Малышево и окрестности, Ворожебское

Достопримечательности и история Максатихинского и Рамешковского районов

Модератор: Алексей Крючков

Малышево и окрестности, Ворожебское

Сообщение Алексей Крючков » 25 янв 2019, 23:47

Изображение
Фрагмент из статьи Марка Майстровского в "Вече Твери" за 18 Февраля 2008
Фото храма.jpg
Храм в Ворожебском до разрушения

Каменная церковь в селе Ворожебском Максатихинского района (примечание А.К. - ныне - Луначарское, http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.79 ... &z=15&m=ys ) простояла до 1937 года. А когда местная власть решила ее снести, священник Дмитрий Смирнов, как значится в его уголовном деле, «...дал активное сопротивление приехавшим представителям... собрал верующих из трех деревень, и последние вынуждены были оставить работу...».
священник о.Дмитрий р.1.03.1878.jpg
Смирнов Дмитрий Антонович, 1.03.1878 - 28.03.1938. Фото из семейного архива Птичкиных.

Трудно представить бунт в 1937 году, когда брали за одно неосторожное слово, когда портрет вождя был вместо иконы и отовсюду неслось ура - кто громче крикнет. И деревенскому пастырю удается поднять народ?

Материалы дела не дают полной картины события, вина пастыря сильно преувеличена, народ, видимо, сам не перенес поругания Божьего дома. Что же касается священника Смирнова, то, судя по авторитету, личность это была незаурядная.

Помимо исполнения религиозной требы он вел крепкое крестьянское хозяйство, в котором имелись дом, два сарая, рига, баня, амбар, кладовые, лошадь, две коровы, телка, семь ульев, пашни 10 десятин, восемь десятин покоса. Все это у него потом отберут, а семью из девяти человек пустят по миру. Живя натуральным хозяйством, в колхоз деревенский пастырь не торопился и другим не советовал, уповая на провозглашенный принцип добровольности. И когда коллективизация уже пошла под дулом нагана, непокорный священник со своими проповедями стал советской власти как кость в горле.

Как это велось во все времена, на попа стали собирать компромат. Потащили на допрос свидетелей. Однако же крестьяне своего батюшку уважали: и крестит, и отпевает, и прочую службу ведет исправно, а если ходит по избам, то только с добром. Людям говорил: не бойтесь, силой в колхоз не загонят, исполняйте законы, платите налоги, а больше власти вы ничего не должны.

Сам он платил налог исправно. В деле есть справка сельсовета: перед арестом уплатил ворожебский священник 664 рубля налога, свез в сельсовет 24 пуда ржи, овса 15 пудов, картофеля, льноволокна, сена, мяса -- всего сколько было положено. Тем не менее в январе 1931 года опер Фадеев допросил священника и в обвинительном заключении записал: «...установлено, что поп Смирнов Дмитрий, будучи недоволен советской властью, вступая в разговор с крестьянами, говорил: советской власти скоро будет конец. В результате своей агитации поп Смирнов имел положительный результат за устои религии и при составлении списков верующих крестьян, веря попу Смирнову и боясь предания анафеме, крестьяне записывались в число верующих. Касаясь вопроса о коллективизации, поп Смирнов сообщал крестьянам, что под Москвой колхозы разваливаются, в них царит нищета, голод, живут в грязи, получают мало заработной платы, и это вряд ли кому понравится».

Участь священника была решена внесудебным порядком. Приговор «тройки» ОГПУ гласил: «По статье 58 заключить в концлагерь сроком на три года».
А правлению колхоза таким образом достался добротный дом 12 х 12. Семью вышвырнули, а комод, венские стулья и обеденный стол оставили -- собственной мебелью колхоз еще не разжился.

Теперь вернемся к бунту. Отбыв срок, возвращается священник Дмитрий Смирнов к своей пастве и к радости крестьян возобновляет свое божеское дело. Но поскольку церковь закрыта и заколочена, служить молебны он ходит теперь по домам, крестит новорожденных, благословляет брачующихся, хоронит покойников, собирая небогатое вознаграждение в виде пирогов или яиц, или холста и возбуждая своим упорством у местной власти ненависть и ярость. Тогда-то и появляется решение Брусовского райисполкома о сносе церкви как способе искоренения в народе религиозного дурмана. Узнав об этом решении, изгнанный священник проникает в заколоченный храм и, спасая от надругательства святыни, уносит с собой старинные иконы и ритуальную утварь. И это зачтется ему как похищение государственных ценностей.

Такого обвинения вместе с «...активным сопротивлением» и организацией схода верующих трех деревень оказалось достаточно для повторного ареста. Новое обвинительное заключение мало чем отличалось от предыдущего: «...обвиняется в том, что является враждебно настроенным против советской власти, проводил антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий власти».
2.jpg
Обвинение священника Смирнова Дмитрия Антоновича

Обвинение то же, да время другое - конец 30-х - самые расстрельные годы... 5 марта 1938 года священника Дмитрия Смирнова заключат в бежецкую тюрьму, через пару недель опять же «тройка» выносит расстрельный приговор, и уже через три дня (28.03.1938) приговор приводится в исполнение...

Приколотый к уголовному делу клочок бумаги с такой пометкой хранил тайну почти двадцать лет. Человек, попавший в эти жернова, просто исчезал. И уже в 1956 году, оставаясь все эти годы в неведении, сын пишет в прокуратуру: «С момента ареста моего отца прошло более 18 лет. Может быть, отец умер? Прошу сообщить». Значит, все эти долгие годы родные все еще чего-то ждали.

...В отделе реабилитации областной прокуратуры, где продолжается работа по возвращению доброго имени невинно осужденным в годы репрессий, меня познакомили с последним документом в этом уголовном деле, с прокурорским протестом в порядке надзора: «Никаких материалов, подтверждающих обоснованность ареста Дмитрия Смирнова, в деле не имеется, доказательств не добыто».
Формулировка, повторяющаяся в девяносто девяти из сотни пересмотренных дел.
3 постановление о реабилитации.jpg
Постановление о реабилитации

По неполным данным, из 100 тысяч священнослужителей Русской православной церкви в годы репрессий остались в живых около 35 тысяч.
2008г субботник и поминовение.jpg
2008-й год, субботник на руинах храма и поминовение
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Малышево и окрестности, Ворожебское

Сообщение кукуру » 07 фев 2019, 01:52

Здравствуйте!

Правда, что в Малышево снесли железнодорожный вокзал?
кукуру
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 07 фев 2019, 01:49
Откуда: Жуковский / Межозерье

Re: Малышево и окрестности, Ворожебское

Сообщение Балаблиха » 07 фев 2019, 13:46

По информации вот этого источника (https://pastvu.com/p/856591) :

"Пассажирское здание вокзала (ст. Малышево) ... Год постройки 1897. Было в отличном состоянии. В декабре 2018 г. здание уничтожено руководством железной дороги".
Малышево вокзал 1970 фото Ивановой О И.png
Вокзал в Малышево, 1970г, фото Ивановой О.И.
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 877
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Малышево и окрестности, Ворожебское

Сообщение кукуру » 08 фев 2019, 16:09

Собственно, хотел узнать, правду ли в этом источнике говорят
кукуру
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 07 фев 2019, 01:49
Откуда: Жуковский / Межозерье

Карта окрестностей Малышево

Сообщение Кочеров » 07 фев 2024, 03:36

Окрестности Малышево 1_100000.jpg
Карта окрестностей Малышево. Масштаб :100000. Выведено на формат А4
Аватар пользователя
Кочеров
 
Сообщений: 94
Зарегистрирован: 09 апр 2021, 13:03
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Максатихинский и Рамешковский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4