Моркины Горы

Модератор: Алексей Крючков

Моркины Горы

Сообщение Андер » 07 сен 2022, 12:35

Немного по истории села Моркины Горы


"Находится в 34 километрах к юго-западу от районного центра Бежецк, на автодороге «Тверь—Бежецк—Весьегонск—Устюжна» (92-й км от Твери). На восток от села идет автодорога «Моркины Горы — Теблеши». Расположено на холмах Моркиногорской возвышенности (или Моркины Горы), части возвышенности Бежецкий верх. В 1 км к западу — река Бережа, приток Мологи".

Краткая история

Возникновение села Моркины Горы предположительно можно отнести к XIV в., археологические исследования фиксируют, два селища, которые датируются серединой XV в., (севернее около 1, 5 км. Красная Горка, и западнее Терентьева Горка). Очевидно, что свое название Горы (Горки) поселение получило в связи с особенностями местного рельефа – группа холмов (горок) мореная гряда, между которыми протекают речка Петунка и ручей Бузиновский. Как отмечалось в дореволюционных географических справочниках: «Моркины Горы , отличающиеся живописными горными видами, составляют как бы отдельную группу, возвышающуюся с окрестными холмами среди котловины , окруженной ото всюду отлогим подъемом почвы».
Возможно, что основное поселение возникает в XIV в., когда началось интенсивное освоение сухих возвышенных мест населением в Бежецком Верхе в связи с начавшейся трангрессией и подъемом грунтовых вод, вызванных общим похолоданием климата (так называемый «малый ледниковый период»). С конца XIII в. при значительных колебаниях средней температуры некоторые поселения вообще исчезают, а другие приходят в упадок, поскольку озера и реки все более разливаются, а берега заболачиваются, что делало земли вокруг них неблагоприятными для обработки. Именно в это время многие старые поселения домонгольского времени (Еськи, Бежицы и др.), расположенные по берегам рек и озер, согласно археологическим исследованиям, все более подтапливаются. Все эти факторы вынуждают их жителей переселяться на сухие возвышенности, расположенные на водоразделах. Одним из таких «выселков», вполне вероятно, и были село Горы, которое предположительно могло быть основано переселенцами из старых селищ (Дрюцково и др.) или погоста Спас-Талицы, в Верхнем Помоложье.
До присоединения Великого Новгорода к Москве в 1478 г. село Горы административно входило в Городецкий стан Бежецкого Верха, а ранее в новгородскую волость Городец Палиц. Владельческая история новгородского периода неизвестна, т.к. документов с именами собственников не сохранилось. Но вполне вероятно, что оно входило в собственность «именитых людей» Великого Новгорода, т.к. после захвата Московой, многие земли новгородских бояр и архиепископа (владычные) волости были конфискованы и отписаны на имя великого князя. Среди таких владений могли быть и село Горы с прилегающими деревнями. Неслучайно, что после включения Бежецкого Верха в состав Московского государства это село находилось в «фонде жалованных поместий».
С новыми владельцами «московского периода» связана вторая часть современного названия села - Морткины (Моркины), которые было получено по фамилии князей Морткиных. Надо отметить, что оригинальное название села было именно «Морткино», так оно писалось и в большинстве старых документов. Затем в результате описок в писцовых книгах буква «т» выпала. Однако позднее написание «Моркины» просто уже фиксировало местное произношение названия села на тот момент (аналогичная ситуация наблюдается и с наименованием тверского села Моркино Городище).
Что касается князей Морткиных, то их род принадлежал к Рюриковичам и являлся ветвью князей Ярославских, удельных князей Романовских. Княжество Романовское с центром в г. Романов-Борисоглебск (сейчас г. Тутаев) выделилось из ярославского княжения в 1345 г., первым князем которого был Федор Иванович Мордка. Прозвище князя было связано с древнерусским словом «мърдъка» (мордка, мортка), так называли единицу денежной системы, являвшейся разновидностью общерусской системы кун, в документах XIII в. мордка обычно сочеталась с куной - куньи мордки. Позднее князья Мордкины потеряли свой удел и перешли на службу к великим князьям Московским.
Одни из них – князь Иван Михайлович Морткин бежал в Литву, где ему был пожалован номинально удел князей Бельских. Князья Бельские - православная ветвь литовских Гедиминовичей, перешедших на службу Великому князю Московскому вместе со своим уделом - смоленским городом Белая (сейчас г. Белый Тверской области). Оказавшись в Великом княжестве Литовском, князь Иван Михайлович пытался натурализоваться среди местной знати. В какой-то мере ему это удалось. Как природный князь из рода Рюриковичей, он получил даже свой герб. Тем не менее, по не совсем понятным причинам «что-то у него не сложилось» и он вернулся в Московское государство. Тем не менее, его потомки продолжали называться князьями Бельскими-Морткиными. Этот род пресекся около 1750 г. Первым владельцем села Горы в Бежецком Верхе, вероятно стал князь Иван Михайлович Большой Морткин (1517-1539 гг.) после своего возвращения. Кроме этого, он владел вышеупомянутым селом Моркино Городище в Тверском уезде, которое стало центром его владений.
У князя Ивана Федоровича по родословным спискам известно несколько сыновей: Василий Иванович, Лев Иванович, Григорий Иванович (Горчак) и Пётр Иванович. Старший его сын – князь Василий Иванович Бельский-Морткин унаследовал Моркины Горы и другие земли отца в Бежецком Верхе. Его имя числится среди землевладельцев Бежецкого уезда среди «детей боярских». (Особое сословие, существовавшее в Русском государстве, в XVI—XVII вв. дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную военную службу, в основном из них составлялась поместная конница). В нескольких таких походах участвовал и князь Василий Иванович (1553 г. в Казанский поход на Луговую сторону на земли черемисов; 1560 г., поход в Ливонию; Полоцкий поход 1563-1564 гг. и др.), и если судить по разрядным книгам дослужился до стрелецкого полуголовы (подполковника). Однако затем, как и некоторые другие Морткины, он оказался в опале у Ивана IV Грозного, был лишен своих вотчин и отправлен в 1565 г. в ссылку на недавно завоеванные земли Казанского ханства. Его имя встречается среди землевладельцев наряду с другими Морткиными. Василий Иванович, Лев Васильевич Морткины и два Ивана Морткиных числятся по Свияжскому уезду в 1565-1567 гг., где имели поместье в селе Бусурманская слобода. Тем не менее, некоторые князья Морткины оставалась в списках бежецких землевладельцев еще в XVII веке. Например, князь Андрей Иванович Морткин, в 1618 г. был головою в Бежецком Верхе, в первые годы после Смутного времени. Отметим, что этот род больше никогда не владел Моркиными Горами, и село имело других владельцев.
Сразу после опалы В.И. Бельского-Морткина село стало принадлежать московскому роду Невежиных. Селом владел Федор Андреевич Невежин - царский наместник в Дорогобуже, а также посланник в Астрахань и Литву в 1537 г. Его сын Иван уже числился среди опричников Ивана Грозного. В этом время село представляло крупное помещичье владение, своего рода центр округи с деревянным храмом св. Николая Чудотворца. В его церковный приход входило пять деревень, а также были приписаны село Негово с девятью деревнями, принадлежавшее князю Меркурию Александровичу Щербатову (окольничий и воевода). Возможно, что оригинальным названием села Негово было Негощи (Негощь) от древнему славянского имени Негость (первого владельца или основателя), что осталось и в местном гидрониме – ручей Негуш. Не исключено, что село возникло еще в новгородский период. Кроме Негово к приходу в Моркиных горах в это время также относилось село Рублиха с 27 деревнями - владение князя Василия Ивановича Телятевского (опричник и воевода). В последующих документах эти села большене упоминаются, вероятно запустели и исчезли после Смутного времени. После смерти Ф. Невежина селом Моркины горы какое-то время владела его вдова. Таким образом, вся округа после опалы Морткиных стала принадлежать новым владельцам, которые так или иначе были связаны с Опричниной.
Следующими владельцами села стал род Захарьиных-Яковлевых, которые были родственниками известного боярского рода Захарьиных-Юрьевых, от которых произошли Романовы. Окольничий Михаил Васильевич Захарьин-Яковлев владел селом до 1578 г., а после его смерти вдова Ксения Яковлева. В I585-1586 гг. она передала Морткины Горы монахам Троице-Сергиева монастыря по причине крупного долга ее покойного мужа (около 900 руб). Село вошло в состав монастырских владений в Бежецком Верхе, центр которых был Преображенский монастырь (совр. Погост Спас-Талицы рядом с селом Присеки). Однако родственники Захарьиных-Юрьевых оказались недовольны такой сделкой, и сделали все, чтобы «переиграть» ситуацию. Дарение посчитали «вынужденным», и Моркины Горы были удержаны в казне в «поместном фонде». Вероятно главную роль в этом деле сыграл влиятельный родственник - боярин Никита Романович Юрьев (дед царя Михаила Федоровича). Таким образом, первая попытка включить село в монастырские владения оказалась неудачной. Затем какое-то время село принадлежало роду Грабленовых (Граблёновы, Грабленые), которые по происхождению были новгородские дворяне, ранее владевшие поместьями в Деревской пятине. По записи в сыскной книге от I623 г. указывается, что село Горы находилось «в поместье» за Данилом и Наумом Грабленовыми. Тем не менее, через несколько лет , в конце 20-х годов ХVП в., оно окончательно попало во владение Троице-Сергиева монастыря, как это видно по писцовой книге I628-1629 гг. Село о Моркины Горы оставалось монастырским вплоть до секуляризации церковных земель при Екатерине II. После 1764 г. оно было переведено в казенные владения, а крестьяне стали государственными. По сведениям от 1859 г. Моркины Горы являлось «селом казенным при колодце и пруде число дворов 64 количество жителей мужчин 216 женщин 215».
Церковь в Морткиных (Моркиных) Горах (кратко).
Первое упоминание в 1570-х годах как церковь свт. Николая Чудотворца. Долгое время была деревянной и несколько раз перестраивалась. Очевидно, позднее после включения села во владение Троице-Сергиева монастыря, был пристроен придел в честь прп. Сергия Радонежского. Возможно, как множество других сельских церквей в Бежецком Верхе, во время муты деревянная церковь сгорела, но потом неоднократно перестраивалась в XVII и XVIII вв. Первая каменная церковь с трапезной и колокольней построена на средства крестьян в 1818-24 гг. Имела несколько приделов, которые многократно переосвящались. С начала XIX в. главный престол был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи, но сохранялся старый престол в честь Николая Чудотворца, который стал приделом новой церкви, его освятили в 1826 г., а главный престол в нач. 1830-х гг. В нач. 1860-х гг. вместо прежней трапезной была сооружена более обширная трапезная с двумя приделами (Николая Чудотворца и Сергия Радонежского). Кроме того, было несколько перестроек в 1879 г. и в 1885 г. Окончательные перестройки были завершены к августу 1895г. В конечном варианте это было пятикупольное здание в стиле классицизма с пятью престолами. Холодная церковь – главный престол в честь праздника Рождества Иоанна Предтечи и два придела - Грузинской Божьей Матери (правый) и пророка Ильи (левый). Теплая церковь была в трапезной с двумя приделами – правый (северный) свт. Николая, левый (южный) – придел прп. Сергия Радонежского. В 30-е годы церковь в Моркиных горах была разрушена и находится в настоящее время в руинированном состоянии. От прежнего строения сохранилась только остатки трапезной и притвор.
Вложения
Моркины Горы Менде 1 верста.jpg
Моркины Горы , карта А. Менде, 1 верста.
Моркины горы 22.jpg
Моркины Горы и окрестности, карта А. Менде , 2 версты.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 08 сен 2022, 19:25

