О битве на реке Сить

Модератор: Алексей Крючков

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 09 май 2021, 17:31

Ну, так ! Про себя любимого и не такое споешь, и приврешь и пожалеешь... :D Монголы в этом отношении не отличались от других... :lol: На то и народный эпос! Интересно, а как было бы "Слово о полку Игореве" , только, если автор был половец? "Ох, послал наш хан золотой на поганых урусутов, посягнувших на священное поле наше Половецкое, да на светлую Каялу-реку..." что-то в этом роде. :P

Еще раз об это "злосчастной" Божонке. По подсчетам войско Юрия Всеволодовича, со всеми союзными отрядами, составляло около 10 тыс. чел. (возможно реальные цифры около 6 тыс.) И что воды в Сити около Боженки хватило бы на такое количество лошадей, минимум три тысячи? А ведь лошадь не человек , пить хочет, потерпеть не заставишь, регулярно на водопой водить надо. Да, и разместит такое количество воинов возможно было только на средней Сити, там археологи много селищ нашли 11-13 вв. вдоль берегов. Кстати, Сабанеев Л. , который проводил раскопки в 1868 г. именно на этом участке реки находил останки с рубленными и колотыми ранами, пока это никто не опровергает. Кроме того, тамошние краеведы писали и о находках остатков кольчуг и оружия ... но тут надо весьма осторожно подходить к подобным заявлениям... :D

Конечно, ни с какого Коя, а тем более с Бежецка, Бурундай не пришел. Например, историк Хрусталев Д. , как и ранее Каргалов В., вполне резонно полагают, что они подошли с севера, перекрыв дорогу на Новгород по Мологе. Кстати, Углич по местным поздним летописцам, в которых возможно есть и рациональное зерно, просто открыл ворота монголам, подписав договор и признав власть Батыя и т.д.





"И тако во означенное лето 6746 году, егда изыде из града Углича благоверный князь Владимир и тогда и град Угличь татары опленен бысть и немало пораззорен, но не в конец разрушен, но оставлен, за покорение емлемыя с него ежгодныя грошевые (т.е. денежные, гроши - деньги, древнерусское слово) дани имании началника Батыевыми". Может быть поэтому Владимир Константинович как-то легко отделался, и в Орду ездил, и княжество сохранил, и ярлык получил... Но красиво написали "изыде" , а не сбежал, "немало пораззорен", а не то, что его хорошо пограбили, но не всех вырезали... Как-то так получается...

Нашел неплохое видео.
Очень четко показывает. События февраля 1238 г. в том числе и битва на реке Сить. Рекомендую, кто интересуется.

https://www.youtube.com/watch?v=cJXYg1mIAyk


Пролистал еще несколько краеведческих работ, где-то есть интересные факты.... не спорю... можно по некоторым еще материал поискать... но другие....хм! :happy-jumpgreen: :scared-shocked:

Непонятно, зачем все это сочинять? ... Вместо того, чтобы собрать серьезный материал, постепенно, проанализировать, в смысле не анализы сдать :scared-yipes: , а действительно разобраться в тех событиях, используя исторические, археологические материалы... Нет! Лепят и лепят.... не поймешь что...Может быть хватит?! А все это и порождает и фэйковые "мемориальные стелы", и кресты на языческих сопках и прочее и прочее...

В какой-то мере это просто глумление над памятью и св. Георгия Всеволодовича и св. Василия Константиновича, и всех погибших на берегах Сити...
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 11 май 2021, 12:42

Чем больше изучаешь историю Боженок , тем больше удивляешься. Вот свидетельство местного священника второй половины 19 века.

Полностью идет вразрез поздним мифам.
Он сообщает, что Боженки были "главною квартирой татарских сил". А главный курган, оказывается никакое не захоронение. По местным преданиям, с него Батый обозревал движение своих войск и сил противника. Во как! А из самого кургана , он ссылается на некого доктора, была вырыта "татарская голова". Село "Божня" - место где стояли "татарские боги". Вот прикол! И что теперь делать, может еще рядом стелу в память воинов Батыя, от тех, кто сторонник идей Л.Гумилева и евразийства? :x

Позднее, он еще уточнял относительно одного предания. "Вымываемый рекой Сить дуб неизвестен в народе под именем "Батыева дерева". Прямо сказал.... не было никакой легенды о "Батыевых деревьях" в 19 веке, зато она уже появляется в краеведческих творениях 20-21 веков".
Понятно, кто круче сочинит.... :D
Последний раз редактировалось Андер 11 май 2021, 12:44, всего редактировалось 2 раз(а).
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 13 май 2021, 09:13

Но и церковные источники 19 века тоже не отставали в сочинительстве....Из "Тверских епархиальных ведомостей".

"Между тем великий князь разбил свой стан на берегах Сити, близ села Божни (ныне Боженки) окружил себя окопами и валами и ожидал врагов. Скоро великому князю было донесено, что татары обошли русских, что Бурундай идет с одной стороны от Бежецкого Верху, а Батый с бесчисленными полчищами от Ярославля".

