Статья в газете "Тверские ведомости" от 7 марта 2018 г. https://vedtver.ru/news/culture/novoe-s ... om-zhanre/Новое слово в старом жанреНынешняя литературная нива привлекает к себе всё больше и больше тружеников. Возможность легко напечататься, особенно за свой счет, соблазняет амбициозных авторов податься на эту привлекательную стезю. Поэтому ориентироваться в книжном море трудновато и разглядеть, кто есть кто, непросто. Но есть ориентиры, которые помогают в этом разгулявшемся половодье. Говорят, писателя делают язык и судьба. Первый – как строительный материал, вторая – как жизненный багаж, о котором есть что поведать. Вот эти два опознавательных момента подходят к писателю из Вышнего Волочка Евгению Ступкину. Его несложно разыскать в книжном водополье по вышеуказанным характерным знакам.
У него имеется прекрасная книга о детстве. Она состоит из небольших рассказов о мальчишечьей поре в послевоенной деревне. О трудном быте, нелегком труде. Казалось бы, на эту тему написана уйма книг. И тем не менее Ступкин рискнул сказать и свое слово. Вот тут и проявились своеобразные признаки настоящей литературы. Язык автора чистый и естественный, рассказывающий о жизни без прикрас, с множеством подробностей, трогательных душевных движений. Читая Ступкина, создается впечатление, что рассказчик просто дышит. Стоит с тобой в морозный день на улице, повествует о житье-бытье, с парком изо рта, с капельками льда на волосах. И совсем не напрягается с поиском слов, эпитетов. Даже запинки местами хороши, естественны.
Художественная проза Ступкина неотделима, конечно, от русской классики. Его книга о детстве, само собой, вызывает в памяти такие произведения, как «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, «Детство Никиты» Алексея Толстого, «Детство» Горького. Автор из Вышнего Волочка ассоциируется с этими известными писателями не по степени таланта, а по близости темы, правдивости, что говорит и о его немалой одаренности.
Но главный блок его творчества – это краеведение, дотошное исследование родного края. Добывание сведений о пребывании в Вышнем Волочке тех или иных великих людей, уникальном строительстве, истории монастырей, храмов… И здесь раскрывается талант Ступкина как историка, публициста, яркого популяризатора и добросовестного старателя, разыскивающего драгоценные факты, редкие данные, порой совсем затерявшиеся и выуженные из архивов.
В его вещах «Июль 1919…», «Встал монастырек ново…», «Вышний Волочёк на старинных открытках» мы видим картину не только местного значения, а типичный срез всей России, делающий труды Евгения Ступкина документом времени, эпохи. Это характерная черта творчества самобытного автора – превращать локальные события в социальное явление. И в этом смысле краеведение автора оборачивается исследованием феномена. Например, «Июль 1919…» рассказывает о Ясеновичском восстании крестьян, недовольных советской властью, ставшем как бы прообразом тамбовского бунта. Недаром эту вещь заметил Солженицын и высоко ее оценил.
Своеобразный взгляд писателя мы узнаем и в его произведении «Встал монастырек ново…», в котором автор проявляет свою заботу о национальных историко-культурных ценностях. Особенной мы находим и его работу «Вышний Волочёк на старинных открытках». Старательно подобранный материал, его композиция и редкость некоторых иллюстрируемых экспонатов сделали издание Ступкина культурным событием.
Вообще, автор из Волочка – природный культуролог. Его усилия добросовестны, он в угоду своей концепции не отступает от фактов. И в его вещах всегда присутствует время. Оно – квинтэссенция его историко-культурных работ. Льва Толстого как-то спросили, кто главный герой его произведений. Толстой ответил: «Правда». Это может смело сказать и Евгений Ступкин. В настоящее время неутомимый литературный труженик закончил книгу «А.С. Пушкин и Вышний Волочёк». Оказывается, великий поэт 23 раза бывал в этом замечательном городе. Менял лошадей, сиживал в местных трактирах, гулял по каналам… Но это уже тема другого разговора.
Евгений КАРАСЁВ