Попались на глаза еще несколько краеведческих статей о Ситской битве, один автор даже из Удомли.
Пересказывать не буду, т.к. все об одном и том же - Батый, Божонка, Кой...курганы-могилы... и прочее, и все на "народных преданиях".... якобы это по цепочке от поколения к поколению передавалось, и "попа Вахрамея" из книги В. Яна не забыли......Ну-ну....
Вообще, это интересно насколько народные предания не соответствуют исторической действительности... причем это касается не только древнерусской истории, а и других стран, казалось с городской цивилизацией и письменной историей....
Например, известная "Шах-наме" Фирдоуси, который собирал народные предания и записал персидский эпос, дает совершенно легендарную историю первых династий , вводит мифические фигуры (Джамшид, Захак и др.), а Ахеменидов как будто и не было, более-менее историчность проявляется только касательно Сасанидов.
Если вспомнить историю пирамид, тоже поток фэнтези до возникновения египтологии как науки. Например, христиане рассказывали о них как о "житницах Иосифа", арабы помимо этого добавляли еще истории о джинах, "царе Суриде" и прочее, в стиле "Тысяча и одна ночь".
А уж , как викинги свою историю описывали в таких сагах, и преданиях , что диву даешься. Чего стоят только больше десятка "конунгов Гардарики" (Руси).
Но обычно, специалисты очень осторожно относятся к этими мифами, т.к. понимают , что большинство их к реальным событиям не имеют никакого отношения. А уж в допетровских русских исторических сборниках чего только нет... Особенно некоторые легенды об основании Москвы... мало кто читал

... это вам не Юрий Долгорукий заложил град Москов, т.е. построил крепость на холме - град это и есть крепостица, а само место было обитаемо еще до этого Кучково, Кучков - даже в берестяных грамотах упоминается. Там такие сюжеты, что ведущие РенТВ нервно курят в сторонке. В сборнике времен Алексея Михайловича.
«В лето 6714 (1206) (...) поеха Князь Великий Данило изыскивати места, где ему создати град престольный к Великому Княженью своему, и взя с собою некоего Гречина, именем Василия, мудра зело, и ведающа, чему и впредь быти; и въехав с ним во остров темен, непроходим зело, в нем же бе болото велико и топко, и посреде того острова узре Князь Великий Данило зверя превелика треглава и красна зело... и сказа ему Василий Гречин: Великий княже! на сем месте созиждется град велик, и распространится царствие треугольное, и в нем умножатся различных Орд люди... ..". Что будем теперь историю пересматривать искать князя Даниила - как основателя Москвы или зверя из болота?
Про Юрия Всеволодовича тоже всего насочиняли.... и Китеж основал и прочее и прочее, и туда Батый до него добрался , по "Батыевой тропе" . Сюжет всем известен, оперу Римского-Корсакова все знают, только опять легенды - не более... Местные краеведы г. Семенова Нижегородской губернии, вроде бы уже не ищут "руин" в озере Светлояр.
Вообще интересная тема, интерпретация на легендарном уровне. Мифы о Божонке как раз представляют собой локальный вариант такого явления - мифологизация истории в народном сознании. Чего только не рассказывали там о княжестве Мещерском, а реально это был Мещерский стан, некий князь Мещерский , это были реальные владельцы тамошних земель, уже противостоит литовцам, иногда заменяя в преданиях Юрия и татар. А о самом Юрии тоже не имели четкого представления, в церкви, о чем писал еще и Димитрий Самбикин, его называли Черниговским почему-то. "Между жителями с. Боженки сохранилось и доселе воспоминание о князе Егорие, (но каком?) – сведения неточные. Некоторые предполагают, что он был черниговский князь и, по словам г. Гацисского, на воротах церковной ограды он видел изображение Великого князя Георгия Всеволодовича с надписью «Черниговский".
Причем оригинальные записи могут в корне отличаться уже от позднейших. По мере возникновения популярной литературы уже домысливают, развивают "ход событий" и получается "предание 13 века", как говорится автор жив и расскажет еще несколько преданий этого времени.

Потом это "обрабатывается" некоторыми краеведами, которые не работают ни с научными документами, ни с материалом археологических раскопок и отчетами Института археологии. В результате имеем кучу сомнительного содержания статей ... как проходила Ситская битва. Пришли к тому, что писать историю Ситской битвы надо с чистого листа, за основу брать статьи Комарова и работы профессиональных историков и археологов. А от завалов "исторического мусора" и фэйков надо избавляться ..
В качестве примера привести можно исследования канд. ист. наук О. Двуреченского о "Куликовской битве", где он развенчивает мифы о Куликовом поле и прочей мифологии, которая сложилась о нем, включая и бредовые статьи "новохроноложцев" типа Фоменко и Носовского и др.
https://www.youtube.com/watch?v=FWVbw6rDCTUhttps://vk.com/wall-14813293_40083 Расшифровка, частично.
"Олег Двуреченский: Прежде всего, само название "Куликовская битва" уже отчасти является мифом XVI в. Упоминания в самых ранних летописях ни о какой "Куликовской битве" не было. Донское побоище.
Уже само название для многих фальсификаторов истории было гвоздичком, на котором они раскручивали свои "реконструкции" про "кулишки" и проч".
Олег Двуреченский: Очень важный и хороший вопрос. Самые ранние письменные источники – упоминания в летописях. Рогожский летописец, Симеоновская, Софийская, Новгородская IV летописи – там довольно короткое и предельно точное описание этих сражений. Именно там указано место сражения. Если вы возьмёте более поздние источники, то, как правило, географическое место нигде не указано. Либо оно завуалировано, и мы сталкиваемся с тем самым Куликовым полем, и т.д. и т.п.
Ну точно так и про Сить