Денис Ивлев » 06 май 2015, 08:48
Поход в самый труднодоступный монастырь бывшего Вышневолоцкого уезда начался, как ни странно в Афимьино. Мы заехали на поле с юго-западной стороны усадьбы с одним интересом: увидеть каменный арочный мост по березовой аллее, ведущей в усадьбу. Но, как оказалось, от моста уцелели лишь массивные камни основания арок, на которые уже в наше время положены бетонные плиты, а между ними пущена труба. Остальные камни моста лежали тутже в воде ручья, напоминая о некогда красивом сооружении из дикого камня.
Осмотрев остатки аллеи и моста, мы двинулись дальше по направлению в Выдропужск. Здесь у храма, мы постояли у склепа архитектора Чевакинского, почтив его память молчанием. При выходе с погоста, заметили в небе два грузовых военно-транспортных самолёта в сопровождении четырех истребителей, вслед за ними двигалась целая эскадрилья истребителей. Уже вечером, зайдя в магазин, мы увидели программу "Время", где показыали наши самолеты с дозоправщиками - они репетировали в небе над Москвой воздушную часть парада. Так вот, что это были за самолеты! Удачненько мы там оказались!
Вообще весь этот день удача нам благоволила, и с погодой повезло и находками тоже. В Выдропуске мы остановились в старом селе около моста Тверецкого бечевника. Это каменный мост-арка похожий на афимьинский, но только целый. Он был построен на бечевнике для перехода через ручеек, что вытекает из источника святого Георгия. Сам источник сейчас облагорожен и смотрится красивым дополнением к пейзажу храмовой горы, где в 15 веке была явлена Выдропусская икона Богоматери. От родника мы прямо по бечевнику двинулись дальше в сторону выезда из села на Спирово.
В Спирове в кабинете редакции районной газеты нас ожидал Владимир Смирнов - местный краевед. С нами он поехать не смог, т.к. сегодня должен был сдавать номер в печать. Но благословил нас в дорогу напутствием: "Все у вас будет сегодня удачно!" Что и случилось.
Дорога из Спирова до Олехново заняла немного времени. Мелькнуло за окном городище Воронье и место Введенского храма, здание церковной школы у погоста, затем сельцо Саково и деревеньки Вороньевского и Олехновского приходов. А вот и городище Олехново на Старобежецкой дороге и Крестовозвиженский храм, красный, как капля крови на фоне весенней зелени. Мы зашли в него, поклонились руинам и разбитому вандалами основанию престола главного алтаря. Обошли храм кругом и направилсь к фундаменту бывшей школы-семилетки, что располагалась с западной части храмового холма. Фундамент из красного кирпича кое-где сохранил гранитную облицовку и внушал уважение своими размерами. Вокруг школы растут кусты шиповника и столетние ели. Далее за школой следует болотина и начинается сама деревня Олехново, некогда входившая в состав прихода с. Осечно.
На рубеже прошлого столетия село выделилось в самостоятельный приход, а храм в Олехново, выстроенный на местные пожертвования, стал одним из самых молодых в уезде. Об осечновском периоде истории напоминала лишь деревянная Богочвленская часовня, что стояла в самой деревне.
Олехново - деревня дачная, живут тут только два дома, в один из которых мы и постучались. Вышел к нам местный охотник, на вид которому дать можно лет пятьдесят, хотя на самом деле ему 69 лет. Но груза своих лет он не чувствует, говорит, что только начал жить и еще совсем молод. Но то, что он рассказал нам, мало кто из стариков рассказывает. Первый наш вопрос о монастыре вызвал живую реакцию, что, мол, монастырь был, да разрушен в Смутное время, монахи же спрятав все свои сокровища в колодец бежали во Ржев. Стоял монастырь за Иленкой на горушке в местечке Троицкие хутора или Троица, как его называли местные. Место монастыря указала ему бабка, она же и придание про беглых монахов поведала. Ещё много рассказал нам местный охотник и о храме, назвав точную дату основания, придание о богомазе, о школе и жизни на селе. Информация от него помогла нам в дальнейшем путешествии.