Старая Удомля

Достопримечательности и история объектов, находящихся на территории современного Удомельского района

Модераторы: Балаблиха, Алексей Крючков

Мои вокзалы

Сообщение Людмила Колесникова » 06 дек 2021, 19:10

«Мои вокзалы».
Отрывок из рассказа «Дороги и интересные встречи».


Как часто мы грустим о прошлом.
В наших воспоминаниях там, в прошедшем времени, все необыкновенно и прекрасно.
Но и тогда ведь все было по-разному.
Предлагаю вспомнить те далекие годы, когда мы были молоды.


Мои родители родом из Пензы, там же жили и бабушки. К бабушкам нас возили при любой оказии с родственниками или знакомыми, потому что у родителей все отпуска приходились на сенокос и поехать на родину удавалось не часто. Поездка в Пензу в то время считалась трудным путешествием.
Мне было 4 года,1954 год. В этот раз к нам в гости, после армии, приехал мамин брат Саша, и забрал меня с собой... От Удомли до Бологое ходил «рабочий» поезд, он шел более двух часов со всеми остановками на каждой маленькой станции. Вагоны были переполнены, все курили махорку, мужики ругались плохими словами, полки, естественно, были жесткими, деревянными. Но позднее организовали детский вагон, куда пускали пассажиров только с детьми, было чисто и просторно.
Билет давали только до Бологое и, когда мы туда приезжали на шестой путь, все транзитные пассажиры, мне это слово очень нравилось, как сумасшедшие мчались по переходному мосту над путями со своими котомками в кассу за билетом до Москвы.
Вокзал старое фото.jpg
Бологое, вокзал, старое фото

Начинали продавать билеты за полчаса до прибытия (якобы получали сообщение о наличии мест). Это было нечто… Мы, тихие и послушные сидели на своих узлах и ждали отмашки, как действовать дальше. Если везло, то хватали вещи и мчались на тот путь, где останавливался поезд, если же нет, то могли и заночевать в Бологом. Потому что поезд до Москвы ходил два-три раза в сутки. Для пассажиров с детьми была особая очередь и в последний момент, как правило, мы оказывались с билетом, но поезд уже пыхтел, чтобы отчалить от станции. На ходу впрыгивали все. Думаю машинист, зная задержку с продажей билетов, дожидался пассажиров. Путешествие из Бологое в Москву тоже было не из легких. Как правило, общий вагон, если везло, то плацкарт. Ехали долго, часов двенадцать (сейчас на «Сапсане»-это неполных два часа).

Москва. Казанский вокзал. Сейчас-то этот вокзал не слишком уютный, а тогда производил просто гнетущее впечатление: огромный зал, в середине небольшое количество деревянных диванов и все люди – на полу. Кому повезло, располагались по периметру, около стен, а остальные сидели, где придется на своих тюках и чемоданах. Гвалт стоял невообразимый. Большинство пассажиров - люди восточных национальностей: татары, узбеки. Мне они все казались цыганами, которых я страшно боялась. Детский плач, незнакомый язык, пестрые одежды, все это привлекало внимание и вместе с тем вызывало опасение. Наверху висели огромные люстры, но они давали мало света и в этом необъятном зале было все время полутемно.
Мы вливаемся в бесконечную очередь за билетами, хоть она и считается детской. Это вселяет надежду на получение билета, но она не всегда сбывается. Взрослые стоят в очереди, дети послушно охраняют вещи. В этот раз мы с Сашей приехали в Москву утром, отстояли в очереди несколько часов, взяли билет на вечерний поезд. Нам повезло.
Изображение
До Ленинграда из Удомли езды было всего часов шесть. Но это было испытание. Во-первых, билеты не продавали заранее, только за полчаса до прибытия. Что творилось в вокзале! Причем, не важно, каникулы это были, праздники или будний день. Всегда аншлаг! Нервы, слезы. Опоздать на работу или учебу нельзя, все было очень строго. Поезд ходил один: Горький-Ленинград, иногда добавляли Ивановский или Ярославский. Все они были проходящими и в очень неудобное время. Например, основной, горьковский отправлялся из Удомли в 4 утра. Какой сон… с вечера кто-то шел на вокзал и вставал в очередь, редко бывал в первых рядах, таких умных было много. И даже, если в кассе давали билет, как правило, в последний общий вагон, где не было платформы и приходилось лезть с насыпи по высоким ступенькам, не факт, что проводник пустит в вагон, просто закроет дверь со словами: «мест нет» и все, остаешься на вокзале. Вагоны были общие, набивалось туда, действительно, туча народу и проводников можно было понять, люди стояли в проходах, но билеты в кассе иногда продавали.