Во как ! Батый оказывается теперь в Ярославле был, а как же Кой? А Бурундай снова в Бежецке, на карту хотя бы посмотрели. И опять валы и окопы.... в лютый мороз-то, а окопы зачем ? Из винтовок Мосина отстреливаться? А потом на основе этих измышлений, когда авторы явно не в теме, потом рождаются новые и новые....Хотя Ярославль понятно откуда взялся - из некоторых церковных текстов 17 века, но там он упоминается в совершенно другом контексте.

Интересно, что местные священники из Боженок и Могилиц более трезво смотрели на все эти вещи, в отличие от губернских коллег. Просто фиксировали легенды своих прихожан, какие-то местные слухи.... которые, как уже говорилось, выше очень сильно отличались от версий того же М. Погодина, иногда с прямо противоположным смыслом.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 18 май 2021, 14:44

Попались на глаза еще несколько краеведческих статей о Ситской битве, один автор даже из Удомли.

Пересказывать не буду, т.к. все об одном и том же - Батый, Божонка, Кой...курганы-могилы... и прочее, и все на "народных преданиях".... якобы это по цепочке от поколения к поколению передавалось, и "попа Вахрамея" из книги В. Яна не забыли......Ну-ну.... :D

Вообще, это интересно насколько народные предания не соответствуют исторической действительности... причем это касается не только древнерусской истории, а и других стран, казалось с городской цивилизацией и письменной историей....

Например, известная "Шах-наме" Фирдоуси, который собирал народные предания и записал персидский эпос, дает совершенно легендарную историю первых династий , вводит мифические фигуры (Джамшид, Захак и др.), а Ахеменидов как будто и не было, более-менее историчность проявляется только касательно Сасанидов.

Если вспомнить историю пирамид, тоже поток фэнтези до возникновения египтологии как науки. Например, христиане рассказывали о них как о "житницах Иосифа", арабы помимо этого добавляли еще истории о джинах, "царе Суриде" и прочее, в стиле "Тысяча и одна ночь".

А уж , как викинги свою историю описывали в таких сагах, и преданиях , что диву даешься. Чего стоят только больше десятка "конунгов Гардарики" (Руси).

Но обычно, специалисты очень осторожно относятся к этими мифами, т.к. понимают , что большинство их к реальным событиям не имеют никакого отношения. А уж в допетровских русских исторических сборниках чего только нет... Особенно некоторые легенды об основании Москвы... мало кто читал :shock: ... это вам не Юрий Долгорукий заложил град Москов, т.е. построил крепость на холме - град это и есть крепостица, а само место было обитаемо еще до этого Кучково, Кучков - даже в берестяных грамотах упоминается. Там такие сюжеты, что ведущие РенТВ нервно курят в сторонке. В сборнике времен Алексея Михайловича.
«В лето 6714 (1206) (...) поеха Князь Великий Данило изыскивати места, где ему создати град престольный к Великому Княженью своему, и взя с собою некоего Гречина, именем Василия, мудра зело, и ведающа, чему и впредь быти; и въехав с ним во остров темен, непроходим зело, в нем же бе болото велико и топко, и посреде того острова узре Князь Великий Данило зверя превелика треглава и красна зело... и сказа ему Василий Гречин: Великий княже! на сем месте созиждется град велик, и распространится царствие треугольное, и в нем умножатся различных Орд люди... ..". Что будем теперь историю пересматривать искать князя Даниила - как основателя Москвы или зверя из болота?
Про Юрия Всеволодовича тоже всего насочиняли.... и Китеж основал и прочее и прочее, и туда Батый до него добрался , по "Батыевой тропе" . Сюжет всем известен, оперу Римского-Корсакова все знают, только опять легенды - не более... Местные краеведы г. Семенова Нижегородской губернии, вроде бы уже не ищут "руин" в озере Светлояр.

Вообще интересная тема, интерпретация на легендарном уровне. Мифы о Божонке как раз представляют собой локальный вариант такого явления - мифологизация истории в народном сознании. Чего только не рассказывали там о княжестве Мещерском, а реально это был Мещерский стан, некий князь Мещерский , это были реальные владельцы тамошних земель, уже противостоит литовцам, иногда заменяя в преданиях Юрия и татар. А о самом Юрии тоже не имели четкого представления, в церкви, о чем писал еще и Димитрий Самбикин, его называли Черниговским почему-то. "Между жителями с. Боженки сохранилось и доселе воспоминание о князе Егорие, (но каком?) – сведения неточные. Некоторые предполагают, что он был черниговский князь и, по словам г. Гацисского, на воротах церковной ограды он видел изображение Великого князя Георгия Всеволодовича с надписью «Черниговский".


Причем оригинальные записи могут в корне отличаться уже от позднейших. По мере возникновения популярной литературы уже домысливают, развивают "ход событий" и получается "предание 13 века", как говорится автор жив и расскажет еще несколько преданий этого времени. :D Потом это "обрабатывается" некоторыми краеведами, которые не работают ни с научными документами, ни с материалом археологических раскопок и отчетами Института археологии. В результате имеем кучу сомнительного содержания статей ... как проходила Ситская битва. Пришли к тому, что писать историю Ситской битвы надо с чистого листа, за основу брать статьи Комарова и работы профессиональных историков и археологов. А от завалов "исторического мусора" и фэйков надо избавляться ..

