Я не знаю, кто первый предположил, что картину «Золотая осень» Левитан написал с Сорокинского моста у озера Островно. Возможно, это был Н.А. Архангельский. В книге «История Удомельского района» (1993 г.) на с.121 он пишет: «
И сейчас можно увидеть «Золотую осень» в натуре. Для этого надо пройти по дороге на Сорокино, остановиться на мосту через реку Съежу и посмотреть на юг, влево. Перед вами – натура «Золотой осени» с поправкой на 100 лет, в течение которых вырос лес и подступил уже к реке, деревья скрыли крыши деревни Очеп».
В машинописной рукописи «История деревень Удомельского района» в статье про Стрекалово
viewtopic.php?p=14546#p14546 он, правда, поправляется: «
В 1895 г. великий И.И. Левитан с Сорокинского моста рисовал картину «Золотая осень». На заднем плане видны крыши домов. Это – Стрекалово».
Архангельский не видел космофото. Ракурс вида с Сорокинского моста вдоль оси реки направлен на юго-запад и уже даже поэтому ни Стрекалово, ни тем более ещё дальше расположенный Очеп, никак не могли попасть на задний план картины отсюда!
- Космофото Яндекса с ракурсами
Тем более что севернее Стрекалово (Заречья) находятся очень высокие озовые холмы, покрытые сосновым лесом и они никак не позволили бы увидеть Стрекалово с Сорокинского моста, даже если бы вид был и прямой! Так что версия Архангельского была чисто умозрительной, когда сознание человека цепляется за одно-единственное совпадение и не замечает или игнорирует все не совпадающие факты.
Об освещении. Б.К. Виноградов, оспаривая предположение Архангельского, ещё в 2011г первый обратил внимание (
viewtopic.php?p=381#p381) на то, что «
… на картине – тени [идут]
от зрителя (взгляд на север)». Позже (
viewtopic.php?p=15678#p15678) он развил этот аргумент: «
На картине видно, что художник смотрит на север, а солнце светит ему в спину (тени деревьев). У моста же, художник должен был бы смотреть на юг, т.е. против солнца».
- Золотая осень Левитана, 1895 г., ГТГ
Возражения оппонентов сводятся к тому, что Левитан, дескать, не фотограф, а художник, он «
разворачивал освещение» (Подушков,
viewtopic.php?p=383#p383)
Да, художник – не фотограф, он может преобразовывать вид местности в своих картинах. «Монтажи» Левитана известны. Например, по этюдам к картине «Над вечным покоем» мы видим, как он заменил церковь, повысил «точку съёмки», добавил залив озера справа… Л.Балашова писала о монтаже картины "Вечерний звон" из двух этюдов.
Но значит ли это, что натура пейзажисту вообще не нужна? Зачем же Левитан ездил за натурой по миру? Что главное в его картинах?
Есть 4 контраргумента.
Первый – это название картины. У Левитана есть «топографические» названия (например, «Река Истра»), но в данном случае использовано не топографическое («Река Съежа»), а оценочное название («Золотая осень»). Этим он подчеркнул, что тут главное – не вид конкретного места, а настроение, передача образа осени, её буйства красок. То есть, передача увиденного в природе освещения, цвета и света! Поэтому объяснение про «разворот освещения» - это попытка оправдать свою ошибочную версию, когда важна не истина, а победа в споре.
Второй аргумент следует из первого: жёлтая листва берёз становится «золотой», «играет» цветом - только
в солнечных лучах, а не в тени, не против солнца!
Третий аргумент становится очевиден только тогда, когда смотришь на юг с Сорокинского моста в конце сентября – начале октября, около полудня, в солнечный день, как на картине. Странно, что никто из сторонников версии «Сорокинского моста» за все эти годы этого так и не сделал, не проверил свою версию на практике. Вот фото, снятое с этого места в 13:30 29 сентября 2023 года, в ясную солнечную погоду.
- Вид с Сорокинского моста на север в 13:30 29.09.23
Трудно не заметить, что отражающиеся в реке лучи солнца просто слепят зрителя! Мог ли художник этого не заметить? Проигнорировать? Мне кажется, ответ очевиден тому, кто не предвзят.
Могут возразить, что в «Золотой осени» есть лёгкие облака, поэтому блика солнечных лучей на картине могло и не быть. Хорошо, вот фото, снятое при лёгкой облачности, 14 октября 2022 года, в 14 часов. Солнечной дорожки – нет, но даже сквозь тучи солнце всё равно отражается в реке и слепит зрителя!
Также заметно и то, что освещение берёз вдали при взгляде против солнца - очень контрастное, контровое, вследствие чего они совершенно теряют свою «золотую» яркость и почти сливаются по тональности с тёмными елями и соснами.