Из Ленинграда билет было взять проще, правда за 45 дней. Приходили на Московский вокзал, вливались в бесконечную очередь. Перед праздниками, в зале №2 яблоку было негде упасть. Но за свою очередь держались крепко, знали всех до себя и после себя. Уходить не рекомендовалось, мало ли какие случайности. Стояли долго, по полдня, но результат того стоил, билет всегда покупали. Поезд уходил в 16.25, приходилось отпрашиваться с работы, но руководство шло навстречу, многие были в таком же положении.

Существовал «блат» и это было сущее счастье. Я приобрела его уже после окончания института и проблема с билетами была решена. Осталась одно: чувство униженности и боязнь потерять имеющийся канал. Приходилось выбирать между удобствами и совестью.

Сейчас, когда заказываю билеты через интернет и выбираю удобные места и время отправления поезда или самолета, с грустью вспоминаю то непростое время. И хоть многие трудности забылись и побеждает ностальгия по прошедшим временам, но страх не попасть в вагон или не купить билет, никуда не делся. Иногда снится сон: бежишь за поездом, а он уезжает от тебя все дальше и дальше.
Людмила Колесникова
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 03 май 2021, 18:46
Откуда: Санкт-Петербург

Удомля в 1972 г.

Сообщение Балаблиха » 29 июл 2022, 14:46

Хочу сделать подарок читателям форума, кто помнит и любит старую Удомлю.
В моём распоряжении оказался кадр аэрофотосъемки, сделанной в 1972 году. Здесь отлично видны дома и улицы Удомли тех лет моего детства.
Можно вспомнить те времена, когда был еще и стадион, где проходили митинги и демонстрации, и районная больница на берегу озера Песьво, и все улицы южнее железной дороги, еще не перестроенные. Забытый мостик под железной дорогой, о котором я писала ранее, тоже различим, особенно тропинки, ведущие к нему южнее и севернее...
Это фото напомнит каждому что-то своё, надеюсь, что приятное )))
Удомля.jpg
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 878
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Станция Удомля 1981 год

Сообщение Балаблиха » 26 дек 2022, 19:40

Ещё один кадр аэрофотосъёмки, на этот раз сделанный зимой - в феврале 1981 года.
Мы видим станцию Удомля в границах улиц Ленина и Пионерской, вокзал, пакгауз, склады...
27.02.1981.jpg

Благодарю за фото Василия Сергеевича из Удомли!
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 878
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Володарского, 20

Сообщение Алексей Крючков » 12 май 2023, 21:53

Я уже писал ранее о доме на Володарского,20
Изображение
Сегодня был в Администрации на заседании почти одних только сотрудников администрации (6 или 7 человек), плюс Подушков. Вела заседания Смирнова Елена Александровна, зам главы УГО. Также на заседании присутствовала Колесникова Мария Александровна, руководитель имущественного отдела Администрации УГО, но она пришла, кажется, совершенно не готовая к обсуждению запланированных вопросов, потому что на все вопросы не была готова ответить, сославшись на то, что оповещение получила якобы только вчера (ну и взаимодействие между сотрудниками администрации!).

По поводу этого дома обсуждали. Он находится в муниципальной собственности. При этом является памятником истории, т.к. там собирались первые пионеры Удомли. Прокуратура требует восстановить дом, а сотрудники Администрации хотели бы его снести. Вариантов использования этого здания у них не было, собственно, поэтому оно и оказалось бесхозным, после чего там и случился пожар... Понятно, что непосредственными виновниками пожара были некие неустановленные лица, но косвенным виновником я считаю как раз руководителя имущественного отдела Администрации УГО (не знаю, кто в год выселения здания занимал эту должность, Колесникова или кто другой). Вот если бы вам, читатель, достался, например, родительский дом в деревне, а вы не могли бы туда ездить и вообще никак не использовали - можно ли было вас назвать нормальным хозяином? Хозяин, если не использует сам дом, то продаёт его, чтоб не растащили, чтоб не сгнил... Руководитель имущественного отдела Администрации УГО не предпринял никаких шагов (или я про них ничего не знаю) по продаже этого здания. Значит, его надо судить и взыскивать ущерб за бесхозяйственность. Но в стране создана система безответственности чиновников за свои действия или преступное бездействие.

В общем, решили ждать, пока он сам собой сгниёт, а для приличия прикрыть его какой-нибудь порнографией. Вот всё у нас так устроено: создаём видимость, вместо кардинального решения проблем. Воссоздать нельзя, незачем? Понимаю. Ну так те деньги, что вы собираетесь потратить за много лет на декорации, пока он не сгниёт, предложите в придачу к земельному участку, на который можно найти нового владельца! Ведь можно же поставить ему условие - построить новый дом с сохранением хотя бы сохранившихся элементов старого! Есть же примеры подобного строительства в других городах!
встраивание.jpg
Ну вот что-то типа этого

Но нет. В итоге истратят на "баннеры" кучу денег, остатки дома - сгниют, а чиновник выйдет на пенсию с почётом и никогда не ответит за свою бесхозяйственность и ещё будет, поди, рассказывать школьникам о воспитании патриотизма, учить... А город навсегда утратит даже след последнего купеческого особняка.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Старая Удомля, фото 1926 г.

Сообщение Балаблиха » 05 сен 2023, 17:26

Электронные библиотеки нередко преподносят сюрпризы!
Вот, например, журнал «Огонёк» за 1926 год: на одной из его страниц (№ 10 от 07.03.1926) размещена фотография, сделанная в Удомле. Нет никакой статьи, а только текст под фотографией:

«Книга – деревне. Общество «Книга – деревне» ставит своей целью обслуживание книгами 70 000 деревень Советского Союза. Продвинуто книг 5,5 миллионов.
Воспроизводимый здесь момент передачи почтовиком-кольцевиком книги крестьянину снят в Удомле Тверской губернии
»

Где именно в Удомле сделана эта фотография, кто на ней изображён – мы уже вряд ли узнаем. Но это фрагмент из жизни старой Удомли 1926 года.
Огонек 10_07.03.1926.jpg
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 878
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Старая Удомля

Сообщение Саура » 11 сен 2023, 11:35

Здравствуйте всем!
Я так и не разобралась как вставить фото. Как вставить ссылку, если изображение у меня на рабочем столе?
Ну да ладно!
Просматривая форум наткнулась на фотографию работников РПК 1953 год, строгальный цех.
Средний ряд, крайняя справа - моя бабушка! Соловьёва Прасковья Ивановна.
Наш дом в Удомле был на Полевой 26
Саура
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 11 сен 2023, 07:40
Откуда: Барнаул

Карта окрестностей Удомли

Сообщение Кочеров » 06 фев 2024, 02:07

Окрестности Удомля 1_100000.jpg
Карта окрестностей Удомли. Масштаб 1:100000. Выведено на формат А4
Аватар пользователя
Кочеров
 
Сообщений: 93
Зарегистрирован: 09 апр 2021, 13:03
Откуда: Санкт-Петербург

Памяти ночного пригородного поезда на Бологое

Сообщение Алексей Крючков » 23 мар 2024, 15:54

Когда я приехал в Удомлю в 1987 году, то часто ездил в Тверь. Втроём, с ребёнком, да ещё и с вещами. И почему-то часто ездили тогда не автобусом, а железной дорогой, с пересадкой в Бологое, хоть это и занимало 6 часов - на 2 часа дольше, чем автобусом. Причин тому было несколько. Во-первых, в Твери нам было ближе дойти пешком до станции Дорошиха и там сесть на электричку, чем ехать на трамвае до автостанции - целый час уходил на это. Во-вторых, в поезде было гораздо просторнее для провоза вещей, которые мы тогда перевозили из Твери постепенно. Да и с детской коляской это тоже было важно. В-третьих, проезд железной дорогой обходился дешевле (помню, что билет на автобус стоил чуть более 4 рублей, а вот цены на проезд электричкой и пригородным до Удомли - уже не помню).

Потом этим же пригородным, уходившим из Удомли на Бологое около 22 часов, мы ездили в Бологое для пересадки на поезда в Крым, когда ежегодно ездили туда, к моим родителям. Тогда этот вечерний (да, пожалуй, уже и ночной) поезд состоял из старых плацкартных вагонов, а не из вагонов с лавочками или креслами, как сейчас. Народу уже тогда ездило там немного, почти всегда можно было найти пустой отсек, чтобы ехать одним. Можно было полежать на лавке. Можно было налить кипяточку в свой стакан из титана и "побаловаться" чайком. Помню, когда ехали из Твери и садились в Удомельский поезд, то всегда первым делом устраивали перекус за столиком - вагон был уютным, как дом...

К сожалению, всё это уже давно ушло. Сперва исчезли прицепные вагоны до Москвы, которые ездили с 5-часовым поездом. Потом как-то незаметно исчезли почтово-багажные вагоны и багажный сарай на станции Удомля. (Исчез и навес на грузовой платформе станции Удомля, вместе со сторожем, который всегда гонял пешеходов, переходивших там пути.) Постепенно сокращалось количество вагонов в пригородных поездах, а сами вагоны заменили с плацкартных на межобластные - сперва с лавочками, потом с креслами... Несколько лет назад я узнал, что вечерний поезд, приходящий в Удомлю около 22 часов, обратно идёт пустым, не делая никаких остановок для пассажиров. Жизнь постепенно и незаметно изменилась, ушла прежняя, и только мы ещё держимся, порой растерянно оглядываясь вокруг и не находя многого из нашего прошлого, что навсегда осталось в памяти, как трамваи и троллейбусы в Твери...

Мне запомнился этот пригородный поезд своей очень уютной атмосферой. В нём ехало много людей из окрестных деревень, которые знали друг друга. Поэтому то тут, то там завязывались неспешные и негромкие разговоры... Обсуждали, по сезону, то грибы, то картошку, то выборы... И поезд шёл тоже не торопясь, пропуская на разъездах встречные составы. Помню, однажды я даже советовал коллегам из московской турфирмы, отправлявшим к нам англичанина в Дом отдыха Валдай, проехать ему от Бологое до Валдая именно этим пригородным, чтобы почувствовать настоящую Россию.

Несколько лет я ездил этим поездом по работе в Валдай. Утренний состав в Бологое менял бригаду проводников и после 20-минутной стоянки ехал дальше, до Валдая. А вечером можно было сесть на станции Едрово в шестом часу вечера и тоже без пересадки доехать прямо до Удомли - менялась только бригада проводниц и название поезда, а вагоны шли те же самые. Однажды я чуть не опоздал с Валдайского автобуса к поезду в Едрово, состав уже стартовал, но я замахал руками машинисту и он затормозил на минуточку - где ещё так возможно с поездами?

Мне очень нравилась эта дорога! Я был просто влюблён в этот пригородный поезд. Наверное, поэтому ещё в далёком 1991 году я и записал эту песенку. А в 2007 Георгий Гаузе записал её в деревне Полукарпово на аудио (он увлекался аудиозаписью), выключив даже холодильник из розетки, чтобы ни один звук не помешал. Позже он прислал эту запись мне из далёкой Америки. А когда я навещал его в этой деревне в его редкие приезды туда, то он всегда просил её спеть. И слушал, закрыв глаза и довольно улыбаясь, как мартовский кот на солнышке )). Поначалу он, как мой доброжелательный критик, поёрничал немного на слова "Россия кончается", напомнив мне о переносном смысле слова "кончается". Но я возразил ему, что здесь чисто географический смысл, и он, подумав, сказал: "ну, ничего, годится". Он был очень внимательным к точным формулировкам и незаметно приучил к этому и меня.

Я сделал этот клип в память и этого поезда, и дорогого для меня Георгия Георгиевича...
phpBB [media]
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Райком КПСС и Автостанция

Сообщение Алексей Крючков » 09 апр 2024, 23:31

Три дня назад сфотографировал, и всё думал, сомневался - публиковать, или нет...
Ибо у кого-то (особенно в Администрации) может возникнуть впечатление, что Крючков, мол, снова одну "чернуху" ищет... В то время, как весь советский народ все нормальные удомельцы радуются новому фонтану на Энергетиков за 9 миллионов рублей (а мне и старый, кстати, вполне нравился, особенно с учётом суммы, истраченной на новый) или обновляющемуся скверу имени повёрнутого (к северу) Венецианова (сквер этот, кстати, ещё не успев достроить, уже начали реконструировать, интересно, десятки или уже сотни миллионов рублей на него вбухали?)... И в это светлое время, согретое заботой любимой партии, отдельные несознательные граждане, выбивающиеся из всеобщего бодрого настроя, угрюмо бубнят тут то о Сельце Карельском, на который в "передовом районе" не хотят найти всего-то каких-то 400 тысяч (хотя, наверное, столько же Администрация подарит в этом году "с барского плеча" местным борзописцам для поощрения их "творческой активности"). То, понимаешь ли, тут про 1-ю школу талдычит, мол, развалится, как муниципальные здания на Володарского... И тут ещё вот это...
IMG_20240406 Райком КПСС.jpg
Здание райкома КПСС (с 1992г - суда)

Бывшее здание райкома КПСС, некогда - центр власти в районе. В 1991 году в связи с перебежкой партфункционеров "слева - направо" (из жёлтого дома - в Белый), здание реквизировали у разогнанной КПСС и переселили в него суд из деревянного двухэтажного здания на Володарского, 20 (уж не знаю, на правах аренды или как?). Суду, конечно, надо было находиться в более современном и просторном здании, это факт. А то, что это всё было похоже на "подкуп" ветви власти - это всё домыслы злопыхателей! Впрочем, КПСС, начинавшая с лозунга "грабь награбленное", от этого же лозунга в конце концов и пострадала сама, получив по заслугам уже от следующих "экспроприаторов" (которые хоть и перекрасились, но выученные ранее методы работы - запомнили)... И в этом плане произошедшее - и закономерно, и справедливо.

И вот суд, прожив в бывшем райкоме 30 лет, вырос и в своей важности, и, видимо, и штатно, и здание бывшего райкома стало ему "не по чину", да и далеко где-то... Я не припомню ремонта в этом здании за все эти 30 лет. Видимо, суд, действительно, не владел этим зданием, а только арендовал его, поэтому и не вкладывал денег в его содержание (может, только косметический ремонт местами делали). И вот уже года 2 как здание стоит пустое, и начало быстро разрушаться...

Я не испытываю никакой симпатии ни к КПСС, ни к судам, но вот здание это мне всё же жалко... Когда выступал в Брусовской библиотеке (расположенной в здании, построенном по такому же проекту), то библиотекарь Марина Блюдова рассказала мне о планировке здания: у первого секретаря Райкома был кабинет с тремя окнами, в второго - с двумя, у третьего - всего с одним... Это же тоже наша история!

Но вот... те, кто правит ныне, эту историю (материальные памятники) сохранять - не хотят! При мне в Удомле сгнила усадьба в Гарусово, сгорела усадьба в Лубенькино, развалилась усадьба в Ивановском (Голубых озёрах), был сожжён дом Калинина (возле школы №1), гниёт Андреевская школа в Марьино, деревянный храм в Сельце Карельском... Спасена от разорения только одна дача "Чайка"! Всё....

Зато о патриотизме и краеведении говорят - дай Бог сколько! (Как язык только не устанет?) На Энергетиков объект пластмассовый установили, вместо «Здесь был Вася» написав «Я ... Удомлю», а что именно он с ней сделал - не написано… Видимо, очень нехорошее слово подразумевалось, раз не написали… Но на это - деньги нашлись…
Кто-то Удомлю.jpg
Кто-то Удомлю... что? Глагол - пропущен. На ум лезет и хороший, и плохой варианты...

А народ... А что народ? Оно ему надо, это краеведение? У него свои заботы, о "хлебе насущном". История (подлинная) всегда была интересна лишь узкому кругу учёных, да интеллигенции. Власти же история интересна только та (и тогда), которая (или когда) может им помочь в какой-то пропаганде... Так что, боюсь, что здание райкома развалится, может, даже раньше, чем 1-я школа...
IMG_20240406  Автостанция 2.jpg
Бывшая автостанция Удомли

Ну а напротив школы каждую весну закономерно разливается рукотворное водохранилище. Рукотворное, поскольку при строительстве нового вокзала проектировщики не учли рельеф окружающей местности и создали искусственную плотину поперёк склона, не предусмотрев водоотвод.
А на берегу этого водохранилища покоятся останки бывшей Автостанции "Удомля". Жизнь давно ушла отсюда, как и со всей старой Удомли... Но покойника "похоронить - забыли", так и стоит он, зияя пустыми глазницами окон и напоминая о том, что когда-то здесь была жизнь... Была - и нету.

Эх, вот сюда бы и перенести стенд "Я ... Удомлю" - был бы достойный фон для пластиковых "отношений" "для отчёта" - затопленная автостанция да разрушающаяся школа...

(P.S. Граждане из Администрации, автор сам себя осудил за непонимание ваших светлых устремлений и за бесполезное бубнение, и в наказание сам себя поставил в угол, влепив выговор и лишив сладкого.)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4262
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Пред.

Вернуться в Удомельский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9