Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Модератор: Алексей Крючков

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 05 авг 2022, 11:42

Продолжаем.

Документы и издания, на которые ссылается Г. С. Гадалова, в своих статьях в ПЭ.

Скан с оригинальной рукописи "Книга глаголемая описания российских святых..." , конец XVII в. из собрания РГБ.

Именно она стала источником всех списков, в том числе и Тверского, на который также она ссылается. Сразу видно, что это перечисление только (!) святых Тверской епархии, в которую Бежецк не входил еще это время. И Нектарий, который там упоминается, это конечно Нектарий Тверской, а никакой другой.

Списку Тверских святых предшествует список святых Торжка, а после идет список святых Кашина. Бежецкого Верха там нет. Уже говорили, что и прп. Нил Столобенский упоминается как новгородский святой, что соответствовало тогдашним границам епархии.

Далее, страница из книги А. Ратшина "Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852".


Вот из этих шести строчек и "родился Нектарий Бежецкий", когда А. Ратшин ошибочно отнес Нектария Тверского к Бежецку на тот момент уже входившему в состав Тверской епархии, посчитав, что Введенский монастырь это не тверская "Нектарьева Введенская пустынь", а "Введенская пустынь" на посаде в Бежецке.


Не стоит слишком строго судить А. Ратшина, он проделал колоссальную, просто энциклопедическую работу для своего времени, :clap: и разумеется, при этом возможны ошибки и погрешности. А что вы хотите? В ручную обрабатывал все архивы и рукописи, никаких Гуглов. ;)


Однако это не было исправлено. И было растиражировано через Филарета Гумилевского в его прекрасном многотомном издании "Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их". Чернигов, 1861—1864 (2-е издание — 1863—1865, 3-е издание — 1882). Эта книга разошлась по всем епархиям, и стала фактически настольной книгой для священников по русской агиографии.


Из нее в Бежецке-то и узнали о существовании "собственного" святого. Не случайно, что именно с этого времени началось "возрождение почитания".


Хотя до 60х годов XIX в. , ни Беллюстин, ни Воинов, ни кто-нибудь другой и словом не обмолвились о "Нектарии Бежецком".
Схема для наглядности.

Никаких "контраргументов" это схеме, которую предложили специалисты, нет. Особенно связей Введенского монастыря в Бежецке и Троице-Сергиевой Лавры, с которой якобы был связан Нектарий. Это только предположения на "вольную тему" И. Постникова - не больше.



Правда, иногда некоторые исследователи, которые недостаточно знают историческую географию Бежецкого Верха, пытаются указать на мнимую связь деревни Узуново и Введенского монастыря, а также ТСЛ, т.к. одним из троицких старцев Паисий Мичурин, происходил из семьи владельцев этого поселения до 17 в. (до 1627 г. владела Настасья Мичурина, затем перешло к Нелединским). Узуново и Мокрявицы на Остречине примыкали территориально к Присецкой вотчине ТСЛ. А вот Узуново, которым владела Введенская пустынь, это современная деревня Узуниха, на Мологе. Это совершенно разные поселения. :roll:
См. карту Менде.
Вложения
Узуново.jpg
Узуново на Остречине
Узуниха.jpg
Узуниха (Узуново) на Мологе
Схема.jpg
Схема
Книга глаголемая Нект..png
Книга глаголемая
Ратшин1.jpg
А. Ратшин
Филарет Гумилевский.jpg
Филарет Гумилевский
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 06 авг 2022, 15:14

План раскопа Введенской церкви с выявленными конструкциями и могильными ямами. На месте нынешней Введенской церкви был монастырский некрополь XVI в.
По статье.
П.Н. Василькив, С.Ю. Петрова, В. В. Романов. А. М. Салимов. Е. А. Романова. "Введенская церковь в Бежецке по материалам историко - архивных и архитектурно - археологических исследований", 2010 г.

Как следует из этих исследований, каменная церковь располагалась на другом месте, чем предшествующая деревянная.
Ее построили на месте старого монастырского кладбища, которое датируется XVI в. Причем это затронуло ряд погребений, на схеме хорошо видно , что и в алтарной части были прежние захоронения, но.... это были не монашеские... , а светские и даже женские.... (возможно и детские).

Это я к тому, что И. Постников и другие вслед ему неоднократно повторяли, что "мощи Нектария под спудом" в алтаре, а оказывается совсем нет... возможно при перестройки церкви в XIX в. и находили случайно какие-то останки, что породило очередную легенду... Как показали исследования, никакого захоронения игумена, монаха, старца монастыря и быть не могло в алтарной части новой каменной церкви.

Из статьи...
"Строительство новой церкви происходило на восточной окраине монастырского кладбища, где хоронили не только старцев, но и светских лиц. Насколько можно судить по материалам археологических раскопок 2009 г., к востоку от апсид храма погребений уже не обнаруживается. Кроме того, в восточной части исследованного участка кладбища уменьшается плотность погребений, что также должно свидетельствовать об окраинности этого места. Вместе с тем заполнение некоторых могильных ям, в частности наличие в нем крупных кусков углей, вообще угольков, а иногда и небольших угольных линз свидетельствует о том, что упомянутый выше сгоревший деревянных храм находился где-то неподалеку, скорее всего, в нескольких десятках метров к западу от фундаментов каменной церкви XVII в. ... Фундаментные рвы нового храма нарушили ряд погребений,. совершенных, очевидно в самом конце XVI в - третьей четверти XVII в ".


Однако при раскопках удалось обнаружить "остатки кирпичного склепа у южной стены трапезной" (см. выделен красным). Это и был склеп ктитора монастыря думного дворянина Сергея Матвеевича Заборовского. Стандартное погребение XVII в, которое было вскрыто при перестройке церкви, о чем потом и рассказывали священники Казанский и Лебедев. Именно это погребение и выдавалось ими за желаемое - "гробницу Нектария Бежецкого". :roll: Сверху в полу трапезной была еще каменная плита, которой обычно отмечали погребение под полом. Ее потом убрали от греха подальше - распилили и использовали на косяки для окон (молодцы - ничего не скажешь!), причина понятна - на ней вполне можно было прочитать, что там погребен был "думный дворянин Заборовский"... а это не укладывалось уже в схему творимой легенды о Нектарии Бежецком. Интересно, что при сносе церкви, уже говорилось, в 30-х годах, когда опят вскрывали гробницу, нашли другую плиту, закрывавшую склеп, там имя Заборовского вполне читалось....



Добавлю к вышенаписанному. Издание книги

Книга глаголемая Описаніе о Россійскихъ святыхъ,
гдѣ и в которомъ градѣ или области или монастырѣ и пустыни поживе и чюдеса сотвори, всякаго чина святыхъ.
Дополнилъ биографическими свѣдѣніями
Графъ М. В. Толстой.
М.: Унив. тип., 1887.
Вот его "дополненные биографические" сведения. Ссылается на книгу Филарета Гумилевского, оттуда и приводится прямая цитата.

360. Преподобный Нектарий начальник Введенскаго монастыря Пресвятыя Богородицы преставися в лето 7000 апреля в 3 день
Основатель Введенского монастыря, близ Бежецка. Ум. 3 апреля 1494 года. Мощи почивают под спудом (Филарет, «Р. Св.», апрель, стр. 11).

Это перешло в последующие издания по русской агиографии.


Хотя ранее
Амвросий Орнатский в своем труде "История Российской Иерархии. Чч. I-VI., М., 1807–1815 г.г."
Представил такие сведения, без всякого упоминания Нектария.
"Бежецкий Введенский монастырь
Мужской, упразднённый, Тверской Епархии. Находился близ города Бежецка, почему и название своё имел, расстоянием от Твери в 116 вёрстах. Этот монастырь упоминается в 1689 году, в котором Июня от 28 дня грамотой Государевой велено было крестьян монастыря сего ведать Новгородскому Воеводе Петру Семёновичу Прозоровскому, а не в Торжке, и платить в Москве Стрелецкий хлеб, ямские и полоничные деньги и прочие подати. Около 1740 года, приписан он был к Антоньеву Бежецкому же, а потом до 1764 года Настоятельство в нём было особое, не зависящее от оного Антоньева монастыря. Строения в нём были все деревянные, кроме церкви главной соборной во имя Введения во храм Божьей Матери, почему и монастырь именовался ещё Введенским. Настоятелями были в нём до приписки его к Антоньеву монастырю Игумены, потом Строители, а, наконец, до 1764 года Архимандриты. Крестьян было за ним 33 души".

В 1851 г. в "Тверских губернских ведомостях", священник Иоанн Беллюстин писал : " О Введенской пустыни есть предание, что она основана Марфой Федоровной, матерью Дмитрия Иоанновича Углицкого, но это предание пока еще ничем не доказано".
Далее в примечаниях дает такую информацию: "В Введенской церкви доселе сохраняется образ мученика Уара, который как говорит предание, пожертвован в эту пустынь Марией Федоровной, при основании ее". Далее он добавляет, что икона муч. Уара (крестильное имя царевича Дмитрия) была мерная, т.е. сделана в рост царевича при рождении. Это обычная традиция того времени, такие мерные иконы известны, многие сохранились и находятся в экспозиции музеев Московского кремля.
см.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мерная_икона

И опять, нет ни малейшего упоминания о Нектарии... И это понятно, т.к. книга А. Ратшина вышла только в 1852 г. :!: :!: :!:
Вложения
Введенская церковь раскопки.jpg
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 16 окт 2022, 10:50

Отрывок из подлинного Летописца Введенского Бежецкого монастыря конца 17 века. Удивительно почему он не был опубликован? Хотя ответ очевиден - там нет ни слова о "легендарном основателе", от слова "совсем".....

