Денис Ивлев » 06 апр 2012, 00:21
В контакте после последнего приезда в Вышний Волочёк я написал горькие строки: "Последний приезд в начале апреля в Вышний Волочёк натолкнул меня на мысль, что глава о родном городе в новой книге "По дорогам Вышневолоцкого уезда" будет называться "Город, где кончаются дороги":(". Живя далеко от родных мест, невольно осознаёшь насколько обостряются эти патриотические чувства.
На этой волне написал статью - утопию на тему "Как хорошо было бы если". В общем предлагаю её вашему вниманию.
О сохранении памяти.
Путешествуя по другим городам России, невольно сравниваешь то, что привык видеть у себя на родине с тем, что предстаёт перед твоими глазами здесь – в чужом доме. И увы, сравнение это отнюдь не служит поводом к радости и гордости за свой город. Я не буду говорить об извечной городской проблеме – разбитых вдрызг дорогах, в этой статье мы не будем обсуждать проблемы ЖКХ. Мы обратимся к памяти, к своим истокам и сохранению культурного наследия города.
Волею судьбы я уже более десяти лет занимаюсь историей Русской Православной церкви в бывшем Вышневолоцком уезде. Мои публикации касаются больше дней минувших, а как порою хочется говорить о дне сегодняшнем, об уничтоженном наследии былой могучей империи. К слову из восемнадцати православных приходов и двух монастырей, существовавших на территории Вышневолоцкого района до 1925 г. на сегодняшний момент действуют лишь пять приходов! Два из них лишь на бумаге – это Никольский Тубосский и Преображенский Есиновический. Такова печальная статистика современности.
В Вышнем Волочке, казалось, ситуация выглядит более оптимистично. Благодаря стараниям благочинного уже возрождены к жизни два разрушенных в послереволюционные годы домовых храма – при тюремном замке и больничная церковь. Действует и Ермаковская Успенская церковь, продолжает действовать и Богоявленский собор, возрождена бывшая Николо-Александровская церковь. Отдельно следует сказать и о возрождении Вышневолоцкого Казанского женского монастыря.
Но это лишь малая толика того, что мы обязаны сохранить. В первую очередь это каменный Спасо-Преображенский храм на Пятницком кладбище. Древнейшая церковь в городе – здание построенное в XVIIIв. сейчас переживает непростые времена забвения и варварского разрушения. Да-да, не природа разрушает сейчас стены храма на Старом кладбище, а люди! Это и охотники за металлоломом, которые выдирают из стен храма железные стяжки, это и неутомимые молодчики, которые с городских скамеек теперь перешли на крушение живописи и могильных крестов. Я считаю долгом каждого, у кого родственники покоятся на этом кладбище прийти на помощь в возрождении этого храма. Необходимо создать Попечительский совет, открыть счёт, провести первые субботники близ храма и на кладбище, начать работу по возрождении церкви. Не сразу будет воздвигнут храм из руинированного состояния, но всем миром, это станет возможно. Первоначально стоит сохранить колокольню церкви, в притворе которой можно сделать часовню для поминовения усопших, а затем постепенно перейти и на сам храм.
Вспомним некрополи Москвы и Санкт-Петербурга. Так вот наш некрополь по сохранности и образцам памятников XVIII-XIX вв. будет не хуже. Здесь погребены священники, священномученики, монахи, почётные граждане, основатели вышневолоцкой медицины, талантливые преподаватели, писатели, купцы, дворяне. Неужели они не достойны этой памяти – люди создавшие наш город, прославившие его? Задумайтесь и над тем фактом, что огромный район Вышневолоцкой не имеет своего храма. Готовым спорить со мной приведу лишь слова Патриарха, что храм должен быть открыт людям в городах ежедневно и находиться в шаговой доступности. На каждый микрорайон города должен быть собственный храм, куда могут прийти люди со своими скорбями и проблемами, прийти для общения с Богом и тем более храм должен действовать и на древнейшем городском кладбище!
Хорошее начинание с установкой поклонных крестов на местах стоявших в городе храмов, начатое установкой креста на месте бывшего Никольского погоста на Цне в центре города, бывшего до конца XVIIIв. городским кладбищем, как то неожиданно пресеклась. Наверное, не все и не сразу поняли о каком кресте и погосте идёт речь. Речь идёт о бывшем у стен Казанского собора кладбище Вышневолоцкого яма. Кладбище это с устройством Вышнего Волочка городом было закрыто, а вместо него устроено современное Старое кладбище в районе Вышневолоцкой. Крест, о котором идёт речь, устроен близ первых торговых рядом со стороны внутреннего дворика. Гласящая надпись, что он установлен на месте Казанского собора действительности не соответствует. По этому месту до 1930 г. шла ограда собора. А сам комплекс собора и колокольни стоял между современным зданием суда и памятником В.И. Ленину.
