Алексей Крючков » 26 ноя 2013, 14:09
""Будничная редкость из Низовки
В Завидове по-новому прочитали Дрожжина
(В первоисточнике по ссылке статья стала не доступна.)
В музее Спиридона Дрожжина прошла научная конференция, посвященная 165-летию со дня рождения самого знаменитого русского поэта из народа. Его память увековечена в экспозиции, размещенной в доме, где жил Дрожжин и где собраны уникальные вещи, рассказывающие о его жизни и творческом пути. Важные дополнения к уже известным фактам из биографии поэта-пахаря были сделаны участниками состоявшихся чтений, гостями которых стали школьные учителя и внук «низовского соловья» Валентин Семенович Морев.
Как и многие другие явления русской культуры, поэзия Дрожжина до сих пор не вполне осмыслена научной общественностью. Внимание к этому самобытному поэту в советское время было вызвано политической необходимостью, поэтому его творчество трактовалось в «правильном» идеологическом ключе. Вместе с тем именно идеологический облик поэта-пахаря, который работал на периферии большой интеллигентской литературы, оказался лишен сколько-нибудь внятного осмысления; точнее сказать, такого осмысления в науке о литературе никогда не предлагалось. Как известно, произведения Дрожжина имели довольно долгую и довольно успешную (на первый взгляд) издательскую и читательскую судьбу. Несмотря на это, полного собрания сочинений поэта до сих пор нет, хотя для уяснения своеобразия его творческой манеры прежде всего необходимо иметь полное представление о составе его литературного наследия. Об этом говорилось в самом начале конференции. Об издании собрания сочинений Дрожжина рассказали участники проекта Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Тверской области – доктор филологических наук, директор научно-исследовательского Центра тверского краеведения и этнографии Михаил Строганов и кандидат филологических наук, корреспондент «ТЖ» Евгений Петренко.
Михаил Строганов обратил внимание на текстологию произведений Дрожжина, которой, как оказалось, никто никогда в общем-то не занимался. На примере очень известного, раскрученного стихотворения «Родина», написанного в 1871 году, автор доклада показал, как менялось его содержание от первой редакции до четвертой, появившейся в 1906 году.
– Дрожжин пишет оптимистическое, даже задорное стихотворение, – говорит исследователь. – Но такое бодрое, оптимистическое произведение появилось вовсе не в 1871 году, а только через 46 лет, после революции 1917 года. И это хорошо видно при анализе сохранившихся вариантов, которые показывают, как Дрожжин движется от понимания безысходности и бесперспективности жизни Родины в первых вариантах к осознанию светлого будущего и чаянию надежд в последнем. Связано это было с общим переходом поэта от народного пессимистического взгляда на общественную жизнь к интеллигентскому оптимизму, к вере, что социальные перемены могут изменить жизнь каждого отдельного человека.
О рукописных источниках собрания стихотворений Дрожжина рассказал Евгений Петренко, отметивший, что сохранилась рукопись поэта, озаглавленная «Варианты, заметки и примечания к Стихотворениям С. Дрожжина 1866—1904—1907—1920 гг. и последующих годов, сделанные автором вначале к приготовленному в 1920 году к печати 4 издания полного собрания Стихотворений в 2-х томах, или 4-х». Сейчас она хранится в фондах Дома-музея поэта в Завидове и является ценнейшим источником. Все дело в том, что в этой рукописи, подготовленной в настоящее время к печати, Дрожжин записывал свои стихотворения, указывал место и время их создания, а также приводил варианты текстов, многие из которых, как мы уже видели на примере «Родины», на протяжении жизни он неоднократно переделывал. Как рассказал исследователь, рукопись содержит более тысячи произведений. По сути, она представляет собой авторский проспект собрания, не учитывать который в современной научной и издательской практике просто нельзя. Кроме того, по тексту «Вариантов и заметок» можно судить о характере творческой работы Дрожжина, произведения которого вошли не только в историю русской литературы, но и в историю музыки.
Кандидат искусствоведения, преподаватель Тверского музыкального колледжа Нина Дроздецкая давно занимается музыкальной библиографией Дрожжина, и на конференции она поделилась с коллегами и гостями своими наблюдениями. В частности, Н. Дроздецкая рассказала, что причиной большого внимания композиторов к стихам Дрожжина была их мелодичность: он не просто сочинял их, он их напевал, то есть музыкальность изначально присутствовала в его творческом процессе. Музыку на стихотворения Дрожжина писали такие тверские композиторы, как Федор Лашек и Сергей Любский, а Георгий Юренев составил музыкальную библиографию поэта. Надо сказать, что Дрожжин был знаком с Лашеком и, бывая у него в гостях в Твери, читал ему свои стихи, а композитор, по свидетельству Юренева, «тут же садился за фортепиано и перелагал услышанное на музыку». Песни и романсы эти предназначались для исполнения в домашнем быту либо для небольшого хорового коллектива.
Свои краеведческие изыскания также представила доктор филологических наук, профессор ТвГУ Елена Милюгина – ее доклад касался событий, связанных с посещением Низовки Райнером Рильке и писательницей Лу Андреас-Саломе. В своем дневнике последняя, в частности, рассказывает о том, как Дрожжин водил своих гостей за клюквой, замечает, что хлев занимает половину избы, одним словом, смотрит на вещи с позиций стороннего наблюдателя, которому интересно все. Именно тогда формируется отношение к Дрожжину как к воплощению такого понятия, как народ-художник, а жизнь поэта в деревне оценивается как «будничная редкостность». Учителям, пришедшим на конференцию, было интересно познакомиться с виртуальной экскурсией «Поэт русской деревни Спиридон Дрожжин: жизнь и творчество», подготовленной для младших школьников Ириной Гришанковой. Результат этой новой формы литературной учебы теперь они смогут использовать в своей собственной педагогической практике, поскольку диск с записью экскурсии ее автор передала в завидовскую школу.
Директор Дома-музея Дрожжина Елена Павлова представила фильм о двух экспедициях, предпринятых краеведами и музейными работниками, которые искали следы утраченной Низовки, где родился поэт.
Когда Низовка была затоплена при строительстве Иваньковского водохранилища, внуку Дрожжина Валентину Семеновичу Мореву было два года. Он признался, что просто не может помнить тех событий, а о деде знает только со слов матери, младшей дочери Дрожжина. «К сожалению, у меня нет личных впечатлений, – признался Валентин Семенович, – но я много занимался жизнью и творчеством Спиридона Дмитриевича и очень рад, что интерес к его стихотворениям не пропадает. Напротив, они вызывают дискуссии, их по-новому интерпретируют, и это, несомненно, поможет нам лучше понять природу уникального таланта поэта».
Сергей БОЙЦОВ"