В качестве примера привести можно исследования канд. ист. наук О. Двуреченского о "Куликовской битве", где он развенчивает мифы о Куликовом поле и прочей мифологии, которая сложилась о нем, включая и бредовые статьи "новохроноложцев" типа Фоменко и Носовского и др.
https://www.youtube.com/watch?v=FWVbw6rDCTU

https://vk.com/wall-14813293_40083
Расшифровка, частично.
"Олег Двуреченский: Прежде всего, само название "Куликовская битва" уже отчасти является мифом XVI в. Упоминания в самых ранних летописях ни о какой "Куликовской битве" не было. Донское побоище.
Уже само название для многих фальсификаторов истории было гвоздичком, на котором они раскручивали свои "реконструкции" про "кулишки" и проч".

Олег Двуреченский: Очень важный и хороший вопрос. Самые ранние письменные источники – упоминания в летописях. Рогожский летописец, Симеоновская, Софийская, Новгородская IV летописи – там довольно короткое и предельно точное описание этих сражений. Именно там указано место сражения. Если вы возьмёте более поздние источники, то, как правило, географическое место нигде не указано. Либо оно завуалировано, и мы сталкиваемся с тем самым Куликовым полем, и т.д. и т.п.

Ну точно так и про Сить
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 19 май 2021, 13:34

Вот, что из статьи о К. И. Комарове, на работы, которого обычно краеведы, пишущие о Ситской битве не ссылаются.

"Памяти Константина Ивановича Комарова
24 мая 2018 г. ушел из жизни последний представитель старшего поколения исследователей Верхневолжья, известный археолог и старейший
сотрудник Института археологии РАН Константин Иванович Комаров....
(дальше дается его фронтовая биография)
По-настоящему научной деятельностью Константин Иванович смог заняться только с 1969 г., возглавив Славянский отряд Верхневолжской
экспедиции ИА АН СССР (РАН), которой на протяжении почти 30 лет руководил известный археолог, доктор исторических наук Д. А. Крайнов.
Совместная работа и дружба с Дмитрием Александровичем многое дала для становления К. И. Комарова как научного исследователя. Начинать
пришлось с «чистого листа». Средневековая тематика впервые появилась в научной программе экспедиции, работа которой изначально была связана с изучением археологии ранних эпох. Сложился ежегодный, ставший на десятилетия привычным порядок работы с обязательным полевым
сезоном — разведками, реже раскопками. Много сил и времени было потрачено на архивные изыскания, на установление точного местонахождения и описание современного состояния ранее известных курганных могильников и селищ, некоторые из которых считались уже полностью разрушенными.
....


В последние годы Константин Иванович закономерно обратился к широким научным обобщениям. В их числе был вопрос о ходе, условиях
и обстоятельствах татаро-монгольского нашествия на Северо-Восточную Русь в 1237–1238 гг. Казалось бы, это крупнейшее в древнерусской истории
событие изучено практически досконально. Однако К. И. Комарову удалось найти новые подходы, аргументировано опровергнуть некоторые ошибочные трактовки и распространенные заблуждения. В основе его исследования лежит не только глубокое знание археологических и письменных источников по истории Северо-Восточной Руси, но и непосредственное знакомство с историко-географическим регионом, топографическими реалиями таких значимых территорий как, например, местность битвы на р. Сить в 1238 г. Здесь Константин Иванович в полной мере использовал свои знания и опыт не только кабинетного ученого, но и полевого археолога.

К.И. Комаров обошел практически всю Сить пешком за эти годы...Нескольких последних работах он специально уделил внимание развенчиванию "краеведческим мифам", с которыми пришлось столкнуться и в Некоузском и Брейтовском районе, не говоря уже о Сонковском.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Крючков » 19 май 2021, 19:28

Понимаю, почему слово "краевед" стало уже почти ругательным для многих учёных - историков... Потому что слишком часто авторы-"краеведы" недостаток знаний компенсируют богатством фантазии... У учёных-историков этого, наверное, почти не случается?
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 21 май 2021, 10:12

Конечно, это же не в полевых условиях работать... в поисках городищ и артефактов.. В архивах Института Археологии и других сидеть ... и т.д. Просто взял Яна или других 19 века, полистал.... и сочинил... готовая версия... или на основе "народного предания" , хотя как видно выше, разнобой в народных легендах там полный... особенно про сопку в Божонках - или Батый "на ней сидел , обозревал битву...а потом татар своих там хоронил".... или воины погибшие погребены .... в таком случае точно надо два памятника для "консенсуса" .... помимо креста еще камень или что у них там "бурхан" какой-нибудь в память монголов. Это для сторонников евразийства и Льва Гумилева и теорий о "симбиозе" Руси и Орды.. :roll:
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 22 май 2021, 22:15

Подборка из В. Яна относительно "деталей" :D Ситской битвы, которых в летописях не найти, но именно они берутся за основу во многих краеведческих любительских публикациях. :D


"Где же ты думаешь собирать войско? – Где-нибудь в Галиче, Весьегонске, на Белом озере."

