Уважаемые коллеги! Мне по программе развития туризма поступили предложения, среди которых значится издание тех или иных книжек. О подобном же писал в Удомельской газете Виноградов - что хочет издать книгу о Роборовском и чтоб ему дали на это денег. Я задавал этот вопрос при встрече Чернигину, он сказал: мы предлагали купить у него часть тиража, но он не соглашается. Он хочет, чтобы мы перечислили в его Фонд (некоммерческую организацию), но мы так не можем. Сейчас мне сообщили о подготовке буклета об Удомле, который будет распространяться бесплатно, значит, будет издан за счет бюджета. Т.е. это распространенное явление, по крайней мере в относительно богатой Удомле. Кстати, когда я издавал карту района, то ни у кого денег не просил - издал на свои, и ещё и заработал на этом. Т.е. если издание нужно людям, то ему не нужны "костыли" дотаций.
Так вот, когда мне предлагают включить в программу финансирование бюджетом каких-то изданий, то мне кажется принципиально важным форма финансирования.
1) Самый правильный вариант, на мой взгляд, это когда автор издает краеведческую книгу сам, а бюджет просто покупает часть готового тиража для школ и библиотек.
2) Вариант дотаций - самый распространенный почему-то у нас. Это когда бюджет платит автору деньги, а автор за счет этого продает свою книгу по цене ниже себестоимости - на мой взгляд, это неправильно. Бюджет платит, но не получает ничего - это нормально? Бюджетная дотация всем подряд, в т.ч. тем, кто может купить книгу и за 1000р - это нормально? Наконец, насколько автор снизит за счет дотации цену - целиком на его совести и не подконтрольно никому - это нормально для бюджетных затрат? (Поясню последнюю мысль примером. Допустим, издание некоей книги стоит 250 тыс руб за 1000 экз, т.е. по 250р за штуку. Бюджет дает 100 тыс., теоретически автор должен отдавать её оптом по 150р за штуку. А если он станет её реализовывать по 200р, то получит выгоду в 50.000р, т.е. бюджет профинансирует автора.)
3) Теоретически возможен вариант продажи авторских прав. Это если автор написал что-то, но у него нет денег на издание рукописи и он не хочет брать кредит в банке (ну, может, не верит, что его книга будет нужна людям по такой цене), то он может предлагать бюджету продажу своих авторских прав на рукопись. Это форма хоть и не лучшая, но оправданна хотя бы тем, что бюджет может издать книжку хотя бы для школ и библиотек, не для продаж. Хотя вряд ли станет это делать.
4) Наконец, мы в дискуссии с Дмитрием пришли к четвертому варианту - гранту под написание, издание книги на заданную тему и поставку части её тиража для муниципальных нужд. Например, приближается юбилей какого-то объекта. Бюджет может запланировать грант на написание, издание и закупку части тиража на заданную тему. Например, тот же Роборовский. Посчитали потребность школ + библиотек + на награждения, это нужный местной администрации тираж. Допустим, 200 штук. Определили, сколько готовы на книгу вложить. Допустим, по 300р. Запланировали грант на 200*300=60 тыс руб. Объявляют конкурс и его условия. Выигравший его автор получит возможность, добавив своих денег, издать свое творение большим тиражем, при этом у него снизится потребность в капитале для вложения в это дело и не повысится себестоимость (как если бы он сокращал тираж из-за нехватки капитала), и получит гарантированный сбыт части тиража.