В этом году что-то не складывалось с поездкой 19-го изначально... Сначала от поездки отказалась Галина Дмитриевна - сын купил ей путёвку в санаторий на эти дни. Потом Андрей Соловьёв сообщил, что не сможет. Потом не смог Денис Ивлев, Воронцов, Виноградов, Сайгина... Перед поездкой испортилась погода. Добринская сообщила, что Алевтина Яковлева (одноклассница поэта) легла в больницу... И в день поездки разболелся Ступкин. Ну бывает такое - волны удачи или не удачи, тут не надо ни впадать в эйфорию (при удаче), ни падать духом (при неудаче), это надо просто спокойно пережить...
Но мы всё-таки поехали, и доехали. Втроём (в этот раз к нам впервые присоединился Сигниенков Анатолий Семёнович, бывший журналист, ныне пенсионер).
Дорога на Осечно в этом году разбомблена тяжеловозами, объезжающими разрушающийся железнодорожный путепровод в Волочке. В 10 в Осечно у кладбища встретили микроавтобус из Вышневолоцкой библиотеки с детьми - молодцы, приезжают, привозят, поддерживают огонёк памяти о поэте! Мы тоже сходили, возложили цветы к могиле, затем зашли в храм к о.Андрею, и поехали в Сосновицу - всё же это - родина поэта, а 19-е - день его рождения, а не смерти!
В Молдино встретились со Смирновой, узнали, что Удомельская библиотека провела своё мероприятие в Молдино 16-го. На родину поэта они не ездят никогда, им это, видимо, не интересно. Поэтам удомельским это тоже, похоже, не интересно - одно дело стихи сочинить, посвящённые коллеге, и совсем другое - оторваться от привычного стула и куда-то поехать, да ещё если туда - не везут даром... Это выше возможностей обычного поэта )).
Как написал об этом сам Владимир Николаевич:
"Мы слова говорить умеем!
Облекаем в любой объём...
Обещаем - что не имеем,
Что имеем - не отдаём..."
Ну вот, кроме слов - ничего и не умеем ))
Зато слов - много! А теперь ещё и фотоотчёты с мероприятия! ))
О, отчитаться для бюджетного руководителя - первое дело! Чтобы, не дай Бог, не сократили финансирование на его отдел!
Он чем-то напоминает нищего, стоящего на паперти, и жалобно смотрящего на всех, подающих милостыню: не откажите, братцы! Дома - дети не кормленные...
За него, униженного такого, и стыдно, и жалко его одновременно! И надо бы ругать за убогость такую, и - язык не поворачивается...
Жалуются на жизнь, на низкую зарплату, на страх потерять работу, но именно они на выборах "обеспечивают" "нужные" итоги голосования, именно они являются тем самым "административным ресурсом", сохраняющим нынешнюю несправедливую власть...
Да, довели их, бедных, конечно! Дрожат, чтоб не сократили, глядят подобострастно в глаза начальства, как собачка Каштанка на своего пьяного хозяина, услужливо виляя хвостом... Не от хорошей, понятно, жизни... И всё же... Всё же... Где самоуважение в людях? Мне вот не представляется, чтобы Владимир Николаевич (тоже работавший библиотекарем и тоже переживший бедность) вот так же унижался: "Чего изволите?" Собственно, об этом он и писал в свои осечновские годы...
... И всё время держали на мушке
За стихи, заимевшие власть.
В стойле не было даже кормушки,
Чтобы смог я насытиться всласть.
Вольнодумцев считали за пугал,
Мерзко тешились со стороны,
Загоняли порой в пятый угол,
Где всего-то четыре стены.
Сколько судеб растоптано было
Время их закрывало внакрой,
У иных ни креста, ни могилы,
Только горькая память порой.
(из неопубликованного)Да только кто это услышал? Про беззубые цветочки-грибочки - это пожалуйста! Это цитируют, на всех "мероприятиях", ему посвящённых. Но - и только об этом! О самоуважении - ни-ни!!! Как можно ТАКОЕ?!!!
Но, повторюсь, хорошо хоть то, что хоть выхолощенного Соловьёва, но - помнят, поддерживают свечу памяти о нём... А там, может, кто захочет и сможет, и до большего дочитается, но - сам уже... И приедет. Сюда, в Сосновицу.
Вот с такими благостными мечтами я и повернул из формально-показушного Молдино на грунтовую дорогу туда, откуда всё началось...
Сразу за Михайлово дорога без указателя, в никуда, стала разбитой, в ямах... Такого не было во все предшествующие годы! Автобус, как бывало в прошлые годы, здесь сегодня уже не смог бы пройти (хотя по объезду через Климатино - с трудом, но пропоз бы, как мы узнали позже).
В Сосновицу прибыли вовремя - в 12 с минутами. Дождя не было, несмотря на страшные тучи. У памятника нас ждала Ирина Фёдоровна, лавочки уже стояли, заботливо накрытые домоткаными половичками, и у памятника было полно живых цветущих цветов... И полянка была обкошена. Только вот яблонька на заднем плане оказалась сломанной - Ирина Фёдоровна пояснила, что пьяницы, жившие тут неподалёку, осенью сломали её, чтобы собрать яблоки с верхушки... О завтрашнем дне они не думали, у таких людей нет завтра, есть только сегодня... Жаль яблоньку!

- Сосновица, памятник на родине поэта Соловьёва
Было холодно (+11), дул ветер, поэтому программу пребывания в Сосновице пришлось сократить. Мы разложили походный стол, помянули поэта, прочитали несколько его стихов, я спел песню на гитаре, и на этом завершили памятную встречу.

- Фото на память. Фотографирует А.Сигниенков
Обратно проехали через Климатино (по совету Добринской) - дорога оказалась гораздо лучше!
Единственным полезным итогом встречи можно считать то, что я обнаружил отхождение таблички от камня - нужно срочно ремонтировать, сажать её на новый плиточный клей, потому что сейчас она держится на честном слове.
Что можно сказать в послесловие?
1) Сегодня поэт Соловьёв интересен лишь узкому кругу людей старшего возраста. Но интересен не в такой степени, чтобы они ездили на его родину. Ездят к Есенину, к Толстому, к Пушкину... К Соловьёву - не ездят. И, скорее всего, и не будут.
2) Администрация Удомельская, воспылавшая вдруг интересом к "развитию" туризма, в отличие даже от Вышневолоцкой администрации, такую интересную личность, родом из района, реально помнить не хочет. Если вышневолоцкая Рощина пытается делать праздники в Осечно, пусть не очень удачно, но пытается, то наша - даже и не трепыхается! Даже повесить указатель дорожный (даже не на Сосновицу, хотя бы на Михайлово) для них - даже мысли такой не возникает! ((
3) Учитывая то, как проводятся памятные мероприятия библиотекарями, когда они делаются "по долгу службы", а не от души, то я даже не знаю - плохо это, или хорошо? Ведь, как говорится, "доверь дураку Богу молиться - он лоб расшибёт", и отвращение от официоза может отбить всякий интерес к живому слову, да живого у них может и не остаться вовсе - всё будет выхолощено! ((
4) Ну а я - буду продолжать сюда ездить. Поскольку душе это приятно. И компания всегда собиралась хорошая. И проходило всё всегда очень душевно, без всякого официоза и формализма. Ну вот в этот раз - не удалось, и то - больше от погоды.
Поэтому в плохую погоду, как сегодня, поездки вполне можно и переносить. Ничего от этого страшного не будет. Раз для души, для удовольствия, то не должно быть и строгой привязки к дате - это всё же некая формальность.
P.S. А памятник мы теперь обязательно починим! И без всяких администраций! Как и сделали его.