"Тогда вот где можно скопить силу: на реке Мологе! Там стоят леса непроходимые, один Шервинский лес чего стоит!"

Почти Шервудский лес (Робин Гуд и компания) :P , вместо Шернского леса около городка Шерна (сейчас Щелковский район Московской области), и Весьегонск оказывается рядом, и уже существует как город с екатерининским названием! Надо же, а новгородцы и не знали это, в докончаниях все писали до 15 века - волость Егна. Что касается Шернского (Шеренского) леса, куда вели Василька Ростовского, то здесь тоже более-менее ясно. Бурундай шел к "точке Х", где было намечено соединение всех сил монголов для отхода в степь. Ему смысла не было идти в Торжок, тем более осада уже к тому времени закончилась, на Новгород не пошли, а повернули на юг. Туда и повернул Бурундай, который выполнил задачу - разгромил остатки войска Юрия Всеволодовича, его убил, и с трофеями и полоном шел на соединение с Батыем. Потом была эпопея осады Козельска. Строго говоря, считать битву на реке Сить ключевым моментом нельзя, как это преподносится во многих краеведческих работах, :roll: Это была одна из "военных операций" в общей стратегии монголов зимой 1238 г. Основные силы были, конечно у Батыя под Торжком, и вряд ли итог операции Бурундая повлиял на решение Батыя идти на Новгород, тем более даже источники говорят, что для монголов на Сити окончилось все очень успешно.

"Из Ростова помчались гонцы. Они везли письма великого князя Георгия Всеволодовича и князя Василька Константиновича князьям, воеводам и волостелям и в Новгород, и в Псков, и в Полоцк, и в волжские города Судиславль, Ярославль, Кострому и дальше – в Галич и на Белое озеро. Они призывали ратников в боевой стан близ Красного Холма, где русские люди будут собираться в единую большую рать".

Правда ни города "Красный холм", ни "Судиславля" тогда в природе не существовало. Это село, получившее статус города только в 19 веке, тоже спор местных краеведов, и тоже всего понаписали, но есть и очень серьезные работы, которые напрочь отметают тамошние мифы. А вот стан у Красного Холма это здорово, наверно в параллельной реальности. Однако это не смущает, приходилось читать статьи и про Красный Холм и его "место" в Ситской битве. Хотя даже Погодин отмечал, что в этом заштатном уездном городке никто в курсе не был, когда проездом расспрашивал о битве. Не знали ничегошеньки!!!

Со всех сторон к Красному Холму потянулись воины. Некоторые были на конях, в кольчугах, с мечами и копьями. Другие – их было большинство – шли пешие, в зипунах и полушубках, с одними рогатинами и топорами.

Книга была написана в 1942 г., как раз тогда активно демонстрировался фильм "Александр Невский". Теперь понятно откуда В. Ян брал многие образы - " поднялась дубина народной войны", это из Толстого, а в фильме князь Александр - "мужиков подымем" , ну и дальше сцена как с рогатинами и кольями идут против немца. Сцена хорошая, хотя исторически полный нонсенс :D

Великий князь Георгий Всеволодович, пробыв недолго в Ростове, поскакал в Углич, спустился по Волге до Мышкина и оттуда, лесными дорогами, проехал на реку Сить, недалеко от ее впадения в Мологу. Там, в деревне Боженки, князь остановился у попа, отца Вахрамея. Отец Вахрамей объяснил, что к погосту Боженки с запада ведет только одна дорога из Бежецка, а с востока можно проехать лишь зимой, по рекам Мологе и Сити.

Ох уж этот вездесущий отец Вахрамей, ему тоже надо памятник поставить в Божонке. :lol: А вот маршрут у князя Юрия Всеволодовича странный в изложении В. Яна. Как известно, он ушел на Ярославль, а оттуда по Мологе и на средней Сити встал. :D

На призыв первыми отозвались ближайшие к стану князья Сицкие. Они стали присылать дружинников и обозы с сеном, мукой и соленой рыбой.
Добровольные ратники прибывали отвсюду, и в одиночку, и десятками. Всем им князь Георгий указывал работу: одни копали низкие землянки, другие свозили лесины, пни, сухостой и складывали из них длинные засеки.

Какие князья Сицкие в 13 веке? Княжество Сицкое выделилось после распада на уделы княжества Ярославского, отколовшись от Моложского в 1408 г.


А вот и пресловутые "землянки " , которые копали в промерзлой земле :P ...и "засеки" - источник В. Ян. Понятно, откуда в некоторых работах такие "уникальные сведения", а главное ссылку ведь на литературный источник как-то странно давать, поэтому просто написали и все.


"После разгрома Владимира-Суздальского татарское войско двинулось на северо-запад тремя потоками. Один отряд под начальством темника Бурундая шел на Суздаль, Юрьев, Переяславль, Скнятин и Кашин. Отсюда татары направились на Бежецк и Красный Холм".

Ну понятно, на карте Тверской губернии они же были, и названия наверное с 13 века сохранили. :roll:


"В начале марта Бату-хан стоял в лесном поселке Кой, где нашел много сена, заготовленного к весеннему сплаву. Темник Бурундай расположился в Бежецке. Оба уже знали, что где-то невдалеке, среди дремучих лесов, собираются воинские силы великого коназа Гюрга".

