Андер » 24 янв 2023, 12:25
И снова кое-что о "финских" гидронимах. Относительно названия речки (ручья) Сгоща, который впадает в Усвешь (Уйвешь в современном ошибочном написании). В. Васильев пишет: "Префиксально-корневое личное имя послужило базой новг. гидронима Сгоще оз. в верхнем течении Мологи, = Згоще оз. в пог. Покровском в Полянах Беж. пят.: к *Съгость или скорее к *Изгость, последнее поддерживается контекстом нескольких зафиксированных имен аналогичной структуры..."
Таким образом, Сгоща от имени Изгость. Такая же речка есть и в Череповецком районе, село Ягница, на новых картах речка - Ягница, а вот на ПГМ - Згоща.
Интересно, что и нынешняя Ягница, Егница, которая рядом с селом Егна, исторической волостью новгородцев, раньше называлась как "Желегощь", приток реки Звана.
"Сена по реке по Зване на Милушенском Колаче и против тое пожни по другую сторону реки Званы на пожне на Колаче ж да на Милу-шинском Колаче возле Илеицынскими пожнями да на Колаче, что на речке на Желегощи, да на реке.."
Опять от имени словенского имени - Желегость- Желегощь.
Возникают снова вопросы о "взаимодействии пришлых словен и местным ф.у.населением" , длинные рассуждения о которых, можно встретить во многих краеведческих работах, как правило очень поверхностных и псевдоисторических.
Но факт, остается фактом, на территории Бежецкого Верха, все гидронимы, а они самые надежные маркеры, этнического состава населения в ранний период, это славянские. Небольшой процент финских названий, которые все же имеют славянские названия (Егна-Желегощь и др.), встречаются севернее, в наст. время. это территория Устюженского и Череповецкого районов Вологодской области.
Это говорит о "непростой" истории заселения данной территории словенами, которые пришли с Ладоги и Ильменя.
Даже в XIX в. были "сложности" в отношениях коренного местного населения с "теблешанами", которые были новопоселенцами. В своих преданиях они считали себя выходцами из Рязанской губернии, Касимовского уезда, переселенные в 18 или 17 вв. .... Целый ряд признаков (диалектальные выражения, обычаи, этнографические особенности, антропология...)
дает возможность предположить, что они на самом деле "мещеряки" по происхождению, это субэтнос мордвы, который в большой степени был ассимилирован в местах своего коренного обитания. Но это отдельная тема. Просто очень часто "теблешские обычаи" выдаются за исконные, хотя они лежат вне культурной традиции Бежецкого Верха (орнамент вышивки, покрой одежды и т.д.).