Алексей Крючков » 30 дек 2020, 00:07
Дочитал я книгу Королёва "В надежде дружеской".
Эти две его книги - очень разные. "На тихой Ворожбе" - почти документальная, там он от первого лица пишет о местах и людях, что сам видел, а историю лишь вскользь упоминает. Вторая же ("В надежде...") - художественная, на тему более далёкую от автора, которую он знает хотя и неплохо, но ... всё же неполно и устарело. В целом книга добрая, добротная, для широкого круга читателей будет даже поинтереснее и полегче, чем иные научные изыскания по истории... Но коли читатель знает историю, то ошибки и неточности очень сильно бросаются в глаза! Например, миф о самоубийстве Лидии Милюковой (Сафоновой - Левенталь во втором браке) в 35 лет после гибели Сороки... И хоть автор и пишет про "народную молву", которая якобы и доныне "упорно связывает" чего-то там, но по моим наблюдениям, "молва" эта - вовсе не от местных жителей исходит, а скорее от заезжих писателей и журналистов (начиная с В.М.Сидорова), которым хочется написать чего-то эдакое, "душещипательное", "шоп слезу вышибало"... Вот и выдумывают, талантливо... ((
Где должна проходить граница между свободой творчества автора и вредом от выдумок, вольно или невольно искажающих исторические факты?
Вот, действительно интересная параллель: Григорий Сорока у Милюкова и Ларион Дмитриев у Венецианова. Первого все жалеют (и справедливо), ведь талант, ведь такая чувствительная душа на автопортрете!!! Хотя его даже не высекли тогда, а приговорили всего лишь к 3-дневному аресту! А Лариона - высек собственноручно Венецианов (по показаниям художника из материалов уголовного дела из Тверского архива)! И что, как Королёв изображает Лариона в своей повести? Жадным, вороватым, завистливым, потерявшим голову от любви и потерявшим благодарность к своему благодетелю-барину? Так ведь точно так же отзывался барин - Милюков и о Григории Сороке!!! А ведь и у Лариона есть потомки... И "поклёп", даже если нет иска пострадавших, всё равно остаётся клеветой...
Поэтому я затрудняюсь решить, допустимо или нет "художественное творчество", искажающее истину, в отношении реальных людей, живших ещё недавно... Лично мне раскапывание подлинных фактов доставляет гораздо больший интерес, чем чтение чьих-либо фантазий, которые часто далеки от истины... Хотя я вполне допускаю, что для читателей не искушённых, которым надо чтение попроще, эта книга будет более простой формой знакомства с жизнью Венецианова и его учеников, чем скучные занудные книжки местных краеведов, пытающихся нравоучительно рисовать картину сусального ангела, любившего крестьян, заботившегося о них всю свою жизнь, рисовавшего их, но вот почему-то так и не отпустившего на свободу ни одного из собственных крепостных, а продававшего их (даже разделяя семьи), сдававшего в рекруты, сёкшего (хоть, может, и единожды - не знаем сего достоверно)... И у которого дворовые девки рожали незаконнорожденных детей регулярно, а он их так и не выдавал замуж...
Подлинная история гораздо интереснее всяких выдумок! Потому что выдумывает историю - одна голова (и то подчас не самая умная), а подлинную историю творят многие люди, исходя из разных интересов, мотивов, из разного понимания друг друга... И потому историческое расследование чем-то близко к детективам - другому популярному жанру. Да ещё и интереснее его, ибо любой детектив - выдуманная история, а историческое исследование - история подлинная, всамделишняя! И отгадки заранее - никто не знает!
Посему я пришёл к такому выводу (лично для себя): Анатолий Королёв - хороший краевед и талантливый писатель. Но вот книга его "В надежде дружеской" больше подходит для детского чтения, для первого знакомства с Венециановым - без пафоса и нотаций, просто, душевно, по доброму... А для детей книжки и должны быть добрыми и простыми, как русские народные сказки (а не как современные мультики - ужастики). Для детей и им подобных взрослых. Как первый уровень познания.