Архитектурный проект, представленный в городском музее на выставке, предусматривает возможность возрождения колокольни Казанского собора. Конечно, зная современную финансовую ситуацию в городе этот вопрос ставить преждевременно, но кое что сделать можно. Думаю, что небольшая деревянная часовенка, по формам напоминающая Казанский собор может быть установлена на месте памятника В.И. Ленину. Она станет достойным завершением Екатерининской улицы и украшением Казанского проспекта.
Мне будут противоречить члены КПРФ и все кому дорого советское прошлое. Я с пониманием отношусь к этому. Но я не предлагаю уничтожение этого исторического монумента. Возможен его перенос в более подобающее место с устройством вокруг него сквера. Это возможно как и в историческом центре, так и в советской части города. Не берусь осуждать возможные места переноса, т.к. цель этой статьи совершенно другая.
Итак, память о Казанском соборе можно сохранить устройством на её месте часовни, так как это сделано на месте алтаря Спасо-Преображенского собора в Твери. Таким образом, можно сохранить и память о существовавшей здесь же у вторых торговых рядов каменной часовне Александра Невского и часовне-памятнике Императору Александру II, устроенной некогда на площади у первых торговых рядов. Близ часовни или на её стенах возможно размещение фотоэкспозиции, посвящённой историческому центру города. Этот как нельзя кстати соответствует планам по привлечению в город туристов. Вряд ли они будут заинтересованы очередным памятником В.И. Ленину, которых и так много во всех городах.
Второй часовней, отмеченной на проекте представленном на Венецианского биеннале, является часовня на месте церкви Петра и Павла на Дворцовой площади. Где была дворцовая площадь жители Вышнего Волочка теперь даже не представляют, они привыкли к другому названию – площадь Садовая. Долгое время на месте храма существовал «горсад» с аттракционами для детей. Теперь на этом месте пустырь, безобразящий облик города. Петропавловская церковь была расположена на территории от автобусной остановки до бесформенных развалин на месте «горсада».
Думаю, вы понимаете, что я и здесь хочу предложить устроить часовню в честь Петра и Павла. Часовня тоже может быть деревянной, и ей так же можно придать некоторые черты бывшего здесь Петропавловского храма. До строительства часовни, стоит установить на этом месте поклонный крест. Он целесообразен здесь ещё и потому, что рядом расположено здание нарсуда (теперь здесь магазин «Робинзон»), где началось восхождение на Голгофу репрессий священномученика Владимира Мощанского, здесь же судили и других священномучеников Вышневолоцкого уезда.
В последнее время среди людей, называющих себя верующими, а так же в околоцерковных кругах вышневолочан ходят толки о том, что ТРЦ «Шоколад» устроен на месте Троицкой церкви и якобы существовавшего здесь кладбища. После тщательного изучения этого вопроса, должен сказать, что ТРЦ «Шоколад» стоит на приусадебном участке одного из городских домов. Храм Св. Троицы был расположен в 200 метрах севернее от здания «Шоколада». Сведений о существовавших здесь захоронениях среди архивных документов мною не было обнаружено. Так, что обвинения в «греховности» тех людей, которые приходят в кинотеатр, посещают кафе и аттракционы «Шоколада», считаю, надуманными.
Единственное, с чем я согласен, что место храма должно быть отмечено. Часовню устроить здесь невозможно ещё и потому, что теперь часть места храма занимает стеклянный павильон. Установка креста в этом месте так же вряд ли возможна, т.к. крест на фоне развлекательного центра будет смотреться кощунственно. Поступить в этом случае можно так, как поступили власти г. Твери. На месте церкви Апостола Филиппа на набережной реки Волга устроен сквер, а в нём памятный знак с изображением храма. Так же и на месте Троицкой церкви стоит установить камень с изображением храма и надписью, говорящей о том, что на этом месте в период с 1843 по 1939 г. стоял храм, устроенный на средства городского головы и почётного гражданина Вышнего Волочка Михаила Фёдоровича Ванчакова.
Логичным по завершении этой статьи станет вопрос, где взять средства на строительство часовен, установку памятных знаков. Думаю, примером этому будет поступок жителей посёлка Спирово, которые провели целую компанию по установке памятного креста на месте кладбища Спировской Успенской киновии. В последнее время, я читаю в районной периодике о строительстве и освящении часовен на Борисовском стеклозаводе, в д. Дудиха Вышневолоцкого района. Помогают в этом жителям этих сёл предприниматели из Вышнего Волочка. Так почему бы нашему предпринимательскому сообществу, вместе с горожанами и городскими властями не решить совместно эту проблему? Разве наш город не достоин этой памяти?
Денис Ивлев, член Союза краеведов России, член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. Сердюкова.
Жду ваших отзывов...