Починок - история эстонской колонии Нурмекунде

Достопримечательности Фировского района.

Модератор: Алексей Крючков

Починок - история эстонской колонии Нурмекунде

Сообщение Алексей Крючков » 16 фев 2013, 21:55

Ссылки на отчеты о поездке к вершине Валдайской возвышенности:
1) карта - http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.26 ... &z=13&m=ys.
2) http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=36 (там несколько отчетов за разные годы)
3) http://blog.russiantops.ru/?p=52
4) http://phantom-kites.com/5-makushka-val ... hotos.html
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Июль 13г - макушка Валдая и центр Деревской пятины

Сообщение Сергей Шарапов » 17 фев 2013, 08:00

Дорога туда вполне приличная с конца апреля до самого нового года. Я бы и сейчас выбирался, но побаиваюсь снегов (ведь сейчас дороги в городах не чистят). Хотя до Коноково дорога чистится и ремонтируется регулярно - как-никак, дорога третьей категории!

Особое время не выделю - там всегда хорошо ;)

Нумеркунде от нас в двух километрах. Два года назад рухнул последний дом... Кладбище в приличном состоянии - за ним ухаживают родственники умерших.
Аватар пользователя
Сергей Шарапов
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 01 сен 2012, 21:49
Откуда: Московская обл. Солнечногорск - Конаковский р-н, с.Свёрдлово - Фировский р-н, д.Скоморохово

Re: Июль 13г - макушка Валдая и центр Деревской пятины

Сообщение Евгений Ступкин » 13 июн 2013, 14:55

Извините, что даже сейчас мне сложно сказать, когда запланировать поездку на макушку Валдая. В августе вроде меня хотят пригласить в Бурятию.
Давайте все таки на "бабье лето". Летом там (на Макушке - а это сырой лес, болотавина) столько комарья и слепней..., а если влетим в дожди - не попасть по дороге.
Аватар пользователя
Евгений Ступкин
 
Сообщений: 234
Зарегистрирован: 12 июл 2010, 14:06
Откуда: Вышний Волочек

7 - 8 июня

Сообщение Алексей Крючков » 22 май 2014, 11:43

Ельцов сообщил, что в Лыкошино живёт эстонец, родом из Нурмекунде, и ездит туда каждый год, на Троицу. И может всё рассказать историю. Он сообщил мне его телефон. Я договорился с ним присоединиться к нему в этом году. Он планирует поехать туда с ночлегом, на 2 дня. Поэтому завожу перекличку - кто хочет присоединиться в эту поездку с нами 7-8 июня?
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: 07.06.14 Макушка Валдайской возвышенности - Нурмекунде

Сообщение Денис Ивлев » 25 май 2014, 14:00

Итак, следуя предварительным договорённостям, поездка состоится, но однодневная - 8 июня в Троицу, когда на месте эстонской колонии соберутся потомки её жителей. План, насколько я понял, таков: мы прибываем в Нумеркунде к 11 ч. дня (в это время там пик посещаемости), беседуем с собравшимися, фотаемся на память и далее отправляемся пеше на макушку Валдая. Для меня она вдвойне интересна, после того, как о. Виктор там поставил крест. Стоит его найти. Как сказали он в радиусе 20 метров от геодезического знака. Я верно изложил все, Алексей?:)
Аватар пользователя
Денис Ивлев
 
Сообщений: 1594
Зарегистрирован: 11 июл 2010, 08:01
Откуда: Вышний Волочек - Спирово - Москва

из статьи А.Харченко о Нурмекунде, 2008г

Сообщение Алексей Крючков » 30 май 2014, 17:33

"... председатель “Эстонской общины” Эльмар Альяс рассказывает, что “в конце XIX века эстонцы, страдавшие от голода, нашли спасение на Тверской земле”. Они несли с собой свой уклад, строили хутора с крепкими домами, рядом мельницы, лесопилки, учили детей в общинных школах. Благодатная природа и национальное трудолюбие гарантировали благополучие. Это место в Фировском районе эстонцы назвали Нурмекунде. Сейчас об этой стране тверских эстов мало кто знает. Зато выходцев из Эстонии члены “Эстонской общины” встретили в деревне Жуково, куда заезжали на праздник, который в Эстонии называют “Михкелев день” - день окончания осенних полевых работ.

Революция объединила эстонские хозяйства в колхоз “Сяде”, который знала вся губерния. Эстонское масло, отмеченное на первой Всероссийской выставке в Москве в 1923 году второй премией, нахваливая, ел весь Вышневолоцкий район. Кроме трудолюбия и мастерства, тверские эстонцы гордились своей музыкальностью. Было три духовых оркестра. Коллективизация, раскулачивание нанесли удары Нурмекунде. Кого-то выселяли, кто-то уехал сам, множились межнациональные браки, смешивалась культура. Но и позднее, никогда не конфликтуя с соседями, эсты берегли свои традиции, обычаи, язык, кухню, культуру.

В 1995 году в деревне Починок установлен памятник “Основателям и потомкам Нурмекунде”."

http://www.tveroblpress.ru/tverskie_ved ... /1791.html Тверские ведомости 19/12/2008
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Сообщение Алексей Крючков » 30 май 2014, 17:55

Ещё выдержки из статьи 2011г Яковлевой Светланы Ивановны – профессора кафедры социально-экономической географии и территориального планирования ТвГУ (Sv_Yakowleva (собака) mail.ru) "Этнические ареалы расселения в транзитных регионах: формирование и разрушение (на примере Тверской области)" http://www.smalensk.org/?p=241

"Лесные земли приграничной северо-западной части Тверского Верхневолжья (Торопецкий, Андреапольский, Пеновский, Селижаровский, Осташковский, Фировский и Вышневолоцкий районы) активно осваивали крестьяне-переселенцы из Эстонии [6, 9]
Эстонцы.jpg
Ареал расселения эстонцев в Тверской области


Очень высокая арендная плата[1] за землю немецким помещикам в конце XIX и начале XX в. превратилась в инструмент «выдавливания» крестьян-эстов с их исторических земель, крестьяне под разными предлогами изгонялись из своих хуторов. В поисках земли они семьями уезжали в Петербургскую, Псковскую и Тверскую губернии, на Кавказ, в Поволжье, Сибирь и другие районы России. Большой участок леса в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (на территории нынешнего Фировского района Тверской области) был выставлен на продажу эстонским лесопромышленником Брандтаном по низким ценам специально для переселенцев. Эти земли выкупили и освоили крестьяне одной из эстонских колоний под названием Нýрмекýнде [2] (рис.3, 4).

Ее расположение соответствует самым высоким местам Валдайской возвышенности (высота 347 м естностях деревни Рéпище). Наглядный образ целинных земель, купленных эстонскими крестьянами, можно получить, рассматривая межевую топографическую карту Тверской губернии А.Менде 1853 г. (фрагмент – на рис.3). Нурмекундского ареала сельского расселения эстов на этой карте еще нет,так как освоение началось с 1885 г. В центральной части лесной местности, пересеченной сетью малых рек и ручьев, к началу освоения оставался заброшенный безлюдный ареал деревни Скоморохово (здесь вскоре расположилась эстонская деревня Авинцево – по названию ручья Авинчинский – притока малой речки Скоморошки).
Скоморохово.jpg
Участок земли будущего эстонского ареала сельского расселения Нурмекунде (с 1885 г.) на межевой топографической карте Тверской губернии А. Менде, 1853 г. (1 : 84 000)


