Страница 1 из 1

Зауженье

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2019, 13:23
Андер
О деревне Зауженье.
Нашел интересную информацию об одной "деревенской святыне" Бежецкого Верха, что хорошо укладывается в рамках "концепта сакрального пространства", которое разрабатывает А.А. Панченко.

Речь идет о местночтимой иконе в деревне Зауженье. Ранее деревня Верховского стана Бежецкого Верха, сейчас Молоковский район.
Для справки. Вероятно сельцо Зауженье упоминается в списках "недорослей по Бежецкому Верху" в 1622 г.

Числилась она тогда за дворянами Масловыми - известным родом Бежецкого уезда.
Деревня была записана за сыном Гавриила Маслова, недрослем. "Иванъ Гавриловъ сынъ Масловъ 5 лет поместье за ним прожиточное в Бежетцком Верху сельцо Зауженье да деревня Дорка с пустошми в дачах 300 чети, а в ней пять бобылей". В данном случае сельцо - "небольшой пункт без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца и комплексом хозяйственных построек, иногда с часовней".
Название Зауженье (Заужанье) по мнению В.М. Воробьева связано " с ориентирным значением, в значении за Уженью", т.к. деревня "расположена на левобережье реки Ужень".

Некоторые краеведы пытаются отождествить деревню (сельцо) Зауженье с селом Некрасово, которое упоминается в 1570-х годах в писцовой книге Долмата Тишнева."В Городецком уезде в Верховском стану в селе в Некрасове Игнатья Ивановича Чаплина церковь приходная Никола чюдотворец. А приходе у той церкви было преж сего 16 деревень да 5 починков, а в сошном писме посолхи. И те деревне нынеча пусты и опа и причету церковного нет".
На наш взгляд это ошибочная точка зрения. Село Некрасово еще изображено на карте Бежецкого Верха в "Атласе Кириллова", но потом уже не встречается, в частности у Менде. Вероятно, Зауженье было одной из деревень, которая входила в приход села Некрасово, которое потом исчезло, что случалось для сел нередко по разным причинам. На том же Атласе многие деревни и починки вообще не отмечены, но они несомненно существовали, если судить по всему объему имеющихся документов. Поэтому несомненно Зауженье существовало уже в 17 веке.

И. Постников пишет так об этой деревне."У Аракчеевых в уезде было два имения: при с. Курганах и д. Заужанье (близ Введенского-Дымцева). Оба перешли к отцу графа Андрею Андреевичу от тещи его Н.Я. Ветлицкой. В Курганах им устроен при церкви придел над прахом отца и матери, а в Заужанье выстроен храм, обращенный после его смерти в часовню". Вероятно на средства Аракчеева была построена (или возобновлена) часовня, а не храм.

В данном случае интересует деревянная часовня Святителя Николая в приходе Успенского храма села Введенье (Введенское-Дымцево), построена в 1863 году. Сомнительно, что она была "приемницой" церкви св. Николая в Некрасове, хотя какие-то иконы, книги могли и быть перенесены туда.

Часовня Николая Чудотворца в Зауженье, Дата постройки последнего здания 1863 Краткое описание Деревянная Никольская часовня, квадратный в плане сруб под четырёхскатной кровлей с небольшой главкой. Была приписана к Успенской церкви во Введенском-Дымцево.
Основная публикация Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901, с. 121.

Местные предания о чтимом образе свт. Николая, записанные И. Кузьминым.

ЗА РЕКОЙ УЖЕНЬ

"В глухой, заброшенной деревне Зауженье, что лежит в окружении дремучих лесов Тверской области за рекой Ужень, есть полуразрушенная часовня во имя Святителя Николая. В ней находилась почитаемая в тех краях большая храмовая икона святого. Часовня была построена в XIX веке. В те годы, когда она была действующей, туда постоянно приходили помолиться как местные жители, так и крестьяне других деревень. Праздники св. Николая Чудотворца всегда считались самыми большими праздниками в деревне. В эти дни устраивали большие торжества и гуляния. И почти все мужчины в деревне носили имя Николай.
В годы массовых гонений на Церковь крестьяне деревни Зауженье решили не допустить осквернения свято чтимой часовни. Многие иконы из нее были перенесены в дома, где были скрыты от поруганий. Главную икону часовни — св. Николай с житием -взял в свою в избу усердный молитвенник, крестьянин Николай. Часовню официально закрыли, но каждый зауженский крестьянин продолжал молиться и чтить св. Николая в своем доме.
Известен случай, после которого главную икону часовни стали считать чудотворной. В послевоенные годы на скотном дворе случился пожар. Огонь распространялся очень быстро и готов был уже перекинуться на дома, примыкающие ко двору, и далее — на всю деревню. Народ был в панике. Пожарных машин в деревне не было, а справиться с огнем своими силами крестьяне не могли. Тогда дед Николай взял икону своего небесного покровителя и с молитвой направился в сторону пожара. Спустя некоторое время пламя стало гаснуть. Деревня была спасена помощью и заступничеством Николая Чудотворца.
В последующие годы через икону к Святителю Николаю обращались люди, отягощенные болезнью или жизненными трудностями, и каждый раз получали исцеление и утешение в скорбях. Собираясь в путь, каждый, перекрестившись, читал краткую, известную всем жителям Зауженья, молитву: «Николай Угодник, помоги мне в дороге»".
Иконографически икона очевидно представляет "крестьянский" извод Николая Можайского с житийными клеймами. Визуально 19 век, без расчистки конечно....Возможно копия с древнего чтимого образа, который мог происходить и из села Некрасова..
Информация и фотографии взяты отсюда.
http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tv ... ya-chasovn

