Денис Соколов писал(а): Сегодня на этом месте установлен и освящен поминальный крест.
25 лет назад, накануне православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, на месте взорванного Покровского собора г. Бологое был установлен памятный крест
https://perekrestok.pro/people/11590-si ... aniya.htmlДенис Соколов писал(а):После эпохи революционного лихолетья в 30-х годах был уничтожен великолепный Покровский собор.
Приходская Бологовская Покровская церковьВ 1495 году приходских церквей не было, просто были церкви как храмы. В сельце Бологое стоял храм Ивана Предтечи. Деревянный.
«Селцо Бологое надъ озеромъ надъ Бологимъ: а въ немъ церковь Усекновнiе главы Ивана Предтечи; дв. Попъ Иванъ, дв. дьякъ Данилко, безъ пашни; да въ томъ же селце дв. княжъ Семеновъ, а въ немъ самъ живетъ; а людей его: дв. Глазатой, дв. Исак, дв. Ошурок. Сеютъ ржи 14 коробей, а сена косятъ 100 копенъ, 4 обжы».Церковь Ивана Предтечи стояла в самом сельце, но где, в котором месте «над озером над Бологим» размещалось само сельцо? Озеро большое. Откуда пошло расти Бологое? Где тот своеобразный детинец? Деревянная постройка церкви могла сгореть, превратиться в руины, на другом месте могла быть возведена новая церковь.
Более поздние источники, в частности топографическая карта Валдайского уезда 1788 года, дает нам четкое место этого «детинца»: там, где до ныне стоит кладбищенская Троицкая церковь и рядом с нею — старое кладбище, т.е. бологовский погост. Вот с этого места и начиналось Бологое, именно здесь размещалось «селцо Бологое» в ХV столетии. Кстати, место довольно привольное, с прекрасным видом и обзором на гладь озера, сухое, возвышенное. Здесь жил князь Семен Иванович Пужбальский. Отсюда город рос.
За несколько веков руинировалось не одно здание церкви Ивана Предтечи, но такова уж традиция — возводить новую на прежнем месте. Источники утверждают, что каменная кладбищенская Троицкая церковь поставлена на месте старинной Ивана Предтечи.
Шло время. Погосты стали подразделять на приходы. Появились приходские церкви. В сельце где-то в районе речки Боложицы поставили деревянную приходскую Покрова Богородицы церковь — 1735 года постройки. До нас дошел план — чертеж этой церкви с бывшей колокольней, в селе Бологом Валдайского уезда Новгородской епархии, выполненный членом — сотрудником Императорского Русского Археологического Общества иеромонахом А. Н. Виноградовым в 1889 году. Это деревянное здание приходской Покровской церкви, возведенное с хорошим вкусом, использовалось для церковных служб до самого конца ХIX столетия, уже сильно обветшалое и для весьма разросшегося селения, ставшего просто тесным. Поэтому было принято решение возвести новый, уже каменный, Храм ему на смену, что и было сделано в 1885 году. Некоторое время службы велись и в старой деревянной и в только что освященной каменной. Это — единая и единственная приходская церковь села Бологое — приходская Покровская (БПЦ).
В 1867 году Благочинным села Котлована определили священника Гавриила Иоанновича Рождественского; одним из священников в его благочинии являлся священник Бологовского погоста Петр Григорьевич Скородумов. С тех пор вся вторая половина ХIX столетия в жизни селения Бологое проходила под активным влиянием его семейства и особенно детей Настоятеля прихода священника П. Г. Скородумова. Долгое время в штате приходской Покровской церкви было только два сотрудника: Настоятель священник П. Г. Скородумов (жена — Евдокия Петровна) и дьячек Лев Федорович Муравьев (жена — Параскева Александровна).
Судьба Бологовской приходской Покровской церквиОголтелая борьба с религией и церковью после 1917 года, поиск т.н. «врагов народа» в эти годы привели не только к закрытию, но и разрушению церковных зданий. Церкви повторили судьбу дворянских усадеб. Практически все храмы в бологовском крае были объявлены вне закона и обезглавлены. В самом Бологое из имеющихся тогда двух церквей — кладбищенскй Живоначальной Троицы и приходской Покрова Пресвятой Богородицы — осталась одна Троицкая.
Построенная в 1885 году на пожертвования бологовцев, новая, уже в каменном исполнении, приходская Покровская церковь поражала своей красотой, удачно сочеталась с ландшафтом, буквально паря над озером. Она не являлась собором, но многие бологовцы с гордостью и чувством здорового патриотизма к городу называли ее именно так — Покровский собор и даже место называли — Соборная площадь. Храм стоял на Александровской Горке, где сейчас находится т. н. Детский сквер. Когда-то на этом холме размещалось «старое кладбище», очевидно, самое первое в истории поселения. Единственное захоронение в конце XIX века «при новом каменном храме» - Священник БПЦ Конкордин Василий Иоаннович умер 24 января 1896 года. 48 лет, причина смерти не указана. Всех прихожан хоронили на приходском кладбище у кладбищенской Троицкой церкви.
Имя архитектора Покровской церкви пока остается для нас неизвестным. Пятиглавый храм с красивой колокольней построен в стиле классицизма. Все пять куполов — луковичной формы. В окружении четырех из них установлен большой центральный купол. Луковичный купол венчал и колокольню. Множество закомаров украшали вход, стены и окна храма. Покровская церковь была действительно великолепна. Точный макет ее можно увидеть в краеведческом музее города.
Внутри церковь также очень впечатляла (иконостас, фрески). Практически все время (во всяком случае до декрета 1918 года) Покровскую церковь как приходскую обслуживали девять священно — и церковнослужителей (например, на конец 1916 года). Ее настоятелем долгие годы был сын священника П. Г. Скородумова протоиерей Александр Петрович Скородумов. При нем в составе причта находились еще три священника (В. Фаворский, Н. Державин, Л. Гиляровский), два диакона (Г. Вознесенский, П. Синявин), три псаломщика (И. Конкордин, В. Бойков, М. Михайловский). Это — последний состав причта перед декретом 1918 года.
Покровская церковь села и города Бологое имела хорошую репутацию не только в самом Бологое. Именно в ней многократно присутствовали на богослужениях и обрядах князь П. А. Путятин со всем семейством, князь М. П. Путятин, князь П. П. Путятин. В разные годы ее посещали, также активно принимая участие в различных обрядах и таинствах, князья многочисленного семейства Ширинских-Шихматовых из бологовской усадьбы Княшнино, князь Н. А. Кропоткин (1879 г.), княжна К. А. Кропоткина (1889 г.); здесь в 1895 году присоединен к православию будущий генерал-майор Московской полиции, живший в Бологое за озером, Ф. С. Пилсудский; княгиня Н. Н. Голицына (1899 г.); 7 июня 1886 года и 20 июля 1887 года в этом храме 8-летней девочкой Елена Шапошникова (Рерих) впервые стала восприемницей Марианны и Стефана из семей простых бологовцев; в 1900 году в Покровской церкви отпевали арестанта бывшего князя Г. Д. Эристова-Гурийского; 14 августа 1902 года крестили своего сына Юрия молодые супруги Е.И. и Н. К. Рерихи; с 1902 по 1906 годы регентом хора Покровской церкви являлся А. В. Александров — будущий композитор и всемирно известный дирижер; 17 марта 1906 года бологовскую Покровскую церковь посетила свита во главе с Государем Императором Николаем II и Великой Княжной Татьяной Николаевной, которые приняли непосредственное участие, став восприемниками девочки Татьяны из семьи служившего в Бологое Поручика Жмакина; в 1907 году церковь посетила графиня А. А. Шереметева; из наиболее ярких последних посещений — «Шталмейстер Двора ЕИВ Полковник в отставке князь Павел Павлович Путятин» (11 января 1913 года) и «43-й Новгородской пешей дружины Поручик князь Михаил Павлович Путятин» (13 ноября 1915 года).
После декрета 1918 года регистрация рождений, бракосочетаний и смерти была передана органам ЗАГСа, и активная деятельность приходских церквей, в том числе и Бологовской Покровской церкви, прекратилась. Но и в такой обстановке церковь еще жила, хотя начались гонения, притеснения причта, верующих.
В 1932 году Бологовская приходская Покрова Богородицы церковь стала жертвой проводимых в стране репрессий. Бологовский Совет (конечно, не без санкции свыше) принял решение уничтожить Храм. Вспоминает очевидец тех событий, впоследствии создатель краеведческого музея в г. Бологое Н. И. Дубровицкий: «Для того, чтобы оправдать свои действия, местные активисты утверждали, что для строительства какого-то дома нужен кирпич, и единственный выход — разобрать собор. Верующие бологовцы писали в Москву с просьбой не делать этого. Письмо не оставили без внимания, пришел ответ, запрещающий эту акцию. Но это письмо было показано лишь после того, как собора не стало.
Весь город собрался у церковной ограды. Заложили динамит; жителям близлежащих домов посоветовали стекла окон заклеить бумажными полосками. Собор был взорван только после третьей дозы динамита, настолько крепкие были стены, фундамент. Но самое, пожалуй, интересное то, что кирпич нигде потом использован не был, ни для строительства дома, нигде вообще». Остается добавить, что по совершенно аналогичному сценарию был взорван и главный храм женского монастыря в Ригодищах.
Вся история города Бологое и ее лучшие страницы на рубеже XIX-XX веков были связаны с приходской Покровской церковью. На её месте, в 1997 году установлен православный крест. В ноябре 2011 года прошли общественные слушания о выделении земли для строительства часовни и восстановления Покровской церкви.
Книга «Бологое», Н.А. Ласточкин, Д.В. Соколов. Статья опубликована в газете "Новая Жизнь" Истоки №43 (12771) от 28.11.2022 г.