Ага и Кой, и Бежецк почти рядом, просто так в 13 веке наверное полчаса езды было на снегоходах, конечно....А может быть Коем Торжок назывался тогда? Ведь все летописи говорят, что Батый его осаждал с 21 февраля по 5 марта. Вот простор для "фоменковщины", Кой это Торжок, а потом "романовские историки" все переврали. :mrgreen:

"Предстояло сделать разведку, проникнуть в глубину еще не покоренных урусутских округов и разыскать главный лагерь коназа Гюрга. Бату-хан в Кое и темник Бурундай в Бежецке ожидали известий от Тюляб-Биргена"."Руководивший битвой темник Бурундай находился на высоком холме, заросшем соснами, куда поднялся Хаджи Рахим".

Наверное на сопке стоял, которая в Боженках. Надо посоветовать также отметить памятным знаком - здесь стоял Бурундай :lol:

И еще....
В марте 2018 года в Сонково была проведена межрегиональная краеведческая конференция «Ситская битва: эхо ратного подвига», организаторами выступили администрация Сонковского района и местный краеведческий центр «Истоки». Ее широко анонсировали. Принимали участие и историки из Ярославля, из Москвы, из Твери. Среди участников - доктор исторических наук, профессор Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Марасанова В. М.; доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Аверьянов К. А.; кандидат исторических наук, доцент Тверского государственного университета Богданов С. В. Выступали и местные краеведы...

Конференция прошла, но вот материалов по ней никаких. Или не издавались или что? Мне интересно, как ученые-историки оценили исследования по Ситской битве в настоящее время.... Может быть в этом причина, 8-) что сборник до сих пор еще не опубликован, хотя я могу ошибаться.
P.S. Как удалось выяснить... Сборник так и не был опубликован.... Причины понятны.... :teasing-tease:
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 09 июн 2021, 22:43

Народная этимология продолжает удивлять. Нашел в одном издании начала ХХ века. "Село Алабузино, село Узмень и деревня Мурзиха напоминают нашествие татар и разорение города Бежецка в 1237 году , именно наложение уз на скрывающихся в сем бывшем лесном и болотном водами окруженном месте, празднование победы языческим богам, стоянка главнокомандующего войском и перемена или перековка пленных и узников."

Т.е. Узмень "узники" ,... но такое уже было "Некоуз" некого "узить", типа не осталось пленных. Хотя , Узмень очень древний славянский топоним и гидроним, еще конечно домонгольский. Это узкое место - протока между двумя озерами и плесами. В одной только Тверской области как минимум два таких названия есть. Да еще и легендарная Узмень на Чудском озере, где было Ледовое побоище. Но и там "народная этимология" дает свою интерпретацию. Из прежней Узмени переделали в Изменку, это еще раз к вопросу, что надо сначала найти оригинальное название селения, реки, озера, и потом делать выводы, а не строить свои "гипотезы" на основании статистических отчетов 19 века. Вот и с Узменью так получилось, тем более там рядом оказалось деревня Любовка. Вот и сочинили легенду:

Любовка" и "Изменка"
"С давних пор две деревни, расположенные по­одаль одна от другой на берегах Псковско-Чудского озера, народ называл (да и теперь именует): од­ну — «Любовкой», а другую — «Изменкой». ... Это было в те времена, когда ливонские рыца­ри совершали частые набеги на землю Псковскую. Вел в «зажитье» свою дружину храбрую молодой псковский князь, чтобы покарать разбойников за насилия, грабежи, за кровь русскую. Стоял лютый январь. Спустилась ночь, разбу­шевалась снежная пурга. Заблудился князь, отстал от своих друзей-воинов. Долго блуждал он по оврагам и сугробам, по­ка не набрел по огоньку на деревушку, стоящую на крутом берегу озера. Здесь он, изнемогший, нашел приют, и голубо­окая девушка не покидала князя, пока не вызволи­ла его из цепких когтей смертной болезни.Долго дружина искала своего князя и, наконец, нашла его бодрым и здоровым. Тепло попрощался князь с любезной девушкой и направился со своей дружиной в путь. Долго смотрела девушка вслед князю и только когда последний воин из дружины скрылся за оврагом, с грустью в сердце вернулась домой. Днями и ноча­ми тосковала девушка по князю и часто с любовью произносила его имя, а свою деревню ласково наз­вала «Любовкой». Тянулись дни и недели ожидания. С тревогой ждала девушка весточки о любимом князе. Наконец, дошла весть до девушки, что князь здоров и с победой вернулся в свой родной город. За ней — другая молва: князь в последнем перехо­де задержался в соседней деревушке, на берегу то­го же озера, на Узмени. Не могло сердце девушки простить князю, что он в своем победном походе не навестил ее, позабыл, изменил любви к простой крестьянке. Шли годы. Как и прежде, называла она свое се­ление ласковым именем «Любовка», но к этому слову, как туча к ясному солнечному дню, присое­динилось другое — тяжелое и мрачное — «Изменка».Так и до сего времени на берегу озера стоят се­ления, именуемые «Любовкой» и «Изменкой».

Кто не понял, это вот такая "интерпретация" некоторых эпизодов из жития св. Александра Невского. :D

А "моление языческим богам" к Божонке относилось вроде бы... Да, еще и кричали Ала буза! Вот и Алабузино!
И всем командовал Мурза получается...Вот , ведь придумают же... :D

Хотя.., здесь не совсем понятно. В некоторых ранних источниках указывается, что деревня носила название Мерезино, но Мурзиха возможно связано с пожалованием некоторых деревень ордынцам, переходившим на службу в Московское государства. Таких тюркизмов много по всем областям, большинство связано с фамилиями владельцев. Например, Баскаки , Баскаково и так далее... Однако и есть "вторичная тюркизация", когда славянское название переделывали в "татарское". Например, нынешнее Баскаково в Рамешковском районе, очевидно раньше носило название Басково
(будет смеяться, таки, но фамилия Баскова от этого же :lol:, от древнерусского слова "баский", оно и сейчас сохранилось в диалектах - пригожий, резвый и т.д. Скорее всего, по имени владельца, фамилия "Басков" встречается среди синодика опальных Грозного.).
Возможно также и с Мурзихой произошло.

Но в данном случае, все это опять имеет прямое отношение к "народным легендам" о Ситской битве, территория, которой все расширялась и расширялась,прямо "Ситский фронт" какой-то образовался, от Сити до Верестова и до Медведицы, там тоже фиксируются поздние легенды и попытки связать местные названия с Батыевым нашествием.
Последний раз редактировалось Андер 10 июн 2021, 10:05, всего редактировалось 1 раз.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Сообщение Алексей Крючков » 09 июн 2021, 23:33

Можно ещё этим фантазёрам идеи подкинуть:
"Алабузино" - бузили с криками "Алла!"
Мурзиха - жена татарского мурзы тут жила или владела землёй.
:-)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 10 июн 2021, 10:17

Да, можно напомнить еще и про Любодицы. Типа татары там стояли, а русские на другом берегу Мологи и "любовались", отсюда якобы Любодицы. Фантазия у людей работала. Так и представляю, посмотрели-посмотрели монголы-татары, подумали... ну их ... странные они какие-то, стоят "любуются"... не будем с ними сражаться... кто их знает...что ждать... вот так и не перешли монголы Мологу. :D Эту версию, кстати, Л. Н. Гумилев еще высмеял. :lol:
Или рядом народное предание о Лютницах, зафиксировано в конце 19 века. Легенда еще интересней... Заблудился князь какой-то на охоте, сел под дерево и стал играть на лютне, так только и нашли. Отсюда типа Лютницы... Представляю,идут крестьяне , вдруг видят мужик какой-то под деревом играет, бренчит, тренькает во всю... на лютне (правда в те времена ни о какой лютне понятия не имели, особенно название.., про "местных князей" отдельный разговор, ну ладно... :)
Правда непонятно, в каком лесу "князь" заблудился, там леса наверное уж лет 500 никакого нет, это Присецкая волость, рядом с селом Присеки - название уже за себя говорит.

Дальше такой диалог должен быть: "Ты кто? Князь местный! А че бренчишь? Заблудился. А, ну пошли... , тогда выведем. Погодите мужики минуту", затем князь встает, принимает картинную позу и провозглашает: "Повелеваю, место сие назвать Лютницами, а лютню я вам мужики дарю. ... ". :P Целый сюжет для краеведческой "исторической повести" можно сочинить. :P



А вот еще несколько примеров "народной этимологии", судя по ним "Сицкий фронт" с веками все более "расширялся" до Краснохолмского и Весьегонского районов.

Краснохолмский район
"д. Малое Рагозино (местечко Типня), раньше оно называлось «Тяпня». ... По преданию здесь сторожевые отряды русских воинов «тяпались» с татарами. Оно располагалось недалеко от села Божонка".
"Село Рачево и его окрестности». Связана легенда с некогда крупным поселением Крюково. Само название деревни якобы имеет отношение к тем историческим событиям XIII века.Легенда гласит, что в этом месте монголам пришлось деревню обойти стороной (делать крюк). Возможно, причиной этому послужило сопротивление населения, возможно топь, где по народной легенде утонул конь предводителя по кличке Кирсан, в честь которого данное место названо Кирсанов ручей."

"Село Тухани возникло в давние времена. В документах 18 века называется «Тухань». Очевидно, это славянское «ту» - там и татарское «хан». Первоначальная форма названия села видоизменилась в Тухань, а позднее в Тухани"
Без комментариев, но на сайте Весьегонской библиотеки.... :lol:
"С этим названием связано памятное для России событие – времена татарщины. Известно, что в 1238 году наводнена была их ордами вся Тверская губерния. Тверская губерния была ареной военных действий довольно продолжительное время. И возможно, что село Тухани было местом пребывания грозного хана. Что наша местность видела ужасы татарского погрома, об этом можно убедиться на следующем. Одна из деревень соседнего прихода Любегощи носит название Батеевка. Возможно, первоначальное название Батыевка. В 25 верстах от Туханей - село Баскаки. Татарское слово «баскак» означает посланник. Названия пустошей «Терпигорево», «Пленница"..."Многие болели и умирали, а иные и сами лишали себя жизни, не желая уходить в полон..... За селом Любегощи есть ещё одно местечко - Косодавль (косые давили). Здесь татары казнили непокорных, давя их брёвнами". Такое название по имени владельцев Косодавлевы, Козодавлевы... а в "народных преданиях" - вариант битвы на Калке.... вероятно опять же из В. Яна.