Первые 10 семей эстонских крестьян-переселенцев приехали на подводах в исходную северную «точку», которую они назвали Репище (возможно от карельского«reppänä»[3]). Центром лесной «целины» вскоре стала деревня Починок (рис.4). Постоянно велась расчистка земли от леса и активное градостроительное и сельскохозяйственное освоение территории: в долинах малых рек возникли хутора[4] (Мадисон, Шульбах, Куркуль, Ависон и др.) и деревни – Репище, Починок, Карманово, Кóнаково[5], Залесье, Овинцево/Авинцево. Жилые бревенчатые дома строили каждой семье коллективно. Уже через 7 лет начала работать первая школа. Формировались культурные центры (Конаково, Починок), работали школы и библиотеки, музыкальные коллективы (4 оркестра). Постепенно был создан транспортный каркас Нурмекундского ареала сельского расселения: меридианальная ось грунтовых дорог (позднее – автодороги), в том числе лесовозных (с выходом на узкокалейную железную дорогу) в сочетании с капиллярной сетью проселочных дорог. Молочное и мясо-молочное скотоводство (и товарное маслодельное производство) было основным направлением агропромышленной специализации.
Нурмекунде.jpg
Схема Нурмекунде


Демографическая оценка по прямым и косвенным данным позволяет установить объем миграции эстонских крестьян-переселенцев конца XIX – начала XX в. на территорию компактного ареала Нурмекунде. Ведем счет от 1959 г., когда перепись насчитала 245 чел.
1885 - 50
1930 ~1000
1959 - 245
1970 - 174
1979 - 112
1989 - 45
1996 - 46
2002 33
2006 - 29
До массового отъезда молодежи на этническую родину в 1950-х гг. в сельских населенных пунктах Нурмекунде жило не менее 500 чел. (из каждой семьи уехало 2-3 человека). Людских потерь от массового раскулачивания[6], репрессий и войн мы достоверно не знаем, но по аналогии с потерями в соседних русских и карельских деревнях – до половины числа жителей начала 1930-х гг. Рискнем предположить, что общее число переселенцев к началу XX в. было не менее 1000 чел. Косвенным доказательством этого может быть факт работы в довоенное время сразу 4 школ. Если в каждой из них обучалось минимум по 50 чел.[7], всего – 200 детей (это около 20% общего числа жителей).
Вымирание.gif
Изменение людности населенных пунктов эстонского ареала
Изменение численности населения Нурмекунде в 1959-2006 гг.


Итак, миграционный цикл освоения Нурмекунде к 2005 г. составляет 120 лет. Это 6-7 поколений тверских эстонцев. На тверской земле продолжают жить и работать преимущественно 3-е и 4-е поколение – внуки, реже правнуки первых переселенцев из Эстонии. Нурмекунде обезлюдила (табл.1, 2, рис.5, 6): лишь в Конокове – 28 постоянных жителей. В период сселения неперспективных деревень (1970-е гг.) некоторые семьи переехали в центральный поселок Жуковского сельского округа (Жуково) – более 10 км от северной окраины Нурмекунде (связь по грунтовой проселочной дороге или в объезд). Нурмекундские земли, когда-то очень ухоженные (в том числе сенокосы), продолжают использоваться как дальнеземелье бывшего колхоза «Память Ильича». Лес вновь близко подходит к деревням, окружает их мощными деревьями и густыми зарослями кустарника, занимая когда-то с таким трудом освоенные для жизни сельскохозяйственные земли. Разрушена сельская поселенческая сеть и ее транспортный каркас. Со всех сторон в «тело» лесной зоны Нурмекунде вонзаются центробежные лесовозные дороги.

Графоаналитические определения по современным топографическим картам территории Нурмекунде показывают, что освоено было примерно 5500 га земли: расчищено от леса, распахано[8] и застроено 1500 га, под сенокосы (сейчас на картах это редколесье) – 4000 га. Вероятно, в сельскохозяйственном использовании в ближайшие годы будет оставаться не более 5 тыс. га – линейная полоса земель бывших хуторов по оси Репище – Починки – Овинцево – Конаково.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Статья об истории Нурмекунде

Сообщение Алексей Крючков » 02 июн 2014, 23:01

Добавляю на форум фотокопии статьи об истории Нурмекунде, переснятые мною у Каська в Лыкошино. Автор - Рихард Кяэр, его адрес в конце, а вот даты публикации и издания - нет. Я попрошу Ирину Бойкову сделать сканы с этой статьи покачественнее и выложить или прислать мне - может, тогда и оцифровать получится. Пока же выкладывают "с браком", как получилось.
01.jpg
История эстонской колонии Нурмекунде


Балаблиха помогла оцифровать этот текст (за что приношу ей большую благодарность от лица всех читателей этой темы), поэтому далее привожу текстовую его версию. Многоточием обозначен неразборчивый или отсутствующий текст.

Одна страница из истории эстонского народа

Нурмекунде было самым большим поселением эстонцев в Тверской губернии, одним из наиболее известных в России. История Нурмекунде — одна страница в истории эстонской культуры. Эта история о тяжкой жизни эстонского крестьянина в прошлом веке. Эта грустная история о переселении эстонцев на Кавказ, в Крым, Сибирь и другие районы России. Это также история о напористости и трудолюбии эстонцев, о живучести среди другого народа, о сохранении верности своему родному языку и культуре. Кроме того, это история возвращения эстонцев на родину, о проблемах, сопутствующих этому. Эта история также увязывается с депортацией эстонцев в Россию. Мы должны знать эту страницу истории.

Историей Нурмекунде автор этих строк занимается уже два года. Материалы о жизни Нурмекунде мне попадались в архивах библиотеки музея имени Крейцвальда, в ряде периодических изданий — "Постимеэс", "Сакала”, "Олевик", "Линда”, "Коду", "Ээсти постимеэс”, "Сибирские ведомости", "Рижский вестник" и др. В них можно было найти очень много материала о том, как жилось эстонским крестьянам в прошлом веке, как происходило переселение в Россию. В архиве по истории КПЭ я обнаружил интереснейший документ – письмо О. Куллеркуппа в …. комитет ВКП(б), а также копии в Тверской окружной комитет ВКП(б) и в …. райком ВКП(б). В этом письме О. Куллеркупп дает характеристику поселению Нурмекунде до коллективизации и считает раскулачивание неправильным. В Тверском областном и в Фировском районном архивах имеются протоколы о проведении заседаний совета волости. О Нурмекунде рассказывает книга тамошнего краеведа Вершинского, которую я обнаружил в Тверской областной библиотеке.

Бывшие поселенцы Нурмекундс в 1991 году дважды собирались в Таллинне, прошло также несколько встреч в узком кругу. Своими воспоминаниями делились нурмекундесцы Кати Рист, Виктор Клейм, Леонхард Метузалет, Александр Такс, Карл Анстал и др. Снимки в память о слетах земляков сделал Л. Метузалет. Музыкальное развлечение организовали Маргарита и Элеил Анстал. Были приятные встречи с нурмекундесцами из Кохтла-Ярве — с Хильдой Смирновой (Кийль), Сальме Карпелиной (Кийль), Фернандой Макеевой (Эннок). Все их воспоминания записаны на магнитофонную пленку. В 1991-м году состоялась встреча нурмскундесцев в Тарту. Среди собравшихся была проведено анкетирование. В Таллинне организовали фотовыставку. Особую ценность представляют письма нурмекундесцев. Очень подробно жизнь в Нурмекунде в двух своих письмах описывает Карла Эльтс, о жизни своей семьи поведала Розалия Каськ, она изучает свою родословную. Интересные сведения приведены в письмах Михаила Кидики и Лейды Кяэр из далекой Вологды. Альбертом Теэтловым составлен список депортированных. Проводить исследование помогли Эрна Яковлева (Кяэр), Александр Кяэр, Роберт Кукс, Александр Картавин, Александр Хелларт и многие другое. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто поддержал меня в изучении истории поселения. Надеюсь, что предоставится возможность опубликовать исторические материалы и на русском языке, имеется предварительная договоренность с тверской газетой "Тверская жизнь" и фировской районной газетой.