- Вид с Сорокинского моста в 14 часов 14.10.22 г.
А вот фотография, сделанная, в тот же день (14 октября, около 13 часов), но в противоположном направлении (с севера на юг), со Стрекаловского холма:
- Вид со Стрекаловского холма на север в 13 часов 14.10.22 г.
При том же самом освещении, но по солнцу, а не против него, такие же берёзы начинают светиться в солнечных лучах своей яркой жизнерадостной желтизной! Которая заметна даже не художнику, а и обычному человеку и передаёт ощущение праздника, радости, отражённое в названии картины «Золотая осень». Только догматик может это отрицать.
Четвёртый аргумент - свидетельство Анны Ивановны Турчаниновой, записанное художником В.К. Бялыницким - Бируля. Сопровождая гостя по усадьбе, она рассказала ему: "
Однажды мы приплыли сюда летней ночью. Исаак Ильич задумал написать картину "Лилии в белую ночь", и ему нужно было видеть их в освещении белой ночи." Нужно было видеть! Фантазии - недостаточно...
И как после этого можно утверждать, что Левитану освещение натуры было не важно? Что он вообще всё мог выдумать из головы, не выходя из своего кабинета? Оппоненты случайно не перепутали Левитана с каким-нибудь Дали или Пикассо?
- Каждый видит по своему??
О ширине реки и высоте точки «съёмки». Съежа – не широкая река. Но при взгляде с любого моста она всегда будет выглядеть гораздо шире, чем изображена на картине «Золотая осень», просто по законам перспективы (смотри фото выше).
Хорошо, отойдём с Сорокинского моста чуть на восток, чтобы сузить вид на Съежу и чтоб она уходила вправо. Что видим?
- Ширина Съежи при съёмке восточнее Сорокинского моста
Ширина реки на фото всё равно остаётся гораздо больше, чем на картине, ну и нет никакой высоты «точки съёмки». Что в пейзаже вообще есть от картины? Только дальний поворот реки влево и низина слева перед поворотом? Не маловато ли? Ну и ещё много чего не совпадает, если присмотреться…
Альтернативные варианты. В июне 2020 года Б.К.Виноградов написал (
viewtopic.php?p=15678#p15678): «
имеется место, лишённое этих противоречий. Такое место находится на левом (западном) берегу р.Съежи, напротив деревни Доронино. В конце XIX в. здесь находилась небольшая деревня Заречье (или Стрекалово) на высоком холме, с которого открывается вид вниз по реке Съеже в северном направлении, как и на картине».
- Вид на Съежу со Стрекаловского холма в апреле 2008 года
Мне Виноградов рассказывал, что он установил, что в Стрекалово кроме крестьянских домов была в конце 19 века и небольшая усадебка Заречье, расположенная на холме, где жила одинокая хозяйка. И что с балкона этой усадебки Левитан и мог нарисовать свою «Золотую осень». Но, к сожалению, письменных цитат Виноградова об этой усадьбе я не нашёл и поэтому упоминаю его слова лишь для сохранения их в истории, но оставляю их под сомнением.
Некоторое время я водил своих экскурсантов на вершину холма в Стрекалово, где сохраняется яма под фундаментом исчезнувшего дома. Но постепенно вид со склона холма закрылся подросшим сосняком, а низина ближе к реке закрылась подросшим лиственным лесом и кустарником. И смысл ходить туда – исчез.
Может, поэтому и некоторые экскурсанты, прочитав версию Виноградова на нашем форуме, стали фотографироваться на Доронинском мосту (я видал эти фотографии в Интернете). Кстати, вид там тоже немного похож на картину. Поэтому сравним и его. (Все эти ракурсы отображены на космофото в начале статьи.)
Математический (статистический) анализ видов Люди, утверждающие, что Левитан написал «Золотую осень» с Сорокинского моста, замечают только один-два топографических признака в картине: поворот реки влево на дальнем плане и, может, ещё низину слева вдали. Им этого – вполне достаточно для скороспелого вывода. Я же проанализировал элементы картины, сравнив их с тремя видами местности и выделил 12 элементов пейзажа. Получилась сравнительная таблица совпадений и не совпадений:
- Сравнительная таблица совпадений с картиной видов с трёх точек обзора
Во всех трёх «точках съёмки» есть по два совпадения с картиной: вдали река делает поворот влево и левый берег вдали – низкий.
А далее совпадения различаются: у видов с моста у Доронино и у Сорокино есть лишь по 7 совпадений с картиной из 12 (58%). А вот у вида с холма в Стрекалово – 9 из 12 (75%).
Опознание места существенно затрудняется сейчас ещё и тем, что склон и вершина холма у Стрекалово (Заречья) в настоящее время густо поросли лесом и кустарником, которые закрывают вид на реку, а сама усадьба уже давно не существует и если художник рисовал с балкона её второго этажа (как предположил Виноградов), то мы с этой «точки съёмки» сегодня вообще не можем увидеть местность! (Об этом – ниже.)
Отсюда мой вывод: 100% идентичного пейзажа – сегодня нет, но более всего по элементам пейзажа совпадает с картиной вид именно со Стрекаловского холма на север. Как и предположил Виноградов.
О старой дороге из Горки в Доронино. Нужно добавить, что Левитан
видел долину Съежи у Доронино, проезжая по
старой дороге из Горки в Доронино.
Современное ответвление на Сорокино от асфальта на Котлован было построено в советское время. Старый же просёлок в Горку шёл от Доронино и ещё сохранился как на карте Гугла, так и на местности:
- Старая дорога из Доронино в Горку на карте Гугла
На юге этот просёлок раздваивается: северный «рукав» спускается с холма в деревню, переходя в её улицу. Но улица эта возникла не ранее 1930-х годов (ибо её нет на карте РККА 1931 года), при этом дорога пересекает по мостику ручей. Поэтому полагаю, что это более поздний вариант дороги.
А во времена Левитана был только южный (или юго-западный) «рукав» дороги, который обходил этот ручей и низину (на космофото это длинная тёмная низина) западнее, спускаясь по склону длинного холма. И вот с этого места, чуть поднявшись с просёлка на холм, открывается красивый пейзаж на долину Съежи, напоминающий этюд Левитана «Осень. Долина реки»
- Левитан, этюд "Осень. Долина реки", 1896 г., ГРМ
Вот фото с наиболее близкого ракурса (прямо за рекой – Стрекаловский холм):
- Вид на Стрекаловский холм с севера, со старой дороги с Горки
Внимательное сравнение фото с этюдом не позволяет мне сделать вывод, что этот этюд был написан здесь, но местность довольно похожа (такой же изгиб реки, справа два холма, поросшие соснами, вид с высоты).
Но раз старая дорога из Горки в Доронино проходила через склон этого холма, то Левитан видел Стрекалово (Заречье), расположенное напротив, на высоком холме в створе прямого участка реки, и мог заинтересоваться встречным видом оттуда на долину Съежи.
Заключение. 1) Пейзажа, полностью соответствующего картине «Золотая осень», на реке Съеже от истока до Котлована, не существует. Картина была создана с небольшим изменением вида первоначальной натуры.
2) Но по совокупности совпадений (главным из которых является солнечное освещение около полудня в конце сентября – начале октября), более всего соответствует картине вид на реку Съежу с холмов вблизи урочища Стрекалово.
3) Сделать фото с точки, максимально совпадающей с ракурсом картины, сегодня невозможно, как из-за исчезновения здания усадьбы (с балкона или веранды которой могли быть сделаны зарисовки), так и из-за зарастания поймы Съежи кустарником и деревьями, закрывающими виды со Стрекаловского холма.
Вот фото, сделанное мною со Стрекаловского холма (с фундамента) в апреле 2008 года:
- Вид со Стрекаловского холма на север, апрель 2008 г.
«Точка съёмки» Левитана для картины «Золотая осень» должна была располагаться чуть левее (западнее), чтобы русло реки совпало с линией взгляда зрителя и холм вдали открылся бы не своим склоном (как на фото), а чуть правее, где в кадр попадают крыши строений окраины Доронино. Но сделать правильное фото с другой «точки съемки» сегодня – невозможно, из-за зарослей деревьев.
А вот вид со склона холма с точки чуть восточнее (октябрь 2022 г.). Здесь следовало бы подняться чуть назад (повыше на холм) и правее, но тогда деревья на склоне и кустарник внизу полностью закрывают вид на реку и сделать фото на неё становится невозможно (и для этого-то кадра пришлось выпиливать небольшую просеку). То есть, глаз видит и узнаёт пейзаж, но фотоаппарат не может его передать.
- Вид со Стрекаловского холма на север в 13 часов 14.10.22 г.
Поэтому нельзя не согласиться с заключением Б.К. Виноградова: «
стоит человеку покинуть эти места, как здесь быстро воцарится первозданное запустение: берега покроются непроходимыми кустами, уютные поляны зарастут крапивой и лесом, и красоты не будет. Можно сказать и так: «Золотая осень» - это рукотворный шедевр доронинских крестьян, гимн их неустанному труду и заботам».