Фирово

Достопримечательности Фировского района.

Модератор: Алексей Крючков

Фирово

Сообщение Алексей Крючков » 25 май 2017, 21:29

Фирово было для нас в этой поездке транзитным пунктом на пути в Рождество, но поскольку в прошлый раз я здесь ничего не посмотрел, то решил восполнить этот пробел. И для начала - посетить местный краеведческий музей. Посмотрев по викимапии, где он находится, я приехал, и остановился у местного ДК. Спросил у сидящей на лавочке парочки сию великую тайну, они пожали плечами, и послали меня на соседнюю улицу... Оттуда продавщица магазина вернула обратно, в ДК, возле которого сидела парочка фировчан, не знающих свой посёлок. Мы бодро направились ко входу в ДК, но тут нас остановил мужчина, стоявший на крылечке: "А вы куда идёте? Там никого нет!"

Здание ДК было большое, день был выходной, и поэтому у меня и в мыслях не было варианта, что такой большой дворец в это время может стоять пустой... Вот они, реалии нашей провинции! )) Мы сказали, что жаждем посетить музей, прикоснуться, так сказать, к истории...
- Так она дома! - ответили нам. - Но вы можете попробовать постучаться к ней, вон, дом напротив!
Но мы решили не беспокоить заведующую музеем во внеурочное время, не отвлекать, и поехали смотреть Фирово без музейной спецподготвоки...
Поэтому мой отчёт о Фирово - это всего лишь поверхностное впечатление заезжего путника, прошу не судить строго! )
IMG_2782 Фирово.JPG
Строящийся храм в Фирово

Центральная улица тут, как я понял, одна, идущая вдоль железной дороги. Здесь находится местный вокзал, а рядом - "Дом Советов",
IMG_2797.JPG
Местный "Дом Советов" с Лениным перед ним (кажется)

Универмаг (говоря советскими терминами)...
IMG_2798.JPG
Универмаг

ну и всё, пожалуй! Метров через 100 асфальт на этой улице заканчивается, и начинается деревня, тихая, спокойная, хорошая... ))
IMG_2783.JPG
Вокзальное здание в Фирово, вид "с тылу"

Но - вернёмся к вокзалу. Как писалось уже в темах о Куженкино viewtopic.php?f=26&t=410, Баталино viewtopic.php?p=4539#p4539 и Бологое-2 viewtopic.php?f=26&t=941, все эти станции строились в ходе постройки Бологое-Полоцкой ж/д (о ней ещё здесь: viewtopic.php?f=29&t=333) и поэтому в их застройке много общего. Ну вот в Фирово вокзальное здание потеряло свою башенку, видимо, в годы войны.
IMG_2788.JPG
Вокзал в Фирово, вид с фасада

В меру изуродованное современной цивилизацией, оно, тем не менее, сохранило элементы своей первоначальной прелести...
IMG_2785.JPG
Из объектов старины здесь можно увидеть ручную стрелку

IMG_2786.JPG
Старинную железнодорожную водонапорную башню, хоть и с переделанной крышей

IMG_2795.JPG
Ещё не разорённый, но уже заброшенный ж/д склад для хранения керосина

IMG_2792.JPG
И - небо без проводов над железнодорожными путями, уходящими вдаль...

Вот такими мы увидели посёлок и станцию Фирово в воскресный майский день 21-го числа.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4092
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Фирово

Сообщение Татьяна Р. » 05 июн 2018, 15:04

Боже мой, как это все у Вас интересно. Я все детство провела в Фирово. И сейчас.. окунулась в те годы.
Татьяна Р.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 31 май 2018, 16:53
Откуда: Самара

Re: Фирово

Сообщение Алексей Крючков » 05 июн 2018, 20:05

Я рад, что мой скромный фотоотчёт Вам понравился и позволил прикоснуться к месту Вашего детства, куда, как известно, невозможно купить билет, а можно только перелететь на крыльях нашей памяти...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4092
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

О новой грунтовой дороге Покровское - Фирово в 1907 году

Сообщение Космаков Игорь Леонидович » 29 окт 2021, 00:30

ЦГИА СПб (Центральный Государственный Исторический Архив Санкт-Петербурга), Фонд 1205, Опись 9, Дело 33.

Крайние даты документов - 11 января 1907 года, окончено 20 мая 1908 года. Количество листов – 12.

«О ходатайстве заводчиков и землевладельцев Вышневолоцкого уезда Тверской губернии о получении разрешения им на прокладку дороги через Валдайскую удельную дачу к станции Фирово».

В Управление Санкт-Петербургского Удельного Округа.

Во исполнение предписания от 13 января сего года за № 402, возвращая при сем обратно прошение заводчиков Вышневолоцкого уезда - братьев Шульбах (винокуренный завод в сельце Новоселье), Ландграфа (Цнинский стекольный завод) и землевладельцев Галахова, Орлова и других, ходатайствующих о разрешении воспользоваться полосою земли, шириною 10 сажен в удельной даче для устройства дороги от села Покровского до станции Фирово Бологое- Седлецкой железной дороги, по содержанию означенного прошения имею честь донести Управлению Округа следующее:
1). С открытием движения по Бологое-Седлецкой железной дороге Осташковский тракт, по которому население юго-западной части Кузнецовской волости Вышневолоцкого уезда и в частности просители землевладельцы и заводчики имели сношение с городом Волочком и Николаевской железной дорогой в настоящее время утратил почти всякое значение. Как почта, так и пассажиры и перевозка разных грузов от станции Покровское на Осташковском тракте направляются теперь на станцию Фирово вышеуказанной железной дороги по окружному, крайне неудобному и длинному проселку, имеющему протяжение более двадцати верст. При проведении же дороги через пустошь Червово Валдайского уезда, как ходатайствуют о том просители, означенный путь сократиться до 10 верст.
2). В направлении просимого устройства дороги через указанную дачу до настоящего времени пролегал только один зимний тракт, летом же сообщение производится пешком. При осмотре мною в июне месяце сего года означенного пути оказалось, что он пролегает через 44, 45, 46, 47, 48, 51, 52 и 53 кварталы Валдайской дачи. Общее протяжение его по означенной даче составляет до 4-х верст, из коих 75 сажен проходит по топкому моховому болоту, 60 сажен по низменным местам и 3 версты 365 саженей по сырому суглинистому грунту. Почти на всем протяжении означенной дороги, за исключением наделов лесной стражи, произрастает строевой и дровяной лес хорошего качества и в виду того, что ширина существующей дороги составляет от 1 до 1 ½ саженей, а потому при ширине предполагаемой дороги в 10 саженей и длине её, за исключением мест, занятых наделами стражи и болотом, в 1750 саженей пришлось бы вырубать полосу леса площадью 6 десятин 475 квадратных саженей.
3). Проведение означенной дороги от села Покровского до станции Фирово через удельную Валдайскую дачу с сокращением существующего неудобного пути на 10 верст несомненно будет иметь весьма важное значение как вообще для всего населения вышеуказанного района, так в особенности для землевладельцев и заводчиков, так как благодаря устройству более короткого и удобного пути для них значительно сократятся время и расходы по доставке сельскохозяйственных продуктов и заводских изделий, а равно и получению с железной дороги необходимых продуктов и материалов.
4). Что касается выгод от проведения означенной дороги собственно для Удела, то они не так существенны, так как в виду близости дачи к железной дороге вывозка заготовляемых в ней лесных материалов будет производиться главным образом в зимнее время по лесовозным дорогам.
Ввиду вышеизложенного и принимая во внимание, что помимо общественного значения означенная дорога в будущем может иметь значение и государственное, я, со своей стороны, полагал бы возможным разрешить устройство просимой дороги, но с тем условием, чтобы Удельное Ведомство навсегда было освобождено от всех расходов как по устройству её, так и содержанию её в будущем в исправности, причем право на продажу леса, произрастающего на полосе земли, отводимой под дорогу, должно принадлежать Удельному ведомству.
О вышеизложенном имею честь представить на благоусмотрение Управления Округа.

Управляющий Имением …. (подпись)

Ходатайство подписали - Александр Густавович Шульбах, Надворный советник Яков Михайлович Галахов, священник погоста Посонско-Покровского Николай Александрович Пенкин.
……………………………………………………

РАПОРТ
От мая 19-го, 1908 года

Вследствие предписания от 28 ноября 1907 года за № 9285 имею честь донести Управлению Удельного Округа, что господа Ландграф, Симаков, Галахов и Орлов, просившие о разрешении провести в пределах Валдайской Удельной дачи новую дорогу по направлению из села Покровского к станции Фирово Бологое-Седлецкой железной дороги в настоящее время от проведения дороги на изложенных в вышеозначенном предписании условиях отказываются.

Управляющий Имением …. (подпись)

……………………………………………………………

Примечание моё. Новая грунтовая дорога от села Покровское до станции Фирово могла бы быть построена в 1907-1908 годах, но была построена лишь пять лет спустя, в 1912-1913 гг. и в укороченном виде, от Цнинского Стекольного завода (поселка Великооктябрьский) до станции Фирово, когда в конце 1911 - начале 1912 года владельцами Цнинского стекольного завода стали братья Рябушинские. Заявителей в 1907 году не устроили предложенные условия. В 1923 году Цнинский стекольный завод был переименован в Стекольный завод «Великий Октябрь» (поселок Великооктябрьский) в честь Октябрьской революции 1917 года.
Кроме этого, Цнинский Стекольный завод был соединён узкоколейной железной дорогой со станцией Фирово Бологое-Седлецкой (Полоцкой) железной дороги, открытой в 1907 году. Дата появления узкоколейной железной дороги неизвестна (не позднее 1930-х годов). Протяжённость узкоколейной железнодорожной линии Великооктябрьский - Фирово составляла 10 километров. Помимо линии от завода до станции Фирово были построены лесовозные ветви, отходившие от магистрали Великооктябрьский — Фирово в северном и южном направлениях и торфовозные линии (добыча торфа велась недалеко от посёлка Фирово). Протяжённость узкоколейной железной дороги возросла приблизительно до 30 километров.
Приблизительно в 1966 году на участке Фирово — Великооктябрьский была открыта железнодорожная линия широкой колеи. Почти одновременно с этим были разобраны все линии узкоколейной железной дороги. По неподтверждённым данным, на протяжении некоторого времени внутри территории стекольного завода сохранялись межцеховые перевозки по узкой колее.
По состоянию на 2007 год, железнодорожная линия широкой колеи Фирово — Великооктябрьский действует, объём перевозок — незначительный.
Аватар пользователя
Космаков Игорь Леонидович
 
Сообщений: 51
Зарегистрирован: 07 окт 2019, 11:56
Откуда: Фировский р-н, Великооктябрьский


Вернуться в Фировский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1