Строительство Новотверецкого канала

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории Вышневолоцкого района

Модератор: Алексей Крючков

Строительство Новотверецкого канала

Сообщение евгений » 18 ноя 2022, 19:15

Древний Волок, №21 от 25 мая 2005 стр. 3

Юлия Ваганова, член ВКОиС, учащаяся

Строительство Новотверецкого канала – глазами очевидца

Юля Ваганова учится в 11 классе Зеленогорской школы. Куда будет поступать – еще не решила. Ее доклад на школьных краеведческих чтениях был одним из лучших. В прошлом году темой ее исследования было творчество Рериха. Краеведением она занимается уже пятый год – начинала еще в 7-м классе. Главными помощниками в краеведении она называет директора шкалы Е.Е. Назимому и заведующую Зеленогорской библиотекой А.А. Артемьеву. А тема ее работы в этом году – история строительства Новотверецкого канала, основанная на воспоминаниях очевидца И.М. Попова. Родился Игорь Михайлович 14 августа 1930 г. Вся его жизнь и трудовая деятельность были связаны с поселком Зеленогорским и заводом ферментных препаратов. Летом 1944 года, во время описываемых событий, Игорю Попову было 14 лет.

Для использования ресурсов Вышневолоцкой водной системы в энергетических и транспортных целях еще в 1930-е годы рассматривался вопрос о ее реконструкции. Великая Отечественная война ускорила эту работу.
Пожалуй, это было крупнейшее мирное строительство в военное время во всей центральной зоне России. В короткий срок предстояло вынуть полтора миллиона кубометров земли, соорудить комплекс гидротехнических устройств, поставить небольшую ГЭС. При этом решались две задачи – дать верхней Волге дополнительно до миллиарда кубометров воды и тем повысить мощность гидростанций, питающих энергией Москву, а также снабдить наш город дешевым электричеством, хотя бы на основные нужды.

В декабре 1943 года по решению Государственного Комитета Обороны началось строительство четвертого искусственного канала, который был создан за два военных года. Канал соединил в обход города с южной стороны водохранилище с Тверцой. Протяженность канала – 6,5 км, в настоящее время – 5 км.
При выборе места для канала, учитывая ландшафт, наикратчайший проектный путь было предложено проложить по руслу ручья, вытекавшего из водохранилища (тогда оно называлось Заводское).

Строительство началось зимой 1943 года с возведения деревянного моста на дороге Вышний Волочек – Есеновичи (примерно 1,5 км от поселка Кашарово по направлению к Есеновичам). Дорога эта была вымощена булыжником, остатки которого и сейчас можно встретить, если пройти по старой дороге.
Мост строили немецкие военнопленные. Жили они в Кашарове в двух двухэтажных деревянных казармах, ими же и построенных, напротив современного тубдиспансера. Каждое утро их колонна конвоировалась к месту работы, обедали они там же – еду в термосах привозили на лошадях. Вечером колонна возвращалась в казармы. Охрана была совсем небольшая – за время пребывания немцев не было ни одного случая побега.
Работали военнопленные вручную: топорами, лопатами, пилами. Деревянные сваи также забивались в землю вручную, это была очень трудная работа, так как место низменное, болотистое. Мост был построен к весне 1944 года, и, хотя канала еще не было (протекал только ручей), мостом сразу стали активно пользоваться, проезжая из Волочка или обратно.
Весной начались работы по прокладыванию русла канала. Решено было начать со стороны водохранилища, ручей предварительно запрудили дамбой. В земле рылись квадратные шурфы, размером 1,5 на 1,5 м, глубиной 4-5 метров. Эту работу выполняли уже наши военные строители. Сразу столкнулись с проблемой – сложный грунт, плывун, выкопанные шурфы моментально заплывали водой. Было решено использовать пилораму Вышневолоцкого сокоэкстрактного завода который работал в годы войны в поселке Красный Слон (ныне Зеленогорский). Вековой бор по берегам будущего канала выпиливали, на лошадях бревна доставляли на пилораму, где бревна распиливались на байдак. Циркулярной пилой выпиливались доски таким образом, что их можно было стыковать друг с другом при помощи гребня и шпуни. Длина доски точно соответствовала глубине шурфа. Вручную, по мере углубления досок, доставали бадьей грунт, чтобы шурф не заливало водой, этому и способствовали деревянные стены из досок.

Шурфы рыли цепочкой, на небольшом расстоянии друг от друга. Вырыв 4-5 шурфов, начинали возить взрывчатку: толовые шашки, различные мины, т. е. неиспользованный взрывной утиль. На самый низ шурфа опускали герметично упакованный взрыватель, кабель от него выходил на поверхность и изолировался минерами. Только потом в шурф засыпали необходимое количество взрывчатки. Эта работа проводилась под строгой охраной офицеров НКВД.
Перед взрывом шло предупреждение по радио, чтобы жители открывали окна, двери в своих домах и выходили на улицу. Обычное время для взрыва было 17 часов. На Красном Слоне были отчетливо слышны мощные взрывы, их всегда было несколько – по количеству приготовленных шурфов. После взрыва оставалась цепочка огромных воронок, которые потом соединялись воедино при помощи экскаваторов. Так обозначалось вчерне русло нового канала. А вот отделку набело берегов канала опять поручили пленным. По дощатым настилам на тачках немцы вывозили грунт, который и грузили, и выгружали вручную.

Краснослонские мальчишки то и дело бегали на новый мост – «фрицев» посмотреть, понаблюдать за строительством канала, всё им здесь было интересно. Среди них был и Игорь Попов, автор этих воспоминаний, учился он тогда в 7 классе Краснослонской средней школы. Пленные охотно общались с мальчишками, а конвоиры не препятствовали этому. Немцы знали немного русских слов (особенно нецензурных), которые произносили с акцентом, чем очень веселили ребятишек.

Взрыв в начале июня 1944 года прогремел в непривычное время – около часа дня. Это было сигналом для жителей Красного Слона, что случилось что-то непредвиденное. На месте страшной катастрофы мальчишки оказались одними из первых. Что же они увидели? В двухстах метрах от моста вниз по течению весь склон канала со стороны Кашарова усыпан пластами глины (3-3,5 м). Шлепаясь о землю, они стали похожи на огромные кратеры. На траве лежали трупы в солдатском обмундировании, без обуви, еще ничем не покрытые. Из Москвы в этот же день срочно прибыла группа медиков. Игорь Михайлович вспоминает, как женщина – майор медицинской службы обследовала трупы, пальпируя живот у каждого погибшего. Здесь же он увидел двух генерал-лейтенантов медицинской службы. На кашаровском берегу виднелись множество фрагментов человеческих тел, но часовой туда ребят не пустил. Тогда от взрыва погибло около 200 человек. Вечером того же дня выкопали братскую могилу в Кашарове, где и был захоронен 51 погибший при взрыве. Их имена фамилии, звания, даты рождения можно найти в «Книге Памяти. Тверская область». Позднее на месте братского захоронения был сооружен обелиск.
Памятник погибшим.jpg

Список погибших.jpg

Канал к 8 ноября 1945 года был готов, и в это же время были заложены первые кубометры железобетона в тело новой плотины. В 1949 году построенная на Новотверецком канале ГЭС дала электроэнергию Вышнему Волочку и окрестным селам.
евгений
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 04 сен 2022, 17:41
Откуда: Вышний Волочёк

Вернуться в Вышневолоцкий р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5