А это не укладывалось в "легенду" Постникова или вернее "легенду" тех , кто ему это "посоветовал".



Сказание о Веденском монастыре, яже в Бежецком Верху на посаде к реце Остречины, възято по части от Ободныя, рекше Писцовыя, того монастыря 7137 (1629) году книги, выписи и Икономическихъ тоя же обители 7119 (1611) игумена Иосифа книг и грамматы 7185 (1677) годов и от прочих, яже суть в церкве летописании, и от достоверных памятухов.

Святая и всечестная сия обитель Богоматере – по божественнеи во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея во Храм Въведения церкве – Веденская глаголема, яже [суть] в Бежицком Верху. От кого имяны христолюбец, внегда первее начата бысть созидатися и церковь Божия Матере первая ту воздвигнута, и убо в кое время то бысть известнаго летописания историческаго– не обретохом.

(букв. когда построена первая церковь, и также, в которое время это было, какого-либо известного исторического летописания не обнаружено»). Как это так получилось-то, что память о "легендарном основателе" совсем исчезла, что даже нет ни малейшего упоминания в главном документе по истории монастыря? Вот про прп. Антония есть в Краснохолмском монастырском летописце, а тут нет?

Или неких небрежением памяти достоиная всяко подлежащая в ведение последним родом летописанию вещь оставлена кроме писания. Не пщуется же благоутишному сему, еже от обуревания житеиских молв суетных мира сего попечении, пребежищу святаго ангелскаго образа иноком и прочим богоугодне жити желающимъ и усердно Христови работати обещавающимся во общее сожитие и духовную о Бозе ползу на спасение душ человеческих всечестнеи и святеи, глаголю, обители Богоматере Веденскои и духовному внутрь оноя мыслимому кораблю скинии Божиеи, реку же – божественнеи во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея во Храм Вхождения церкве.

А теперь о пожалованиях вотчиной деревней Узуново (сейчас Узуниха).

"Тои велия своея любве и к Божиеи Матере прежде трех лет убиения брата его, святаго благовернаго царевича Димитрия яже на Углече от злых властолюбец, в пятое же лето богохранимыя православныя своея Россииския державы по своеи его государя милости пожалова сию обитель Богоматере Веденскую в препитание братии и вся прочия потребы монастырския в пределех Бежецкаго Верха некоторою на реце Мологе вотчиною Узново с христианы и с предлежащими ко онои землями и водными приволии, юже и грамматою своею царскою в роды утверди".

А что пишет Постников... :?

"Святое имя Нектария чтилось и в убогой бежецкой лачуге, и в хоромах именитых бояр, и при высоком дворе государевом. Через 96 лет по его кончине — «в лето 1588 благоверный, благочестивый и великий государь царь и великий князь Феодор Иоаннович, всея России самодержец, пожаловал обитель Богоматере Введенскую в препитание братии и прочия потребы монастырския, в пределах Бежецкого Верха, на реце Мологе, вотчиною Узуново с христианы и с предлежащими к оной землями и водными приволии, юже и грамотою своею царскою в роды родов утверди".

Однако оригинальный текст документа говорит о другом... пожаловал царь Федор Иоаннович "Тои велия своея любве и к Божиеи Матере", о "Нектарии" ни слова...


И совсем интересно, о строительстве новой каменной церкви на новом месте. Таким образом, исследования археологов в 2009 г. полностью подтвердились.
Поэтому легенды о "мощах под спудом" в каменной церкви просто абсурдны, старая сгоревшая церковь стояла на другом месте. Постников пишет: В Литовское разорение, когда Введенский монастырь был разгромлен и подвергнут был мучениям его игумен Иосиф, иноки из опасения оскорблений своей святыни будто бы скрыли ее под полом храма. Возвратить ее потом на старое место что-то помешало. И остается она до днесь под сокрытием". :?: :?:

Откуда он это взял? Непонятно, ни малейшего намека в тексте "Летописца" об этом нет и в помине.....


"по пресилном ударении из нашедшия яко в полуденное время невеликия тучи грома, абие молниею в главе церковнеи загореся, и тако погоре (тая
божественная церковь) вся до основания. И бысть ту место праздно, дондеже потом христолюбивыи болярин Симеонъ Иоановичь Заборовскии, яко Богом наставляем усердием к Божиеи Матере, от своего иждивения начат на ином месте создати церковь каменную, о еяже созидании по сих речется"

О погребении ктитора монастыря думного дворянина Сергея Матвеевича Заборовского (двоюродного брата Симеона Ивановича Заборовского)
".. тои Сергии преставися и погребен бысть в трапезе каменныя церкве Пресвятыя Богородицы сущеи во обители Ея Веденскои, на правои стране. По его же преставлении остася, якоже и днесь видима, аще бяше и окрестъ бут тогда устроен, не совершена ограда. Тако и сия до зде."

Именно это каменную плиту, вмонтированную в пол, и выдавали за "гробницу Нектария", так и есть справа в трапезной, стены склепа также обнаружены археологами, о чем уже говорилось.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 31 окт 2022, 12:09

В следующей главе
О поставлении в Бежецком Веденском монастыре соборныя каменныя церкве Пресвятыя Богородицы
с трапезою и колоколнею
.
Глава.
По згорении убо вышереченная древяныя крестообразныя шатровыя церкве храма Введения Пречистыя Богородицы во обители Веденскои же от молнии во дни державы благочестивейшаго христолюбиваго государя царя и великаго князя Феодора Алексиевича, всея России самодержца, в царствующем преименитом граде Москве единому от синклита царскаго – знамениту болярину и боголюбиву имением Симеону Иоанновичю, рекомому Заборовскому, благоволением Божиим и Пречистыя Богоматере ходатаиством взыде убо на сердце о создании в пречестнеи и святеи обители Богоматере Веденской, яко во обители сущеи во граде отечества своего, вместо оноя згоревшия молниею древянныя церкве каменныя соборныя во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея во храм Введения церкве от своего си стяжания. Якоже иногда благочестивому великому князю Василию Иоанновичю, всея Руссии самодержцу, о поставлении на Тихфине по згорении уже третия древяныя церкве в славу Божия Матере – церкве каменныя, егда размысли яко не угодно
быти Царице Небеснеи в древяных устроениих и послав абие маистера созда на Тихфине от своих княжеских сокровищь преизрядную
Божия Матере каменную с папертии церковь, яже и до днесь видима во святеи обители Богоматере Тихфинъскои, в неиже и красуется всечестная и чюдотворная Ея святая икона".


Итак, что можно узнать из этой главы? Симеон Заборовский снискавший благоволение у царя Феодора Алексеевича, сделав хорошую карьеру при царском дворе, став боярином, решил восстановить и перестроить в камне монастырь, который род Заборовских считал уже ктиторским.

Еще раз укажем причину каменного строительства, как об этом говорится в "Летописце":

"благоволением Божиим и Пречистыя Богоматере ходатаиством взыде убо на сердце о создании в пречестнеи и святеи обители Богоматере Веденской, яко во обители суще", т.е. опять "ради Богоматери", а не "легендарного основателя" , о котором опять не слова... и о его почитании " в хоромах боярских", как писал Постников.....Затем приводится отрывок из "Сказания об иконе Тихвинской Богомаматери", когда великий князь Василий Иванович строит каменный храм в это обители, " яко не угодно быти Царице Небеснеи в древяных устроениих и послав абие маистера созда на Тихфине от своих княжеских сокровищь".
По этой же причине и Симеон Заборовский строит новую церковь, т.е. исключительно, чтобы почтить Богоматерь, празднику которой и был посвящен главный храм в Введенском монастыре.

Отметим, что здесь опять имеется косвенные указание на традиционные и старые связи Бежецка и Тихвина , родственные, культурные и церковные. Например, Крестовождвиженский монастырь в Бежецке был связан с женским Введенским монастырем в Тихвине и т.д.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 04 апр 2023, 09:21

По сообщению Бежецкой библиотеки.

https://vk.com/bezhlibrary?w=wall-22543217_7775
НОВИНКИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Галина Гадалова "К истории создания церквей и монастырей в Бежецком Верхе"

В данном издании публикуется текст рукописного сборника середины XVIII в. из коллекции Государственного архива Тверской области по истории создания церквей и монастырей на территории Бежецкого Верха. Особое внимание автор уделяет каменному зодчеству при восстановлении церковного строительства после литовского разорения. Помимо дат строительства и описания зданий, в статьях сборника приведены данные о святых иконах, указаны имена настоятелей, ктиторов и иконописцев.
Книга рассчитана на историков, теологов, филологов, краеведов и всех, кто любит российскую историю и почитает её святыни.


Ну наконец-то , дождались!
Полагаю, что эта книга сразу должна быть помещена в тамошний "спецхран"! :D И выдаваться "под расписку". :D

Поскольку это подлинный исторический документ по истории Введенского монастыря, который просто не оставляет серьезных шансов на всякие измышления, которые для некоторых уже стали "незыблемыми фактами"!


Как ни старались игнорировать "Летописец Введенского монастыря" в местных исследованиях, написали кучу брошюрок, где он был "аки небывший" или "неудовразумительный"! (хотя обычный монастырский провинциальный текст конца 17 века с традиционным тогда "плетением словес" (отсылкам к церковной гимнографии, выдержкам из других "летописцев" и т.д.).... , но все же он стал доступен всем интересующимся. Еще раз хочется поблагодарить Галину Сергеевну!
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 02 сен 2023, 15:42

Еще раз об иконографии Нектария Бежецкого.
Кашинский музей недавно опубликовал икону из Воскресенского собора, начала 20 в., - Нектарий Бежецкий на фоне Введенской церкви.
История этой иконы такова.
Как пишет в своей брошюре С. Штюрмер. : "Крестьянин Тверской губернии Бежецкого уезда Радуховской волости деревни Лискова Иван Евгеньев Соловьев сообщил следующее: "Дочь моя Лидия 9 лет, год тому назад, подверглась тяжелой нервной болезни. Врачи признали в припадках этой болезни пляску св. Витта и сказали, что болезнь неизлечима. Никакие средства не облегчали страдания больной и болезнь все усиливалась. В это время все готовились к предстоящему торжеству прославления мощей Благоверной княгини Анны Кашинской и среди бежичан был сильный подъем религиозного настроения и мне с женой пришло на ум вспомнить нашего родного угодника преподобного Нектария, образ коего мы имели в своем доме и память о нем чтили, с усердной молитвой стали мы просить угодника Божия исцелить нашу дочь и больная малютка молилась с нами, к нашей общей радости. болезнь немного стала ослабевать и наконец окончательно исчезла и дочь наша в настоящее время совершенно здорова. Исцеление ее я безусловно отношу к молитвенному заступничеству преподобного Нектария и в память этой милости Божьей я дал обещание написать для Кашинского Воскресенского собора икону преподобного Нектария подарить ее собору, в котором покоятся мощи благоверной Анны, указавшей мне во время моей родительской скорби, заступника и молитвенника преподобного Нектария".

Интересное сообщение. Но вот опять... Не надо забывать, что Лисково Радуховской волости находилось рядом с имением Штюрмеров - селом Байково. А Сергей Штюрмер - один из авторов этой монографии, а скорее всего и единственный, был местным "барином" и для крестьянина Ивана Соловьева. Он был крайне заинтересован, причем совершенно искренне, в утверждении почитания Нектария Бежецкого.... Вывод напрашивается сам собой... 8-)

Вторая странность, почему-то в рассказе И. Соловьев обращается опять к прп. Анне Кашинской, куда и жертвует икону.... т.е. молитвенное заступничество он признает и за ней...Так получается.... или написал так как "порекомендовал" барин? :?: Когда на волне восстановления почитания прп.Анны Кашинской, было решено "восстановить почитание" Нектария Бежецкого, которого в Бежецке собственно и не было никогда. Но решили подключить "административный ресурс". Стоит напомнить, что Борис Штюрмер был членом Гос.Совета, в прошлом губернатор, а в будущем и премьер-министр, он поддерживал своего брата, который был член совета Министерства путей сообщения, а также имел чин статского советника.

Что касается самой иконографии, то это она следует святцам Ф. Солнцева, который подготовил целую серию таких изображений для очередного издания "Русские святые, чтимые всей Церковью или местно" Филарета (Гумилевского) Черниговского - "лик его постнический, облечен в схиму".

Вообще иконография Нектария Бежецкого двояка.... Есть иконы по святцам Ф. Солнцева, не совсем понятно чем именно он руководствовался? Может быть изображениями прп. Нектария Тверского, а такие иконы точно существовали. Но опять здесь какая-то двусмысленность. Тот же С. Штюрмер пишет, пытаясь доказать "древность почитания" Нектария Бежецкого : "В Тверском Кафедральном Соборе есть очень старая, мало кому известная, икона, изображавшая всех подвижников Тверской епархии. ... Преподобный Нектрарий изображен сред других святых подвижников края, между изображениями преподобных Ксенофонта Тутанского и Ефрема Перекопского".
Ну, все правильно! Это действительно изображение прп. Нектария Тверского, среди других Тверских святых! А совсем не "Бежецкого".
Также он относит к "древним" образам известную икону "Собор Тверских святых", конца 19 в. , устроенную кашинским купцом Иоасафом Кункиным, где тоже есть Нектарий Бежецкий! Ну, накрутил!!!
Тем не менее, Сергей Штюрмер действительно был искренним человеком, и глубоко верующим. Таким образом, призывая "обратиться национальным святыням", он пытался бороться с революционными идеями в обществе... Но.. хотели как лучше... а получилось.. :!: . После революции, он какое-то время заведовал "кашинскими древностями", искренне пытался спасти ценные с исторической точки зрения вещи из своего имения... Даже работал учителем уже в советской школе в Кашине.. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Вернемся к иконографии, в Бежецке существовали еще и другие иконы, на которых Нектарий отличался от Солнцевских святцев - с залысинами и более длинной бородой ( в росписи паперти Иоанно-Богословского собора, или на иконах по "видениям" иконописца бежецкого Яковлева (см. выше). С. Штюрмер писал, что такие иконы по "вдохновению" были написаны.