Продолжать можно... долго. :lol:
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 26 июн 2021, 21:54

"Ситский фронт" продолжает расширяться..... до Молоковского района....

С официального сайта. и Википедии.
Гостерачки

Гостерачки расположены на правом берегу Могочи в полукилометре от нее. Около деревни находится курган-сопка. На противоположном берегу у д. Бор-Шалаев такой же курган. У д. Большое Рашино ещё 10 курганов. Среди местных жителей бытует предание, что в этих местах произошло сражение русской рати с отрядами хана Батыя и что курганы - могилы татар. На возможность сражения указывает название: Гостирачки ( именно такое написание в «Списке населённых мест Тверской губернии 1859г.), т.е. «кости ратские». Подтверждением того, что татары здесь были, служит факт, что Большое Рашино было основано татарами.

О как! Татары у нас села основывали .... а вот какие интересно...? Монголы кочевники были , союзные им тюрки тоже вроде бы деревень не строили... откуда такие сведения....? И как всегда "народная этимология" в полной красе... "Кости ратские".... :shock:


Хотя название села вполне понятно, это опять типичный посессив, которых так много в новгородских землях. Основа - древнее имя Гостирад , а оригинальное название деревни - Гостирача (Гостираща).

А про "кости ратские" еще Плетнев пояснял откуда такая версия. "Об этомъ кургане со сведений причта погоста Козьей Бородки , в которых деревня названа Костирачки и пояснено : кости ратския , а также приведено предание , что с этого кургана неприятель рашился ( ? )". Относительно слова "рашился" он был в явном недоумении, т.е. уровень знаний тамошнего духовенства был весьма и весьма...И как всегда традиционно - курган (словенская сопка) - Батый , татары....
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 13 авг 2021, 00:36

Еще один пример, как далеко может уйти фантазия и доверие к "народным преданиям" и мутным источникам. Только недавно говорил, что "церковные летописи", которые являлись обязаловкой во второй половине 19 в. Был указ Синода от 12 октября 1866 г. о заведении церковных летописей, который был вызван инициативой епископа Оренбургского и Уральского Варлаама (Денисова). Разработанный епископом Оренбургским Варлаамом план церковно-приходской летописи послужил образцом для программ церковных летописей, принятых епархиальными духовными консисториями. В принципе очень правильная инициатива.... Но.... По большому счету эти летописи за редким исключением принесли больше проблем. Как их только не склоняли профессиональные историки церкви, и были в целом правы. Уже говорилось, что их составители на местах зачастую были люди "непрофессиональные" записывали туда , что могли... ну и понаписали... А некоторые современные краеведы заслышав слово "летопись" сразу представляют "преданья старины глубокой". И делают на них ссылки как на авторитетные источники...

Так что же говорит такая летопись церкви села Кой? Еще одна интересная "деталь" Ситской битвы.


"По летописным сказаниям и скудным документам архива Койской церкви, должно предполагать, что это село когда-то было свидетелем великих грозных набегов татарской орды на Русскую землю (XIII в.). Летописное предание и наименование села производить от имени или прозвища одного из сподвижников Батыя, которого Батый, после поражения великого князя Георгия на р. Сити, оставил с отрядом войска, чтобы удержать за собою и охранять от набегов завоеванные области. Этот военачальник привлекаемый красивым местоположением села и удобствами стоянки и условиями пребывания большого количества людей и животных, будто бы и поселился в означенном селе, положив и основание села со своим именем".

О как! Название селу дали в честь "главы оккупационной администрации". :D Кой Батыевич - основатель! :clap: Точно надо доской мемориальной отметить! Ну как же "церковная летопись" об этом пишет..., а она ошибаться не может... :naughty:

Ну , это новое слово... Срочно в сборники по истории битвы .. :D Такого еще не было...
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 28 дек 2021, 12:39

Опять о "сицком фронте". В конце 19 века некоторые весьегонские краеведы писали:

"В Батеевке (Батыевке) около Любегощей, по преданию, был сам хан Батый. До Устюжны тата­ры не дошли, т. к. устюженские кузнецы изго­товили массу трехугольных гвоздей и наброса­ли по дороге в лесу, — конница вся захромала. В Устюженском соборе была летопись о татарах".

Еще раз показывает, как часто события Смуты путались с более древней историей. Конечно, никакого Батыя там не было и Устюжны возможно как таковой еще тоже. Хотя последнее надо уточнять, поселение конечно было, но вряд ли город...

Современные тамошние краеведы, более объективны.

Батеевка – деревня Любегощинского сельского поселения, в 2 км к северо-западу от села Любегощи. Название произошло от мужского личного имени (прозвища) Батя (Батей), из батя — «отец», «уважаемый, мудрый старик».

Однако можно предположить, что название деревни по имени владельцев.
«Бахтеевка тож» как написано в одном из документов, может быть от Бахтеевых, Бехтеевых. Был такой дворянский род. Еще деревня называлась как "Батеиха". А может и по некалендарному имени Бахтей, Бахтеевы: Бахтей, крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий и Григорий Ивановичи Бахтеевы.

Но точно Батыя там не было.



Первое упоминание связано с трагическими событиями нач. XVII в. и содержится в «Сказании о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую».
Конечно, и "трехугольные гвозди" это так называемый "чеснок".


"Чеснок (рогульки железные, помётные или подмётные каракули, триболы, триволы) — военное заграждение. Состоит из нескольких соединённых звездообразно острых стальных штырей, направленных в разные стороны. Если его бросить на землю, то один шип всегда будет направлен вверх, а остальные составят опору. В основном, у самого распространённого типа, концы четырёх штырей соответствовали вершинам правильного тетраэдра. Заграждение из множества разбросанного чеснока было эффективно против конницы, применялось также против пехоты".


Активно использовался в Смутное время, в музее Троице-Сергиевой Лавры можно раньше было видеть экземпляры "чеснока".

Еще раз подтверждается, где рассказы местных о татарах, скорее всего были какие-то военные действия во времена Смуты.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Re: О битве на реке Сить

Сообщение Андер » 08 июл 2022, 15:04

Нравится мне все же "народная этимология", а также "сводки с Ситского фронта" и "свидетельства очевидцев", которые не прекращают публиковать. :D :D :D

Один из примеров - публикация на сайте Весьегонской библиотеки.

"История названия деревни Косодавль
В средние века Тверская земля не раз опустошалась нашествиями многочисленных врагов. Наиболее сильному разорению наши края подверглись во время татаро-монгольского нашествия.
Из поколения в поколение передавались предания о зверствах татар.
Предлагаем вашему вниманию одно из таких преданий, записанное некогда ученицей Горской школы С.Рождественской во время сбора фольклора под руководством А.А.Виноградова:
"Вот что рассказала мне бабушка о деревне Косодавль Любегощской волости. Во время татарского ига татары напали на жителей того места, где теперь стоит деревня Косодавль. Эти варвары тогда упивались русской кровью, но всё не могли напиться. Каких, каких казней, мук не перенёс тогда русский народ! Но татарам всё ещё было мало крови, и вот они выдумали новую мучительную казнь, которой и подвергались все пленные.
Мучители брали два бревна, клали их на землю на небольшом расстоянии друг от друга, затем клали человека поперёк брёвен так, чтобы тело как раз приходилось над промежутком, потом на него наваливали третье бревно и с гамом, с гиком татары бросались на бревно. Под этой живой кучей мучительно умирал пленник.
Эту казнь в то время называли косой. Отсюда произошло название - Косодавль".

Источник:
Н.Романов Б.Купцов О чём рассказывают географические названия//Ленинский завет. - 1979. - № 87. - С. 3.



Просто жесть.... особенно про прыжки с гиком и гамом на бревне. И что эту "казнь называли косой". Т.е. татары не "косые", а просто упивались русской кровью. :shock: :lol: :o

Эх, знали были дворяне Косодавлевы (Козодавлевы), которые были старинными вотчинниками в Бежецком Верхе, что про их деревню рассказывать будут. :D



Вот нормальная справка по этой деревне, опять же на сайте Весьегонской библиотеки.



"Деревня Косодавль расположена в 8 километрах к юго–востоку от деревни Ёгна.

Искажённое название от двухосновного мужского личного имени (прозвища) Козодав, от основ со значением «коза» и «давить» - по занятию или ироничное. Во многих источниках XVII-XVIIIименуется Козодавлем. (прим. - не совсем точно от дворянской фамилии).



Располагается на левом берегу реки Рени, в 1 километре от дороги Весьегонск – Любегощи (Сандово). Северо-восточная подошва Карамышевской морёной гряды с высотами до 130 метров. Почвы песчаные. В 0,5 километрах к юго-востоку торфяное болото Беленький Мошок с запасами торфа 57000 кубических метра.

Историческая судьба деревни аналогична судьбам деревни Гора и других селений, бывших в вотчине Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.


Во второй половине XIX-начале XXвеков многие крестьяне вынуждены искать дополнительный заработок вдали от родных мест – работали возчиками дров в Череповецком уезде, батрачили в Рыбинском уезде.

До 1918 года относилась к Фёдорковскому (Никола-Ренскому) приходу. В XIX- начале XXвеков деревянная часовня Живоносящего источника. Особо почитаемые православные праздники: явление Тихвинской иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» - 17 сентября; Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября; Святителя Николая Чудотворца – 19 декабря".

Источник: Ларин Г. А. Весьегония: словарь-справочник/Г. А. Ларин. – Москва: ИД «Ключ-С», 2010. – 450 с.
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в Бежецкий и Сонковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron