Денис Ивлев » 13 апр 2014, 14:33
Алексей, смотря на какой период эти вопросы:) Политика по отношению к приходам за один Синодальный период церкви менялась часто, хотя определённые правила были общими для всех времён. Исторически в России сложилось, что приход и его здания и священников содержали люди, а не казна или епархия. Хотя государство поддерживало священнослужителей, отчасти и приходы (назначая, например, казённых архитекторов-наблюдателей при строительстве храмов). Но строились церкви и прочие здания полностью засчёт прихожан и жертвователей. Редко, участвовали лица императоского семейства, но так же как частные жертвователи. Не припомню, что бы за казённый счёт выстраивали храмы даже в столицах, хотя казна отчасти финансировала крупные соборы.
В нашей местности храмы строили чаще сами прихожане (назначив "строителя" церкви - грамотного крестьянина или помещика), для чего выдавались "Сборные книги", куда записывались все пожертвования. За сборной книгой следили ответственные лица, а ревизию там наводили староста и священнослоужители. При чём во всех вопросах в среде священнослужительского состава был совещательный голос: настоятель не имел права без совета творить что-либо на своём приходе. Живой пример в книге о Выдропусской со священником Никифором Афанасьевым. В свою очередь священнослужителей контролировало Духовное управление и Епархия.
Второй вариант строительства храмов - помещики. Но для построения храма они испрашивали разрешение у епархиального начасльства, самовольно храм никто не строил, иначе служить и освящать его не позволили бы. Примеры усадебно-приходских церквей в Ивановском Овсеево, Георгиевско-Чудинском погосте, Молдино, Поддубье и т.д., где храмы строились зачастую полностью на средства помещиков, но владели и руководили ими прихожане и причт. Есть пример пародоксальный - Алексейково, где храм и приход был выстроен всего лишь для одной семьи Ладыгиных. Они же и причт держали для себя. Но опять-таки это был особый приход, хотя здесь священники зачастую самовольно поступать не могли - решала всё помещица. Строили дворяне для себя храмы в усадьбах, именовались они домовыми, но обслуживали их священниики соседнего прихода, к которому сей храм был приписан. Так в приходе с. Быстрого имелась домовая церковь Неопалимой Купины в усадьбе Руднёвка. Хотя этот домовый храм имел особое здание, утварь и проч. Кстати, местный приход и епархия могли этот храм упразднить... Но по большей части помещики, заводчики и купцы строили и помогали своим приходским храмам, порой были и старостами, участвовали в приходском управлении, но приход был от них всё же независим. В нашей местности выстроенных правительством церквей не было, хотя были храмы выстроенные при поддержке императорской фамилии, так например на храм Петра и Павла в Вышнем Волочке император Павел 5000 серебром дал, но строивший храм город всё равно залезал в долги к Казанскому собору. В общем, ждём ответа от Павла Сергеевича, он больше моего знает по этому вопросу.