Воспоминания о годах коллективизации в Моркиных горах в мемуарах А. П. Васильева (1911-1990 гг., советский театральный художник, Заслуженный художник РСФСР (1963), Народный художник РСФСР (1975). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973), который там оказался с московской агитбригадой. Материалы опубликованы его сыном Александром Васильевым (бывший телеведущий и «историк моды»).

«Но самым мощным воспоминанием тех лет осталась поездка студенческой агитбригады в деревню в помощь организации колхозов. Нас послали в Бежецкий уезд губернии зимой, очевидно, в каникулярное время. В бригаде было человек десять веселых ребят. Главным был, конечно, баянист Федя, ведь без него и его виртуозной игры нам там делать было нечего. Вася Гусев, будущий Василий Фомич, сначала актер, а в дальнейшем – административный деятель ВТО. И наконец, Петя Васильев.
Добирались мы до Бежецка трудно. Почему-то нам пришлось сделать в пургу ночной “марш-бросок” в несколько километров, неся на себе скарб, до какой-то станции, с которой уже поездом доехали до провинциальнейшего, глубинного, архирусского города Бежецка и оказались на классическом старинном постоялом дворе, находившемся вблизи пожарной каланчи.
В конце концов нам подали санный обозик в четыре – пять лошадей, мы уселись, а кто-то и разлегся на дровнях, и поехали в село по названию Моркины горы.
Ехали в синий солнечный день по едва заметной, с отполированной полозьями колеей дороге, вьющейся меж белоснежными, чистейшими снегами. На облучках сидели, правя лошадьми, ладные молодухи в черных романовских или рыжих полушубках, цветных шалях, бахромой осыпающих полспины, и белых валенках с малиновым орнаментом. Помню и разговорчивых мужичков в армяках, а бывало, и в овчинных тулупах до пят с гигантскими воротниками шалью, спасающих от любой метели.
В Моркиных горах нас встретили местные власти и разместили всех в теплой, большой, со светлыми стенами избе. Бревна избы каждый год к Пасхе мылись известью с золой, и избы становились по цвету словно только что построенными, поэтому я привез в Москву на память об этом цвете щепку, отколотую от такой светлой стены.
Веселыми стайками мы объездили несколько деревень. А по пути разъясняли, сами толком не понимая, преимущество общего (“обчего”, как говорили крестьяне) хозяйства.
В одной из деревень мы застали сцену, когда вернувшееся с пастбища стадо коров пытались препроводить, силком загнать в новый, “обчий”, наскоро построенный хлев. Коровы, не понимающие значения колхозного строительства, не шли в этот хлев, а норовили вернуться в свой дом, к ласковому не голосу хозяйки и теплой ее руке с корочкой пахучего хлеба.
На деревне стоял плач и вой женщин, не хотевших расставаться со своими буренками. Тяжелая картина. Были и хуже. Так как в те времена еще клубов или общественных помещений не было, то встречи с будущими колхозниками мы проводили в церквях. Церковные черные печи хорошо протапливались. Вносилось множество разношерстных лавок, сидений, получался зрительный зал, закулисной частью которого был алтарь. Народу набивалось видимо-невидимо. Сначала доклад. Затем художественная часть – с частушками “на злобу дня” с упоминанием имен и фамилий крестьян, не желающих коллективизации. Все это в стихах и под баян. Называлось “продергивать”. Однажды печи вдруг сильно задымили. Это подкулачники вредили нам – набросали в дымоходы снега..»



А вот своеобразная сказка, написано "современная", оказываются бывают и такие... :D

Полвека прошло и....Ни "ладных молодух" , ни "разговорчивых мужичков в армяках"..... только бабки, бригадир Петрович и ....ручные медведи...... :shock:



Про то, как живут в деревне Моркины Горы.