Однако все проще! Напомним, что священники Казанский и Лебедев во время ремонта и перестройки Введенской церкви открыли гробницу (склеп) думного дворянина Сергея Заборовского, тело которого, как оказалось, было в хорошей сохранности. Скорее всего, он и послужил для " бежецкой иконографии" Нектария. Упоминается, что первые иконы Нектария в Бежецке были написаны местной художницей М. Энгель, которая могла сделать такие наброски по разрешению священников. Тем более, такие примеры известны, когда с мощей писали иконы (напр. прп. Феодосий Тотемский).

И. Постников также сообщает об этом: "На местных иконах Преподобного, равно как и на иконе Собора святых Тверской епархии, Угодник Божий изображен по святцам академика Солнцева. ..... От покойного протоиерея Введенской церкви В.Г. Лебедева приходилось слышать об иконе преп. Нектария, написанной по подобному же поводу какою-то художницей любительницею, замечательно художественной вдохновенной работы. Художница эта несколько лет тому назад умерла. Куда делась икона, осталось неизвестным.
Обращает, наконец, на себя внимание большая, прекрасно исполненная, икона Преподобного в Кашинском городском соборе, пожертвованная туда одним из бежецких обывателей по обету, ради исцеления молитвами Угодника Божия его больной дочери ( прим. - а это о иконе из Воскресенского собора в Кашине, только не от бежецкого обывателя (неувязочка), а от крестьянина Радуховской волости, а это немного другое)".



Любопытный случай описан в воспоминаниях архимандрит Киприан (Пыжов): "В том же году, в начале войны, было знамение, взволновавшее бежечан: в Введенской церкви вздулся дубовый пол, под которым покоились мощи преп. Нектария Бежецкого, празднуемого 3-го апреля. Преп. Нектарий был игуменом и строителем Введенского монастыря, упразднённого в XVIII веке. Из мальчишеского любопытства, по дороге в школу я, увидел толпящихся людей при входе в храм, забежал посмотреть, что происходить в нем и увидел вздувшийся пол, наподобие горбатого старинного сундука, и серебряные подсвечники под сильным уклоном. Богомолки и стоявшее в церкви при входе, толковали о значении события: иные говорили, что преп. Нектарий хочет, чтобы приходская церковь вновь стала монастырём, некоторые указывали на пустой медальон над вратами древней колокольни, тогда как на двух других сохранились изображения святых угодников. Несомненно это имело тайный смысл. Как отнеслось духовенство к этому событию, я не знаю, но в народе это связывалось с войной".

Духовенство отнеслось к этому событию с трезвением, как и следут. :!: Никаких "суеверных" обрядов поощрять не стало. Священником тогда служил Иоанн Петропавловский, который в отличие от предыдущего Василия Лебедева, имел другое мнение по этому вопросу. Реакция прихожан тоже понятна.
В летописи Введенской церкви нач. 20 в. есть интересное замечание "Несмотря на близость к городу прихожане Введенской церкви мало развиты и имеют характер более грубый, нежели мягкий и чувствительны, но за то вознаграждают этот недостаток стойкостью в православной вере...". Сказано вполне точно! :D Священнику церкви удалось убедить паству "не искать знамений". Во всяком случае прочих "чудес" не последовало за "вздутием пола", как и отмечал в воспоминаниях архимандрит Киприан, все успокоились. Тем более, объяснялось весьма прозаически - на месте, где стояла Введенская церковь, было много грунтовых вод, и какой-то поток подтопил фундамент церкви, от чего она и страдала очень часто, что и вызвало вздутие пола. :roll:

В результате погребение Сергея Заборовского было повреждено, и от его останков практически ничего не осталось. Об этом пишет и А. Кирсанов, который присутствовал при сносе Введенской церкви в 30х годах , и лично видел вскрытый склеп Заборовского, где были обнаружены разрозненные костные останки, а также остатки одежды и обуви.