Думается, к Нурмекунде испытывают интерес и эстонцы, эмигрировавшие на Запад. Известно, что часть жителей Нурмекунде переселилась в Америку. Лембит Выйме сообщил имена 26-ти нурмекундесцев, переехавших в Канаду. Наверняка они (или их потомки) есть и в Соединенных Штатах. В Эстонской национальной библиотеке я прочел книгу "Эстонцы в Канаде", которая вышла в Торонто в 1975 году. Там упоминается и Нурмекунде в Тверской области, и переселенцы оттуда. В 1901—1904 гг. в Канаде поселились Юхан Ору, Михкель Раху, Юхан Нейтхал и Михкель Вяэртныу с семьями, а также братья Типман и Рейнглаас.
Надеюсь, что и впредь сохраним тесные связи, найдем возможность встречаться и побываем в Нурмекунде. К сожалению, нет больше среди нас одного из активистов наших мероприятий Виктора Клейна. Его воспоминания о родном Нурмекунде мы наверняка опубликуем в готовящейся брошюре.

Хочется пожелать всем нумеркундесцам и их потомкам, всем кто интересуется фактами из истории эстонского народа, доброго здоровья, счастья и благополучия.
Рихард КЯЭР,
краевед


Переселение из Эстонии

Причины массового выезда эстонцев описывают академик В. Маамяги в книге "В поисках новой жизни”, С. Соомер в книге "Жизнь Эстонии” (статья "Жизнь эстонских поселений в 1913 году”) и другие авторы.
В Тартуском историческом архиве хранится немало материалов, свидетельствующих о несправедливостях, творимых хозяевами мыз по отношению к крестьянам. Например, в архиве имеется жалоба в адрес эстляндского губернатора от матсаского арендатора Йохана Блаасманна и кясприского арендатора Прийдика Кяэра из Харьюского уезда Йыэляхтмеского прихода Нехатуской волости. Они жаловались на то, что мызник Багго незаконно отобрал у них в 1883 году их арендные хутора. Нурмекундесец Карла Елтс по воспоминаниям своего деда Мика Элтса знает о жизни арендатора хутора Каламеэсте на мызе Равила. Хозяин мызы повысил арендную плату, а когда Мику воспротивился, его просто выгнали. Земельный вопрос и стал основной причиной переселения эстонцев в чужие края. Большая часть обитателей Нурмекунде жила в прошлом веке в Харьюском, Вируском, Тартуском, Выруском и Саареском уездах, где за аренду приходилось платить очень дорого — в среднем по 10 рублей с десятины.

Переселение было нелегким делом: часть эстонцев с семьями переехала из Эстонии сразу в Нурмекунде, однако первые нурмекундесцы попытали сначала счастья в иных местах России — на Кавказе, в Ставропольской губернии, в Крыму, Поволжье и т.д. "Постимеэс" от 14 мая 1914 года в статье «Воспоминания о Сухуми» красноречиво писала о трудностях переселенцев. "Теплый сухумский климат привлекал крестьян, которые раньше и ногой не ступали за пределы родной деревни. О Кавказе говорили чудеса, вольно или невольно преувеличивая виденное. Чудом казались рассказы о том, что виноград и фруктовые деревья растут в лесу, зимы почти нет, а кукуруза дает 300 пудов взамен одного засеянного... Началось лихорадочное переселение в Сухуми... В дорогу отправились, зная лишь несколько русских слов: "Вопску" (в Псков), "Крым", "Сухум" и "хлеба". Чтобы прожить, в дороге часто приходилось попрошайничать... Но по приезде выяснилось, что Сухуми — не рай. После недавней войны земли были опустошенными, царила разруха... В городе предложили землю даром, но без денег с нею делать было нечего. Отправились на места, определенные для поселения. Кругом — девственный лес... Полей не было. Пришлось поселиться в лесу... Уже в мае наступила южная жара. От нее прятались ….. из горных ручьев. В результате чего стали свирепствовать малярия и воспаление легких…"

И в других местах России было не легче. В Тартуском историческом архиве сохранились телеграммы, в которых эстляндскому губернатору предлагали приостановить выезд эстонцев, так как в России земли не имелось, а стремление туда было очень велико. В телеграмме из Воронежа сообщали, что там с поезда сняли 630 эстонских переселенцев, ехавших в Ставрополь. Переселенцы должны были заплатить за переезд 1477 рублей, а поскольку таких денег у них не имелось — должны были вернуться в Эстонию. Печальное известие поступило из Новгородской губернии: среди переселенцев много больных. Переселенцы требовали, чтобы их отправили на юг России, однако их под надзором полиции посылали в северные губернии.

В 1885 году в эстонских газетах сообщалось: лесоторговец Брандт продает на благоприятных условиях земли в Тверской губернии. Там и появилось эстонское поселение Брандта (Нурмекунде).

Возникновение и развитие Нурмекунде

Фирма "Брандт и компания" владела 32 тысячами десятин леса и не собиралась заниматься сельским хозяйством — ей выгоднее было рубить лес и сплавлять его по рекам в Торжок и Волочек на свои лесопильные заводы. Сюда, на окраину Тверской губернии, Брандт и посоветовал поселиться эстонцам.
Здесь земля, занятая лесом, стоила в среднем по 10 рублей за десятину. Платить можно было в рассрочку 3, 4 и даже 5 лет, а также обрабатывать. Крестьяне бесплатно получали лес для строительства домов и других сооружений. Поселились на отдельных хуторах. Сначала приехали 6 семей: Пихлакасы, Курвитсы, Леппики, Кяэры, Праитсы и Саумяги. В 1886 году здесь было уже 45 семей переселенцев, владевших 2133 десятинами земли.

Первые годы было очень тяжело: леса оказались настолько непроходимыми, что даже дорогу прокладывали с большим трудом. В лесную чащу не проникал ни один солнечный луч. Лесорубы отправлялись за … версты к реке, чтобы посмотреть на солнечные часы. Первые поселенцы жили, как медведи в лесу. Они не были нигде "приписаны", так как ни одна волость не желала принять "нищих": боялись, что переселенцев придется кормить, а они все равно умрут от голоду. Лишь спустя … лет поселенцев приняли в общину Вышнего Волочка, и они обрели гражданские права. Непросто было пережить и первую зиму — жили в землянках. Первым строением стала рига: сначала для одной семьи, потом для другой, третьей... В них зимовали и животные, отделенные от людей стенкой. Спали на жердях, хлеб пекли в печи, устроенной под открытым небом: иногда дождь тушил угли до того, как испечется хлеб. Дикие звери (волки, медведи) задирали скот, поселенцам пришлось ночами по очереди охранять стадо.

Поселенцам приходилось много работать: валили лес, корчевали пни, вручную делали дранку. Чтобы заработать, на лошадях возили белый песок на стекольные заводы.

Однако в 1920-м в Нурмекунде было уже 253 показательных хутора с 1800 жителями. Хуторские постройки выглядели привлекательно. Жилые дома располагались немного в стороне, некоторые из них имели по 3 трубы. Хлева, гумна, яблоневые сады, огороженные пасеки свидетельствовали о зажиточности поселенцев. Имелись исправные … и конные молотилки. Ясно, что крестьяне достигли тут благополучия лишь благодаря тяжкому труду и упорству.

