Городищи

Модератор: Алексей Крючков

Городищи

Сообщение Андер » 05 авг 2022, 15:03

Недавно на странице Бежецкой библиотеки ВКонтакте появилось такое видео

https://vk.com/bezhlibrary?z=video-2254 ... _-22543217

Может быть и неплохо начать такую серию репортажей. Может быть.... Но... опять пошли "народные предания" и предположения...

Это не касается советской эпохи во второй части ролика...


Недавняя история, вопрос только в интерпретации.


А вот по начальной истории этого поселения как всегда "накручено"....

Сначала просто зачитывается текст из Сборника материалов для статистики Тверской губернии, составленный по поручению Тверского губернского земского собрания. 1874-1882. - 27 см . Составил В. И. Покровский. См. Приложение


Задача у губернского статистика была другая - собрать как можно информации для земских губернских отчетов. С этим он успешно справился. Попутно В. И. Покровский записывал местные предания, а также оставил в очень много интересных фактов по быту и обычаям тех поселений конца XIX в., где ему удалось побывать. Но повторяем, историком он не был, да и не ставил он перед собой такой цели. Поэтому начальная история Городищ трактуется весьма вольно. В данном случае, смешаны предания о происхождении Бежичей, Бежецка (Городецка).
Рассказывается просто легендарная история о беженцах, "священной горе", где они укрылись и т.д. Это, между прочим, повторяется и в книге И.И. Климина, но к реальной истории вряд ли имеет отношение. На возникновение подобных "преданий" очевидно повлияло схожесть названий Городок-Городецко, а также введенное в оборот краеведами XIX в. предание о "беглецах из Новгорода", которые основали Бежичи (Бежицы). Хотя подобных легенд о само Городецко, который потом стал именоваться Бежецком, не было.

О времени возникновения поселения Городищи современная археология говорит более определенно. Наиболее древним поселением является собственно не Городищи, а близлежащая деревня Городок. Археологи фиксируют там несколько там несколько древних поселений - Селище Городок - 1, XVI - XVII в.в. левый берег р. Остречины, северо-западная окраина д.Городок; Селище Городок - 2, I тыс. н.э., левый берег р. Остречины, 0,09 км северо-восточнее д. Городок; а также какое-то древнее дославянское поселение, возможно Дьяковской культуры, Городище Городок - 1, 2-я пол. I , нач. II тыс. до н.э. , левый берег р. Остречины, 0,08 км, северо-восточнее д.Городок.
По этим данным представляется, что Городок был небольшим укрепленным поселением словен, которые традиционно расселялись вдоль небольших рек.
Таких поселений с названием "Городок" в Бежецком Верхе было немало - Городок на Медведице, Орлов Городок, Городок рядом с Любодицами и т.д. Насколько оно было значительным? Как это пытаются представить "народные предания"? Очень сомнительно, т.к. сопочных могильников и других признаков определяющих значимость словенских поселений не обнаружено. В отличие от Любодиц, например. Ни погостом, ни селом со своей отдельной церковью, как центром округи Городок (Городищи), в последующие века не стали. Вплоть до революции население (как и других окрестных деревень) было прихожанами церкви Благовещения в селе Княжево.

Что касается названия "Городищи" , такое название носят многие села в России. Цитирую: "В древнерусском языке слово городище обозначало 'место, на котором в старину находился укрепленный населенный пункт – городок', 'место с остатками укрепленного поселения', 'развалины древнего селения'. Деревня, возникавшая, на таком месте, обычно именовалась Городищем. Большинство топонимов Городище образовано в XII – XIV вв., когда на месте заброшенных укрепленных поселений возникали) крестьянские селения". Очевидно в результате трансгрессии и подъема вод прежний "Городок" был перенесен выше на холм, где располагается современная деревня Городище.

Относительно дальнейшей истории, то здесь как всегда - полный сумбур. Списывать все на татар и московских князей как-то не приходится, татары как известно были только один раз в Бежецком Верхе в 1272 г. и то "по наводке" Святослава Ярославича Тверского, далее тверские князья неоднократно разоряли новгородский Бежецкий Верх, в отличие от московских князей, которые стремились прибрать его к рукам всеми способами. Хотя предания о литовских разорениях возможно относятся ко временам Смуты, когда действительно вся бежецкая округа была основательно разорена.

Теперь о принадлежности к владениям Троице-Сергиева монастыря. Никаких преданий нет, и проверять их не стоит.... :D :D :D И даже "принимать на веру" как пишет В. И. Покровский, и повторяет за ним И. И. Климин.

Просто потому, что это исторический факт, подкрепленный множеством документов. И гадать тут нечего!!! Лучше было бы "не принимать на веру", рассказы о "переселениях на священную гору".

Первыми известными владельцами Городищ, которые фиксируются по документам, были Ирежские (Ирешские). Это известный дворянские род, давший немало служилых дьяков Московскому княжеству. Один из бежецких землевладельцев Елизар (Елизарий) Александрович Ирежский в 1513/14 г. в своей духовной завещал жене Варваре Григорьевой дочери Головина сцц. Городище и Бочкино (возможно это нынешнее Бонькино? ) и Тр.-Серг. м-рю сц. Княжье.

Через несколько лет Городищи оказались в составе владений ТСЛ в 1519/20 г. согласно данной грамоте Варвары Григорьевой дочери Головкина, вдовы Елизара Александрова сына Ирежского, Троицкому игумену Иакову на сцц. Городище и Бочкино с дд. в Городецком ст. в Бежецком Верхе.
Затем великий князь Василий Иванович в 1521 г. подтвердил жалованной несудимой грамотой Троицкому игумену Порфирию на вкладную вотчину "Елизара Александрова сына Ирежского" . А Иван Грозный дважды подтверждал это дарение в 1534 г. и в 1551 г.

По переписным книгам 1677 г. деревни Городища, Городок, Старая, Княжея (Княжье), Акишино (Аникуша?), Ботково (Бонькино?) были за монастырем, т.е. монастырские владения шли до Остречины и по ручью Еговскому, за рекой это уже были помещичьи земли - Виловатик, Шеломень и т.д.

Одним из последних по времени документов, который фиксирует принадлежность этих земель к ТСЛ - Жалованная грамота Императрицы Елисаветы Петровны Троице-Сергиевой Лавре на все приписные монастыри и отчины от 11 июня 1752 г.

" В Бежецком Уезде, в Городецком стану....Лапусково, Борисково, Зобы, Вьюгово, Старая, Городища, Городок, Кулишка, Федяево, Княжево, Никиткино.......


В итоге хочется пожелать Бежецкой библиотеке - учите матчасть! :D :D :D


Тем более, это уже не в первый раз!
Вложения
1Городищи1.jpg
Городищи и окрестности. Карта Менде 1 в.
Городищи Карта Менде 2 в..jpg
Городищи и окрестности, Карта Менде 2 в.
Городищи 1.jpg
Городищи 2.jpg
Городищи 3.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Городищи

Сообщение Андер » 11 авг 2022, 12:43

Интересное сообщение о праздновании в Городищах дня "Кузьмы-пожарника", сообщение записано в 1964 г. Автор книги относит его к так называемым "обетным праздникам" : " Так в 1900х возник в деревнях Б. Городищах и Городок Бежецкого уезда праздник " Кузьмы-пожарника". Впервые этот праздник отмечали по поводу формирования добровольческой пожарной дружины в день Кузьмы, с которым случайно совпало это событие. С тех пор имя "Кузьмы" было почти механических соединено с народным праздником, и "отмечая" в дальнейшем "пожарника", крестьяне не проявляли особого интереса к личности самого "святого"." Отметим, также Городок и Городищи в то время рассматривали себя как оно целое.... Что подтверждает версию, о переселение населения Городка во время "трансгрессии" на водораздел поблизости.
Ну, что сказать...


Автор, конечно, лукавит.... Как раз на дворе была Хрущевская борьба с религией. :o :o :o

Очевидно, что жители как раз намеренно приурочили создание пожарной дружины ко дню святых мучеников Космы и Дамиана.

Косма и Дамиан, в просторечии Кузьма-Демьян, были особо популярны и крестьяне прекрасно знали кто это и что это. Осенние "Кузьминки" особо почитаемый день в "народном православии". Кузьмадемьян не только покровитель кузнецов, браков и т.д., но и всех работ связанных с огнем. В этом видят остатки почитания Сварога, недаром в новгородских говорах отмечалось, что "огонь это сварог по-старому".

Это еще связано и с таким персонажем народной мифологии как "Овинник".

Так и вспомнишь стихи М. Исаковского

"Попрощаться с теплым летом
Выхожу я за овин.
Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин".


"Особое отношение к Овиннику было ещё и по той причине, что в овинах разжигали огонь (для сушки). Огонь по соседству с легковоспламеняющимися материалами (солома, дерево, сухая трава) по недосмотру людей мог очень легко подпалить и сам овин, и постройки по соседству. Славяне верили, что Овинник, которому воздаются все почести, не даст разгореться пожару.


Овинника во времена двоеверия чествовали в день Кузьмы и Демьяна — 14 ноября. Кузьма и Демьян в эпоху двоеверия переняли на себя образ древнеславянского бога Сварога, как считается. Произошло это по созвучию: Сварог — бог-кузнец и Кузьмадемьян (Кузьма и Демьян) .

Полагают, что восточные славяне до принятия христианства и некоторое время после этого почитали и обожествляли огонь. Назывался обожествлённый огонь Сварожичем или Сварожицем. Местом поклонения огню был овин — как место, особо связанное с этой стихией.

"Основной источник, который рассказывает о Сварожиче восточных славян — это христианские поучения против язычества. Из «Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» XIV-XV веков можно узнать, что жители Древней Руси…молятся огню, называя его Сварожицем....
…молятся под овином огню…"



Вот так и стал Кузьма "покровителем" пожарников в Городищах

Ведь пожарники тоже с огнем связаны. Значит и праздник их должен быть на Кузьму-Демьяна. К этому дню и создали пожарную дружину в Городищах. :D
Вложения
Овинник.png
Овин по Б. Рыбакову
Овинник Билибин.jpg
Овинник по рисунку И. Билибина
Косма и Дамиан.jpg
Св. мученики Косма и Дамиан, икона XIX века.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Городищи

Сообщение Андер » 16 янв 2023, 12:31

Список с грамоты 1519/20 г. из сборника документов ТСЛ XVII в. , данной грамоты Варвары Григорьевой дочери Головкина, вдовы Елизара Александрова сына Ирежского, Троицкому игумену Иакову на сцц. Городище и Бочкино с дд. в Городецком ст. в Бежецком Верхе.
Никаких "предположений" , вот документ!
Еще раз хочется пожелать "учить матчасть" вышеупомянутым лицам и организациям. :D
Список на Городищи.jpg


О селе Городищи в 1968 г.
phpBB [media]

Репортаж, конечно, во многом "постановочный", но интересно....
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва


Вернуться в Бежецкий и Сонковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2