Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской
Добавлено: 05 авг 2022, 11:42
Продолжаем.
Документы и издания, на которые ссылается Г. С. Гадалова, в своих статьях в ПЭ.
Скан с оригинальной рукописи "Книга глаголемая описания российских святых..." , конец XVII в. из собрания РГБ.
Именно она стала источником всех списков, в том числе и Тверского, на который также она ссылается. Сразу видно, что это перечисление только (!) святых Тверской епархии, в которую Бежецк не входил еще это время. И Нектарий, который там упоминается, это конечно Нектарий Тверской, а никакой другой.
Списку Тверских святых предшествует список святых Торжка, а после идет список святых Кашина. Бежецкого Верха там нет. Уже говорили, что и прп. Нил Столобенский упоминается как новгородский святой, что соответствовало тогдашним границам епархии.
Далее, страница из книги А. Ратшина "Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852".
Вот из этих шести строчек и "родился Нектарий Бежецкий", когда А. Ратшин ошибочно отнес Нектария Тверского к Бежецку на тот момент уже входившему в состав Тверской епархии, посчитав, что Введенский монастырь это не тверская "Нектарьева Введенская пустынь", а "Введенская пустынь" на посаде в Бежецке.
Не стоит слишком строго судить А. Ратшина, он проделал колоссальную, просто энциклопедическую работу для своего времени, и разумеется, при этом возможны ошибки и погрешности. А что вы хотите? В ручную обрабатывал все архивы и рукописи, никаких Гуглов.
Однако это не было исправлено. И было растиражировано через Филарета Гумилевского в его прекрасном многотомном издании "Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их". Чернигов, 1861—1864 (2-е издание — 1863—1865, 3-е издание — 1882). Эта книга разошлась по всем епархиям, и стала фактически настольной книгой для священников по русской агиографии.
Из нее в Бежецке-то и узнали о существовании "собственного" святого. Не случайно, что именно с этого времени началось "возрождение почитания".
Хотя до 60х годов XIX в. , ни Беллюстин, ни Воинов, ни кто-нибудь другой и словом не обмолвились о "Нектарии Бежецком".
Схема для наглядности.
Никаких "контраргументов" это схеме, которую предложили специалисты, нет. Особенно связей Введенского монастыря в Бежецке и Троице-Сергиевой Лавры, с которой якобы был связан Нектарий. Это только предположения на "вольную тему" И. Постникова - не больше.
Правда, иногда некоторые исследователи, которые недостаточно знают историческую географию Бежецкого Верха, пытаются указать на мнимую связь деревни Узуново и Введенского монастыря, а также ТСЛ, т.к. одним из троицких старцев Паисий Мичурин, происходил из семьи владельцев этого поселения до 17 в. (до 1627 г. владела Настасья Мичурина, затем перешло к Нелединским). Узуново и Мокрявицы на Остречине примыкали территориально к Присецкой вотчине ТСЛ. А вот Узуново, которым владела Введенская пустынь, это современная деревня Узуниха, на Мологе. Это совершенно разные поселения.
См. карту Менде.
Документы и издания, на которые ссылается Г. С. Гадалова, в своих статьях в ПЭ.
Скан с оригинальной рукописи "Книга глаголемая описания российских святых..." , конец XVII в. из собрания РГБ.
Именно она стала источником всех списков, в том числе и Тверского, на который также она ссылается. Сразу видно, что это перечисление только (!) святых Тверской епархии, в которую Бежецк не входил еще это время. И Нектарий, который там упоминается, это конечно Нектарий Тверской, а никакой другой.
Списку Тверских святых предшествует список святых Торжка, а после идет список святых Кашина. Бежецкого Верха там нет. Уже говорили, что и прп. Нил Столобенский упоминается как новгородский святой, что соответствовало тогдашним границам епархии.
Далее, страница из книги А. Ратшина "Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852".
Вот из этих шести строчек и "родился Нектарий Бежецкий", когда А. Ратшин ошибочно отнес Нектария Тверского к Бежецку на тот момент уже входившему в состав Тверской епархии, посчитав, что Введенский монастырь это не тверская "Нектарьева Введенская пустынь", а "Введенская пустынь" на посаде в Бежецке.
Не стоит слишком строго судить А. Ратшина, он проделал колоссальную, просто энциклопедическую работу для своего времени, и разумеется, при этом возможны ошибки и погрешности. А что вы хотите? В ручную обрабатывал все архивы и рукописи, никаких Гуглов.
Однако это не было исправлено. И было растиражировано через Филарета Гумилевского в его прекрасном многотомном издании "Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их". Чернигов, 1861—1864 (2-е издание — 1863—1865, 3-е издание — 1882). Эта книга разошлась по всем епархиям, и стала фактически настольной книгой для священников по русской агиографии.
Из нее в Бежецке-то и узнали о существовании "собственного" святого. Не случайно, что именно с этого времени началось "возрождение почитания".
Хотя до 60х годов XIX в. , ни Беллюстин, ни Воинов, ни кто-нибудь другой и словом не обмолвились о "Нектарии Бежецком".
Схема для наглядности.
Никаких "контраргументов" это схеме, которую предложили специалисты, нет. Особенно связей Введенского монастыря в Бежецке и Троице-Сергиевой Лавры, с которой якобы был связан Нектарий. Это только предположения на "вольную тему" И. Постникова - не больше.
Правда, иногда некоторые исследователи, которые недостаточно знают историческую географию Бежецкого Верха, пытаются указать на мнимую связь деревни Узуново и Введенского монастыря, а также ТСЛ, т.к. одним из троицких старцев Паисий Мичурин, происходил из семьи владельцев этого поселения до 17 в. (до 1627 г. владела Настасья Мичурина, затем перешло к Нелединским). Узуново и Мокрявицы на Остречине примыкали территориально к Присецкой вотчине ТСЛ. А вот Узуново, которым владела Введенская пустынь, это современная деревня Узуниха, на Мологе. Это совершенно разные поселения.
См. карту Менде.