на воспоминания старожилов, там был «кабак на большой дороге, куда добрым людям лучше не заходить», поскольку там нередко случались убийства и разбои. Опасное было место….

В селе имелось две деревянные церкви - Рождества Богородицы в самом селе и Смоленской иконы на кладбище. Смоленская с "Госкаталога" из архива Архитектурного музея им. Щусева. Фото 1948 г. церковь еще была не разрушена и в неплохом состоянии. Рождественская из фонда Тверского музея, начало 50х годов, тоже не руины как сейчас.
Вложения
Дрюцково, Менде 1 врст..jpg
Менде , 1 вр.
Дрюцково, Менде 2 врст..jpg
Менде , 2 вр.
Дрюцково , церковь Рождества Б.М..jpg
Церковь Рождества Богородицы
Дрюцково, церковь Смоленской Б.М..jpg
Церковь Смоленской иконы Богоматери на кладбище.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Дрюцково и Сырцевка

Сообщение Андер » 12 июл 2023, 13:17

В списках населённых мест по сведениям 1859 года Дрюцково показывается как владельческое село. Местонахождение указано как "при колодце" и "По Тверскому тракту от границы уезда к Бежецку". Всего тогда числилось 25 дворов, где проживало мужчин - 116, женщин - 114. Расстояние от уездного центра 21 км.

Официальные данные на текущий момент.
Дрюцково — деревня в Бежецком районе Тверской области, входит с 2005 г. в состав Лаптихинского сельского поселения.
Деревня находится на автодороге 28К-0058 Тверь — Устюжна в 9 км на юго-запад от центра поселения деревни Лаптиха и в 21 км на юго-запад от районного центра Бежецка.

Численность населения
2008 - 73 чел., 2010 -55 чел.

О состоянии сопочно-курганного могильника данные неутешительные. Из доклада....
"Государственный доклад МПР РФ
"О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году"
Археологическое наследие. Информацию о состоянии объектов археологического наследия в 2005 г. прислал 61 субъект Федерации.
За отчетный период на территории Российской Федерации было утрачено 72 памятника археологии, в том числе в результате: гидротехнического строительства - 15 памятников, распашки земель - 7, промышленного и дорожного строительства - 21, различного рода антропогенного вмешательства - 29. В 2005 г. продолжали разрушаться 18025 памятников археологии, в том числе из-за гидротехнического строительства - 3940 памятников; распашкой уничтожается 9154 памятника, промышленным и дорожным строительством разрушается 1032 памятника; вследствие антропогенного вмешательства (в основном, грабительскими раскопками) уничтожаются 1670 памятников археологии; под воздействием естественных процессов разрушается 2229 памятников археологии.
Грабительские раскопки также являются одним из наиболее опасных явлений российской действительности. С каждым годом увеличивается количество археологических памятников, пострадавших от грабителей. В Тверской области почти полностью разграблены курганные группы у д. Выркино (Кимрский район), у д. Дрюцково (Бежецкий район), у д. Избрижье (Калининский район), разграблены селища Дрюцково 1, 2 (Бежецкий район).


Очевидно за прошедшие почти двадцать лет состояние еще более ухудшилось.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Дрюцково и Сырцевка

Сообщение Андер » 13 июл 2023, 13:40

О церкви Рождества Богородицы в Дрюцкове. Не совсем понятно с посвящением, в Писцовой книге она упоминается как Рождества Господня. (возможно ошибка). По материалам сайтов sobor.ry , temple.ru и hram_tver.ru


Село Дрюцково, от Твери 100 верст, от Бежецка 21 верста.

Богородицерождественская церковь, постройки 1786 г., деревянная, престола три: холодный Рождества Пресвятой Богородицы, теплые: правый - Святого Пророка Илии, левый - иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Церковные документы: опись 1846 г., метрические книги с 1800 г., исповедальные росписи с 1824 г.

В 1901 г. служили: Священник Василий Иоаннович Покровский 28-ми лет, студент семинарии в служении с 1892 г., священником с 1894 г., состоял законоучителем церковно-приходской школы. Диакон Феодор Николаевич Зверев 42-х лет, в служении с 1882 г., диаконом с 1898 г., состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Иван Сергеевич Первов 58-ми лет, из низшего отделения духовной семинарии, в должности с 1859 г. Церковный староста крестьянин Афанасий Михайлов, в должности с 1896 г.

Прихожан в селе Дрюцкове, в деревнях: Константинове, Малых Речках, Ильицыне, Больших Речках, Успенье, Староселье, Леонихе, Большом Береже, Малом Береже, Ванкином Бору - 274 двора (811 мужчин, 948 женщин).

В 1914 г. служили: Священник Павел Майоров 40-ка лет, из 4-го класса семинарии, на службе 15 лет, в Богородицерождественском храме 3 года. Штатный диакон Феодор Зверев 57-ми лет, на службе 31год, в Богородицерождественском храме 15 лет. Псаломщик Алексей Соколов 31-го года, из четвертого класса семинарии, на службе 8 лет.

Прихожан в деревнях: Ильицыно, Успение, Большая Бережа, Малая Бережа, Староселье, Леониха, Ванкин Бор, Речки Воейковы, Речки Орловы, Константиново - мужчин - 800, женщин - 849.

По материалам изданий: И. Добровольский, Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.

Храм Рождества Богородицы в деревне Дрюцково построен в последней четверти XVIII века, в дальнейшем перестраивался (расширялся). Церковь строилась в 1786-1788 г.г. на средства прихожан и в настоящее время храм, стоящий в центре села, у автодороги Тверь – Бежецк, является одним из интереснейших деревянных ярусных храмов на территории Тверского края.

Состояние на июль 2012 г.: утрачен верхний ярус храма, кровля, не сохранилась и роспись. Из интересного: это обширная трапезная с лепниной на потолке и множеством колонн.

Росписи в виде живописи на холстах сохранялись до середины 80х годов, на куполе было изображение Христа в окружении апостолов, тоже на холсте.



ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ.

Один из интереснейших деревянных ярусных храмов в Тверском крае. Объёмная композиция характерна для архитектуры центральной России этого времени, следующей более ранним традициям. В скупом декоре фасадов использованы мотивы классицизма. Стоит в центре села, у дороги Тверь - Бежецк. Рубленное "в обло" и обшитое тесом здание на каменном цоколе состоит из разновременных частей. Церковь выстроена на средства прихожан в 1786 - 88 гг. В 1826 г. фасады обшили тёсом. В 1882 г., вместо первоначальной трапезной, равной храму по ширине, сооружена более обширная трапезная. Тогда же растесали окна храма (кроме окон второго света четверика), зашили северный входной проём, а южный перенесли к западу, сделали новую главу храма. В 1912 г. составлен проект новой колокольни. Был ли он осуществлён, неизвестно (колокольня не сохранилась). ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ. ПЛАН.3имой 1992 - 93 гг. обрушился восьмерик храма. В 1993 г. ТМА архитектора А.И. Кустова был выполнен эскизный проект реставрации в двух вариантах: первый на 1786 г., второй - на 80-е г. XIX в. Основной объем - высокий двухсветный четверик, который ранее завершался двумя убывающими к верху восьмериками. Третий, малый восьмерик служил основанием главы в форме вазы. С востока к четверику прирублена граненая апсида, а с запада - двухпридельная трапезная.
Высокое пространство храма было перекрыто имитированным в дереве сомкнутым сводом. Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлялся при помощи тромпов, В которых были устроены голосники. Прямоугольная в плане трапезная перекрыта плоским потолком, опирающимся на четыре столба.

ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 1528, 1586, 1607; ГАТО. Ф. 468. Оп. 1. Т. 5. Д. 10217. Т. 10. Д. 17289; ЛОИА, Р - III. д. 6652; Архив Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области. 300 П/Бж. - Др.; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 129; Галашевич А. А. Памятники деревянного зодчества Калининской области: Ярусный тип храма // Реставрация и исследование памятников культуры. Вып. 2. М., 1982. С. 109; Кустов В. Церковь Рождества Богоридицы в селе Дрюцково: Буклет. Тверь, 1993.


Метрика приходской Богородицерождественской и кладбищенской Смоленской церквей села Дрюцково Бежецкого уезда Тверской губернии. Составлена в 1887 году местным священником о. Иоанном Покровским.
Хранилище ИИМК РАН


МЕТРИКА

для получения верных сведений о древне-православных храмах Божиих, зданиях и художественных предметах.

Вопросы:

Ответы:

I. История церквей, монастырей и их местоположение.


1) Во имя какого святого монастырь или церковь описываемая?

А., Настоящая Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; а придельная - трапеза во имя Пророка Илии.

Б., Есть еще в полуверсте от настоящей кладбищенская Церковь во имя Смоленской Божией Матери.

2) Если описывается монастырь, то сколько в нем церквей и других зданий? (Каменные постройки по 1700-ый, а деревянные до 1764-ый год, считать отдельно).

Кладбищенская Церковь деревянная возобновлена только в 1642м году, а когда первоначально построена никому не известно.

----- <1/1об> -----

3) Когда церковь основана? Если нет известий документальных, то записать народное предание. Если есть надпись о времени основания церкви на дверях или другом каком месте, то передать ее на сколько возможно точно с теми палеографическими особенностями, которые имеются в надписи.

Настоящая Церковь построена в 1788 году; а кладбищенская неизвестно когда. Одно известно, что она только возобновлена, а не вновь построена, в 1642м году. Надписей на дверях нет. По народному преданию тут был прежде женский Монастырь, что подтвердилось и в позднее время. В 1855 году, нарушая ветхий Св. Престол, нашли под ним несколько пуков женских волос; а обводя кладбище земляным валом нашли: жернова, ножик и ножницы старинные. Вблизи кладбища есть много курганов и больших и малых и колодезь, вырытый неизвестно кем. В курганах, доставая крупный песок, крестьяне находят черепа человеческие, женские серьги и какие-то медные цепочки, тоже должно быть из женского украшения.

4) Какая церковь, каменная или деревянная?

Обе Церкви деревянные.

5) Известен ли храмосоздатель, или главный мастер, строивший церковь или монастырь?

Настоящая и трапезная Церкви устроены на средства прихожан; а кладбищенская возобновлена в 1642м году на свои средства Бежечанином Петром Герасимовым Суворовым.

6) Описываемая церковь находится в городе, селе, или на отдельном погосте? Основана она на горе, или ровном месте, или при какой реке, или при каком особом урочище?

Настоящая Церковь находится в селе Дрюцкове и устроена на большой дороге из Бежецка в Тверь на небольшом пригорке; а кладбищенская на отдельном погосте на самом берегу реки Мологи.

----- <1об/2> -----

II. Наружные части церкви.

9) Церковь построена разносторонним ли крестом, или квадратная, или круглая, или столпообразная как башня, в 6 или 8 гранных сторон? Церковь одноэтажная, или двухэтажная? Оба этажа заняты церквами, или нижний заключает в себе погреба, выходы, усыпальницы со склепами? Как записаны в летописях деревянные церкви? Клетски или вверх- шатровые?

Обе Церкви квадратные.

Одноэтажные.

Ничего этого нет.

----- <2/2об> -----


10) Алтарь церкви с 3 полукружиям (выступами), или с 1 полукружием, не состоят ли из граней и скольких?

Алтари в Церквах - настоящей и кладбищенской с 1 полукружием и из граней не состоят. В трапезе Св. Алтарь квадратный

11) Какой размер церкви в вышину, длину и ширину?

Настоящая Церковь в длину семь сажен, в ширину три сажени и 26 вершков; трапезная в длину восемь сажен, в ширину семь сажен; а кладбищенская в длину 6 сажен и 2 аршина, а в ширину 3 сажени.


13) Церковь построена вся из кирпича, или из камня, или только облицована камнем наружная часть, а прочее все из кирпича? Если деревянная, то не имеет ли обшивки тесом и не украшена ли резьбой?

Настоящая, трапезная и кладбищенская Церкви обшиты тесом, резьбы нет.


----- <2об/3> -----


16) Есть ли карнизы, из какого материала они сделаны и в виде поясков, зубчиков, кружков, четвероугольников и пр.?

Есть карниз тесовый в виде поясков.


- <3/3об> -----

18) Кровля на сводах церкви: дуговая, или шатровая, на все скаты, или на два, или на четыре? Из какого материала? Выкрашена красками или позолоченная? Когда позолочена или покрашена? У спусков кровли есть ли подзоры, деревянные или из железа? Кровля старая или новая? Не состоит ли покрышка церкви из нескольких рядов кокошников, может быть скрытых под крышею, во времена позднейших переделок?

На настоящей и трапезе крыши железные - не новые, на два ската и окрашены медянкою /в зеленый цвет/ с белилами; а на кладбищенской крыша деревянная тоже не новая и покрашена красною вохрою. Рядов кокошников на покрышке нет.


20) На церкви главы (маковицы) или пирамидальные шатры? Сколько всех глав? Как размещены главы? Чем главы покрыты, окрашены, или позолочены?

На настоящей Церкви одна глава, покрыта листовым белым железом и вызолочена; а на кладбищенской Церкви тоже одна глава и покрыта белою жестью.

----- <3об/4> -----


21) Кресты на главах железные, или медные, какого вида 4-х, 7-ми, 8-ми конечн., с заватками, или без оных? Есть ли на кресте цепи, спускающиеся к главам? На вершине креста нет ли короны, двуглавого орла, голубя, на подножии полулуния?

Кресты на главах железные, четырехконечные, цепей от креста к главам нет.


22) Окна узкие, продолговатые, сведенные вверху мысом и расположенные под самыми тятами сводов, или широкие, помещенные над цоколем, или крестообразные вверху с Ю. и С. сторон? Сколько их в алтаре, северном и южном предалтарии? В один, два или три света? Нет ли под самой крышей малых окон для освещения палаток, помещенных на хорах? Окна с перемычками прямыми, или дугообразными, или угловатыми? Нет ли над окнами висячих арок с гирьками (с замком)? Есть ли над окнами кокошники (или сандрики), наличники у окон гладкие из кирпича, или камня, или полуколонками, или валиками с гранями и резьбою? Или состоят из столбиков с переимами, или в виде кувшинов? Окна прямые имеют ли отливы и они снаружи, или внутрь? Какой формы железные, или медные решетки? Нет ли старых ставень, то какие, узорчатые или простые? Нет ли в окнах старых оконниц с медяными листами, или цветными стеклами? Есть ли внизу подоконников обкладка из цветных кафель?

Окна в настоящей Церкви продолговатые, к верху мысом. В одном Алтаре два, а в другом одно. В С. и Южн. предалтариях в настоящей внизу четыре, а в куполе шесть малых окон; в трапезе в Церкви, кроме Алтаря, девять окон и все с перемычками прямыми. Решетки железные.


Нет.


----- <4/4об> -----

23) Сколько всех дверей и где они расположены? Из какого материала двери наружные, не обшиты ли они металлическими листами с штампованными узорами и не раскрашены ли они в разные цвета, вид их какой? Есть ли старинные живописные украшения и какие? Какие наличники дверей; если резные, то какая резьба и нет ли каких изображений в виде людей, животных и т. п. Если есть какие надписи, то какие? Петли на дверях простые, или фигурные?

В настоящей Церкви входных дверей три, одна обита железом и все деревянные, а на кладбищенской Церкви две и тоже деревянные.

Нет.


26) Паперть устроена с трех сторон или с одной? Нет ли в ней вставленных камней с резьбою, или надписями.

С одной.

Нет.

----- <4об/5> -----

III. Внутренние части храма.


26) Церковь внутри устроена крестообразно, или в виде квадратной палаты? Алтарь от храма отделяется ли каменною стеною с тремя пролетами (двери царские и двое боковых)? Сколько приделов в церкви? Как устроен западный притвор-трапеза в виде ли палаты или иначе? Нет ли особых приделов в трапезе, на хорах, в пристроенных застенках, или в главах? Притворы отделяются ли от храма глухою стеною с пролетом, или только столбами?

Обе Церкви устроены в виде квадратной палаты и притвор-трапеза также. Алтари отделены от Храма: в настоящей Церкви тремя пролетами; а в трапезе и не кладбище двумя. Придел в трапезе один. Трапеза от храма отделяется простенком с двумя полуциркульными стеклянными дверями.


27) Как устроены своды: крестовые (наподобие креста), опирающиеся на столбах, или стрельчатые? Или в виде круговой дуги, без опоры на столбах? Или коробовые, полукруглые, образующие собою подобие креста и покоящиеся на четырех столбах? Или с двумя длинными пазухами? Или котловые для сквозного фонаря? Разделяются ли эти своды арками на ровные части, или в стенах есть особые углубления, предназначавшиеся для погребения? Или к востоку устроено средостение с одним полукруглым пролетом? В досчатых потолках забранных в елку деревянных храмов, между балками, нет ли горшков, сделанных для резонанса?

Нет.

----- <5/5об> -----

28) Сколько среди церкви поставлено столбов? Круглые они или четверогранные? Все гладкие, или с карнизами? Нет ли в них впадин для образов, или дверей для всходов на хоры? Нет ли кругом их решеток, или лавок для сиденья?

Четыре столба осмигранные, гладкие.

Нет.


30) Пол (помост) мраморный плитяной, кирпичный, лещадный, чугунный, деревянный? Одинаковый ли пол в алтаре, храме и притворах?

Пол одинаковый, везде деревянный.

----- <5об/6> -----

31) Алтарь троечастный, разделенный двумя поперечными стенами с пролетами, или с арками, или без разделения? Что находится в правом (южн.) предалтарии (диаконник): ризница, или устроен придел? Что находится в левом (сев.) предалтарии: жертвенник, или устроен придел? В алтаре своды лежат на столбах, или другого устройства? Есть ли голосники в сводах или в стене? Сколько окон в алтаре и предалтарьях? Помост в алтаре ровен с помостом храма, или возвышен на одну и более ступень? Не был ли алтарь изменен поправками и в чем состояли переделки: в расширении окон, в пробитии стен для дверей, поднятии пола, или другом каком изменении?

Алтари без разделения.

Пол в Алтаре против Храма возвышен на две ступени, а в трапезе на одну. Поправок не было.

32) Престол каменный или деревянный? Если каменный, то не покрыт ли особенной каменной доской, или деревянной? Возвышен ли он от помоста ступенями? Какая его ширина, длина и вышина? Не обложен ли он листами из серебра или меди и по листам нет ли каких изображений и надписей?

Престолы деревянные в обоих Церквах: в настоящей и трапезе: ширина 1 арш. 8 вер., длина 1 арш. 8 вер., а вышина 1 арш. и 6 вершков. В трапезе Престол обложен медными листами, они вызолочены, но без всяких изображений и надписей. В кладбищенской Церкви престол шириною 1 арш. и 1 верш., длиною тоже 1 арш. и 1 вер., а вышиною 1 арш. и 5 вершков.


----- <6об/7> -----

36) Жертвенник устроен в особом северном предалтарии, или в одном среднем с престолом? На открытом месте поставлен, или часть его помещается в стене? Каменный он или деревянный? Какая его вышина и ширина?

Жертвенники везде устроены на открытых местах в Алтарях в стороне от Престолов. В настоящей и трапезе вышиною 1 арш. и 6 вер., а шириною 1 аршин. В кладбищенской вышиною 1 арш. и 5 вершков, а шириною 8 вершков.

37) Иконостас старого устройства с тяблами, покрытыми оловянными орнаментами с фольгою, или нового с колоннами? Из какого материала сделан иконостас, резной из дерева, или из алебастра, или камня? Резьба помещена на золотом поле, или на алом? Что изображает резьба? Сколько ярусов имеет иконостас? Какого устройства царские двери, состоящие из двух створов: гладкие, резные, с накладкою разноцветной фольги, или слюда, с наложенными на них оловянными или медными узорами, цветами? Есть ли столбцы по обеим сторонам, а вверху городки и подзоры? На дверях нет ли приставных клейм в виде одноглавой, трехглавой, или пятиглавой церкви для помещения образов? Какая форма верхушек царских дверей?

Иконостас в настоящей Церкви деревянный, вызолочен червонным золотом, а гладкие места выкрашены под мрамор; он в четыре яруса. Царские двери из двух створов резные, по обеим сторонам небольшие столбцы вызолоченные. В кладбищенской Церкви иконостас старого устройства.

Нет.

Верхушки дверей полукруглые.

----- <7/7об> -----

38) Пред алтарем от одного клироса до другого, как устроена солея: каменная или деревянная? На сколько выше она помоста храма и отделена ли от последнего решеткою?

Пред Алтарями солея деревянные от одного клироса до другого; возвышена против пола Храма в настоящей Церкви на две ступени, а в трапезе на одну и обе окружены деревянными решетками.


----- <9/9об> -----

50) Колокольня когда построена, какой формы, кем и из какого материала? Нет ли каких изображений, старых надписей?

Колокольня деревянная, построена вместе с Церковью в 1788м году тщанием прихожан.

51) Сколько всех колоколов на колокольне? Какого они времени? Надписи желаются в точном списке.

Пять колоколов и все недавнего времени.


IV. Иконописание.

52) Стены церковные расписаны иконописным письмом, или живописным? Нет ли на стенах записей о времени расписания церкви? Не было ли возобновляемо старое стенное письмо? Церковь расписана вся, или только частями? Нет ли на стенах изображений Русских Великих Князей, Царей, Польских Королей, Гетманов и т. п. лиц? Описать их в каких они костюмах, с открытою ли головою или в коронах? В древних

В настоящей Церкви стены покрыты картинами живописного письма, они написаны на полотне и вставлены в золоченые рамы. В трапезе и кладбищенской Церкви стены не расписаны.

----- <9об/10> -----

53) Есть ли иконы старого письма в иконостасе, алтаре, по стенам и в ризнице: Византийские или Русские? Нет ли на таких иконах записей: кем они подарены в церковь, когда? Нет ли на них имени мастера и года написания? В каких они рамах и обеспечено ли их дальнейшее сохранение?

В кладбищенской Церкви в Иконостасе все иконы, за исключением немногих, старого письма, но русских иконописцев. Ни записей на иконах, ни имени мастеров нет.


60) Есть ли старинные сосуды служебные: потиры, дискосы, звезды, копия, ложицы и блюдца? Из чего они сделаны, как украшены, имеют ли надписи, годы, имена жертвователей и имена мастеров их сделавших? Есть ли сосуды служебные деревянные и каменные? Нет ли в церкви старинных ковчегов, кадил, кацей, ладониц, подсвечников, лампад, паникадил, ковшей для теплоты, блюда, чаши, венцы брачные, рипиды, печати, купели, посохи, рукомойники, фонари, кувшины и кунганы, ведра и ушаты, столы и кружки, ковши, чарки и кубки, митры и шапки, панагии и т. п. предметов? Если есть, то нет ли на них каких записей?

Есть потир с дискосом и два блюдца оловянные, а также и дарохранительница оловянная. Надписей и имен жертвователей нет.

----- <13/13об> -----


71) Желательно было бы иметь общий набросок тех церквей, которые представляют собою художественный интерес (каменные до 1700 г., а деревянные до 1786 года).

Церкви: настоящая, трапеза и кладбищенская не представляют художественного интереса, хотя кладбищенская и построена, по всему вероятию, очень давно, так как по книгам значится, что она возобновлена в 1642 году, а когда построена была первоначально, это никому неизвестно.

72) Если церковь или другое здание имеет сходство с какими-либо более или менее известными древними постройками, в столицах или в губернских городах, то указать с какими именно.

Не имеет сходства с древними постройками.

----- <13об/14> -----

VI. ИМПЕРАТОРСКОЙ Академии Художеств желательно знать:


1) Кто давал ответы на предложенные вопросы?

Тверской Епархии, Бежецкого уезда села Дрюцкова Церкви Рождества Пресвятой Богородицы местный Священник Иоанн Покровский.


2) Где воспитывался отвечающий?

В Тверской Духовной Семинарии.


3) Каких он лет и если священник, то сколько лет священствует?

52 лет и Священствует 29 лет.


4) Время составления настоящей метрики.

1887 года Января 18го дня.

----- <14/14об> -----
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва


Вернуться в Бежецкий и Сонковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1