Денис Ивлев » 19 авг 2012, 19:40
И вот наконец, молитвы услышаны! Первый шаг к написанию иконы новомучеников Земли Спировской сделан. Козловский приход и проект "Наследие" выиграли гранд, в сумму которого заложены деньги на написание иконы. Кокой будет эта икона мы обсуждали с о. Дмитрием - настоятелем Козловского прихода в нашу последнюю с ним поездку по местам, связанным со священномучениками земли Вышневолоцкой. Святые мученики земли Спировской будут написаны согласно канонам Церкви с иконой Богоматери Выдропусской в руках.
Сообщаю и другие новости: в Козлове решено создать музей Новомучеников земли Вышневолоцкой (бывшего Вышневолоцкого уезда). Так что предлагаю всем включиться в работу по его созданию. Здесь, в отличии от сайта Тверских родников, работа действительно благодарная, а о. Дмитрий только спасибо скажет за помощь.
Первые экспонаты мы привезли в музей, который расположится в здании бывшей Введенской домовой церкви с. Козлово с двух экспедиций. Первую из них мы совершили в начале августа месяца. Побывали мы в Новгородке и Бирючёве, осмотрели остатки неизученной часовни в Стешково Спировского района и прибыли через Новый Стан в село Гнездово. Здесь познакомились со смотрительцей местной часовни, которую воссоздал о. Афанасий из Нового Стана, а она в свою очередь провела нас на место храма погоста Николо-Гнездово, показала могилу мученика Петра Жукова, показала прудик, где омывали тела убитых красноармейцами защитников Гнездовской церкви Петра Жукова и Прохора Михайлова (+1918). Мы побывали в д. Ветчино, где жили певые тверские мученики, нашли фундамент дома Петра Жукова, нашли дом Прохора Михайлова, где сохранился даже святой угол. Гигобайты видеозаписей, которые лягут в основу будущего фильма о новомучениках, и открытия ждали нас в эту экспедицию.
Второй поездкой стал совместный наш, Павла Сергеевича и о. Дмитрия выезд в Вышний Волочёк к Ольге Борисовне Анисимовой - жене священника Бориса Анисимова, дочери кучеческого сына Бориса Алексеевича Малышева. Она свидетель ареста вышневолоцкого церковного подполья, знавшая многих из священников и монахинь, скрывавшихся здесь, в Вышнем Волочке. Пять часов аудио и видеозаписей, масса фотографий, выезд на Старое кладбище вместе с О.Б. Анисимовой. В общем, день был насышенным на открытия. А для меня, как для человека занимающегося историей РПЦ в Вышнем Волочке и вовсе уникальным днём. В итоге я побывал у О.Б. ещё раз, мы смотрели её архив, я фотал старые фотоснимки, среди которых есть фото того самого Никона Воробьёва, который родом из Лихославльского района с тех мест, где стоит Гнездовский погост.
Третьим и пока завершающим на этот месяц выездов для нас с о. Дмитрием стал более чем ста километровый круг по часовням и деревням Козловского края.
Мы нашли новую и совершенно неизвестную ни архитекторам ни краеведам РАСПИСНУЮ часовню, где служил священномученик Алексий Козловский, побывали на месте его же часовни в Ососье, где поставлен памятный крест, были в Большом Плоском, где началась реставрация уникальной восьмигранной часовни, были в Ерзовке, где обнаружили неизветные ранее захоронения. С сожалением констатирую, что чугунный памятник Вл. Сназину украден. Осталась только табличка, которую мы увезли в Козловский музей. Выезд в Ерзовку решено повторить осенью, для поиска интересующего меня каменного креста.
Заезд в деревянную Никольскую часовню в Спасоклинье уенчался опять таки открытием! И эта часовня, оказывается, была расписана. Цветочный арнамент и завитушки сохраниоись на её стенах, что делает её ещё более уникальной. Кстати, проверили мы и сруб часовни. Он крепок, проседает лишь старинная тесовая крыша. Решено закрыть часовню в ближайшее время рубероидом, что бы хоть как то спасти от гибели. И снова дорога. На сей раз в Никулино - в бывший волостной центр, откуда начался кровавый путь Петра Жукова и Прохора Михайлова и иже с ними. Мучеников, заступившихся за Гнездовскую церковь, красноармейцы несщадно пытали, выкололи глаза, вырезали язык, сломали пальцы на руках. Дорога из Никулина в Волочёк полита кровью мучеников за веру, первых мучеников XX века!
На месте старой часовни в Никулино стоит новая - творение о. Афанасия. Конечно купол бы я переделал! Уж больно он мал для неё, да и крест некрасив. От старой часовни остали лишь две липы, да вбитый в одну из них кованный крюк, на котором висел то ли фонарь, то ли колокол.
Дальше наш путь лежал в Толмачи. Мы побывали у Толмачёвского храма, заглянули в окна. А на обратном пути познакомились с о. Сергием - настоятелелем храма, настоящим деревенским интелегентом. Последним пунктом нашего путешествия был погост Крева Назарово. Один из самых дальних церковных приходов Вышневолоцкого уезда. Храм действующий и восстанавливается силами дачников из Москвы. Служба здесь бывает на престольный праздник Петра и Павла. Служит обычно о. Роман из Лихославля. Сохранилась маслянная живопись конца XIX столетия, из под которой проглядывает более ранняя, очень похожая на Осечновскую, что сохранилась в зимней церкви Троицкого собора.
К сожалению храм ограбили, унесли старые иконы. Так что сохранились лишь распятие под куполом, которое безбожники так и не смогли достать с законного места. Уезжая мы обменялись телефонами с москвичами, которые восстанавливают храм. На обратном пути завернули на кладбище с уникальной по сохранности валунной оградой. Тишина, покой, и никуда уже не хочется уезжать, настолько здесь хорошо (не сочтите меня сумасшедшим). Благодать этого места мы прочувствовали вдвоём с о. Дмитрием. Поднялись на вершину кладбищенского кургана к фундаменту часовни и остановились. Казалось время замерло вокруг нас, ни звука, ни движения вокруг. Но тишина не мёртвая - живая. И казалось Небо стало ближе, шаг и ты там, где праведники сияют яко светила, где единство с Богом рождает райское блаженство. Как тяжко было понимать, что всё это иллюзия... А может быть всё было взаправду?
Вергулись мы в Матвеево через Гнездово, куда завезли проекты деревянной Гнездовской церкви 1902 г. Какая радость была у нашей новой знакомой. И вот теперь две с половиной тысячи снимков (конечно здесь и съёмки Волочка и фотокопии музейных документов и т.д.) мне предстоит разобрать. Так что работаю...
- Вложения
-

- Фрагмент росписи стен Никольской часовни в Спасоклинье
-

- Никулино. Отсюда начался кровавый путь Петра Жукова и Прохора Михайлова
-

- Толмачи. Бывший центр Карельской автономии. Храм.
-

- Крева - Назарово. Храм Петра и Павла.
-

- Крева-Назарово. Распятие с предстоящими. Роспись в нише у жертвенника