Автор: Д.Л. Подушков.
Издательство: «Ирида-прос» (В.Волочёк).
Тираж: 1.100 экз., 2013, - 128 с., твёрдый переплёт, цветные иллюстрации.
Участие в финансировании книги приняли: Совет депутатов и администрация г. Удомля, Удомельское благочиние РПЦ МП и др.
Книга уже передана во все библиотеки города и района, в т.ч. школьные.
Пару лет назад на Волоколамском проспекте Твери я увидел красивый баннер: «Художник А.Г. Венецианов – гордость Тверской земли!» «В каком месте гордость?» - тогда подумал я. Ведь за последние два десятилетия в Тверской области не вышло ни одной книги о Венецианове, не считая маленьких брошюрок и редких публикаций в прессе. Надо ли говорить, что именно КНИГА – ОСНОВА ПАМЯТИ, а уже потом – памятники, музейные экспозиции и т.д. В Удомле в 2010 г. поставили памятник Венецианову – очень хорошо. Но памятник – это мумия, если нет ЖИВОЙ памяти. Где в Удомле можно увидеть репродукции картин великого русского художника? А нигде… Что можно увидеть в Дубровском-Венецианово? А ничего! А школы, клубы, библиотеки? Поколения за поколениями учатся удомельские дети в школах среди голых стен…
Между тем, значение А.Г. Венецианова в истории русской культуры ОГРОМНО: он основатель русского бытового жанра в живописи, русского пейзажа, крестьянского портрета... Один из первых он вышел из тесных академических рамок и стал писать Россию изнутри самой России.
Вышедшая книга не столько даже о Венецианове художнике, сколько о Венецианове – нашем земляке, о его удомельском периоде жизни.
Подвижник и благотворитель, создавший на свои скромные средства художественную школу и взрастивший целую плеяду талантливых учеников, часть из которых он выкупил из крепостной зависимости... С другой стороны — рачительный «эконом», внедрявший в сельское хозяйство прогрессивные методы хозяйствования; добрый и заботящийся о своих крепостных крестьянах хозяин; просветитель, в самом широком значении этого слова, который стремился давать своим крепостным крестьянам образование и сделал доступным здравоохранение…
В книге подробно описана жизнь Венецианова в Удомельском крае, раскрыта география Дубровского прихода времён Венецианова, состав и месторасположение соседних дворянских усадеб, биографии его друзей и соседей, обобщены сведения об удомельских учениках Венецианова: Г. Сороке, Ф. Славянском, И. Васильеве, Ф. Братском. Наряду с репродукциями картин, в книге опубликован уникальный материал: портреты соседей Венецианова, фотографии мест, связанные с его жизнью в деревне, карты местности…
В книге ВПЕРВЫЕ публикуются ряд портретов дворян Милюковых, которые предоставил именно для этой книги Государственный Исторический музей (Москва, Красная площадь). Портрет Н.П. Милюкова, хозяина крепостного художника Г.В. Сороки, соседа и корреспондента А.Г. Венецианова, Удомля и Тверская область увидит вообще впервые.
Книга продолжает серию книг о художниках, творивших на Удомельской земле – настоящем «Крае вдохновения» для целой плеяды блестящих русских художников.
Не смотря на то, что А.Г. Венецианов является одной из крупнейших фигур не только в русской живописи, но и в русской культуре вообще, места, в которых он жил и творил сегодня заброшены, могила художника мало посещаема даже художниками. Я рассчитываю, что настоящая книга побудит и местную, и российскую культурную общественность, власти всех уровней к бОльшему вниманию к этим священным для русской культуры местам, к созданию музея Венецианова в Дубровском. (Очень наивные мечты, не так ли? Это же вам не очередной блок КАЭС построить!)