И еще , почему-то часто приходиться читать в краеведческой литературе, что память Нектаря Бежецкого праздовалась в тот же день как и память преп. Нектария Печерского. Но это не так.
См. Православную энциклопедию. Преп. Нектарий Печеркий (Послушливый) - пам. 29 нояб., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

А вот память прп. Нектария Тверского как раз и приходилась на начало апреля! :!:
Вложения
Нектарий Бежецкий (паперть).jpg
Нектарий Бежецкий, роспись паперти Иоанно-Богословской церкви.
Нектарий Бежецкий (паперть).jpg (1.84 MiB) Просмотров: 2537
Нектарий Бежецкий Кашинский музей1.jpg
Нектарий Бежецкий из собр. Кашинского музея.
Нектарий, Солнцев.jpg
Нектарий Бежецкий по святцам Ф. Солнцева.
Сергей Штюрмер1.jpg
Сергей Штюрмер (младший брат Бориса Штюрмера).
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 09 окт 2023, 15:00

И снова сошлемся на книгу Г. С. Гадаловой. «Небесные заступники Верхневолжья: история почитания святых и подвижников благочестия». Стр. 243 -245.
Как она пишет про Нектария Бежецкого:

«О деятельности преподобного Нектария Бежецкого до середины XIX в. не сохранилось никаких известий ни в летописях, ни в актах, ни в месяцесловах, ни в писцовых книгах, ни в иконописных подлинниках, ни в нарративных памятниках. Нет имени Нектария ни в Генеральном соображении по Тверской губернии 1784-1784 гг. при описании города Бежецка, ни в «Сказании о Введенском монастыре…», составленном после литовского разорения, ни в «Хронологионе» - летописи Бежецкого Верха, созданного Петром Воиновым во второй половине XVIII в. В настоящее время «Хронологион» утрачен, но исторические заметки о Бежецком Верхе Петра Воинова были проанализированы и частично опубликованы Н. А. Поповым. Обращает на себя внимание отсутствие имени Нектария в «Хронологионе» при описании Введенской обители в Городецке, тогда как автор пишет не только о преподобном Антонии, основавшем в 1461 г. на Бежецкой земле Краснохолмский монастырь, но упоминает о подвижниках Северо-Восточной Руси – Макарии Калязинском, Михаиле Клопском, Савве Вишерском, Зосиме, Савватии и Германе Соловецком. Нет имени Нектария и в статье священника Иоанна Белюстина об основании Введенского монастыря в Бежецке, опубликованной в Тверских губернских ведомостях в 1851 г.
Согласно преданию о Введенской пустыни, она была основана царицей Марией Федоровной, матерью царевича Димитрия Угличского. В пустыни хранился подаренной царицей древний образ вмч. Уара в меру величины равной росту рожденного царевича Уара-Димитрия.
Впервые сведения о Нектарии, настоятели Введенского монастыря, в 1852 г. опубликовал А. Ратшин. …. Какими источниками пользовался автор, неизвестно».
Далее уже идет перечисление фактор, которые были описаны выше - от А. Ратшина до И. Постникова. Абсолютно объективный и профессиональный научный подход.
О чем уже многократно говорилось....
Память преп. Нектария Тверского она относит также к 3/16 апреля. См. стр. 121. Таким образом, выводы напрашиваются вполне очевидные....
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 22 окт 2023, 17:28

Правильный взгляд на "проблему Нектария Бежецкого".
Посмотрел недавнюю лекцию П. Иванова про Бежецк.
phpBB [media]


В основном говорится о деятельности художников Бежецка - династия Тырановых, а также об их учениках, расписывавших церкви в городе и уезде.
Материал подобран очень хорошо, сразу видно, что работа в архивах была проведена на профессиональном уровне.
Только во введении к лекции по истории Бежецкого Верха допущен ряд неточностей (например, опять о "речке Похвала") и др. ...Об этом отдельно надо говорить.
Что касается "Нектария Бежецка", то выводы, конечно верные... :clap:

См. с 8 мин. рассказывается о "проколах" И. Постникова. "Он промахнулся с Нектарием Бежецким, которого он по сути выдумал, приняв за этого святого другого совершенно преподобного - Нектария Тверского. Это смешение до сих никак нельзя уже изменить, то есть произошла такая очень характерная дубликация святых, когда одного и того же святого в разных местностях почитают и наделяют личными характеристиками. И со временем они разделяются. Вот Постников как раз Он изобрел Нектария Бежецкого и теперь обратно вернуть его к Нектарию Тверскому, вряд ли кто-нибудь сможет."

И на 17. 30 мин.: "Считается, а вернее Постников считал, что именно здесь рядышком вот где-то здесь похоронен святой Нектарий Бежецкий. Многочисленные раскопки показали, что монастырь действительно существовал в конце 16 столетия. Был маленький мужской монастырь, тогда еще деревянный, но возводить его древность к концу 15 века, и уж тем более считать, что Нектария Бежецкий существовал и умер около 1492 года, оснований нет никаких. Как собственно не найдено никаких мощей. Ну, вот тем не менее, почитание его остается. Нектарий Бежецкий конечно фигура такая.... Получается его нет, но как религиозная и культурная данность, он влияет на современный город Бежецк, определяя его в общем лицо его епархии. То есть он реально определяет, потому что его икона на воротах Бежецкого епархиального управления".
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: Нектарий "Бежецкий" или Тверской

Сообщение Андер » 26 окт 2023, 18:26

Подсказали мне тут , недавняя публикация.
Переписка ученика Реального училища в Бежецке с его другом из Моршанска, Тамбовскя губерния.
https://dzen.ru/a/ZTbrsbpntCjS5sPV?refe ... 7920877077
Открытка вторая. В ожидании открытия мощей старца Нектария.

В процессе работы над этим материалом я обнаружил еще одну открытку, отправленную из Бежецка в тот же день и тому же адресату. Открытка опубликована на сайте проекта «Пишу тебе», команда собирает электронную коллекцию старинных почтовых открыток, расшифровывая тексты и данные об отправителях и получателях.

Бежецк. Введенская колокольня. Открытка по фотографии П.М. Дружинина. 1911 г. Сайт проекта «Пишу тебе».
Эта открытка относится к той же «дружининской» серии 1911 года. Изображенная на ней колокольня Введенской церкви сохранилась до наших дней и хорошо знакома всем бежечанам как своего рода символ города. На обороте открытого письма с трудом поместилось пространное послание. Волонтеры проекта частично расшифровали его, я же дополнил своим вариантом прочтения неразборчивых мест.

Моршанск Тамб.[овской] губ.[ернии]
Реальное училище. Григорию Богатикову. Учен.[ику] VI -го класса.
Многоуважаемый Григор.[ий] Михайл.[ович]. Очень вам благодарен за вид, просил бы вас писать на реальное училище, а то письма попали как-то в банк, а не на квартиру, как было написано. Посылаю вам вид исторической колокольни Веденской церкви, последняя в зелени не видна. В ней под спудом лежат мощи Нектария, которые должны вот вот открыться, так что надеюсь ещё с вами встретиться, что будет приятно и для остальных в нашей семье. Я про вас часто говорю с своим учителем Колей, о котором мама уже писала вам. Мне 3 по математике Закон Божий 5. Есть и четвёрки по другим пред.[метам]. Целую Вас. Ваня.


Конечно, самое интересное в письме – это замечание Ивана об открытии мощей старца Нектария. С именем этого подвижника, жившего во второй половине XV века, предание связывает основание Бежецкого Введенского монастыря, после екатерининской секуляризации ставшего приходским храмом. Как раз за два года до отправки открыток, в 1910 году, выходит в свет брошюра бежецкого священника и краеведа Иоанна Постникова «Преподобный Нектарий Бежецкий». Фактически она стала первым полноценным житием святого, доступным для широкого круга читателей. Написанное хорошим литературным языком, с большой любовью к родному краю, житие, однако, вызывает много вопросов со стороны историков. Я не буду подробно обсуждать здесь историчность личности старца Нектария – это не является целью моей заметки. Желающих разобраться в этом вопросе могу адресовать к хорошей научной статье «Православной Энциклопедии». Важно то, что в бежецком обществе в то время активно обсуждалась скорое прославление местночтимого святого. Неслучайно Иван связывает с этим событием надежду на скорую встречу со своим товарищем: видимо, Григорий Богатиков тоже хотел бы поучаствовать в торжестве.

Послесловие

До революции мощи преподобного Нектария Бежецкого не были обретены. Через два года после описываемых событий началась страшная мировая война, за ней последовали революция и война гражданская, которые, несомненно, круто изменили судьбы юношей.


Да. Не нашли, и не могли найти. Хотя И. А. Постников очень хотел, очевидно его публикация вызвала живой интерес в городе относительно "местного бежецкого святого", о котором по сути ничего никто и не знал. Как уже говорилось, это было "серьезный промах" известного краеведа, где он движимый энтузиазмом больше нафантазировал, чем излагал реальные факты по истории монастыря. И как следует из некоторых данных, он осознавал уже это сам, особенно после революции, что серьезно ошибся с "Нектарием".
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Пред.

Вернуться в Бежецкий и Сонковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2