Алексей Крючков » 26 дек 2019, 03:52
Мне очень понравилось начало Вашего обсуждения, показалось образцово-интеллигентным, я даже порадовался... Но вот потом чуточку диспут обострился, давайте вернёмся к первоначальному уровню?
По поводу САМО-убийства - Ирина, к сожалению, не опубликовала пока (но я прошу её это сделать, раз речь зашла) два факта, позволяющих усомниться в официальном заключении о САМОубийстве...
Но даже если это и не было на самом деле формальным убийством, то у меня есть такие соображения на этот счёт.
1) Осуждение церковью самоубийств я считаю прежде всего вызванным тем, чтобы предотвратить такой образ бегства людей (верующих) от жизненных трудностей. Т.е. правильным, исходя из практических целей веры, как свода правил жизни.
2) Но с философской точки зрения надо помнить диалектический закон перехода количества в качество, когда любая истина верна лишь в определённых границах (обстоятельствах) за пределами которых превращается в свою противоположность... Как проявление этого закона в вопросах веры - есть понятие "фарисейства", когда некто знает и пунктуально соблюдает процедуры, но при этом забывает о сути... И не таких ли ругал многократно Христос в Библии? А по-простому, в народе говорят об этом же так: "Доверь дураку Богу молиться - он лоб расшибёт!"
И вот если оценивать вопрос суицида Г.Сороки с философской (а не с педагогической, назидательной) точки зрения, то я бы рискнул озвучить следующие параллели: Сорока - Каренина - Сусанин - Христос.
Да, Христос не сам себя распял, но ведь он прекрасно знал своё будущее? Знал, и тем не менее осознанно пошёл на него (не избежал, не скрылся)... Его физически раздавила государственная машина и иудейское общество. Поэтому его смерть, не являющуюся самоубийством по форме, можно всё же считать самоубийством по сути.
Ведь когда механическая машина (паровоз) раздавила Анну Каренину, мы же называем её самоубийцей? Ведь она тоже (как и Христос) знала, что бросаться против машины (паровоза) - смертельно? Виды машин - разные, предвидение - одинаковое, тогда нелогично, что мы Каренину называем самоубийцей, а Христа - нет.
И тот же Сусанин, повёдший поляков в болото - он ведь тоже знал, чем всё это кончится для него? Он же не сел смиренно, как многие христиане на арене Рима, в ожидании своего "распятия", а, как и Христос, сознательно пошёл к врагам на явную смерть! Тоже убийство, по форме, было самоубийством для него, по сути его поступка.
Григорий Сорока знал о бунте Покровских крестьян 1819 года, когда его дядю сослали в рекруты. Он знал об опасности идти "против паровоза" государственной машины... Но у него была вера в "доброго царя" и справедливость, сказочная вера русского народа, живущая и до сих пор! И вот когда его жалобу к царю перехватили - он лишился этой веры... Унижение, назначенное ему (уже переставшему быть терпеливым крестьянином по своему мироощущению, но и не ставшему подлинно свободным, даже несмотря на отмену крепостного права) и лишь отсроченное на несколько дней из-за болезни, было бы не тяжело физически для крестьянина (наверняка не раз поротого хотя бы отцом), оказалось невыносимым душевно, вкупе с потерей веры в справедливость... Поэтому, даже если его смерть действительно была самоубийством по форме, то не была таковым по сути - он пошёл на это только вследствие ряда обстоятельств, лишивших его веры в справедливость на Земле...
Именно в таком плане я и воспринимаю решение Алексия 2-го. Не отменившего осуждение самоубийств, как правильный профилактический воспитательный закон для всех живущих, но понявшего сложную конкретную ситуацию Григория, которого по сути (не по форме) убили обстоятельства, их стечение...