http://temples.ru/card.php?ID=20754

В настоящее время от часовни осталось только основания сруба....

P.S.
Интересный факт о нынешней религиозной ситуации в современной деревне.
Согласно книге "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 4. Восточно-мистические группы. Часть 1 / Авт.-сост. И.Куликов. - Москва: «Паломник», 2000".
В этой деревне "Тверская (Тверь, Зауженье)", отмечены последователи псевдоиндуисткой секты «Сахаджа-йога». Что составители имели ввиду авторы книги не объясняют.... Но факт безусловно курьезный....

Re: Зауженье

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2019, 13:31
Андер
Зауженье карта.jpg
Карта Менде

Зауженье1.jpg
Карта Кириллова

Зауженье.jpg
Икона Св. Николая

Зауженье часовня 1.jpg
Современное состояние часовни

Зауженье часовня 3.jpg
5

Зауженье часовня 2.jpg
Фото часовни до разрушения

Зауженье часовня 4.jpg
7

Re: Зауженье

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2019, 14:06
Андер
Отметим, что не следует путать село Залуженье (Залужанье) и Зауженье, это два разных населенных пункта, по документам это хорошо известно. Это село располагается рядом с нынешним райцентром Молоково.
Залужанье.jpg

По книги Долмата Тишнева "В Городецком уезде в том стану (Верховском- прим.авт) в селе Залуженье, князя Дмитрия Федоровича Оболенского вотчина, церковь Воскресение Христово, да придел у той церкви Никола чюдотворец...." Поэтому нет никаких оснований их смешивать.

Владельцем являлся Телепнев-Оболенский, Дмитрий Фёдорович Овчина, казненный Иваном Грозным по очень "интересным" причинам. см.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Телепнев-Оболенский,_Дмитрий_Фёдорович_Овчина.

Воскресенский храм с приделом свт. Николая существовал вплоть до его разрушения после революция. См. Тверской епархиальный статистический сборник.

Re: Зауженье

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2019, 14:21
Андер
Еще один курьезный случай в местной топонимике. На современных картах отмечно странное название ручья "Ксаблю" , который протекает через деревню Сабель, что дает повод некоторым строить "теории" о ф.у. гидронимике и так далее.

Хотя очевидно, что здесь ошибка. Это отмечается и современным специалистами "ручей, протекающий через деревню Сабель, украшен экзотической надписью Ксаблю. Анкетные материалы показывают, что на месте этих псевдогидронимов должны быть р.Клочуха и руч.Подусовский".

Очевидно было неверно понятно при записи. Кто-то из инфорантов указал " К Саблю" , т.е. по направлению к деревне, а это было понято как собственный гидроним. Так и перешло на современные карты, когда р. Клочуха, и руч. Подусовский получили такое странное название.

Re: Зауженье

СообщениеДобавлено: 21 янв 2023, 00:34
ОлегМ
Зауженье - моя родовая деревня по материнской линии. В детстве проводил там лето, да и сейчас иногда заезжаю потосковать. Теперь по самой деревне - Зауженье обычно называют просто Заужень. До 1960-х деревня была огорожена и имела въездные ворота. Прям как в старые времена...
И да, Заужень - это Некрасово, без вариантов. Слышал лично от местных старожил в начале 80-х годов, что когда-то так называлась деревня. А вот про Аракчеевых никто не знал и не помнил, но про какую-то барыню говорили часто. Кстати, многие дедульки и бабульки помнили свой род на 3-4 колена.
Теперь по вопросу храма. Мне тоже очень интересно было это узнать и также был удивлен. Эта информация есть в разных источниках, не только у Тишнева. Кстати, если не ошибаюсь, то именно записи Тишнева проливают свет на происхождение названия д.Сабель. Просто там жил мужик по имени Сабель. Видимо первопоселенец. В поисках информации о Зауженье мне удалось достать копии писцовых книг 16-17 вв Симонова монастыря по Бежецкому Верху. Пока проблемы с прочтением, почерк у дьячка жуть одна и ошибок много.
В Зауженье и окрестных деревнях была большая мобилизация на финскую войну. Погибло 2/3 из них. Воевали в 123 дивизии, той что штурмовала ДОТ Миллионник и за время войны дважды сменила свой состав.
На ручье "К Саблю" местные гнали самогон, исключительно днем, пока основная масса людей на работе :D