Сельское хозяйство в Нурмекунде

6 мая 1901 года на хуторе Леппика состоялось долгожданное учредительное собрание Общества земледельцев Нурмекунде. С речью выступил кистер-учитель М. Кярик. Общество единогласно выбрало выступавшего своим председателем, помощником председателя стал землевладелец М. Леэтсман, письмоводителем — владелец мельницы Г. Тохвер, кассиром — Г. Леппик, помощником кассира — хуторянин Й. Хансманн.
21—23 июня 1903 года Общество земледельцев Нурмекунде провело первую выставку, на которой представили прекрасное стадо, состоящее в основном из молочных коров, и отличное масло. Господин Миктроп устроил на выставке небольшую маслобойню, где делал и прессовал масло. Это производство больше всего заинтересовало русских, увидевших, как быстро изготавливают эстонское масло. В качестве наград раздали 130 рублей, две серебряные почетные министерские медали, 10 бронзовых и 24 министерские грамоты. Кроме того, 3 бронзовых медали и несколько грамот прислали некоторые общества земледельцев Эстонии. В своей речи господин Леэтсман нарисовал перед собравшимися красивую картину старинного быта и рукоделия эстонцев. На выставке публику веселили оркестры. 23 января на выставочной площадке зажгли Яанов огонь, тут звучали песни, шутки, проходили танцы. Во время праздника устраивали фейерверки и пускали ракеты. Подобные выставки в Нурмекунде проходили еще несколько раз. А нурмекундеское масло было отмечено в 1923 году второй наградой на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве.

Газета "Эдази” от 2 сентября 1922 года сообщает, что общее экономическое положение в Нурмекунде лучше, чем в других здешних поселениях. Внешне все напоминало тартуские или вильяндиские деревни. На каждом хуторе имелись сепаратор, маслобойка, а кое-где даже варили сыры. В среднем на каждом хуторе изготавливали по 20 пудов масла в год. В каждом хозяйстве было по 5—6 коров, за счет продукции которых жили и платили сельхозналоги. Нурмекундеское …

… летом нурмскундесцы могли поставлять по 100 пудов масла, что полностью удовлетворяло бы потребности городка.
Сельхозпродукцию поселенцы не продавали, а перерабатывали. Газета "Маалийт” от 10 августа 1918 года пишет, что в Нурмекунде зажиточность бросается в глаза по сравнению с окрестными селениями. Задолго до жатвы в окрестностях страдали от нехватки хлеба, а в Нурмекунде его хватало до следующего урожая, голода не знали ни в одной здешней семье. Даже помогали соседям-неэстонцам. Источник богатства эстонцев — старательное возделывание земли, которое у русских не на самом высоком уровне.

Спекулянты и бандиты в Нурмекунде

После гражданской войны в поселении настали трудные времена, о чем сообщает и газета "Эдази” от 2 сентября 1922 года. Торговля в поселении всегда была оживленной: в старину тут работали три магазина, два частных предприятия и объединение. Теперь Нурмекунде оказалось целиком в руках спекулянтов. По приблизительным подсчетам, поселенцы кормят не менее 50-ти петербургских и московских дельцов, которые привозят в Нурмекунде разные товары — начиная со всякой мелочи и кончая сепараторами. Зарабатывают спекулянты хорошо, о чем свидетельствуют их внешний вид и частые поездки между городом и поселением. Пример спекулятивной коммерции: в Петербурге пуд селедки стоит 5—6 миллионов рублей. В Нурмекунде спекулянты меняют его на 15 фунтов масла, которое в Петербурге продают по 3 миллиона за фунт.

Товары местной кооперации не удовлетворяют потребностей поселенцев. В волостных магазинах ничего кроме ситца, махорки и спичек не купишь. Местное начальство, учитывая потребности русских крестьян, завозит на склады машины, которые в Нурмекунде применить нельзя. Поселенцам нужны жатки, конные грабли, молотилки, сепараторы, которые приходится заказывать у спекулянтов. Частенько последние обманывают селян: например, одному поселенцу продали за 8 пудов масла непригодный сепаратор. Чтобы улучшить положение с торговлей, поселенцы решили образовать свой кооператив "Юлгус”.

Много вреда приносили бандиты. "Эдази” от 22 июни 1923 года пишет: несколько лет некая банда держала в страхе все поселение. Нурмекундесцам пришлось немало повозиться, чтобы обнаружить эту группу. А местная милиция была подкуплена. Бандиты долгое время бесчинствовали в поселении: убивали, грабили, издевались, крали лошадей, гнали самогон.

Процесс над бандитами поселения Нурмекунде продолжался в Вышнем Волочке с 25 мая по 3 июня 1923 года. На скамье подсудимых находились 15 человек. Бандитов Йохансона и Ефимова приговорили к расстрелу. Пайдерсон и Букин тоже были приговорены судом к высшей мере наказания, однако в результате амнистии расстрел заменили 10 годами заключения. Таргаев получил 10 лет, Пылд — 4 года, Педак — 5 лет, Эмма Корн — 3 года 4 месяца. Баранов — 1 год (отпущен на волю вследствие амнистии). А Лаурсона застрелили еще раньше при попытке к бегству. Остальных оправдали.

Молодежная и культурная жизнь Нурмекунде

В 1900 году в Нурмекунде открыли библиотеку, а в 1906-м создали общество трезвости. Имелись тут и духовой оркестр, хор, театральное общество. Общество трезвости в 1919 году преобразовали в культурно-просветительское, а позднее — в клуб. В 1924 году при клубе действовала читальня с штатным заведующим. Вокруг нее сконцентрировалась вся культурная жизнь поселения. В Нурмекунде действовали духовой оркестр, хор, театральный кружок, женский кружок рукоделия, кружок земледельцев, спортивный кружок, библиотека и т. д. Читальня выписывала газеты ”Эдази”, ”Сибери театая”, ”Орас”, а также множество русских газет и журналов как местных, так и московских и ленинградских. Немало периодики выписывали и сами поселенцы. По части чтения нурмекундесцы были среди первых в окрестностях.
Кяре Кусти считала местную молодежь жадной до развлечений. Молодые танцевали каждое воскресенье, если не хватало музыкальных инструментов, плясали под губную гармошку. А если иной парень был под мухой, то шуму было больше, чем надо.

Местное просветительское общество также не забывало о своих обязанностях. В Нурмекунде часто устраивали праздники и так называемые семейные вечера, в которых жители участвовали очень активно. В центральном поселении — Починково, где было больше сил и возможностей, праздники устраивали чаще. Здесь действовали два оркестра — духовой и струнный — под руководством Эннока.

Весной 1923 года в Коноково основали молодежное объединение под руководством Пулля, Проуса и Реэдера. 3 июля 1925 года в Коноково состоялось собрание, на котором обсуждался вопрос о строительстве радиостанции. 12 хозяев образовали кружок радиолюбителей. Избрали комиссию по строительству приемной радиостанции, состоящую из пяти человек. К концу сентября количество членов выросло до 19-ти. Сначала на это дело смотрели с сомнением: ”Ничего у них не выйдет”. Однако когда радиоприемник заработал, скептики замолчали. А на последнем собрании радиолюбителей в кружок вступили многие русские из соседних деревень.

В 1925 году отмечали 40-летний юбилей Нурмекунде. В день юбилея работала и выставка, на которой демонстрировали коров, лошадей, самодельные ткани и многое другое. Из Москвы прибыл О. Куллеркупп, постоянно поддерживавший контакт с нурмекундесцами. Это было приятное и запоминающееся мероприятие.

В 1925 году в Нурмекунде с выдумкой отмечали Рождество. 25 декабря в читальне в Починково организовали детский праздник, на котором с речами выступили школьный учитель Клеттенберг и учащаяся педагогического техникума Меннинг, говорившие о …

На торжественном вечере 26 декабря с речами выступили Куллеркупп и Линкхольм — представители эстонских центральных организаций, приехавшие из Москвы. Студенты Ленинградского педагогического училища поставили спектакль ”Ханс Хядаварес”, очень понравившийся собравшимся.

