«Монастырёк убогой Пятница Святая».
К 470-летию первого упоминания Удомельского Параскево-Пятницкого монастыря.В Великую субботу 2021 г. в Удомельском краеведческом музее я обратил внимание на картину «Ярмарка в с. Троица», написанную жителем д. Слободка и учеником С.Ю. Жуковского Николаем Михайловичем Аксаковым. В информации о картине указано, что она написана с фотографии начала XX в. Для меня прежде всего было интересно то, что на картине над торговыми лавками и пёстро одетым народом возвышается серая часовня с островерхой кровлей. Ракурс очень интересный и необычный. Сейчас местность вокруг Удомельского Богословского погоста изменилась с подъёмом воды в озерах Удомля и Песьво в связи со строительством КаЭС. Что же это часовня в с. Троица? На память сразу же пришли строки из писцовых книг с упоминанием древнего Параскево-Пятницкого монастыря, стоявшего близ Удомельского Богословского монастыря, что ныне местечко Троица, и информация о том, что на его месте в XIX - начале XX в. стояла часовня.
- Н.М. Аксаков. Ярмарка в с. Троица. Удомельский краеведческий музей
О значимости будущих крупных административных центров современности во времена древние свидетельствуют наличие погостов и монастырей в их округе. Такими примерами могут служить современный Вышний Волочёк, на месте которого в XV-XVIII в. стоял Никольский погост на Вышнем Волочке у Лсны, а окружали его два мужских монастыря: один на озере Городолюбля – Городолюбский Спасо-Преображенский Горноезерский монастырь, а другой у пристани на в верховьях Тверцы, где начинался древний волок, - Николо-Столпенский мужской монастырь. Не стала исключением и современная Удомля, история которой, несмотря на молодость самого города, уходит в глубокую древность. Так, на озёрах Удомля и Песьво в волости Удомля существовали сразу два монастыря: мужской Иоанно-Богословский и
женский Параскево-Пятницкий монастырь. Об Иоанно-Богословском монастыре разговор особый, о нём известно достаточно много документов, позволяющих проследить его историю. А вот о Параскево-Пятницком женском монастыре известно намного меньше. Практически о монастыре напоминают лишь строки из писцовых книг.
Первое упоминание мы находим в писцовой книге 1551 г.: «
Да в Удомле ж монастырек убогой Пятница Святая, а стал тот монастырёк на нове после Иванова письма Даниловича Вельяминова с товарищы, а в ней Божье милосердие Проща. А поставлен тот монастырек в монастырской земли, что Никола святый в Удомле на стану. А в монастыри церковь Пятница святая храм; а монастыри старици, черниц 10, а белиц 5…, а живут без пашни».
Вышневолоцкий краевед Евгений Иванович Ступкин указывает, что писцовая книга Ивана Даниловича Вельяминова составлялась в 1538/39 гг. и выводит
дату основания монастыря около 1540 г. Точнее указать дату основания обители весьма сложно, однако датировать обитель этим временем мы можем с большой долей вероятности.
«
Монастырь у озера у Песвы, а в монастыре церковь Христовы мученицы Прасковеи, нареченныя Пятницы, древяная вверх, а в церкве образы и свечи и книги и все строение монастырское да приходное. Да в монастыре ж двор попов, двор дьячёк, двор пономарь, двор проскурница, да пять келей, а в них живут шесть стариц, две кельи нищих, а питаютца о церкви Божии» , - записано о монастыре в писцовой книге Бежецкой пятины письма князя Фёдора Ласкирева и подьячего Ильи Иванова 7091 г. (
1582/83 гг.).
Этот отрывок из писцовой книги 7091 г. привёл в своём исследовании «О пятинах и погостах Новгородских» К.А. Неволин. Однако отрывок этот не даёт полных сведений о монастыре. В его продолжении в самой писцовой книге указаны пять крестьянских дворов «
непашенных: двор Ортюшка Иванов, двор Степанко Онаньин, двор Шишка, двор Иванко Рудаковы, двор Савка Онаньин» . Кроме крестьян, монастырю принадлежала и «
пустошь Островок, пашни перелогом пять чети в поле, а дву по тому же, сена десять копен». Т.е. буквально за пару десятков лет «убогой» монастырёк приобрел и крестьян, и земельный надел.
В этом отрывке содержатся сведения об архитектуре монастырька и селении, выросшем вокруг. Так
церковь Параскевы Пятницы была «древяная вверх», т.е. храм был устроен в виде башни и, скорее всего, перекрыт шатровой кровлей. Вокруг него группировались пять келий насельниц обители, а так же стояли четыре двора причетников и пять дворов монастырских крестьян. В целом это был довольно крупный населенный пункт на берегу озера Песьво.
Строения Параскево-Пятницкого монастырька пережили Смутное время, но ко времени составления очередной писцовой книги
1626-1627 гг. в «монастыре у озера у Песвы» не было ни одного человека. «
А в монастыре церковь Святыя Христовы мученицы Парасковьи нареченные Пятницы древяная вверх, - писал писец Игнатий Харламов, -
а в церкве образы, и свечи, и книги, и всё церковное строение было монастырское, да приходное, да 4 места дворовых, церковных причетников, попово, дьячково, понамарёво, проскуриницыно, да пять мест келейных, да два места келейных нищих старцов, а питались те нищие от церкви Божии, да непашенных крестьянских пять мест дворовых пустых». Количество строений и земли при монастыре к началу XVII в. не изменилось: «
И того ж монастыря (пуст) Островок, пашни перелогом и лесом поросло пять чети в поле, а в дву по тому ж, сена десять копен». Но некому было эту землю обрабатывать.
Датировать возрождение Параскево-Пятницкой обители мы можем серединой XVII в.
В 1645 г. прежняя «древяная вверх» церковь Параскевы Пятницы обветшала и её заменили на новую. Она стала двухпридельной. Главный престол, как и прежде, был посвящен великомученице Параскеве Пятнице, а придельный - приделом вмч. Екатерине. В Тверских Епархиальных ведомостях есть упоминание о клировой ведомости 1818 г., где значится церковь «
упраздненного девичего монастыря во муч. Параскевы с приделом св. вмч. Екатерины, построена в 1645 г.». В более ранних клировых ведомостях 1782 г. села Удомельского Богословского указывается та же дата построения храма - «
приписная церковь великомученицы Параскевы при ней престол великомученицы Екатерины в твердости, утварию довольна, построена в 1645 г.».
В Писцовых книгах
1646 г. в Удомельском погосте упоминаются церкви соседнего Иоанно-Богословского монастыря «
Живоначальные Троицы, да другая церковь Рождества Пресвятые Богородицы, да в приделе Иоанна Богослова», а вместе с ними «
церковь Параскевы нареченная Пятница». У первых двух церквей значится поп Михайлище Парфенов, а у церкви Параскевы Пятницы - свой поп Сергеище Гарилов.
С появлением священника оживает и обитель. После Писцовой книги 1646 г. в монастыре появляется и
вторая церковь с редким для этих мест посвящением
в честь преподобномученицы Евдокии. Сведения об этом храме мы находим в документах за 1744 г. К тому времени храм препмч. Евдокии уже обветшал, т.е. простоял он на погосте около восьмидесяти лет – обычный рок службы здания храма в ту пору. Антиминс из церкви было велено перенести из «
бываго Пятницкого девичьего монастыря из обветшалой церкви преподобномученицы Евдокии… в другую церковь». Консистория требовала, что бы «
оной антиминс из реченной церкви для хранения в пристойном месте в другую того монастыря церковь великомученицы Параскевы перенесен, ибо во оной церкви временно священнослужения не совершается». 9 июня антиминс из обветшавшего храма и вовсе велено послать в ризницу Новгородского Софийского собора.
Последний состав священнослужителей и насельниц монастыря можно восстановить по «Росписи Новгородской епархии Бежецкия пятины Тверския половины Николаевского Удомельского погоста девичья монастыря церкви Великомученицы Христовы Параскевы»
за 1737 год. При монастыре имелось 4 двора, где проживали священнослужители с семьями: поп Иуда Федотов, дьячок Давид Евстигнеев, пономарь Иван Федотов, просвирница Мавра Федорова.
«
В оном же монастыре обретавшиеся по обещанию из дворянства», а именно:
вдова Агафья Петрова дочь Языковых - 70 лет,
вдова Устина Андреева дочь Чарымовых – 73 года,
девка (т.е. незамужняя, девица) Евдокия Перфильева дочь Улановых – 69 лет,
девка Дария Трифонова дочь Аракчеевых – 65 лет.
Кстати, в соседнем мужском Богословском монастыре проживал брат Евдокии Улановой Вятского драгунского полка отставной прапорщик Козьма Перфильев сын Уланов, вдовец 67 лет.
Из этого документа можно сделать вывод о том, что обитель и первоначально была основана местными дворянскими родами, чтобы дворянские вдовицы и девицы могли посвятить свою жизнь молитве и посту в своей особой обители.
В 1744 г. 22 мая на Новгородский архиепископ наложил «
на представленном в консистории доношении» резолюцию: «
означенный Пятницкий девичий монастырь приписать к Удомельскому Богословскому монастырю, а церковникам приискать других мест». Т.е.
упразднение обители стоит датировать не реформой 1764 г., а 1744 г.
В том же году священник Иуда Федотов перевелся на новое место. А вот остальным причетникам новое место служения найти оказалось куда труднее. В исповедных ведомостях за 1774 г. при бывшем монастыре записано два двора причетников: дьячок Филипп Гаврилов и пономарь Иосиф Иванов с семьями. Дальнейшая судьба пономаря Иосифа Иванова прослеживается в ревизских сказках 1782 г., где упоминается о том, что он выбыл в Приказ общественного призрения вместе с женой и детьми.
Судьба дьячка Филиппа Гаврилова сложилась иначе. В деле «
о приписке бываго Троицкаго девичя монастыря деревень в приход Удомельского Богословского погоста», начатом в том же 1744 г. он является автором прошения, в котором описывается история монастыря в период его упразднения. Так выясняется, что в 1744 г. «
при церкви священника не имеется, да и приходских дворов никакого числа не находится, а пашенной земли хотя пять четвертей в поле а в дву по тому ж, сеннаго покоса десять копен и имеется» , но пользоваться этой землёю затруднительно из-за того, что земля расположена «
во отдаленности за водами за озером Песвом».
Сам Филипп Гаврилов «
при оном бывшом Пятницком девичем монастыре» значился дьячком с 1735 г. И так как священника нет, а в соседнем Николаевском Удомельском погосте велено иметь «два крылоса», т.е. должно быть два дьячка, то просил Филипп Иванов определить его вторым дьячком в Удомельский погост. Его прошение совпало с решением о приписке церквей бывшей обители к Удомельскому Богословскому монастырю и повелением «церковникам приискать других мест» . Так что судьба дьячка оказалась решена в пользу перевода его в соседний погост.
Так, с 1744 г. храмы великомученицы Параскевы Пятницы и преподобномученицы Евдокии становятся приписным к соседнему Удомельскому Богословскому монастырю, а после упразднения последнего, к селу Удомельскому Богословскому.
В 1788 г. прихожане Удомельского Богословского погоста принимают решение о построении каменной церкви в честь Троицы Живоночальной и просят на это благословения тверского епископа Тихона. В том же прошении они просят вторую церковь их погоста в честь «
Рождества Богородицы сломать, да и приписного к оной церкви бываго Пятницкого девичья монастыря церковь святыя преподобномученицы Евдокие сломать же, в коей уже за ветхостью и служения не бывает». Разрешение сломать упомянутые церкви последовало одновременно с разрешением построить каменный храм в Богословском погосте. Церкви разрешили употребить на постройку нового храма. Каменный Троицкий храм на погосте так и не возвели, а вот ветхие деревянные церкви разобрали. Так закончилась история храма преподобномученицы Евдокии «бываго» Параскево-Пятницкого монастыря.
Деревянная же церковь Параскевы Пятницы продолжила своё существование до
1819 г. В декабре прихожане Богословского погоста принимают решение осуществить намерение построить каменный Троицкий храм. К тому времени имевшаяся на погосте церковь Иоанна Богослова 1682 г. постройки также пришла в ветхость, однако Пятницкий храм был куда худшего состояния. «
Ведомства моего Удомельского Богословского погоста упраздненного девичьего монастыря деревянная церковь во имя мученицы Параскевы с приделом великомученицы Екатерины построенная в 1645 г. пришла в ветхость, - писал благочинный с. Молдино Пётр Александров, -
и священнослужение продолжать в ней опасно».
В своём объяснении в феврале
1820 г. прихожане Богословского погоста писали благочинному: «
церковь во имя Святыя мученицы Параскевы нареченныя Пятницы по совершенной ея ветхости согласны мы разломать… и обязуемся на месте Пятницкой церкви построить вновь каменную о трех приделах церковь, для того, что по приведении ея в совершенство Троицкой и Богословской приделы перенести в каменную, материалы же от Пятницкой церкви употребятся на обжигу кирпича, и смотря по их готовности на другие при строении новой церкви потребности».
Этот документ даёт нам новое и интересное свидетельство о том,
где располагался Параскево-Пятницкий монастырь. Раз прихожане новый храм поставили на месте церкви Параскевы Пятницы, то получается, что оба монастыря стояли на одном берегу озера Песьво в самой непосредственной близости друг от друга?
Однако место древнего монастыря Евгений Иванович локализует в местечке «Пятница» на другом берегу, напротив Иоанно-Богословского погоста. Татьяна Петрова в своём исследовании уточняет место расположения монастыря противоположным берегом озера Песьво к западу от существующей Троицкой-Богословской церкви в радиусе 120 сажен, и указывает, что это место затоплено.
Подтверждает выводы Татьяны Петровой и «Опись Иоанно-Богословской церкви и ея имущества» 1872 г., где указывается «
часовня деревянная в 120 саженях от церкви на том самом месте где прежде был девичий Рождественско-Пятницкий монастырь во имя Св. мученицы Параскевы, четырехугольная, (обставленная) с четырёх сторон двенадцатью колоннами, с крыльцом с западной стороны, обшита и покрыта тесом с железным крестом. Построена 1844 г. июля 14 дня с разрешения Епархиальнаго начальства, в длину и ширину по 4 сажени».
Получается, что в процессе постройки каменного Иоанно-Богословского храма решено было изменить место расположения церкви? Изначально в планах было построить каменный храм на берегу озера Песьво на месте Параскево-Пятницкого храма и монастыря, но затем решение было принято в пользу места Иоанно-Богословского монастыря. Ответ на это вопрос содержит прошение вольного хлебопашца Симеона Кириллова о разрешении ему построить иконостас в Троицком Богословском храме. «
Успели в 1840 г. создать каменный храм во имя Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на место с давних времен существовавшей во имя того же Святаго Апостола при Удомельском Богословском погосте деревянной церкви» , - пишет он в прошении. Следовательно место постройки храма было изменено.
19 мая 1820 г. Консистория предписала снять антиминсы с престолов Пятницкой церкви, а сами престолы и все, что на них сжечь «и пепел пустить в реку». «
За сим ветхую деревянную церковь велев разобрать и по разобрании годной лес употребить на предложенныя прихожанами при строении новой церкви потребности, а остальной на обжиг кирпича, на сторону же того леса продавать отнюдь не дозволять» , - писалось в указе Консистории. 15 июня 1820 г. благочинный с. Молдино Пётр Алексеев в своём рапорте указал, что «
на обеих престолах под одеждою пришитых найдено три средины ветхих антиминсов и четвертой целой со святыми мощами, которые мною в пристойный ящик убраны и своею печатию запечатаны. Со святых престолов и жертвенников облачения все верхния престольные и жертвенные одежды сожжены и пепел пущен в реку». В новом каменном Иоанно-Богословском храме в 1901 г. владыка Дмитрий Самбикин указывает в числе древностей пользующуюся «
особым уважением старинную икону св. муч. Параскевы, перенесённую из бывшего Пятницкого женского монастыря, в серебряной ризе».
В описи Удомельского Богословского погоста значится не сохранившееся дело «О дозволении на бывшем кладбище построить часовню» за
1844 г. Очевидно, что речь идёт как раз о
часовне, стоявшей через протоку на церковных землях на месте Параскево-Пятницкого монастыря. Предания о существовавшем здесь кладбище до сих пор бытуют в этой местности. Опись 1872 г. подтверждает этот факт.
В 1907 г. часовню заменяют на новую. «
Часовня при церкви во имя Св. муч. Параскевы, деревянная, на тесанном каменном фундаменте, обшита тесом и окрашена серою масляною краскою, длиною часовня 3 сажени, шириною 3 сажени, высотою до карниза 2 сажени, всех окон 2, высотою 3 аршина, шириною 2 ½ аршина, дверь одна, глава на часовне одна. Часовня построена в 1907 г. Крепка, покрыта железом». Стояла часовня на противоположном берегу озера Песьво от существующего ныне храма Иоанна Богослова. От храма к часовне вёл деревянный мост через узкую протоку между озерами Песьво и Удомля.
- Церковные земли Иоанно-Богословского Удомельского погоста
На земельных планах середины XIX в. территории бывшего Параскево-Пятницкого монастыря значились принадлежащими Иоанно-Богословскому приходу. Очевидно, что их количество не позволяло заниматься там земледелием и их использовали под проведение
ярмарок. В документах
1910 г. указываются «
при часовне лавки торговыя, деревянныя, бревенчатыя, крыты деревом, длиной 48 сажен, шириной 1 ½ сажен, построены в 1895 г.». Они-то и изображены художником Н.М. Аксаковым. Аксаков точно передаёт и цвет часовни, которая у него также окрашена «серою краскою».
Так память о древнем монастыре и его храмах осталась на картине уроженца села Троица – древнего Иоанно-Богословского монастыря. Память, которая через столетия позволяет задуматься о судьбе и другой обители, располагавшейся на противоположном берегу – «монастырьке убогом Пятница Святая».
Денис Ивлев.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Сергея Андреева и Татьяну Петрову. Картина Н.М. Аксакова «Ярмарка в с. Троица» хранится в Удомельском краеведческом музее.
Источники:1. Новгородские писцовые книги, изданные Императорской археографической комиссией. Т. 6. СПб, 1910. Часть III. Книга Бежецкой пятины.
2. Ступкин Е.И. Встал монастырек ново. Из истории Вышневолоцких монастырей. Вышний Волочёк: Ванчакова Линия, 2009.
3. Неволин. С. 335.
4. Вотчинной конторы по Новгороду Писцовая 7091 года книга. Книга Бежецкой пятины Тверской половины письма и дозору Фёдора Ласкирева да подьячего Ильи Иванова 791 году// РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 964.
5. Вотчинной конторы по Новгороду Писцовая 7091 года книга. Книга Бежецкой пятины Тверской половины письма и дозору Фёдора Ласкирева да подьячего Ильи Иванова 791 году// РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 964.
6. Книга Бежецкой пятины Тверской половины письма и дозору Игнатья Харламова 134 и 135 гг.// РГАДА. Ф.1209 Оп. 1. Д. 305.
7. Погост Удомельско-Богословский// Тверские епархиальные ведомости. 1901 г. № 17, от 1 сентября 1901 г.
8. Ведомость Вышневолоцкаго уезда Удомельского Богословского села о священно и церковнослужителях и их детях и о прочем учиненная 1782 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16101.
9. Переписная книга Бежецкой пятины Новгородского уезда переписи Н.А. Зюзина, 1646 г.// РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 985.
10. Дело о приписке бываго Троицкого девича монастыря деревень в приход Удомельского Богословского погоста// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2045.
11. Татьяна Петрова. Озеро Удомля. Удомельский Параскево-Пятницкий монастырь. Интернет:
https://miraclelake.blogspot.com/2018/05/blog-post.html.
12. Дело о приписке бываго Троицкого девича монастыря деревень в приход Удомельского Богословского погоста// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2045.
13. Дело о построении Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте каменной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2058.
14. Дело о разобрании Вышневолоцкого уезда в Удомельском Богословском погосте ветхой во имя мученицы Параскевы деревянной церкви// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2072.
15. Опись Иоанно-Богословской церкви и ея имущества в погосте Удомельском Богословском Вышневолоцкаго уезда Тверской епархии. 1872 г.// ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 18965.
16. Дело о дозволении построить иконостас и освятить придельный храм в Удомельской Богословской церкви Вышневолоцкого уезда// ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2082.
17. Страховые ведомости церквей Вышневолоцкого уезда, 1910 г.// РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041.