Татьяна Погодина


Журнал «Русская Провинция», 1996 г., No 1, стр. 92 - 93.

За лесами и лугами, не далеко и не близко, а именно в Тверском крае, среди непроходимых болот затерялась забытая мелиораторами, агрономами и перестройками маленькая деревня Моркины Горы. А живут в ней мирно и ладно, никогда не ссорясь и друг другу во всем помогая, работящие старушки да бурые медведи.

Раньше, в давние те времена, когда в древне были еще мужики, медведи жили в лесах и боялись людей. А как раскулачили и позабирали всех мужиков на войну, остались в деревне одни бабы да малые детки, да и детки-то, как выросли, не захотели жить без электричества, газа и радио, а подались один за другим кто в Москву, а больше-то все в Ленинград. Вот с тех пор медведи и осмелели, стали потихонечку выглядывать из леса, с опаской смотреть, что творится в деревне, а жители деревни Моркины Горы сперва побаивались мишек. А мишки не баловали, скотину не трогали, огороды не топтали, так вот потихоньку да помаленьку и привыкли друг к другу старушки да бурые мишки. И с тех пор началось промеж них взаимопонимание и уважение друг к другу.
Бывало, приедет академик и даже член-корреспондент Академии наук к своей старенькой матери в деревню Моркины Горы, истопит, баньку, а мать-то старушка выглянет в окно и кликнет какого-нибудь мимо проходящего мишку. Попросит ласково: «Уж ты, батюшка Мишенька, уважь моего сыночка, попарь его в баньке, он у меня из самого Питера погостить приехал». Сперва академик немало удивится, а потом и даст согласие себя попарить.
А бывало привезут в деревню Моркины Горы из сырого и дождливого Питера какой-нибудь бабке на лето внука, чтобы тот молоко с утра до вечера алюминиевыми кружками пил, здоровья набирался на всю зиму.
А в деревне летом работы много, огороды надо полоть, сено косить, вот тогда опять же зовут медведя, который попушистее да помягче в няньки, за ребеночком присмотреть, какой из ложечки покормить, покачать на своих лапках. Дети уже давно медведей не боятся, даже ластятся к своим бурым нянькам, свои городские книжки с картинками им показывают. А мишкам очень нравятся книги, и за это они еще больше любят человеческих детей.
А медведи хоть и бурые, но промеж себя очень даже отличаются. Один особенно выделялся своими музыкальными способностями, его и прозвали Мишкой-Гармонистом за то, что умел душевно играть на гармони, а бабки вспоминали свою далекую молодость, пели страдания и даже порой плакали от собственной жалости. Этот же Мишка-Гармонист затеял для бабок праздничный концерт в честь Восьмого Марта. Сам играл на большой медной трубе, а сбежавшие со всей деревни собаки под эту медвежью музыку старательно подвывали. Хороший получился концерт. Долго еще потом собаки не могли успокоиться. Думали уж даже Мишку-Гармониста отправить из деревни подальше в Москву учиться в консерваторию.

И жил в деревне Моркины Горы один-единственный мужичок Петрович, да и тот бригадир. Бывало даст лошадь бабкам на огороды под картошку вспахать, а бабки-то, понятно, за это ему свою благодарность выказывали, бутылку вина ставили.
А Петрович не алкоголик, в одиночку пить не станет, а для поддержания мужской компании непременно медведя позовет. За стол его напротив себя усадит и как выпьет, обязательно всякие речи говорит. А медведь, понятное дело, вина не пьет, а так, из уважения к Петровичу, сидит и головой ему кивает.
А как хорошо захмелеет бригадир Петрович, то уж зовет Мишку-Гармониста поиграть. Так вот они и сидят на лавочке и, значит, играют на одной гармони. Петрович в одну сторону гармонь тянет, а мишка в другую.
А глубокой осенью, когда картошка вырыта, все огороды перепаханы, магарыч весь выпит, а телевизоров в Моркиных Горах нет, становится Петровичу очень даже тоскливо без общения, все-то бабки по избам сидят носки да варежки вяжут.
Вот Петрович-то для своего развлечения и стал потихоньку медведей в шутку учить в карты играть и что же вы думаете, медведи ведь вина не пьют, табака не курят, не сразу им далась эта игра. Долго и с трудом они приноравливались карты в лапах своих удерживать, а как приноровились, так стали ловко Петровича обыгрывать, что сидел каждый вечер бригадир под столом и, как козел, от обиды блеял. На деньги-то ведь медведи играть не умели, а то давно уж и дом бригадира обыграли и колхоз бы весь распродали в уплату карточного долга.

И ездит каждый месяц бригадир Петрович на центральную усадьбу зарплату получить, в лавку за хлебом сходит. А по суровым законам в одни руки выдают одну буханку хлеба. Вот наш Петрович смекалку свою крестьянскую проявил. Возит с собой в мотоцикле с коляской целую семью медведей и тем, как и ему, по буханке хлеба в лапы выдают.
А леса вокруг Моркиных Гор сильно ягодные. И сколько смогут медведи ягоды поедят, а что уж не в силах поесть, собирают в корзиночки и приносят бабкам в деревню угощаться. А уж бабки на медвежью заботу непременно добром отвечают, варенья из тех ягод наварят, самовары раздуют и зовут мишек самовариться. Чай медведи приходят непременно пить со своими медвежатками. Приучают их сызмальства алюминиевые кружечки в лапах крепко держать, за столом не шалить, всеми четырьмя лапами на стол в миску с вареньем не залезать.
Ежегодно в Моркиных Горах отмечают День колхозника. Бригадир Петрович запрягает лошадь в телегу и катает в ней по всей деревне старушек и мишек вместе с гармонью и песням. Устраиваются даже пляски. И взрослые мишки, которые уже не первый год отмечают такой праздник, танцуют очень даже неплохо.
Но вы не подумайте, что медведи в Моркиных Горах только и делают, что ягоды собирают, чай пьют да ребятишек нянчат, нет. Мишки добрые, сильные и трудолюбивые. Застрянет где-нибудь неподалеку на болоте трактор, тракторист и бежит в Моркины Горы за подмогою, знает, бригадир Петрович, хоть у него и нет тягача, не откажет в помощи, а выйдет на крылечко, покличет медведей , и те , которые тут по деревне без всякой работы бродят, отправляются трактор вытаскивать.

А еще, бывает, уедет какая-нибудь бабка погостить к своим деткам в Москву, дом и хозяйство без присмотра, понятное дело, оставлять боится, хоть вокруг деревни одни да болота, и никакой лихой человек в такую глушь и не заберется разбойничать, а все-таки боязно старушке. Вот и тут опять же выручают мишки, дом сторожат, огород поливают, а по огороду ходят аккуратненько, не на всех четырех лапах сразу, а только на задних лапках и грядки не топчут.
А старушка вернется из Москвы, гостинцев с собой всяких привезет. Очень любят маленькие медвежатки бублики. Наденут их на свой нос, а затем мотают головой в разные стороны, как будто бы не могут никак этот бублик снять и сердятся, но не взаправду, а только понарошку. Игра у них значит, такая получается, и всем весело.
А если вы не поверили во все это, то сами поезжайте в те Моркины Горы, а потом и другим обо всем этом расскажете.




несколько фото. c Google, Yandex maps и bankgorodov.ru
Вложения
Моркины Горы ф23.jpg
Моркины горы2ф.jpg
Моркины горы1.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

реплика

Сообщение Алексей Крючков » 08 сен 2022, 23:55

Вот, лучше такие сказки про медведей сочинять, чем иные краеведческие "сказки" выдумывать, выдавая свои "версии" (предположения) за истину...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 09 сен 2022, 09:04

Согласен :D Но насчет Моркиных Гор есть одна "сказка"..... Круче чем про "медведей".... :D

В следующем посте опубликую.

Вот интересные материалы про церковь .

http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tv ... hi-tserkov

Расположена в южной части села на высоком и очень крутом обрыве берега р. Бережа, протекающей с западной стороны. С востока по главной улице села проходит дорога Тверь-Бежецк.Северный фасад храма. Чертеж 1881 г. ГАТО. Первая каменная церковь с трапезной и колокольней построена на средства крестьян на месте деревянной часовни в 1818-24 гг., внутренняя отделка продолжалась в течение еще нескольких лет. Придел Николая Чудотворца освятили в 1826 г., а главный престол, по-видимому, в нач. 1830-х гг. Проект составлял губернский архитектор Н.Н. Легранд, строительными работами в качестве подрядчика руководил новоторжский купец 2-й гильдии Кузьма Гарманов. Первоначальный храм, по-видимому, представлял собой одноглавый четверик с полукруглой апсидой, а трапезная имела выступавший с югa или севера придел с полукруглым алтарем. Колокольня, вероятно, примыкала с запада. В нач. 1860-х гг. вместо прежней трапезной была сооружена более обширная трапезная с двумя приделами (Николая Чудотворца и Сергия Радонежского), имевшими полукруглые апсиды. Ее фасады в средней части были оформлены четырехпилястровым портиком с треугольным фронтоном. В1864 г. подрядчиком бежецким купцом Бардиным сооружена новая трехъярусная колокольня, поставленная из-за близости берегового обрыва отдельно от церкви. Возможно, в тот же период в 50 м к югу от церкви выстроили дом причта. В 1879 г. начали строить новый храм в запоздалых для своего времени Северный фасад церкви. Чертеж 1883 г. ГАТО.формах позднего классицизма. Его ярусная композиция состояла из крупного кубического объема (возможно, включавшего стены первоначального храма) и купольного барабана-ротонды, расчлененного пилястрами в простенках арочных окон. Средняя часть фасадов основного объема выделялась на углах раскрепованными пилястрами и завершалась треугольным фронтоном с филенчатым фризом. Прямоугольные окна первого света и квадратные второго были заключены в рамочные наличники, которые в нижних проемах соединялись с сандриками-полочками. В храме, помимо главного престола, предполагалось устроить два придела - пророка Ильи и Дмитрия Солунского. В 1881 г. только что сооруженный храм обрушился, и в 1883 г. по проекту архит. П.Ф. Федорова на средства прихожан начали строить новое здание в русском стиле. По проекту четыре пилона со срезанными углами, образуя центральное пространство, несли восьмерик с деревянным шатром, обшитым железом. Малые деревянные главы с шатрами ставились на углах более низкого и широкого почти квадратного объема, примыкавшего к трапезной 1860-х г., при этом придельные апсиды частично включались в пространство нового храма. В мае 1883 г., когда пилоны и стены этого объема были уже в основном выложены, по План. Чертеж 1883 г. ГАТО.желанию прихожан деревянные перекрытия было решено заменить каменными сводами. В связи с этим архит. К.К. Гельбиг составил новый проект храма, который, вероятно, во всем остальном не отличался от проекта П.Ф. Федорова. Продолжавшаяся постройка была однако из-за плохого качества работ в августе 1883 г. остановлена. Кроме того, прихожане жаловались на тесноту строящегося здания, поэтому в 1885 г. было принято решение разобрать возведенные пилоны, стены и фундаменты, составив проект храма большего размера. Новый проект, утвержденный 27 августа 1885 г., представлял собой монументальный пятикупольный храм в духе образцовых проектов 1824 г. и выглядел очень архаично для своего времени. Возможно, в дальнейшем его изменили, так как известно, что в 1893 г. в строящемся храме было решено заменить проектируемые пять деревянных глав кирпичными, а крестовый свод в центральной части - парусами с купольным барабаном, прорезанным четырьмя окнами.



Проект Проект храма (1885). ГАТО.выполнил и за работами наблюдал до декабря 1893 г. гражданский инж. Ф.Н. Малиновский. Каменные главы были завершены в сентябре 1894 г., а все работы окончены к августу 1895 г. При этом апсиды приделов были разобраны. В храме, наряду с главным престолом Иоанна Предтечи, были два придела - Грузинской Божьей Матери и пророка Ильи. В те же годы или несколько позднее с запада к трапезной пристроили паперть. В настоящее время памятник находится в руинированном состоянии: храм почти полностью разрушен, в стенах трапезной сделаны широкие проломы, детали декора осыпаются, кровли утрачены, плоское перекрытие паперти обрушено; не сохранилась колокольня. Дом причта в советское время частично перестроен: окна несколько расширены или прорублены вновь, получив штукатурные наличники; к западному фасаду примыкает пристройка из силикатного кирпича. Стены церкви кирпичные со следами обмазки и побелки; кирпичный дом причта оштукатурен. Несмотря на значительные разрушения церкви, она представляет определенный архитектурно-художественный интерес, в первую очередь, своей исключительно сложной историей строительства, отражающей различные этапы в развитии тверского зодчества на протяжении 19 в.; дом причта характерен для подобного типа построек периода эклектики.
План. Сохранившийся объем церкви, вытянутый по оси восток-запад, представляет собой прямоугольное сооружение, объединяющее обширную двухпридельную трапезную и более низкую паперть, примыкающую к трапезной с запада. От храма сохранилась лишь нижняя часть западной стены, достигающая высоты трапезной. Западный и боковые фасады здания расчленены пилястрами, над ними раскрепован несложный венчающий карниз. В основании прямоугольных окон проходит полка.
Четыре крещатых столба трапезной вместе с перекинутыми между ними и пристенными пилонами подпружными арками организуют интерьер в виде трехнефного пространства, перекрытого системой крестовых и коробовых сводов, усложненных распалубками. Трапезная сообщается проемом с небольшим западным помещением храма, который открывается крупным арочным проемом в несуществующее теперь подкупольное пространство.

Добровольский, с. 103-104; ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. Д. 2932, 2940; Ф. 466. Оп. 1. Д. 79582; 80156; 81878; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 6268.


(По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 - . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)

Как сейчас выглядит церковь....

Фотографии https://sobory.ru/article/?object=07723

Много вот тут




Очень интересный памятник

Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Редко такое можно видеть. Очень необычная композиция, ведь это "Пьета" фактически.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пьета

"Пьета́, Пиета́ (от итал. pietá — «жалость») — иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Отличие от сцены «Оплакивание» состоит в отсутствии многочисленных дополнительных второстепенных фигур, а также в том, что эта сцена не является повествовательной.

Этот иконографический тип часто встречается в западноевропейском искусстве 13-17 веков. Среди наиболее известных: Пьета (Микеланджело), Пьета (картина Тициана), Пьета (картина Ван Гога)".


Фотографии отсюда
https://vovm.livejournal.com/98294.html
Вложения
Моркины Горы 8.jpg
Моркины Горы 7.jpg
Моркины Горы 5.jpg
Моркины горы3.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

? о названии

Сообщение Алексей Крючков » 09 сен 2022, 21:51

А Вы, как специалист по славянской филологии, не можете ли сказать, от какого имени произошло название? Должно быть "Морка", но было ли такое имя? Или, может, это от искажённого Марка, т.е. уже христианское имя?
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 10 сен 2022, 12:23

Так уже объяснялось в первом посте , что название села по фамилии его владельцев - князей Морткиных - "новыми владельцами «московского периода» связана вторая часть современного названия села - Морткины (Моркины), которые было получено по фамилии князей Морткиных. Надо отметить, что оригинальное название села было именно «Морткины», так оно писалось и в большинстве старых документов. Затем в результате описок в писцовых книгах буква «т» выпала. Однако позднее написание «Моркины» просто уже фиксировало местное произношение названия села на тот момент (аналогичная ситуация наблюдается и с наименованием тверского села Моркино Городище).

"род принадлежал к Рюриковичам и являлся ветвью князей Ярославских, удельных князей Романовских. Княжество Романовское с центром в г. Романов-Борисоглебск (сейчас г. Тутаев) выделилось из ярославского княжения в 1345 г., первым князем которого был Федор Иванович Мордка. Прозвище князя было связано с древнерусским словом «мърдъка» (мордка, мортка), так называли единицу денежной системы, являвшейся разновидностью общерусской системы кун, в документах XIII в. мордка обычно сочеталась с куной - куньи мордки. Позднее князья Мордкины потеряли свой удел и перешли на службу к великим князьям Московским"

В данном случае все предельно ясно.


Это даже видно в документах, вот несколько примеров, XVII в. Хотя и написано скорописью, но вполне читабельно.
"Сельцо Горы Морткины"

"на село на Горы на Морткины".
Вложения
Моркины горы (название)1а.jpg
Моркины горы (название)1а.jpg (15.33 KiB) Просмотров: 9938
Моркины горы (название)1.jpg
Моркины горы (название)2.jpg
Моркины горы (название)2.jpg (31.68 KiB) Просмотров: 9939
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 11 сен 2022, 10:23

Ну как же без «народных легенд» про название села и его историю!? :D На одном из форумов нашел, как всегда «бабушка рассказывала»: «Как завещала мне бабушка легенду одну...Был такой помещик Норкин в местности этой, а фамилию перепутали, написали Моркин, так и пошло...Да и 2 горы там имеется с обеих сторон деревни». Это повторяет и глава местной администрации М. Розанова.
https://tver.bezformata.com/listnews/zh ... h/1591061/
«В 1586 году, как свидетельствует писцовая книга, село называлось просто – Горки. А после уже «подросло в высоту» и стало Моркиными Горами.
Причем, откуда взялось первое слово, никто толком не знает. По одной из легенд хозяином этих мест когда-то был помещик Норкин. Норкины горы – звучит странно, вот и решили изменить первую букву. А у финно-угорских народов, когда-то заселявших эти земли, было сказочное существо «морк». Так что ясности в этом вопросе нет».

Как видим в очередной раз, насколько «народные легенды» далеки от исторической действительности. Хотя в данном случае, рациональное зерно все же сохраняется в предании –село называется по имени прежних владельцев, имя которых исказили. Однако, кто такие Морткины, которые в предании стали «Норкиными», местные жители уже ничего не помнят. Также полностью изгладилось память о том, что поселение было монастырским селом и владением Троице-Сергиевой Лавры. Приходилось еще слышать версию, что село получило название от «страшного мора», который выкосил почти все население? Поэтому горы -то и "Моркины"....Ну, версия вообще….хм…. Зачем называть поселение по поводу несчастья, которое там произошло. Как правило, если и в топонимике сохраняются такие воспоминания, то связаны с пожарами – Пожарье, Погорело городище и т.д.
Еще раз укажем, а можно ли доверять всем «народным преданиям»? Если доверять полностью, то получим такую «фолк-хистори»…. :shock: .Круче, чем у Фоменко…. :lol:

А вот о «сказочном существе по имени «морк». Это отдельный разговор. Яркий пример новейшей мифологии…
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Крючков » 11 сен 2022, 13:10

"Народные" рассуждения об истории и топонимике (а равно как и "версии", т.е. выдумки большинства "краеведов" - любителей) напоминают мне "научные" "версии" гоголевских героев: почему летом день длинный? Потому что летом - жарко, а все тела, как известно, при нагревании - расширяются"... (пишу по памяти, поэтому могу напутать детали).
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 11 сен 2022, 22:28

Ну не только краеведы, бывает весьма экстравагантные гипотезы выдвигают, казалось бы, и специалисты....По непонятным причинам. :)

Итак, что же за таинственный зверь "морк"? ;)

А взято из "Тверского топонимического словаря", который составил В. Воробьев. Сразу сделаю оговорку, материал он постарался охватить очень большой, и со многими его положениями, предположениями и гипотезами я согласен. Но вот насчет этимологии "Моркины Горы", просто был удивлен .... :roll: :roll: :roll:

Он объясняет это так : "Село расположено на поднятии Моркины Горы. Не исключено возникновение названия селения от этого оронима, который может быть русской полукалькой с древнефинского топонима, в значении "Чертовы горы" из морра "чёрт (фин.) . Урочища с такими названиями есть повсеместно, эти топонимы отражают древние языческие верования, с ними связано немало легенд в каждой местности".

И сразу вопросы.
1) Почему "древнефинский топоним", да еще с "русской полукалькой? Если посмотреть на карту в окрестностях Моркиных Гор одни славянские названия - Васильки, Славково, Красная Горка, Терентьева Горка, а также гидронимы Бережа, Неглубка, руч. Бузниковский и др. Как писал Покровский в своей статистике: "Рѣчка Бережа изъ кустарнаго болота у дер. Григорьева; пересѣкаеть Тверскую дорогу въ дер. Бережѣ, течеть въ крутыхъ, большею частію, лѣсныхъ берегахъ; не имѣетъ весеннихъ разливовь; въ Мологу впадаетъ справа, пониже дер. Успенья. Въ Бережу текутъ справа 7 ручьевъ, перерѣзывающихъ Тверскую дорогу, слѣва только одна лѣсная рѣчка Петунка; ніже еа справа течеть ручей Бузниковскій, у вершины котораго, на 3 высокихъ горахъ, расположено село Моркины Горы. Справа же текутъ рч.ч. Гольчана и Намѣсковка". и ни одной "полукальки" с "древнефинского".
2) Почему "морра" черт на финском?
Если взять словарь, то этот "персонаж" называется по-другому. piru, perkele, sielunvihollinen и т.д. В карельском тоже такого не наблюдается. В марийском тоже "купшо лийже — ияже лиеш" было бы болото — черти будут (марийская пословица) и д.р.

Третий вопрос, а почему горы должны быть "чертовы"?

Обратимся к статье «ДЕМОНОЛОГИЧЕСКИЕ» НАЗВАНИЯ В РУССКОЙ И СУБСТРАТНОЙ ТОПОНИМИИ РУССКОГО СЕВЕРА И КАРЕЛИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОСНОВ ЧЕРТ- И HIISI-). Авторы Е. Березович, И. Муллонен, А. Макарова.

"Среди чертовых топонимов (напомним, речь идет о 275 единицах) преобладают названия гидрообъектов (53 % от общего количества наименований): это болота, омуты, водовороты, рвы и ямы с водой; реки, текущие по глухим лесам или вытекающие из болот и имеющие темную воду; опасные пороги и перекаты; озера, считающиеся «бездонными», и т. п. 75 % топонимов приходится на обозначения ям (омутов, водоворотов), болот и глубоких озер.....
.....
Отдельную группу составляют названия географических реалий, характеризующих ярко выраженные неровности рельефа (7 % от общего количества чертовых наименований). Из 20 названий 15 приходятся на обозначения оврагов, а 5 – на обозначения гор.Наконец, имеются наименования лесов и урочищ, представляющих собой, как правило, заброшенные сельскохозяйственные угодья (5 %)".

Однако Моркины Горы назвать "заброшенными" урочищами как-то не приходится. Как следует из документов. Это село являлось центром округи, а также выгодным приобретением монастыря. Тем более, Моркиными (Морткиными) село стало только в XVI в. после получения их князьями этой фамилии. До этого были просто Горы или Горки.

Вот из его книги.
Моркины горы (название)3.jpg



Так все же откуда таинственый зверь"морк"?

А вот откуда....
в финском языке есть слово "Mörkö" . Это фольклорный персонаж, что -то типа "буки", "бабай"....так непослушных детей пугали - "вот будешь себя плохо вести, бука придет....". Еще употребляется в значении "пугало" , и даже "гоблин"....

"Бу́ка или бугимен (англ. Bogeyman) — фольклорный персонаж, которым пугали непослушных детей.
Букой раньше часто устрашали детей («не ходи, бука съест»), остерегая их от неприятностей, например, чтобы они не выходили ночью из дома. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что «Народная фантазия, олицетворяя буку, изображает его с огромным открытым ртом и длинным языком, которым бука хватает детей и, бросив в глотку, пожирает их. Бука, по поверью, ходит только ночью, около дворов и домов, и уносит попадающихся ему детей, что и делает русскую буку похожей на римскую ламию»

Российскому и советскому читателю это слово "Морра" стало известно из серии книг про муми-троллей финской детской писательницы Туве Янссон. Там есть разные варианты написания, на шведском - Mårran, на финском - Mörkö, в русском переводе - Морра, а вот в польском прямо назвали - Buka.

По такому случаю сделаем небольшой экскурс в детскую литературу, что раньше называлось "скандинавской волшебной сказкой" .... :D :D :D

Цитирую:
"Морра описана и выглядит на авторских иллюстрациях как угрюмое стогообразное существо с большими круглыми глазами, одетое в многочисленные юбки. Морра внушает всему живому иррациональный страх своим бесконечным одиночеством. Вокруг неё замерзает земля и погибают растения. Морра оставляет за собой ледяной след и способна потушить костер, усевшись на него, чтобы погреться. По мнению Муми-тролля, «зима наступает оттого, что десять тысяч Морр уселись на землю".

"В «Шляпе волшебника», где Морра появляется впервые, она выступает как отрицательный сюрреалистический персонаж, который преследует корыстные цели, однако проявляет способность договариваться и уходит, удовлетворенная сделанным ей предложением обмена....." и т.д. :D

А это из книг "Шляпа Волшебника" в советском издании, перевод В. Смирнова : "

Но когда наступили сумерки, они забеспокоились, забегали по всем лестницам и в конце концов спрятались
под ковер.
.....
-- Морра идетсла! -- прошептал Вифсла.
-- Морра? Кто это? -- спросил Хемуль, и ему тоже стало немножко
не по себе.
.....
-- Страслая и ужаслая! -- сказал Вифсла. -- Закрыслайте дверсли
от Морры!
Хемуль прибежал к Муми-маме и сказал:
-- Они говорят, что к нам явилась какая-то страшная, ужасная
Морра. Мы должны запереть на ночь все двери!
.......
Он настежь распахнул дверь веранды, и тут все увидели Морру.
Все-все. Она неподвижно сидела на садовой дорожке перед крыльцом и
смотрела на них круглыми, без всякого выражения глазами.
Она была не особенно велика и не особенно грозна с виду. Она была
лишь чудовищно омерзительна и, казалось, могла прождать так целую
вечность".


Вероятно, эта "сказочная адаптация" мифологического персонажа и стала источником, во всяком случае на уровне этимологии, для гипотезы, которую автор словаря, выдвинул для объяснения названия села Моркины Горы.


Версия конечно остроумная ... :clap: :clap: :clap: Тут не поспоришь! Но конечно ошибочная. :cry: :cry: :cry:


Как удалось узнать у некоторых местных жителей, автор объяснял им свою гипотезу.. Но понимания не нашел... Ну, не видели они у себя под холмами ни одной "морры".. и все тут!!! Может только некоторые, да и то в определенных условиях , вечером в пятницу.. :D Так и восприняли, посмеялись над версией ученого человека, на то он и ученый, чтобы версии выдвигать. Но, как говорится, легенда получила новую жизнь. :P Если на нее ссылаются в интервью ....
Это в принципе неплохо, можно сказочным "брэндом" Моркиных Гор сделать вместе с ручными медведями... Тем более, серия с "муми-троллями" популярна. Даже значки выпускают. :P
Тоже в качестве шутки
Московская музыкальная группа "Небослов".
"Небосло́в — музыкальный коллектив из Москвы. Исполняет песни собственного сочинения. Музыкальные стили: инди, пост-рок, рок, рок-н-ролл, блюз, регги, ска, панк, альтернативный рок, прогрессивный рок, арт-рок, фолк-рок, эксцентрика, рэп, пародии. За время своего существования группа записала более двадцати альбомов, среди которых музыкальные сказки по мотивам произведений Туве Янссон «Муми-тролль и Шляпа Волшебника» (2007), «Муми-тролль и комета» (2012)"
https://www.youtube.com/watch?v=aravgWWx5fQ
Хороший прикол - частушки про Морру :D

Как-то раз я шел по лесу,
А навстречу Морра,
Смотрит умными глазами,
Хочет разговора,
Ну, а о чем мне с ней болтать,
Скажите мне друзья?
Убежал сверкая пяткой,
Очень смело я.

и в конце

Охохонюшки, хо-хо!
Что ни говори,
Веселись честной народ,
Морра подери..!!!

А что ? Поют же в "Малиновой околице" про "бежецкого лешего"? :D :D :D

А Морра-то чем плоха? :D :D :D
Вложения
Морра значок.jpg
Морра значок.jpg (46.23 KiB) Просмотров: 9829
Морра3.jpg
Морра из книги "Шляпа Волшебника", рисунок автора, Туве Янссон.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 30 сен 2022, 13:35

Написал мне один знакомый, что подкинет информацию о "проекте герба Моркиных Гор".... Я его спросил зачем все это? Будет ли использоваться, учитывая ситуацию с такими поселениями в Тверской губернии. Он ответил, что "Когда-нибудь может быть и понадобятся..." Как говорится, это его дело.... :roll:
Также рассказал относительно принципе составления подобный "гербов", пояснив, что это своего рода своеобразная "идеограмма" - минимум изображений и максимум информации по истории поселения.... Сказал, что "некоторые" этим занимаются, не имея ни малейшего понятия ни о геральдике, ни о ее правилах (самое простейшее - правило тинктур и т.д.), в основном это "гербообразные" эмблемы, или комбинации на тему "колосков и цветков льна" , что можно применить к любому поселению в центральной России. В этом , полагаю, он прав...



Проект герба с. Моркины Горы
Бежецкого района Тверской области.


Описание:
В серебряном поле три головы куницы в ряд натуральных тинктур, внизу три изумрудных холма (горки). В верхней червленой (красной) оконечности полумесяц золотой обращенные вниз с двумя шестиконечными звездами по бокам.
Обоснование символики:
Герб гласный, указывающий на название села – Моркины Горы.
Три холма (горки) указывают на географический рельеф местности, т.к. село расположено на холмах одноименной возвышенности (Моркиногорская возвышенность).
Три головы куницы указывают историческое название села – Морткины горы (в документах XVI в.), которое происходит от имени владельцев – князей Морткиных. Князья Морткины – ветвь князей Ярославских, фамилия пошла от прозвища одного из их предков - князя Феодора Ивановича (сер. XV в.) Мортки. Мо́рдка (мортка) — единица новгородской областной денежной системы, предшествовавшей началу чеканки в Новгороде серебряных монет (1420 г.), которая являлась разновидностью общерусской системы кун, объединявшей в XIII—XIV вв. так называемые меховые ценности. В памятниках XIII века мордка обычно сочетается с куной (куньи мордки).
Червленая оконечность с полумесяцем и шестиконечными звездами – герб Мордкиных-Бельских. Первый князь Бельский (XXI-е колено от Рюрика), князь Иван Михайлович Морткин, бежал в Литву, где ему пожаловали номинально удел Бельских, перешедших в Россию. Позже Иван вернулся в Россию, потеряв удел, но его потомки усвоили прозвание князей Бельских. Его потомки получили во владение село Горки (Горы) в Бежецком Верхе, которые потом получило название Морткины (Моркины) Горы.

Серебро символизирует мудрость, благородство, чистоту, надежду.
Лазурь символизирует красоту, величие, славу, честь, верность.
Вложения
АА МОРКИНЫ ГОРЫ12.png
АА МОРКИНЫ ГОРЫ12.png (31.95 KiB) Просмотров: 9463
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 01 окт 2022, 19:05

Показал, он мне еще две "эмблемы" Моркиных гор, на значках.

Первый выпускал какой-то любитель-энтузиаст с Украины, лет десять назад. Хобби у него было - придумывать эмблемы для всевозможных сельских поселений.... хм.....

А второй значок вот отсюда

https://vk.com/album-173323428_262493628


Не знаю кто это выпускал.


С точки зрения геральдики , это не геральдика.... как бы сказать- "эмблематика".... :D



Про первый , трудно что-то сказать, облака.... силуэт церковки.... и что? Такой церкви там нет.... Не знаю, что двигало автором....?

Второй... тоже не совсем понятен, зачем-то в вольной части герба (в геральдике это правый верхний угол) помещать герб Бежецкого района 1999 г., к которому и так много нареканий.... Затем, не соблюдается правило тинктур. " Правило тинктур — является основным правилом геральдики и заключается в неналожении металлических фигур на металлические поля или финифтяных фигур на финифтяные поля". Т.е. нельзя просто поместить синий на зеленый, или серебряный на золотой. Синий (лазоревый) должен быть на серебряном поле или золотом, и т.д. А тут цветки льна на лазоревом поле и "рулоны сена", так наверное? Выбор фигур тоже в принципе определен, хотя вариантов гораздо больше....

А почему они тут изображены? Это для каждого села "Нечерноземья" подошло бы.... Герб поселения прежде всего должен отражать какую-либо "особенность", историю и т.д. Сельские льнозаводы много где были, не только в Моркиных Горах.
Вложения
Моркины Горы значок.jpg
Моркины Горы значок.jpg (10.75 KiB) Просмотров: 9420
Моркины Горы значок1.jpg
Моркины Горы значок1.jpg (29.53 KiB) Просмотров: 9420
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 27 окт 2022, 12:30

Статистические данные по Моркиным Горам перед реформой 1861 г. Данные от 1860 г.
Все-таки жители уже были не государственными крестьянами к этому времени.

Владелец двух поселений Моркины Горы и Дрюцково - Иван Васильевич Лихачев (вроде бы бывший гвардейский полковник), но не точно.

Всего было крепостных душ 303, 1 человек - дворовый.

Количество дворов - 91.

"Пахатной земли" - 407 десятин. Величина денежного оброка - 17 руб. 15 коп.

Отметим, что Моркины Горы и Дрюцково объединены в одно владение, возможно древние связи между жителями, логично предположить, что Моркины Горы это был выселок Дрюцково, т.е. древнего поселения , которое там было, в результате трансгрессии, подъема вод, когда к XV в. все водоразделы были заселены, особенно на возвышенностях.


Вероятно, даже после отмены крепостного права жизнь в Моркиных Горах не особенно наладилась. Некоторые, как можно предположить, промышляли и разбоем. :o

Например, Плотникова Н. И. в своей статье "О современном состоянии фольклора села Скорынево Калининской области. Учен. Зап. Калининского гос. пед. ин-та. 1970 г. с. 159". сообщает такой любопытный факт: "В Скорыневе мы услышали также « разбойничью » песню на местный сюжет . В песне рассказывается о том , как « горски мироеды » " убили Арсеньку . Песня записана от Mapковой Е. Е. ( 58 лет ) . Эта действительная история произошла в соседнем большом селе Моркины Горы ( 20 километров от Скорынева ) , исполнительница называет даже фамилии тех , кто был участником этого события."

Т.е. какие моркиногорские крестьяне по-видимому убили и ограбили некоего Арсения из села Скорынево. Интересно было бы посмотреть оригинальный текст. Событие наверняка "неординарное" , если про него даже "разбойничью песню" сочинили ...


Хотя посетивший в 1880 г. Моркины Горы во время архипастырской поездки Архиепископ Савва (Тихомиров) Тверской и Кашинский, описал село в почти пасторальных тонах.
"На этом пути я посетил церковь в с. Моркины Горы. При входе в церковь, священник Глеб Ефремовский, почтенный старец, обратился ко мне с речью.
Из церкви зашел я в дом о. Ефремовского, где с восторгом встретила меня его болящая супруга и с радушием угощала меня чаем. Из разговора с нею я узнал, что она родная сестра преосвященного Софонии, епископа Туркестанского, и родная тетка преосвященного Хрисанфа, бывшего епископа Нижегородского. Местоположение Моркиных Гор очень живописное. Вид на окрестности обширный и приятный на глаз".

Побывав в соседних Рамешках, он прямо "расстроился"... Ситуация ему показалось более удручающей...Однако отметил, что народ в Рамешках честный... :D

"Из Алексеевского поспешил я на ночлег в село Рамешки. Здесь приготовлено было мне помещение в доме старшего священника Иовлева. После длинного (до 135 верст) и утомительного, при сильной солнечной жаре, путешествия, я крайне нуждался в отдохновении; но, к сожалению, не нашел его здесь. Духота в комнате, стук ночного сторожа, удары колокола, наконец свет восходящего солнца не дали мне уснуть во всю ночь. В Рамешках три священника: два штатных и один сверхштатный. И при таком числе священников, к удивлению моему, оказалось, что у них не ежедневно совершается богослужение. Я приказал распорядиться, чтобы на другой день была непременно служба.

24-го ч. – В 8 часов утра, после проведенной без сна ночи, пошел я в церковь к литургии, которую совершал сверхштатный священник В. Воскресенский с диаконом Кустовым. Служба шла нестройно и бестолково. По окончании оной, я сделал как служащим, так и настоятелю церкви, немало замечаний и наставлений. К обедне собралось довольно много простого народу, не смотря на будний день (четверг) и рабочую пору. Выходя из Церкви я с любовью побеседовал с народом, в котором и, на пути из дому в церковь, приметил одну добрую черту. Один крестьянин, пред входом в церковь, положил на моих глазах на церковную ограду свою шапку и там ее оставил. Подозвавши его к себе, я заметил ему, что его шапку может кто-нибудь похитить. «Нет, батюшка, – ответил он мне, – у нас нет обычая брать чужую вещь». Такой ответ весьма утешил меня.
После сего, тем прискорбнее было для меня видеть распрю между настоятелем священником Иовлевым, и его помощником, священником Вознесенским. Последний сильно негодовали на первого за настоятельство, которое впрочем принадлежало ему (т. е. Иовлеву) по праву и по распоряжению епархиального начальства. При этой распре священника Вознесенского мучило сколько честолюбие, столько-же и корыстолюбие. Вот один из горьких плодов современной церковной реформы, произведенной графом Толстым. Не получивши успеха в примирении враждующих, я предложил Вознесенскому искать настоятельское место в другом приходе, но он вскоре затем помер, и таким образом священник Иовлев, человк кроткий и миролюбивый, остался в покое".
Вложения
Моркины горы в 1861 г. Статистика.png
Последний раз редактировалось Андер 28 окт 2022, 21:32, всего редактировалось 2 раз(а).
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 28 окт 2022, 12:01

Задали вопрос о "гербе Бельских-Морткиных". Проконсультировался у знакомого, он мне ответил.

Действительно, в польских геральдических справочниках есть упоминание о гербе Бельских, с описанием.
"Бельский. В поле неизвестного цвета над плечом полумесяца и между его рогами шестилучевая звезда. Над щитом митра (княжеская). Привезен из Москвы в конце XV века".
Цвет поля гербового щита не указан. Но учитывая , что княжеские гербы в РП и ВКЛ имели, как правило, червленое (красное) поле, поэтому был выбран именно этот цвет.
Вложения
Герб Бельских-Морткиных.jpg
Герб Бельских-Морткиных.jpg (19.1 KiB) Просмотров: 8929
Герб Бельских-Морткиных1.png
Герб Бельских-Морткиных1.png (30.51 KiB) Просмотров: 8929
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 30 окт 2022, 13:38

Не дает все же некоторым покоя название села - Моркины Горы. :D Вот напишет кто-нибудь, не подумав хорошо, про "морру" или "морков" , да "чертовы горы", так вслед за ним и пошла писать губерния, как говаривал Н. Гоголь .... :x И начались в гоголевском стиле "вечера на хуторе близ Моркиных Гор"....

Случайно наткнулся на одну такую книгу в стиле "фэнтези" в стиле ужасов под авторством "некой" Лады Кутузовой.
Там фигурирует заброшенная деревня под именем "Моркина Гора", хотя прототип вполне угадывается.....

Вот аннотация данного "произведения", прошу отнестись с юмором. :P

"Мёртвый месяц", 2020 г.
Аннотация:
"Ходят слухи о боге, исполняющем желания. Когда-то давным-давно люди поклонялись ему и даже устанавливали в его честь идолов. ..... Никита с друзьями ничего не знал ни об этих тёмных ритуалах, ни о кровожадных богах. Они собирались весело провести Хэллоуин в давно заброшенной деревеньке под названием Моркина гора, рассказывать друг другу страшилки и играть в настолки. Но беззаботные студенты никак не могли предположить, что каждый год в канун Дня Всех Святых Моркина гора становится порталом в мир мёртвых. И живым тут не место". Во как!


Представлена и "народная этимология" названия:


" — Интересно, а почему у деревни такое интересное название: Моркина гора? — спросила Нина.
— Вообще-то, это село, — поправил Никита. — Тут раньше церковь была.
— Ну и? — не понял Костя.
— Так если в деревне имелась церковь, то она автоматически (деревня, а не церковь) становилась селом, — Нина не удержалась и подтвердила статус всезнайки.
— А Моркина — это от слова «мор», — продолжил Никита. — Тут когда-то моровое поветрие было. Говорят, что и гора — это типа кургана, куда людей хоронили.
— А почему не в могилы? — уточнил Костя.
— Так некому было. Живых мало осталось. Тела побросали в кучу, потом сожгли и забросали землей.
— Это что? Деревня на месте кладбища построена? — Костя перешел на зловещий шепот. — Вот в полночь-то покойнички ка-а-ак вылезут из могил, ка-а-ак придут к нам в домик". :o :shock: :roll:


Не стоит судить строго. Ведь такое "объяснение" можно было слышать и от некоторых краеведов и местных жителей. "Моркины горы" - значит мор там великий был, поэтому так и назвали. Иначе быть не может. ;) Правда, тут вспоминали и помещике "Норкине", "две версии" бытовали....
Вероятно, автор где-то нашла первую "версию", как всегда "гугл всемогущий" помог.

Хотя..... приходилось слышать тамошние былички , на самом деле жутковато....


Еще одна история , но это уже бытовая... но тоже.... не жизнерадостная....

https://proza.ru/2014/06/21/1739
Автор говорит, что это реальная история....

Отвезите меня в Моркины Горы
Ольга Боровская

Умирают деревни… Рыдают деревья,
Что беспечно смеялись под окнами изб.
Умирают деревни… Роняют деревья,
Словно жгучие слёзы, желтеющий лист.
Умирают деревни, как снег, постепенно.
Остаются лишь в памяти тех, кто здесь жил…

отрывок из стихотворения Л.П.Созинова



- Отвезите меня в Моркины Горы!

Растрепанная, седая старушка бросалась к прохожим и хватала их за руки.
Люди испуганно шарахались, отводили взгляд, чтобы не видеть умоляющие сиротские глаза старушки. Она была похожа на сумасшедшую. Босая, в одном блеклом фланелевом халате, несмотря на осенний холод и дождь.

-Как мне до станции дойти, а? Мне надо в Моркины Горы, - плакала бабушка.
-Надо вызвать скорую, - тихо раздалось в толпе.
–Где ее родные?! -возмущалась дама с собакой.
-Мы научились относиться к животным, как к людям, а люди никому не нужны.-зло поглядывая в сторону раскормленной собаки, сказал высокий пожилой мужчина.

-Ма- а -ма -а! – донесся крик издалека.
Из –за угла дома выбежала уже не молодая женщина, неся в руках пальто и галоши. Она тревожно оглядывала заросший двор, размокшую дорогу, а увидев толпу, стала быстро приближаться.
Все облегченно вздохнули: у старушки есть близкие, есть кому о ней позаботиться.

-Мама, ну зачем вы ушли, - нервно и горестно шептала дочь. Она обняла старушку и развернула в обратную сторону, не обращая внимание на толпу.
-Ты кто? – удивилась бабушка.
-Я дочь ваша, Валя.
-Ты отвезешь меня в Моркины Горы? Меня там мама ждет... - тихо просила старая женщина.
-Да, да, конечно. Пойдемте домой, мама, - ответила Валентина и, накинув пальто на худенькие сгорбленные плечи, повела ее в обратную сторону по скользкой от дождя тропинке.
-А где моя мама, почему не приходит? - жалостливо спросила бабушка, оглядываясь.
Дочь стала объяснять, что её матери уже двадцать лет как не стало, старая мать заплакала, прозрачные слезы потекли по привычному руслу.
-Я здесь, родная! Пойдем домой. - неожиданно произнесла Валентина. Старушка успокоилась и засеминала по тропинке. Высокий мужчина резко махнул рукой и быстро зашагал прочь, в толпе кто -то всхлипнул.

Дочь вдруг повернулась к людям и тихо сказала:
- В Моркиных Горах она родилась. Это село в Тверской губернии. Там никого и ничего не осталось, только старое кладбище на высоком холме, да разрушенный храм.
-Мама не была там уже лет тридцать. И не вспоминала раньше -то, а сейчас стала как ребенок, ничего не помнит и не понимает. Все в село это просится.
И, помолчав, добавила:
-Когда – то это село было большим, красивым и веселым. Школа, колхоз, клуб. Работа, молодежь, дети. Женились-строились. А теперь, как и многие другие деревни Тверской области, село умерло, а прекрасные русские поля березками заросли. Да что это я, зачем, -махнула рукой и обняла бережно старушку.

-Отвези-и-и меня в Моркины Горы-ы-ы, - слышалось толпе до тех пор, пока дочь с матерью не повернули за угол дома.



Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Моркины Горы

Сообщение Андер » 02 ноя 2022, 11:49

Статистические данные по Моркиногорской волости от 1887 г.

После отмены крепостного в 1861 г. состав населения немного изменился, но не существенным образом.
По переписи в селе проживало 486 человек, 240 - мужчин, 246 женщин. Возрастная и другая статистика тоже интересны. Грамотных среди мужчин -87, среди женщин - 13.



Сенатский указ о строительстве в Моркиных Горах новой каменной церкви. Полное Собрание законов Российской Империи, Собрание (1649 - 1825) : Том 35 (1818) г. Закон № 27.405 стр. 336 -337.

Синодский указ по сему предмету последовал Марта 8-го сего года (1818 г.)
Вложения
Моркиногорская волость , 1887 г..jpg
Данные по населению Моркиногорской волости в 1887 г.
Указ о строительстве каменной церкви.jpg
Указ Сената о строительстве каменной церкви в Моркиных Горах.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

След.

Вернуться в Бежецкий и Сонковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2