27 декабря в Починково снова прошел праздничный вечер, на котором выступили студенты коммунистического университета Йоозсп и Пуусепп. Первый рассуждал о науке и религии, второй — о нашей готовности к войне. Состоялся спектакль "Замешательство казачка", была представлена живая газета.

Летом 1927 года в театральном кружке провели 15 репетиций и 5 выступлений, в музыкальном — 3 репетиции и 2 выступления (как на русском, так и на эстонском языке). Деятельность спортивного кружка состояла в ежевоскресных упражнениях, кроме того, провели четыре футбольные игры. Очень популярным у эстонцев был и кружок песни.

31 декабря 1928 года в читальне в Нурмекунде провели семейный вечер, на котором в 12 часов ночи выступили с речами Куллеркупп и Линкхольм, приехавшие из Москвы, а также местные хуторяне Юргсисон и Йоозеп. Праздник продолжался до 4-х утра. Большой торжественный вечер прошел в читальне и 1 января: ставили шуточные сценки "Мужененавистница" и "Ночь в Тарту". Йоозеп и Сютспол выступали с шуточными куплетами, а Куллеркупп читал стихи Виснапуу. Ленинградские студенты в национальных костюмах танцевали в зале среди собравшихся эстонские народные танцы, что вызвало большой интерес...

На основании решения нурмекундеской читальни и поселенческого совета в начале ноября 1928 года Александр и Яан Энноки, Кярт, Хелларт и Сютспол отправились по эстонским поселениям собирать старинные песни и предания, в также повышать музыкальную культуру. Способствовал этому интернациональный клуб из Твери.
Таковы некоторые факты культурной жизни Нурмекунде.

Просветительская деятельность в Нурмекунде

Как только поселенцы встали на ноги, сразу же стали думать о своем образовании и обучении детей. Однако поначалу разрешения на открытие школы не давали и поселенцы чуть ли не тайком учили детей в задней комнатушке в избе хутора Воормана. Наконец, разрешение на создание своей школы было получено, и тогда ее выстроили. Произошло это на седьмой год после переселения. По данным Меомутеля, школу содержала приходская касса взаимопомощи. Учителем стал М. Кярик из Лийвамаа Тартуского уезда, получивший образование в частной гимназии. В школе учились около 60-ти ребят.

Большинство поселенцев были лютеранами, православных насчитывалось человек 200. Лютеран обслуживал тверской пастор Эдуард Йохансон, приезжавший два раза в год, чтобы провести богослужения. Молельней служило красивое красное здание, построенное и освященное в 1899 году. Расходы на строительство понесли поселенцы, свою лепту внесла и касса взаимопомощи.

В 1918 году в школе работали два учителя. До 1919-го в поселении были одна эстонская и одна смешанная русско-эстонская школы.
1 сентября 1919 года местный отдел образования назначил учителя в Коноково. Было неясно, как решится вопрос с помещениями. Пришлось построить школу за счет поселенцев. Теперь школа начала деятельность под руководством учителя Я.Пулля. Отношения между преподавателями и местными жителями сложились хорошие. В 1922/23 учебном году здешний школьный учитель являлся председателем волостного учительского комитета. Учитель … участвовавший во всяческих просветительских начинаниях, организовывал молодежные общества. В 1921 году открылась школа в Залесье, в которой учились 35 ребят. Там же стал работать детский сад.

Много хлопот оказалось со строительством школьного здания в Починково: возводили его несколько лет и закончили только в 1930 году. Помещения новой школы были просторные и годились даже для школы высшей ступени. Стройка обошлась в 30 тысяч рублей. Район решил открыть и школу для сельской молодежи. К тому времени на здешней ниве просвещения трудились уже 4 преподавателя.

Хотелось бы назвать учителей, в разные годы работавших в нурмекундеской школе: Крийза Андерсон, Лейда Хейман, Эмилия Ээрет, Юрьев, Мадис Клеттенберг, Рита Лоотус, Леэни Рист, Вильем Рист, Михкель Сеэт. В школе в Загарастово работали Василий Иванов, Клавдия Орлова, Алексей Соколов. Нельзя обойти молчанием и хуторян, ставших активными организаторами строительства школы, — Михкеля Юргенсона, Йоосипа Леэра, Яана Пауксона, Альберта Проуза, Яана Соопа, Александра Тинта, Юхана Торна, Юри Вийбуса и других. Часть из них была объявлена кулаками и выслана из Нурмекунде. Отдельно хочется отметить Оскара Куллеркуппа — писателя и поэта, работавшего в Москве, но поддерживавшего тесные связи с Нурмекунде. Он оказывал большое влияние на культурную жизнь поселения, защищал интересы земледельцев, давал им советы. Большая статья Куллеркуппа о Нурмекунде была опубликована в ”Сибери театая” от 25 апреля 1927 года. Перед коллективизацией его объявили кулацким прихвостнем в Нурмекунде и выгнали из партии. Умер Куллеркупп в 1943 году, причина его кончины неизвестна.

Коллективизация

О. Куллеркупп в одноименной статье очень хорошо охарактеризовал перемены, произошедшие в Нурмекунде. Там, где поначалу поселились шесть нищих семей, спустя сорок лет образовалось 253 примерных хозяйства с 1800 жителями. Там, где граблями и крюками приходилось выкорчевывать пни, на чистом и ровном поле шуршали плуги и бороны, урчали жатки и косилки. Там, где вначале росли лишь чертополох и сорняки, пышно простирались нивы, где выращивали полевые культуры, за которые получали награды. Там, где было извечным примитивное земледелие, теперь была девятипольная система, причем на 3—4-х полях зеленел клевер. Те, кто раньше мучился от голода и нищеты, стали поставщиками продуктов для большого числа людей. Это действительно чудо — из бывших батраков и бобылей, которые полунищими прибыли в лесные дебри, вышли хозяева и примерные домовладельцы.

Куллеркупп пишет, что по части культуры, а также внедрения нескольких систем механизации, среди всех соседей эстонские земледельцы были на высшем уровне. Эстонский середняк был сильнее русского. Это вызвало замешательство в партийных и советских органах при раскулачивании. Некоторые представители районных организаций считали, что в поселении 50 процентов кулаков, другие были уверены, что 25 процентов, а третьи — 10. В Нурмекунде вопрос о кулаках был каким-то образом связан и с национальным. Отношения поселенцев и проживающих в округе русских крестьян было удовлетворительным, но практика показывает, что опасность все-таки существовала. На общем собрания русской деревни Ленино было заявлено, что все эстонцы — кулаки. Звучали и такие выражения, как "эстонцы игнорируют русских" или "эстонцы занимаются национализмом" (из речи на партийной конференции), "эстонские кулаки притесняют русскую бедноту" (из заключительного слова на партийной конференции), "эстонцы не принимают русских в свой коллектив" (из доклада Баранова). Баранов, в частности, сам был из бедноты, его на самом деле не принимали в коллектив, но не потому, что он был русским, а потому, что не являлся на собрания, был пьяницей и зачастую вел себя непристойно.

Несмотря на то, что большая часть собраний по коллективизации проводилась па русском языке, эстонцев присутствовало больше (за исключением деревин Починково, где проживал лишь один русский и собрания проводились на эстонском языке). На собрании в деревне Коноково было 58 человек, 48 из которых — эстонцы (половина не понимала русского языка) и 10 — русские. Один из русских заявил: "Эстонцы говорят на непонятном эстонском языке, пойдем отсюда". В Чернивицах же говорили на русском, эстонцы протестовали.

Каковы результаты коллективизации — известно из истории. По отношению к Нурмекунде этот шаг был действительно бессмысленным. Географические и природные условия создавали ряд специфических трудностей. Условия не благоприятствовали созданию одного сильного колхоза, был создан ряд "карликовых" хозяйств, разделенных болотами и лесами. "Реорганизация сельского хозяйства требует не только разрушения и раздробления старых традиционных хуторов, но и сноса зданий — жилых домов, хлевов, амбаров, перевоза всего этого в центр, а также строительства новых зданий". Так писал О. Куллеркупп, но никто не учел его мыслей. Тех, кто был против коллективизации, попросту увозили.

Уже до начала коллективизации в ленинградской газете "Эдази" ("Вперед") велась ярая пропаганда против кулаков. Зажиточных хуторян Нурмекунде называли оппортунистами и деревенскими эксплуататорами. Хуторянин не имел право нанимать рабочую силу, даже пастуха — тут же обзывали кулаком и отбирали имущество. Кулаки и их дети были презираемы. Вот что рассказывает … "…если же твои родители были кулаками, тебя всегда обижали, дразнили, обругивали. Приходилось терпеть, часто плакать. Несмотря на то, что многие жили хуже — имущество отобрали и не позволяли содержать скот, нельзя было даже сеять. Я была совсем маленькой, еще школьницей, но уже тогда поняла, что надо хорошо учиться, чтобы перестали дразнить. Но это лишь усиливало неприязнь и злость. От всего этого удалось освободиться лишь тогда, когда пошла учиться в среднюю школу (там не знали, что мои родители были кулаками). Так было и в Калининском педагогическом университете".

Те же, кто осмеливался защищать хуторян, были кулацкими прихвостнями. Так охарактеризовала ленинградская газета "Эдази" в статье "Теория и практика народного демократизма" Оскара Куллеркуппа, чья деятельность была очень полезной для нурмекундесцев.

"Куллеркупп видел в Нурмекунде "культурные" хозяйства. Хозяйства эти были кулацкими. Почти постоянным местом проживания Куллеркуппа был дом кулака Воормана, откуда он предпринимал "экскурсии" в другие кулацкие дома с тем, чтобы ознакомиться с их культурой. Кто же были кулаки Вийбусы? Они были схожи по духу с Куллеркуппом. О семье Юри Вийбуса Куллеркупп писал в одной из своих статей. У Юри были образованные дочери, умеющие играть на пианино, а О. Куллеркупп им подыгрывал на мандолине..."

У меня имеется большой список нурмекундесцев, у которых отобрали имущество и которых выслали из Нурмекунде, а также тех, кто стал жертвами репрессий. В Нурмекунде было создано девять колхозов ("Вперед", "Новый путь", "Искра", "Красная гора", "Красная звезда", "Новая жизнь", "Заветы Ленина", "Путь к социализму"). Началась новая и очень грустная страница истории Нурмекунде — колхозная жизнь. Достаточно лишь одного взгляда на газетные заголовки, чтобы понять, какой она была! "В колхозах Нурмекунде хромает работа”, "Колхозы Нурмекунде не готовы к весенней посевной", "Кормов не хватает", "Неразбериха с трудовыми нормами" и так далее. В первые годы коллективизации во всех грехах винили кулаков ("Очистить организации Нурмекунде от оппортунизма").

Прошли годы. О кулаках больше не вспоминали, но жизнь в колхозе лучше не становилась. Это была … некогда известного эстонского поселения Тверской губернии. Сейчас в Нурмекунде еще проживают несколько семей, большая же часть нурмекундесцев живет в Эстонии.

Газета смогла дать лишь общий обзор истории Нурмекунде. Подробности жизни Нурмекунде будут опубликованы в спецвыпусках газеты или брошюре. Буду благодарен, если вы пришлете свои замечания и предложения по поводу опубликованных материалов.

Мой адрес: ЕЕ2043, Ида-Вируский уезд, Азери, ул. Техазе, 21—50. Рихард Кяэр.
Домашний телефон 51- 425.

-----------------------------
P.S. Публикация относится примерно к 2000г. Где была опубликована эта статья - мне не известно. В 2014 году автора уже не было в живых. (
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Список репрессированных Нурмекундцев

Сообщение Алексей Крючков » 02 июн 2014, 23:07

Репрессированные 1.JPG
репрессированные нурмекундцы

Репрессированные 2.JPG
2

Репрессированные 3.JPG
3

Репрессированные 4.JPG
4
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Фото

Сообщение Алексей Крючков » 07 июн 2014, 15:16

Перед завтрашней поездкой в "Нурмекундию" (как назвала её жена Рудольфа Каська - Любовь Григорьевна) я хочу закончить выкладывание старых фотографий об этой удивительной полузабытой стране, потому что после поездки я должен буду выкладывать уже новые, свои фотографии.
1903 Нурмекунде Эстонское полеводческое общество.JPG
1903г Нурмекунде. Эстонское полеводческое общество.

наши дни 1.JPG
Наши дни. Потомки в Нурмекунде 1

наши дни 2.JPG
Наши дни. Потомки в Нурмекунде 2
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Письмо Рихарда Кяэра из 2000 года

Сообщение Алексей Крючков » 07 июн 2014, 15:20

С разрешения получателя письма - учительницы из села Есеновичи Брагиной Нелли Яновны, публикую также отрывки из письма эстонского краеведа (в прошлом - директора школы в Фирове), исследовавшего историю Нурмекунде, Рихарда Каэра, отправленного ей ещё в 2000-м году. Письмо носит не личностный характер, а дополняет сведения о колонии, поэтому оно будет интересно всем исследователям этой истории. К сожалению, автора уже нет в живых.
------------------------------

...Тема моего исследования "Нурмекунде. Эстонский земледелец у себя на родине и на российской земле" ("Nurmekunde. Eesti pollumees Venemaal"). В своем исследовании я пытаюсь на примере эстонской колонии Нурмекунде показать проблемы эстонских поселенцев на всей территории России, где в 1917 году было разбросано 347 эстонских поселений oт Псковской губернии до Владивостока, от Вологодской губернии до Закавказья, в этих поселениях проживали 200 000 эстонцев. А это уже около 18% эстонского народа того времени. И история каждого эстонского поселения очень похожа, будь это Нурмекунде в Тверской губернии, Линдакюла близ Сухуми, Балтика в Поволжье или Лифлянка под Владивостоком. Рукопись имеет следующие главы:
1. Чем было вызвано переселение эстонских земледельцев в Россию?
2. Опыт эстонского сельского хозяйства и организации сельскохозяйственных и культурных обществ — богатство переселенца.
3. Трудности и трагизм переселения эстонцев в Россию.
4. Проблемы эстонских поселенцев в России.
5. Первые годы в Нурмекунде. Наибольшие трудности позади.
6. Заботы и проблемы нурмекундцев в условиях царской России.
7. Нурмекундцы в Канаде.
8. Первый праздник песни эстонских поселенцев в Нарве 23 - 24 июня 1912 г.
9. Нурмекунде после 1917 г. Продовольственная диктатура и налоговая политика советской власти. Коммуны "Сосновка" и " III Интернационал" в Нурмекунде.
10. Широкое движение за оптацию эстонского гражданства и возвращения на родину на условиях Тартуского мирного договора 2 февраля 1920 г. Трудности и препятствия на пути этого движения.
11. Экономическая жизнь в Нурмекунде до коллективизации. Kooператив "Юлгус".
12. Развитие культуры и образования в Нурмекунде.
13. Антикулацкая пропаганда. Коллективизация в Нурмекунде. Репрессии нурмекундцев.
14. Положение в лагерях НКВД на Урале, Западной Сибири и др.
15. Колхозная жизнь в Нурмекунде.
16. Нурмекунде в годы Великой Отечественной войны.
17. Послевоенные годы Нурмекунде.
18. Национальный вопрос в России.
19. Последние годы Нурмекунде. Нурмекундцев уважают и в настоящее время.
20. История Нурмекунде — коллективный труд
21. Резюме на русском и английском языках.

В приложении рукописи документы, картосхемы, таблицы и фотографии. Рукопись подготовлена к печати и будет опубликована на эстонском языке в 2001 году. В течении многих лет мною собран богатый фактический материал. Использовал архивные материалы, газетные статьи, научные труды, материалы из музеев Эстонии и России, воспоминания нурмекундцев, проживающих в Эстонии и в России. В своей деятельности получаю поддержку от различных фондов Эстонии (Эстонский Культурный Капитал и его филиалы в Ида-Вирумаа н Ляэне-Вирумаа. Союз самоуправлений Ида-Вирумаа, городские управы Нарвы, Кохтла-Ярве, Йыхви, управа Азериской волости).

Среди многих других проблем нас не может не волновать проблема национальных взаимоотношений. Несколько дней назад отмечали дату трагедии Холокоста, в Эстонии 14 июня и 25 марта вывешиваются траурные флаги в связи с депортацией из Эстонии в 1941 и 1949 гг., сегодня многих волнует чеченский вопрос. История Нурмекунде доказывает, что взаимоотношения между эстонскими и русскими крестьянами были хорошие. Во многих эстонских газетах писали о великодушии русских, русские крестьяне уважали эстонцев за их трудолюбие, честность. В Нурмекунде неоднократно проходили сельскохозяйственные выставки. Русских крестьян интересовала передовая агротехника эстонцев (многопольная система земледелия, использование современной для того времени сельскохозяйственной техники), их рукоделие, особенно восторгались процессом быстрого изготовления эстонского масла. Такие взаимоотношения были характерны и для других эстонских колоний.

К сожалению в истории Нурмекунде были факты разжигания межнациональной неприязни и даже ненависти. Так в годы столыпинской реформы черносотенцы Вышневолоцкого уезда распространяли слухи о том, что русские крестьяне страдают малоземельем потому, что эстонцы скупают землю. Потребовалось немало усилий, чтобы опровергнуть эти слухи. Особенно сложная обстановка возникла в связи с антикулацкой пропагандой, репрессиями и насильственной коллективизацией. В советское время в эстонских школах России запретили учебники из Эстонии. В филиале Национальной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина литературы народов СССР я знакомился с советскими учебниками для эстонских школ. Это были неплохие учебники. Конечно, они были пронизаны духом коммунистической идеологии. Но были в них и статьи клеветнического характера в отношении Эстонской Республики.

В настоящее время немало делается для правильного взаимопонимания между Эстонией и Россией. К сожалению и сегодня имеются люди и движения, распространяющие ложь и клевету с целью разжигания вражды и ненависти между народами. ... Клеветническая кампания в отношении Эстонии не может не вызывать беспокойства

Мы живем в северо-востоке Эстонии, где высокий процент русскоговорящего населения, в Азериской средней школе преподавание ведется на эстонском и русском языках. Все дает хорошее представление о межнациональных взаимоотношениях в Эстонии. Если рассмотреть эти взаимоотношения как процесс, то здесь нельзя не видеть большие сдвиги в лучшую сторону. Происходит постоянный культурный обмен. Конечно, немало и острых противоречий (это прежде всего безработица, преступность, рост цен, высокая плата за жилье и т. д.), от которых страдает наиболее бедная часть населения независимо от национальности, хотя сохранились еще нерешенные проблемы в отношении национальных меньшинств. Однако это уже касается политиков. Что касается простых людей, здесь противоречий я не вижу. Идет нормальный процесс консолидации многонационального общества в Эстонии. И, конечно, не хотелось, чтобы экстремистские силы независимо от того, где бы они ни находились, смогли бы помешать этому процессу.

Что касается нашей встречи, это вполне возможно. Я получил творческую стипендию от Эстонского Фонда Национальной Культуры в размере 10 000 эстонских крон, (по официальному курсу это около 16.5 тыс. рублей) для работы в архивах, библиотеках, музеях Твери и Санкт-Петербурга. Приглашение должен получить от Тверского университета на срок с 15 сентября по 15 октября 2000 года. Предполагаю завершить изучение материалов НКВД в Тверском Центре документации новейшей истории, поработать в Тверском областном архиве и областной библиотеке, в Фирове хочу уточнить некоторые факты в архиве районного ЗАГСа, в Нурмекунде уточнить схематические планы хуторов эстонцев, в Санкт-Петербурге работать в центральном государственном архиве, библиотеке им. Салтыкова-Щедрина и в филиале этой библиотеки литературы народов СССР, в музее педагогического университета им. Герцена. По возвращению побывать по одному дню в Новгородском педагогическом университете и Псковском педагогическом институте. Так что график работы будет довольно-таки напряженным, и расписать по дням не смогу, так как в графике работы по разным обстоятельствам и в зависимости от объема работы могут произойти изменения. ... В Есеновичи из-за напряженного графика работы приехать не смогу, поездка в Нурмекунде будет зависеть от транспортных возможностей. Буду писать в Фирово директору районного краеведческого музея Русановой Эльвире Иосифовне, возможен заезд в Вышний Волочек, если там закончена реконструкция краеведческого музея. С директором музея Монаховой Галиной Георгиевной и другими работниками музея я встречался в помещении дворца культуры Вышневолоцкий. Фанна Борисовна Соловьева приезжала на открытие памятника в Нурмекунде.
Краевед Рихард Кяэр.
Азери. 15 апреля 2000

PS. Посылаю Вам список репрессированных нурмекундцев (исследование я еще не закончил)..., адреса некоторых нурмекундцев, которые мне сообщил нурмекундец Эльтс Карла в 1991 году, краткое описание истории Нурмекунде из газеты "Nurmekundlane" (1994 г.) в переводе на русский язык. Там, к сожалению имеются некоторые неточности (назван стекольный завод в Кувшинове и пр.), и статьи о Нурмекунде, которые публиковались в газетах России ("Тверская жизнь", "Коммунар" и "Вышневолоцкая Правда"). Если у Вас есть какие-либо дополнительные сведения о Нурмекунде и нурмекундцах, был бы очень рад их получить.

(Список публикаций)
Хутора эстов (Летопись родного края) «Коммунар», 11.07.1989
Судьбы ее простое полотно (о жизненном пути Ольги Эдуард. Адамсон) «Коммунар», 23.09.1989
Одна страница из истории эстонского народа. «Коммунар», 4.02-18.03.1995
История Тверских эстонцев. «Тверская жизнь» 13.04.1995
Нурмекунде...как это по русски? 110 лет назад на тверской земле - самой высокой точке Валдайской возвышенности - появились первые хутора эстов. «Тверская жизнь», 29.09. 1995
«Основателям Нурмекунде». «Коммунар», 14.10.1995
Эстонцы в Вышневолоцком уезде. «Вышневолоцкая правда». 24.08 1996
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Фото отчёт с поездки в "Нумеркундию" 8.06.14

Сообщение Алексей Крючков » 09 июн 2014, 19:10

От Покровского до Жуково мы были удивлены количеством пешеходов на дороге - наверное, так было раньше, до революции. Это множество жителей возвращались с кладбища и цервки - была Троица. В Старом мы удивились количеству встречных легковушек - в этой глуши мы ранее вообще редко кого встречали! После Белятино никаких указателей на дороге не было, и мы, ехав с выключенным Навителом (Том-том в такой глуши - не помощник, не видит даже дорог) даже проскочили Починок, удивившись только скоплению машин на обочине у забора не известного для нас кладбища. Памятник мы тоже сперва не заметили. Остановившись в конце Починка, решили доехать уж до конца дороги, и потом вернуться обратно.

В Конокове (тоже входившем в границы эстонской колонии Нурмекунде) мы увидели склад спиленного леса и недостроенный мост.
IMG_2243 лес.JPG
Штабель леса в Конокове, где кончается дорога

Позже нам рассказали, что дорогу строили в 70-е годы для военных целей (ракеты таскать), поэтому ширина её делалась 8 метров, хотя хватило бы и 6. Дорогу хотели дотянуть до Юсино Кувшиновского района, а от моста в Конокове - сделать ещё ветку на Жданово Осташковского района. Но не доделали по каким-то причинам. Так и остался мост памятником то ли проигранной Холодной войне, то ли побеждённому Социализму.
IMG_2234.JPG
недостроенный мост через реку Поведь

IMG_2237.JPG
Мост в никуда

IMG_2238.JPG
Речку-то в межень можно переехать на машине, но за ней начинается такая грязь, что я бы туда не стал соваться.

Дорога была скользкой от глины после прошедшего ночью дождя, но проезжей и достаточно красивой.
IMG_2244.JPG
Дорога в Скоморохово

Несмотря на близость к "макушке Валдая", высота особо не чувствовалась - так, холмы и холмы... И только в одном месте в Скоморохово открылся замечательный вид на дали за речкой, вид, который фотография не смогла передать.
IMG_2245.JPG
Вид на долину Поведи из Скоморохово

И здесь же старая берёза выдавала наличие здесь некогда жизни. Здесь была ранее русская деревня Скоморохово, переименованная в советское время в Ленино.
IMG_2247.JPG
Покинутая старая берёза грустит о былой деревне
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Починок - Нурмекунде, маленькая Эстония

Сообщение Алексей Крючков » 09 июн 2014, 19:22

В Починке у кладбища мы встретили всю ту же автостоянку, дополненную трактором из Коноково, который вытащил УАЗик нашего знакомого Каська, ночевавшего в покинутой деревне в стороне.
IMG_2256 автостоянка.JPG
Стоянка гостей Починка на Троицу

Кладбище было с западной стороны дороги, а памятник мы увидели почти напротив, но с восточной. Позже нам сказали, что там была школа и библиотека и клуб. Вообще, эстонцы жили хуторами, поэтому Починок не назывался Нурмекунде - это было название всей совокупности эстонских хуторов. Но здесь продавец земли бесплатно выделил колонистам гектар земли под кладбище (эстонцы в большинстве своём были лютеране, поэтому не хоронили на погосте в Старом, да и далековато это было) поэтому здесь впоследствии и возникли и школа, и библиотека, а после революции - и клуб, и почта, и сельсовет, в общем - центр округи.
IMG_2248 памятник издали.JPG
Памятник издали

IMG_2250.JPG
Памятник вблизи

Памятник был установлен в 1995 году в честь 110-летия основания эстонской колонии в этих краях. Кладбище продолжает быть действующим, буквально в четверг здесь похоронили деда-эстонца из Коноково. Кладбище отличается от обычных формой крестов (нет косой перекладины) и сравнительно большим порядком - ряды могил расположены ровно, как по линеечке, и между могил нет куч мусора. При этом порядок поддерживают только сами люди, никакая власть сюда не показывается.
IMG_2253.JPG
Дореволюционная могила

IMG_2255.JPG
Надпись в основании памятника

Тем не менее, даже это удалённое кладбище пострадало от русских вандалов-пьяниц, тыривших здесь металлолом для опохмелки ((
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

потомки

Сообщение Алексей Крючков » 09 июн 2014, 19:35

Собираясь в "Нумеркундию" (как её шуточно назвала жена Каська), я от этого шуточного переиначенного названия представлял себе её какой-то почти волшебной страной, вроде Шира или Эриадора, где жили какие-то волшебные трудолюбивые люди, ну, вроде хоббитов или гномов, которых изгнали пришедшие туда злобные орки... Возможно, эти представления навеял образ моего знакомого Рудольфа Каська, который действительно напоминал одновременно или капитана старинного парусника (непременно парусника!), только без обязательных капитанских атрибутов - капитанской фуражки и дымящейся трубки во рту. И в то же время он чем-то неуловимо напоминал образ "гнома" - невысокого, коренастого, крепкого, молчаливого и очень серьёзного и основательного. Надёжного, но неторопливого.

"Нумеркундцы" оказались тоже немного похожи на этот образ: нас, приехавших сюда впервые в качестве любопытных туристов, встретили очень доброжелательно и дружелюбно! С готовностью отвечали на все наши вопросы, показывали, что могли, рассказывали, что знали, и конечно же, пригласили к общему поминальному столу и угостили от души. Мне было очень-очень жаль, что Советская власть разогнала их трудолюбивых предков с этой земли, оставив её пустовать, зарастать лесом и бурьянами, оставив её вновь бесхозной, как в былые Смутные времена... И в то же время, мне было приятно видеть, что есть некое сообщество людей, которые вопреки всему всё же сохранили память о своих предках, сохранили некое единство, и не только сами сюда приезжают, но и не забывают привозить своих детей, даже очень маленьких, чтобы передать этот хрупкий огонёчек памяти народной и будущим поколениям...
IMG_2262 нумеркундцы.JPG
потомки нурмекундцев

Я пересчитал по фотографии - исключая нас, здесь собрались 34 человека разных возрастов.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Блуждания в поисках "вершины Валдая"

Сообщение Алексей Крючков » 09 июн 2014, 19:54

После этого мы отправились на поиски "вершины Валдая". Готовясь к поездке, я изучил визуально (по отчётам и космофото) один маршрут. Но в Починке новый знакомый, бывавший там многократно, посоветовал мне путь покороче - с другой окраины Починка. Он показал нам начало этого пути. Там был заброшенный карьер, на склонах которого были необычные камни, как бы сложенные из гальки, связанной каким-то неизвестным раствором.
IMG_2268.JPG
гигантский камень

Это не был привычный гранитный валун, принесённый ледником из Скандинавии, и это не был большой кусок известняка. Была ли это естественная осадочная порода, окаменевшая под влиянием давления земли и времени, или искусственная (как предполагал наш спутник) - я не знаю, ко камни эти вызывали уважение, как всё необычное и древнее.
IMG_2271.JPG
другая скала рядом с Лидой для масштаба


А далее мы продолжили путь уже сами - вначале по старой лесной дороге.
IMG_2273 лесная дорога.JPG
старая лесная дорога

А затем, когда она кончилась - прямо по бурелому, по навигатору.
IMG_2274.JPG
равнинная местность в окрестностях вершины Валдая

Но, надо сказать, координаты, забитые в навигатор, привели нас в совершенно плоскую чащобу, где не было никакого намёка на вершину - даже не интересно стало. Мы попробовали ходить кругами, но ничего так и не нашли. Слепни и комары одолевали, а вот клещей не подхватили ни одного!
Зато с каким облегчением мы вышли потом из непролазной чащобы к полю, с которого начали свой путь!!!
IMG_2278.JPG
Поле вблизи Починка

IMG_2279.JPG
Прощай, Нурмекундия!!

Пусть мы и не нашли в этот раз "вершины" из-за плохой подготовки к маршруту, но поняли, что "вершина" здесь - понятие условное, что местность вблизи наивысшей точки Валдайской возвышенности достаточно ровная, без живописных видов вдаль, сильно заросшая и потому мало впечатлительная.

Тем не менее, "Нурмекундия" оставила очень хорошее, но грустное впечатление. Хорошее - прежде всего, благодаря хорошим людям, жившим здесь. А грустное - потому, что жить им здесь нормально не дали злые власти и обстоятельства, разметавшие этих людей по белу свету...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3285
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

След.

Вернуться в Фировский р-н

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron