Александр Гацисский , занимавшийся вплотную историей Ситской битвы в конце 19 века, представил интересные факты. Он пишет, что "летописных свидетельств о битве 1238 года в окрестностях Боженки и о кончине великого князя Георгий Всеволодовича нет; курганные насыпи не дают в пользу такого предположения не только никаких указаний, они дают наоборот , противопоказания, заключая в себе остатки до-исторической эпохи.
Он начинает искать в "народных преданиях" и находит следующее...
"Для большей наглядности сгруппирую все слышанные и записанные мною в Боженке рассказы в один. Давно это было. Рос тогда непроходимый по Сити, по реке,дубовый лес. Шла туча татарская на нас – знать от Могилиц взялась, тесно ей стало идти – чаща – лес валить начала, кое-где и поджигать его – и теперь вот обожженные при мы находим на дне реки от Болотеи вверх к Боженке; а сам Батый к нам от Бежецка , сказывают, шел; шел на Могилицы, дошел до Могилиц, где теперь деревня Шолтомежь, узнал здесь, что князь Егорий у нас станом стоит и повернул назад; с нашими встретился, где теперь село Задорье и задорная здесь битва была, а потом к самой Сити подошел и тут самый горячий бой разгорелся, тут и князь Егорий, на которого с двух сторон татары напали, себе смерть нашел; под островком у Сидоровскоо ручья и теперь еще латы его князя Егория лежат, а стан великого князя был на том месте, где теперь село Боженка стоит –здесь у него божница была…".
Т.е. получается и в Боженках переносили битву в район Могилиц, куда-то подальше от собственного села. Леса валили - оказывается татары, а не русские, как любят утверждать некоторые тамошние краеведы.
Получается, что "батыевы деревья" , которые якобы находят, это дело рук татар... когда к Юрию шли... еще более странно? Кочевники деревья валят? Хотя известно, что монголы очень не любили соваться в русские леса. А тут прямо "лесоповал" устроили.
Хотя ,конечно, пни в реках , это как раз то, что называлось "подсечно-огневое земледелие", когда лес выжигали и корчевали, обычные следы освоения славянами-земледельцами лесных пространств , наверное такое было вплоть до 15 века.
А вот и "бежецкие" истории Батый в Бежецке стоял? Просто без комментариев , т.к. противоречит всем данным, зачем-то Батыю , от Владимира крюк надо было делать в Бежецкий Верх заходить, по дороге на Торжок? Ну и пошла народная этимология - шел до меж - Шелдомежь, Задороье - задорная битва... божница - Божонка... А вот этот факт интересен, вероятно воспоминание о Боженке, как одном из локальных культовых центров, связанных с сопочными языческими могильниками. В Могилицах тоже пытались придать тамошней сопке культовое значение, строили часовню и прочее... Интересно, что многие находки сабель и прочего, местные тогда относили больше к Литовскому времени, т.е. Смуте, что действительно больше похоже на правду...
Очевидно, что современные представления в популярной литературе о Ситской битве, возникли на основе неясных местных преданий местных жителей, которым придали "литературную" обработку исследователи 19 века, побывавшие на Сити, а окончательную, "каноническую" форму это приобрело с легкой руки писателя В. Яна... которая уже и местными жителями стала восприниматься как документальное свидетельство.
Вот и на страницах районной прессы это повторяется с завидным постоянством.
http://selskaya-nov.info/articles/media ... a-secha-1/Беляков В. Злая и великая сеча. Краснохолмская газета "Сельская новь".
"Писатель Василий Ян считает, что основной удар монголо-татарами был нанесен со стороны Бежецка и Красного Холма, а также со стороны Углича. Таким образом территория боевых действий в Ситской битве увеличивается еще на два района Тверской области – Бежецкий и Краснохолмский.
По моему мнению, в Красный Холм из Бежецка татары могли попасть по Могоче, притоку реки Мологи. Реки зимой были основными транспортными артериями для конных отрядов монголотатар. Захватив и разграбив Красный Холм (в то время село с другим названием),
Вообще-то согласно археологическим данным село Спас-на-Холму датируется гораздо позднее.....]
завоеватели двинулись в сторону Божонки. Одно из военных столкновений русских с татарами могло быть у д. Малое Рагозино (местечко Типня), раньше оно называлось «Тяпня». Это было укрепленное городище. По преданию здесь сторожевые отряды русских воинов «тяпались» с татарами. Оно располагалось недалеко от села Божонка.
Опять пошла "народная этимология"...
Первым в Ситской битве с монголо-татарами был разбит отряд воеводы Дорожа. Сам он успел оповестить князя Юрия о внезапном нападении врагов: «А уж, княже, обошли суть нас около татарожи» (Троицкая летопись).
А что это за загадочные "татарожи" "рожи татарские" или как? вообще-то "татарове" если имеется в виду летописный текст, но везде в подобных работах повторяются "татарожи", в летопись недосуг глянуть..].
В Краснохолмском районе в начале 1970-х годов в колхозе «Путь к коммунизму» при вспашке почвы была найдена кольчуга русского воина. Вполне возможно, что он был убит татарами при отступлении.
О пребывании монголо-татар на территории Краснохолмского района повествует легенда, которая сохранилась в исторической памяти жителей рачевского края. Ее записали ребята из добровольческого отряда «Земляне». Местный краевед Алексей Пронин написал книгу «Село Рачево и его окрестности». Связана легенда с некогда крупным поселением Крюково. Само название деревни якобы имеет отношение к тем историческим событиям XIII века.Легенда гласит, что в этом месте монголо-татарам пришлось обойти деревню стороной (сделать крюк). Возможно причиной тому послужило сопротивление местного населения, возможно топь, где утонул конь предводителя отряда татар, в честь которого данное место названо Кирсанов ручей. Очевидно этот конный отряд татар двигался в сторону Сити по реке Себла, притоку Мологи.
Хотя и Погодин и Гацисский утверждали, что в Красном холме и вокруг нет никаких легенд, задним числом из оказывается уже целый ворох.... Вспомнили через восемь веков... Причем опять "народная этимологи" - названия владельческих деревень, по фамилии хозяев, вероятно - Крюковы и Кирсановы, уже пытаются пристегнуть к легендарным временам.
Вот и в статье
https://vedtver.ru/news/society/v-krayu ... -predaniy/Местные жители так отвечают на вопросы журналистов, посетивших Сить в 2018 г.
– Не… ничего мы не знаем, – обреченно протянул он, когда мы решили его спросить про древности.
– А старики-то рассказывали, бабушки, дедушки?– Не…– Но про битвуто знаете?– Знаю.– А откуда?– Из романа «Батый».…Предания умолкли.
И опять роман В. Яна, автор он все же был талантливый... А дальше интересный "факт".... Один из старожилов ... указывает на Сергеевку
– На Сергеевку ходили мы пацанами просеки те княжеские искать, о которых тут все знали, что наши князья на Сити просеки делали через болота. Да давно все заросло. Слышал я, будто бы, когда битва была, наших воинов тут предали. Какие-то люди, переодевшись монахами, завели русских на татарскую засаду. А на Божонке, рассказывают, местные стали копать, и нашли кости человеческие. И копать им запретили. Но не знаю, кто копал, давно было, мы маленькие были еще.
А затем появляются уже некие загадочные "монахи" , которые выполняли роль прямо каких-то диверсантов...
Все напоминает историю с Донским побоищем - Куликовской битвой... тоже с веками стала обрастать различными подробностями....
Лично мне кажется, все больше склоняюсь, что версия археолога К. Комарова наиболее верная, недаром он столько лет занимался этим, да еще и в полевых условиях.