Страница 1 из 1

Бежецк и В.В. Бибихин

СообщениеДобавлено: 03 июл 2023, 18:17
Андер
Вероятно, придется открыть новую тему "философ В. В. Бибихин и Бежецк". Как всегда "засветилась" Бежецкая библиотека :D

В связи с начавшимися "страстями" вокруг "Бибихинских чтений" и открытия доски в его память.

На одно из Бежецких информационных сайтов появилась такая информация. Представлю ее в сокращенном варианте, личные выпады автора в данном случае не очень интересны. Полный вариант вот здесь.
https://bezhezk.ru/novosti-bezhecka/adm ... rkovskogo/
"Все мы восхищаемся знаменитыми земляками. Мы гордимся Львом Гумилевым, Анной Ахматовой, Алексеем Ивановым, Вячеславом Шишковым, Василием Андреевым и многими другими замечательными людьми, родившимися на бежецкой земле или тесно связанной с ней тем или иным образом. И это важно — знать историю родного края и хранить память о выдающихся земляках. Это сохраняет наши исторические традиции и создает культурную преемственность.

Педагог и наставник
Наверное, в этом же ключе стояло бы воспринимать торжественные мероприятия в Бежецке, посвященные памяти российского философа и переводчика Владимира Вениаминовича Бибихина, родившегося в нашем городе в 1938 году. Бежецкая центральная библиотека им. В.Я.Шишкова 27-28 июня провела в его честь международную конференция «Четвертые чтения памяти Владимира Бибихина», на которой выступили ученые из разных уголков нашей страны. К началу конференции состоялось торжественное открытие мемориальной доски В.В. Бибихину на здании библиотеки.

В общем, сплошная благодать. Но, как говорится, есть нюанс. И увы, не один.

Апологет Хайдеггера
Позвольте добавить первую ложку дегтя в эту бочку с медом. Центральной темой научных иследований Владимира Бибихина было творчество немецкого философа Мартина Хайдеггера, крупнейшего теоретика экзистенциализма XX века. Но на его биографии было большое пятно — он был членом НСДАП в фашистской Германии и активным сторонником Гитлера. После обнародования в 2014 году дневниковых «Чёрных тетрадей Хайдеггера» появились подтверждения симпатии и приверженности Хайдеггера к идеологии антисемитизма и национал-социализма.

Ну и что, скажете вы. Где Хайдеггер, а где Бибихин? Изучать — не значит поддерживать. Но так думают далеко не все.

Вот что писала на этот счет советский и российский философ, специалист по западноевропейской философии Нового времени и XX века Н.В. Мотрошилова: «Я не буду вдаваться в подробную передачу (и собственную оценку) принципиально важной статьи В.В.Бибихина, которого я глубоко уважала и сегодня чту как талантливого, выдающегося философа-хайдеггероведа… Но о передаче В.В.Бибихиным обсуждаемых болезненных проблем национал-социалистического прошлого Хайдеггера не сказать не могу. Ибо она была и остаётся типичной для тех авторов-защитников, а то и апологетов Хайдеггера, основательных знатоков и его философии, и биографических материалов, которые при разборе его “дела” брали доводы и аргументы… самого Хайдеггера или его рьяных апологетов.»

Проще говоря, Владимир Бибихин в своих работах о Хайдеггере занимался «отбеливанием» его нацистского прошлого, являясь по сути его защитником и апологетом. Может, просто не видел в этом ничего предосудительного? Не очень хорошо для «педагога и наставника». Как думаете, Геннадий Иванович?


Нельзя не отметить, что у Владимира Вениаминовича были специфические политические взгляды. Он был известным приверженцем идей либерализма, мультикультурализма и толерантности. О нем часто писали либеральные СМИ. «Форбс» называл его «русским Хайдеггером». Кроме того, по некоторым свидетельствам, он был сторонником отделения Чечни от России.

Вот что писал о нем философ и публицист Константин Крылов в своей книге: «Нет времени»: «В этом он бывал смешон, — и, не побоюсь это сказать, гадок. Рассказывают, например, что во время начала второй чеченской войны Бибихин бегал по улицам и выискивал людей в форме — а найдя таковых, уговаривал не ехать в Чечню, чтобы «не воевать со свободным народом». У него было несложно вызвать приступ демшизовой дури. «Старшие товарищи» только усмехались в усы: «Владимир Вениаминович у нас такой политически активный» (подразумевалось — «nützliche Idiot» [правильно — nützlicher Idiot — полезный идиот (нем.) — БЕЖЕЦК.РУ] ). В последние годы он оказался совсем задавлен, застроен своим окружением. Его либерализм таки перешёл в ту злокачественную форму, в которой он нарывает в головах большинства «приличных людей»...»


Ну что сказать? Надо разбираться...
Интересно, даже на доске как-то "стыдливо" не указаны даты пребывания В. В. Бибихина в Бежецке, а они известны - 1938 -1941 гг. Буквально три года , "ясельный возраст", больше он в Бежецке никогда не жил, в его воспоминаниях и работах Бежецк никак не фигурирует.... Семья его также была не из Бежецка, а из Нижнего Новгорода.....Вопрос возникает сам собой.... к чему это все?

Что касается творчества самого В. В. Бибихина, это правда, оценки очень разные, причем со стороны профессионалов. Насколько помню, а философию пришлось сдавать несколько раз, разные курсы, плюс кандидатский минимум и т.д. , не попадалось мне тогда его имя, в Первый ГУМ МГУ (Стекляшку) как-то ходили на другие лекции, например на А. Кураева, В. Микушевича и др. Да, и мои друзья с философского факультета МГУ тоже про него не особо упоминали, но это просто личный опыт.....

Хотя нашел ответ на свой вопрос об отношению к Бибихину в МГУ по свидетельству того же Крылова: «В последние годы университетские дела Владимира Вениаминовича шли тяжело, валко. Популярность первых его курсов пошла на спад. Последнее время он держался там уже с трудом, «зацепившись», а не стоя на ногах твёрдо. Злые кафедральные тётки шушукались, что «Бибихин не нужен», на уровне отношений с начальством всё тоже происходило как-то неловко (судя по доходящим до меня слухам). Неразбериха, связанная с началом девяностых, кончилась. Кафедра истории и теории мировой культуры подтянулась, застегнулась и стала похожа на прочие кафедры. Бибихина никто не гнал, но его анахроничность и неуместность в текущих делах ощущалась всё сильнее». :think:



Продолжение следует.... Как оказалось, вопрос действительно сложный...

Re: Бежецк и В.В. Бибихин

СообщениеДобавлено: 14 июл 2023, 19:53
Андер
Оказывается, открытию доски в память В. Бибихина предшествовала активная полемика, даже на уровне депутатов городского поселения Бежецк.

https://bezhkray.ru/avt-str/бривер-сергей-викторович/к-вопросу-по-установке-памятной-табли/
https://vk.com/club69997069?w=wall-69997069_1582

К вопросу по установке памятной информационной таблички о месте рождения русского философа, филолога и переводчика В. В. Бибихина


18 октября 2022 года состоялась заседание Совета депутатов городского поселения, одним из вопросов которого являлся вопрос установки памятной информационной таблички о месте рождения русского философа, филолога и переводчика Владимира Вениаминовича Бибихина на фасаде Бежецкой центральной районной библиотеки им. В.Я. Шишкова. К сожалению, решение об установке таблички не принято и перенесено на следующее заседание Совета.

Решение о переносе срока рассмотрения вопроса было принято на основании зачитанной на заседании ложной, грубо искажающей суть вопроса, информации одного из членов Совета депутатов городского поселения.

Один из тезисов этого доклада сводился к обвинению В. В. Бибихина в переводе классического философского труда Мартина Хайдеггера «Бытие и время», как труда, имеющего непосредственное отношение к национал-социалистической идеологии. Основываясь на факте вступления Хайдеггера в 1933 году в ряды национал-социалистической немецкой рабочей партии, докладчик причислил и В. В. Бибихина к нацистам. Касательно симпатии Хайдеггера к национал-социалистам — весьма спорный и дискуссионный вопрос, не являющийся темой данной статьи, но следует отметить то обстоятельство, что философия Мартина Хайдеггера не является философией немецкого национализма, Хайдеггер не имеет отношения к преступлениям нацистов, а самого Мартина Хайдеггера относят к одному из ярчайших голосов философии XX века. Академический труд Хайдеггера «Бытие и время», написанный в 1927 году, за шесть лет до вступления Хайдеггера в ряды национал-социалистов, является общепринятой классикой философии, не нарушает какие-либо общепринятые нормы морали и человеческой этики, и никогда и нигде не запрещался. «Бытие и время» Хайдеггера в переводе В. В. Бибихина пережило несколько изданий с тиражом в несколько тысяч экземпляров и пользуется популярностью не только в научно-философских кругах, но и у простых читателей, интересующихся вопросами философии и мировоззрения. Относить самого В. В. Бибихна к запрещённой в России нацисткой идеологии, этой страшной страницы в истории человечества, «чумы двадцатого века» — грубая фальсификация реальности, и по сути, является клеветой, публично зачитанной на заседании Совета депутатов городского поселения.

Второй тезис доклада уважаемого депутата свёлся к факту рождения В. В. Бибихина в семье бежецких коммунаров и, следовательно, по мнению докладчика, к его ответственности за все то, что делала власть в Бежецке, в те, не простые времена.

Владимир Вениаминович Бибихин родился 9 октября 1938 года, о чём свидетельствует запись в Бежецком ЗАГСе (свидетельство о рождении за номером 3903709). В Акте о рождении постоянным местом жительства родителей указан Бежецк, где они жили уже 14 лет. Род занятий родителей Владимира Вениаминовича — крестьянство. Место работы Вениамина Митрофановича, отца Владимира Вениаминовича — Машинно-тракторная мастерская. Мать, Пелагея Ивановна, числилась рабочей в Горсовете. В ноябре 1941 года Вениамин Митрофанович эвакуировал семью в Нижний Новгород, а сам остался работать машинно-тракторной мастерской Бежецка… Родители Владимира Вениаминовича были простыми тружениками, верующие в идеалы коллективного труда, во властных структурах не состояли, и во всех «грехах» советской власти того периода отмечены не были. Обвинять простых трудяг и трёхлетнего мальчика во всех тех бедах, что творились в те тяжёлые времена, извините, аморально.

Здесь следует отметить и то обстоятельство, что во взрослой жизни Владимира Вениаминовича, в его мыслях и размышлениях коммунистическая идеология не нашла никакого отражения. Его, как русского мыслителя, филолога, переводчика интересовала христианская идеология, классическая философия. Ещё во время учёбы Бибихин познакомился с А. Ф. Лосевым, от которого тянулась живая нить к философам и богословам Серебряного века. Важнейшую роль в своём становлении Владимир Вениаминович Бибихин отводил своим великим учителям и соратникам С. С. Аверинцеву и А. А. Зализняку. В переводах В. В. Бибихина русскому читателю пришли основные богословские тексты св. Григория Паламы, оригинальный Боэций Дакийский, Макарий Египетский. Владимир Вениаминович перевёл и отреферировал бесчисленное количество новейших зарубежных трудов по философии и филологии для изданий Института научной информации по общественным наукам АН СССР. Его переводы, и с этим согласны многие, представляют собой не только филологическое, но и философское достижение. В них пересмотрены известные отечественной традиции принципы интерпретации текста. В переводах и истолкованиях классических и новейших авторов он решал ту же задачу, что и в собственных трудах, — «громадную задачу философского обживания русского языка». Он переводил с латыни создателя учения о бесконечном кардинала Николая Кузанского и основателя дидактики Яна Амоса Коменского, с немецкого — творца квантовой механики Вернера Гейзенберга и основателя общей теории языка Вильгельма фон Гумбольдта, с французского — создателя «театра жестокости» Антонена Арто, с итальянского — творца «нового сладостного стиля» и открывателя современной поэзии Петрарку… На философском факультете МГУ с 1989 по 2003 год Бибихин читал большой цикл авторских курсов. Общим для всех этих курсов можно считать тонкое соединение философской и лингвистической ткани. В них Бибихин говорит и пишет о слове, языке, событии, детском отношении к миру, свободе, праве, правде, русской истории, разбирает древнеиндийские гимны, Данте, Пушкина, Толстого, Мандельштама, Лорку, Гераклита, Гегеля… В эти же годы Владимир Вениаминович читал лекции в Свято-Филаретовском православно-христианском институте и в ИФТИ им. св. Фомы.

Третий момент выступления уважаемого депутата городского поселения касательно установки памятной таблички, свёлся к вопросам проведения Бибихинских чтений, организованных Институтом философии РАН и ВШЭ. По его мнению, тратить бюджетные деньги на такие мероприятия неправильно. На мою ремарку о том, что на эти мероприятия ни копейки бюджетных денег не тратилось и не планируется, последовал ответ — табличка и Чтения «не сделают Бежецк Меккой туризма» и эти «московские рубли» не нужны Бежецку, а местным краеведам незачем «раскручивать» неизвестные и ничего не значащие для Бежецка, по мнению депутата, фамилии и имена. Как пример депутат, помимо Бибихина, привёл фамилии Флейшман и Самохвалов!!! (извините, у меня «отвисла челюсть»). Весьма странная и, на мой взгляд, очень неправильная позиция избранника бежечан, идущая в разрез с желанием Администрации Бежецка, да и не только, активно развивать сферу туризма, весьма актуальную и нужную для Бежецкой земли. Частично эта позиция уважаемого депутата была объяснена им в прениях по обсуждаемому вопросу и объясняется его личной обидой на ВШЭ, связанной с обучением его сына в этом, по мнению депутата, «сомнительном учебном заведении».

И уже совсем странным и неприемлемым для меня явилось то, что в прениях по вопросу установки памятной таблички о месте рождения В. В. Бибихина, основываясь на отношении Бибихина к событиям «чеченской войны» и критики его переводов современным политологом Дугиным, была сделана попытка увязать вопрос установки памятной таблички с текущими событиями на Украине, попытка обвинить В. В. Бибихина в какой-то антигосударственной деятельности (абсурд!). Критика научных трудов, да и не только, является нормальным явлением в человеческих отношениях, если она не несёт в себе элементов лжи и оскорблений, и не должна использоваться для обвинения человека в каких-то административных или уголовных проступках, а личное мнение человека о том или ином событии, не совпадающее с мнением большинства, не является преступлением.



Бривер С. В.,
Бежецкое краеведческое общество

Re: Бежецк и В.В. Бибихин

СообщениеДобавлено: 31 авг 2023, 13:37
Андер
И все-таки неоднозначно все это...
Уже говорилось, что "Бибихинские чтения «тянут» на уровень спецкурса философского факультета, а не на краеведческие исследования, несмотря на «громкие заявления» и бравирование перечнем имен знаменитых философов .. очень сомнительно, что их труды читали … Интересно посмотреть на лица аудитории во время этих чтений, темы которые там обсуждаются явно им не совсем ясны и понятны. И это вполне объяснимо, это спецкурс для студентов гуманитарных специальностей, а не уровень краеведческих чтений Бежецкой районной библиотеки.
В силу объективных причин... :roll: Для выступающих, конечно, они нужны .... Ну, доказать, что тема, которой они занимаются "актуальна", получить профит, индекс цитирования... да и просто "прокатиться"....

Я посмотрел еще раз, нигде В. В. Бибихин не говорит о Бежецке, и неудивительно, т.к. он прожил всего там первые три-четыре года своей жизни, да еще его мать была родом из Теблешей, поэтому связывать его имя с историей города не следует. Да и его "социально-политическая" позиция по ряду вопросов была очень "неоднозначная".... о чем говорили и писали хорошо знавшие его люди, и студенты тоже.... я специально спрашивал...

А вот в истории Бежецкой коммуны семья Бибихиных сыграла определенную роль, см. фото.

Re: Бежецк и В.В. Бибихин

СообщениеДобавлено: 31 авг 2023, 14:20
Алексей Крючков
Андер писал(а):Интересно посмотреть на лица аудитории во время этих чтений, темы которые там обсуждаются явно им не совсем ясны и понятны
Класс! ))
Но, в защиту слушателей, можно сказать, что хорошо уже то, что они хотя бы слушают и пытаются понять! ))
А то нередко бывает, что на конференции съезжаются только для того, чтобы прежде всего выступить самим...
Поэтому ни вопросов к выступающим, ни дискуссий часто даже не бывает вовсе... даже в программе не предусматривается!
Прям как в басне "кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку" ))

Re: Бежецк и В.В. Бибихин

СообщениеДобавлено: 31 авг 2023, 14:37
Андер
Тоже не совсем так. Обычно на такие мероприятия студентов и школьников добровольно-принудительно "собирают". Поэтому и вынуждены слушать. Опять поясню, что сама тематика конференции не краеведческая, а в рамках спецкурсов студентов по специальности "философия" или других гуманитарных дисциплин. Тем более это не всем интересно. Помнится, что никто Хайдеггера не хотел получить в билете на экзамене , и пояснять что такое "Dasein". Кто этим занимается ( широко известные в узких кругах) :D , то им это интересно, диссеры писали и пр. А кто не занимается, то это все "перпендикулярно". Вообще популярность Хайдеггера сильно спала к настоящему времени, по сравнению с 90-ми, когда было издано много переводов философских работ западных философов, по экзистенциализму в частности. Хайдеггер входил тогда в десятку самых топовых наряду с Юнгом, Ясперсом и др. Сейчас особенно после публикаций "Черных тетрадей" к Хайдеггеру относятся более чем "прохладно", особенно в нынешнем контексте...А тут такая возможность для тех, кто его изучает в том числе и Бибихина... Почему же не использовать? Хотя все эти выступления для неподготовленной аудитории трудны для восприятия, им бы просто курс общий по истории философии сначала прослушать, а тут такие тонкости .. :roll: :?: А то получается просто разговор с самим собой и для своих....
Я говорю, что к краеведению не имеет никакого отношения. Вот доклад по истории "Бежецкой коммуны" , районного отделения ВКП(б) в 20-30-х гг. и роли в них семьи Бибихиных в ней это еще можно... :roll: