Глава «Обстоятельства гибели художника».Борис Константинович молодец, что изучил в архиве дело о гибели художника. Действительно, многие пишут книги, не изучив документы – им некогда (правда, это отчасти касается и самого Б.К., не изучившего РС, МК и ИВ).
Автор
пишет, что «
перед въездом в Поддубье с северной стороны располагается ровное поле». Это не совсем верно. Старая дорога из Займище всё же имеет там участок заметного уклона в начале балки, в которой в самой усадьбе располагается пруд. Вот на фото ниже я стою на старой дороге в конце этого спуска, какое же это "ровное поле"?
Важно указание в материалах следствия о наличии ворот на въезде в усадьбу - было обо что удариться!
Ну и надо учесть, что в 19-м веке границы усадьбы располагались намного севернее, чем сейчас. На карте Менде показан зелёный квадратик севернее усадебного дома.

- Поддубье на одновёрстке Менде
Причём, эта северная часть усадьбы сохранилась до 1920-х годов и отражена на карте того времени! (Источник - исследование Салимовых по истории имения Поддубье - см.
http://putnik.ru/dosug/poddub/4.asp)

- Карта 1922г с планом разверстания земли имения
А вот насчёт якобы задержки на неделю с посылом за врачом и приставом – есть вопросы к автору. Он, похоже, сам путается во времени. У него получается, что управляющий Поддубья Щербаков только 11-го числа «
запросил прибыть в Поддубье… пристава», и в то же время, далее пишет, что в тот же день уже по полученному донесению пристава Васильева Вышневолоцкий суд создал комиссию… Возможна ли такая скорость? Допустим, в 8 утра Щербаков пишет приставу, довезти бумагу до пристава (д.Слободка) на лошади нужно минимум часа 2, на сборы пристава – ещё минимум час, два часа доскакать ему до Поддубья, час ознакомиться с ситуацией и написать бумагу в суд, это уже 8+6=14 часов. Далее эту бумагу надо доставить в Волочек, 78 км, это на лошади часа 4. Суд должен был получить её не ранее 18 часов, время уже не рабочее. Похоже, автор сам запутался в датах, как запутался ранее в числе крепостных душ. Я думаю, не было никакой недельной задержки с извещением пристава. Пристава известили сразу, в день гибели, т.е. 4-го. Тут надо бы просто перепроверить материалы дела, может, Виноградов дату рукописную плохо разглядел.
Далее. Сам факт проведения следствия по факту гибели Виноградов считает доказательством убийства. Но следствие вполне объяснимо, ведь свидетель гибели был один! Поэтому и надо было исключить вероятность убийства.
Виноградов удивляется, почему Григорий в показаниях не написал про удар о ворота. Но Григорий написал, что «
был выкинут на землю без чувств»! «Без чувств» - значит, потерял сознание на время, т.е., вероятно, получил лёгкое сотрясение мозга. Как человек, находясь в обмороке, может одновременно что-то наблюдать и запоминать?
Утверждение Виноградова о том, что удара о ворота не было, ничем не обосновано (так же, как и обратное утверждение, что удар – был). Можно писать только о том, что сие достоверно не известно. Ушибы могли быть о землю, о камни на земле, о копыто лошади, о детали саней...
В любом случае, по результатам вскрытия видно, что
непосредственной причиной смерти были не сами удары по голове, а спровоцированное ими
кровоизлияние в мозг (инсульт), что в те времена называли «апоплектическим ударом». Инсульт же является следствием медленно и постепенно развивающегося атеросклероза сосудов головного мозга. Ранее у Венецианова уже был инсульт (письмо Милюкову №23 от 23.01.1837г: «
…24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду [кровь] пустили, от роду первой раз, и надобья в рот влили. Дня через два-три я глядь – ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так.» Описана потеря сознания с последующим параличём одной половины лица – типичная неврологическая симптоматика при лёгкой форме инсульта. Плохо, когда медицинские выводы начинает делать геолог! (( С таким же успехом инсульт могло вызывать что угодно: стресс, алкоголь, подъем артериального давления… В данном случае был и стресс, и ушибы головы.
Далее автор выдумал, что якобы отпевание было произведено в Дубровском, хотя записано оно в МК Поддубья и все 4 священнослужителя, проводивших отпевание – местные. Основания для такой версии я не вижу совершенно, поэтому это очередная выдумка автора.

- Фрагмент МК с.Поддубья за декабрь 1847г с записью об отпевании А.Г.Венецианова
Виноградов удивляется остановке повозки за 600м до Поддубья и выдвигает предположение, что именно на этой остановке Ларионов его и убил. Но причин остановок может быть масса. От «пописать захотел» (о чём, естественно, не стали писать в протоколах) до действительно проверки упряжи перед спуском с горы. Автор – водитель, и что он, никогда сам не останавливался в дороге?
Про то, что Ларион, по рассказам дочери, якобы видел, как повозка неслась, я так скажу. Дочь пересказывала не то, что видела сама, а чужой рассказ, да ещё через 20 лет, после того, как его услышала. Она могла что-то не так понять, забыть, напутать, досочинить… Устная информация спустя время искажается почти всеми людьми, поэтому она – не надёжна. Автор, сам ранее раскритиковав дочь за неточности в её мемуарах, тут вдруг принимает её слова за 100% достоверные и делает по ним свои выводы, исходя из тонкостей формулировок. Где логика? Поэтому её мемуары о гибели художника я бы вообще исключил из списка свидетельств.
Про «сломанную руку» - вообще её явная выдумка. Врач при вскрытии безусловно отметил бы это в протоколе! А этого – не было.
Про утверждение Виноградова, что при волочении тела по дороге за санями удары пришлись бы в теменную, а не в лобную часть головы – хочется спросить автора: с чего вы это взяли? Вы – судмедэксперт? Исследовали сотню переворотов саней? Почему уверены, что все должны падать только строго головой вертикально вниз?
То же касается и утверждения Виноградова, что выкинуть из повозки обоих должно было одновременно. Центр тяжести кучера находился выше центра тяжести седока, поэтому его положение и оказалось менее устойчивым - это же законы физики!
«
Вдоль дорог по обеим обочинам не бывает никаких предметов (препятствий), о которые можно было ударится». Тоже спорное утверждение! Валунов в нашей местности полно! И стаскивают их как раз с полей к дорогам. Посмотрите фото Юренева – 3 камня видны у дороги, из них один – непосредственно на обочине!
Кроме того, человек мог удариться при падении о копыто лошади, о деталь саней, да просто о землю! Люди иногда на ровном месте падают, и умирают от удара. А тут – начало декабря, снега ещё мало, поэтому смягчить удары ещё нечему.
Утверждение Виноградова о том, что художник якобы не мог схватить вожжи, выроненные кучером, тоже лишены оснований! Вот рисунок саней с тройкой, видно, что возница держит вожжи не за самый их кончик, а они ещё спускаются петлёй вниз, имея запас длины - с метр. Поэтому седок вполне может дотянуться до них и уцепить, если ямщик свалится.

- Тройка с санями. Ямщик стоит, держа вожжи не за край, их продолжение спадает вниз. Седоки близко.
Рассказ Д.С Кузнецова о находке тряпки, пропитанной медвежьим жиром, - очень не надёжный источник. На уровне народных легенд. Кузнецов не был свидетелем этой находки, не указал конкретного человека, кто её нашёл. Как народные легенды это изучать можно, но как доказательство – нет.
Глава «Мотивы убийства». Однако, главное даже не это. По гипотезе Виноградова, убийцей являлся Григорий Ларионов. А каким мог бы быть
мотив убийства у него? Для исследования мотивов давайте изучим биографию Григория Ларионова.
Записи о рождении Григория Ларионова в МК мы не нашли. Возможно, он был крещён не в Дубровской церкви.
В РС
1811г помещицы А.В.Шульгиной он упомянут в возрасте 5 лет, как живущий в д.Максихе в семье 23-летнего крестьянина (ещё не дворового!)
Назара Лукьянова, которому назван племянником! Женщины в той ревизии не упоминались, поэтому о матери его мы там ничего не видим. Получается, что он родился примерно в 1806 году. То есть, был на 16 лет старше Лариона Дмитриева (второго подозреваемого Виноградовым). Это разные поколения, поэтому друзьями они быть не могли, и близкими родственниками они тоже не были.
В ИВ
1812г под №140 в д. Шишелово описан двор крестьянина помещицы Анны Шульгиной – Дмитрия Кондратова. В числе членов семьи указана сестра хозяина - Дарьи Кондратова и её сын Григорий Ларионов 5 лет.
В купчей
1815г Григорий Ларионов также упомянут живущим в Шишелово, в доме своего дяди – Дмитрия Кондратьева.
По исповедкам тех лет мы узнаём, что мать Григория,
Дарья Кондратова, была солдаткой и потому была лично свободна (не была крепостной).
Отца Григория удалось найти в ИВ 1805г, в числе дворовых княгини Шаховской в сельце Трониха, где перечислен
Ларион Борисов 25 лет и его жена Дарья Кондратьева, 24 года. Их сын Григорий ещё не родился. Таким образом, Назар Лукьянов не был дядей Григория по отцу! (Если, конечно, священник не ошибся с отчеством Лариона.) Отец Григория Ларионова был сдан в рекруты между 1806 и 1811г, поэтому его сын (Григорий) остался крепостным, в отличие от жены.
С 1818 по 1820-й год (с 12 до 14 лет) Григорий на исповеди не является, возможно, потому, что уже живёт не с матерью, а дворовым мальчонкой в Тронихе (где он появляется по ИВ с 1821г). Почему такое предположение? Потому что мы заметили, что дворовые вообще чаще пропускали исповеди, особенно в молодом возрасте. Позже он пропускал исповедь и в 1830г, поэтому говорить о его повышенной религиозности (как утверждает Виноградов) – оснований нет.
Таким образом, Григорий Ларионов с раннего детства (как минимум, с 5 лет) – полусирота, не имевший ни родного дома, ни родных братьев и сестёр, не помнивший своего отца… Жил с матерью сначала у одного дяди, потом у другого, а с 15 лет – уже работает дворовым у Венецианова в Тронихе, будучи разлучённым с матерью. И хотя мать его, благодаря статусу солдатки, стала лично свободной, но сам Григорий остался крепостным, и это тоже не могло не давить его психику. Хотя и для матери эта свобода, в отсутствие собственного дома и мужа рядом, вряд ли приносила радость – прокормиться женщине с ребёнком одной тогда было трудно. Поэтому и жили они у родственников, как приживалки… Не слишком радостное детство.
Обычно такие дети, полусироты, вырастают замкнутыми, как детдомовские. Но Венецианов оставил нам собственноручную краткую характеристику этого Григория. В письме №39 от 24.04.1842г он упомянул своего кучера такими словами: «
Григорий по доброте своего сердца никому не может отказаться услужить, вот его и завалили подмётками до того, что он потерял время и накормить и напоить животных, а сами они глупы.» Григорий тут по контексту явно – кучер, который отвечает за коней.
Возможно, поначалу Григорий был поселён барином в семье своего родственника – Назара Лукьянова (в исповедках дворовые перечислены не по семьям, а общим скопом).
В исповедках
1824г он отмечен, как находящийся
в бегах (ему было тогда 18 лет). На следующий год вновь появился, и так и продолжал служить дворовым.
В Ревизии
1834г мы видим его, 28-летнего, живущим в семье
Анны Никитиной 40 лет с её тремя незаконнорожденными дочерьми (Богдановыми) – Петром 16 лет, Марией 13 лет (будущей женой Григория) и Ириной, 2 лет. И с ними же в семье живёт 37-летний вдовец Антон Денисов 37 лет – наиболее вероятный отец незаконнорожденных детей Анны.

- Фрагмент Ревизской Сказки 1834г с записью о семье Анны Никитиной
Получается, что Григорий ряд лет жил со своей будущей женой, как с сестрой, в одной семье. Возможно, даже с самого рождения Марии! Хотя кровными родственниками они не были, поэтому их брак и оказался возможен.

- Схема родственных связей
Женился Григорий необычайно поздно – в 33 года (17.07.1839) – это самый поздний первый брак у крепостных Венецианова. (Как я
писал ранее, что средний возраст первого брака для женихов у Венецианова был 22 года.) Почему? Об этом можно только гадать. Дворовым вообще помещики старались всячески тормозить браки, но обычно это чаще касалось женщин, тут же холостяком ходил мужик, лишая барина «приплода»… Но такой поздний брак может косвенно свидетельствовать нам о том, что темперамент Григория не был очень горячим, иначе замучил бы барина своим хождением по девкам и барин сам бы его поскорее женил, «с глаз долой».
Разница в возрасте жениха и невесты тоже оказалась максимальной - целых 16 лет (ближайшие по величине разницы в возрасте для первого брака – 8 и 7 лет, хотя для второго брака вдовцов – есть браки с разрывом и в 15 и в 13 лет). В общем, этот брак – самый нестандартный среди всех браков крепостных Венецианова.
Кстати, поручители по жениху при свадьбе были двоюродные братья жениха по матери, с которыми он жил вместе в одном доме как минимум с 1815-го года (купчая) по 1817 (ИВ).
Как считают многие, жена Григория (Мария Богданова) позировала Венецианову для картины «Туалет моей Дианы» о которой он упомянул в письме к Милюкову (№52 от марта 1847): «
В сельской жизни, кажется, необходимо какое-нибудь занятие для держимости умственной способности, а без него и загнить или отпустить бороду, лапти надеть.» Речь идёт о необходимости какого-то увлечения, необходимого в обстановке бездействия, и в данном случае (учитывая характер картины) увлечение это было не только творческим, но и эмоциональным.
В пользу этого говорит такой факт, что 06.10.1841 у Марии родился сын, которому при крещении почему-то вдруг дали совершенно необычное для крестьян имя – Модест. При этом воспреемниками при крещении этого сына были сам Алексей Гаврилович Венецианов и его дочь Филицата! Это и даёт основания предположить, что настоящим отцом этого ребёнка был не Григорий, а сам Венецианов, хотя утверждать это доподлинно мы, конечно, не можем. Кстати, об этом рождении упомянул и сам Венецианов в своём письме Милюкову №29 (с.100): «
Я хотел в Волочёк посылать вчерась, но у Григория моего сын родился.»
2.08.1844 у Григория и Марии родился сын Максим (воспреемниками были крестьяне), который весной 1845г умер.
15.05.1847г у Григория и Марии родилась дочь Елена (воспреемники – крестьяне), которая в том же году померла.
Таким образом, к моменту гибели Венецианова бывшему полусироте Григорию - 41 год, он работает дворовым кучером у барина, женат, имеет 6-летнего сына Модеста (возможно от помещика), добрый по натуре, не слишком религиозен.
Так каковы же могли бы быть мотивы убийства у него?
1) Месть за «расправу» с Ларионом Дмитриевым? Но Ларион не был ни родственником, ни другом Григория – между ними 16 лет разница в возрасте. «Расправа» выражалась в 15 ударах плетью – больно, обидно, но не смертельно. Не настолько, чтобы за это – убивать, что является смертным грехом для христианина. Ну и, наконец, с момента «расправы» прошло 4 года – русский человек не злопамятен, чтобы на такой долгий срок затаить зло и втайне готовить месть.
Про «запоротого насмерть» Лариона Дмитриева – вообще выдумка Виноградова! Ларион пережил этот конфликт и был сдан в рекруты в 1850г.
2) Месть за Савелия Семёнова? Но вину барина в смерти Савелия Виноградов выдумал на пустом месте! Единственное «обоснование вины» барина заключается у Виноградова в том, что Савелий повесился через несколько недель после возвращения барина в Сафонково. Не слишком ли «натянуто» обвинение на пустом месте?
3) Про конфликт с Плаховым – вообще непонятно, что имел в виду Виноградов. За что Григорию было убивать своего барина за конфликт того с другим барином, совершенно чужим для Григория??
4) За «оскорбление религиозных чувств», выражающееся в том, что икону Богородицы Венецианов написал с жены Григория? Но Григорий не был чересчур верующим, о чём свидетельствуют неоднократные пропуски исповедей им.
5) Ревность за то, что барин жил с женой Григория? Если б Григорий имел кавказский темперамент и убил бы барина «по горячим следам» - это ещё могло бы быть. Но Григорий не женился до 33 лет, так что горячим темпераментом не обладал. Возможно, вообще его брак с Марией произошёл не по инициативе Григория, а по инициативе самого барина, желавшего замаскировать свои отношения с Марией. Во всяком случае, с момента рождения Модеста прошло 6 лет – при ревности столь долго не ждут мести, ревность горит быстро.
В общем, никаких серьёзных мотивов для убийства Григорием Венецианова я не вижу. Сама версия имеет право на существование, раз свидетелей гибели художника не было, но доказательств надёжных автор не смог представить.
Якобы цитата судмедэксперта (в кавычках) на с.193 является на самом деле словами самого автора (сравни с цитатой на стр.186), смысл заключения судмедэксперта при пересказе был
искажён автором. Фактически это фальсификация чужих слов (раз они взяты в кавычки), думаю, по невнимательности Бориса Константиновича.
Картину предполагаемого убийства Виноградов рисует нереальную для простого крестьянина – это ж каким надо быть профессиональным киллером, чтобы так рассчитать силу удара поленом по голове, чтобы при этом не перестараться (не проломить череп жертве), но и не ударить слишком слабо (иначе барин остался бы жить)? Профессиональный убийца, наверное, смог бы так рассчитать силу удара, но не тёмный крестьянин.
Ну, дальнейшие выдумки Виноградова о «заговоре молчания» - комментировать не хочется. У нас многие краеведы очень любят фантазировать, но всё это очень похоже на народное мифотворчество, да по сути, и является таковым.
Благодарю за помощь в поиске и чтении МК, РС и ИВ Татьяну Петрову, Владимира Крутова и Игоря Космакова.