Алексей Крючков » 12 апр 2018, 20:34
Денис, я думаю, что ответов от Александра Николаевича ты не дождёшься, да и вряд ли стоит их ожидать и выпытывать... Потому что в отношении Марфы у тебя и у него - разный подход, который ты - можешь понять, а он - вряд ли... Это вопрос противоречия веры и науки (фактов). Психология людей устроена так, что если нам во что-то хочется верить, то мы не будем воспринимать никакие факты и аргументы, даже если и обладаем логическим мышлением (которое не у всех одинаково развито). Об этом ещё Пушкин написал: "Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад!"
Разумеется, никакая прабабушка Александра Николаевича не была свидетельницей похорон Марфы (400 лет люди не живут), как и священник Любский. Но вот смешивать (путать) местные легенды (предания, сказки) с историей (как наукой, основанной на фактах) - это уж совсем грустно... Но таких "краеведов" - полно кругом! Полно преданий про курганы и клады времён Батыева нашествия (и на языческих могильниках, изученных и датированных археологами, ставят христианские кресты - случаев таких много), по трассе М10 полно легенд про Екатерину 2-ю (а спроси говорящих, каких ещё царей они знают, так и не назовут никого, кроме Петра 1-го, да Николая последнего), да ещё, пожалуй, про "литовское нашествие" народ немножко слышал что-то, и тоже легенд про него понавыдумывал...
Мне один тутошний форумчанин написал на этот счёт такую историю, из Франции, чтобы местных "верующих" не "обижать" )):
"Около 1250 г. ученый доминиканский монах-инквизитор во время посещения сельской местности в районе французского города Лиона услышал новое для него имя святого — Гинефор. Он стал расспрашивать крестьян, и те поведали ему следующую легенду.
Когда-то здесь был расположен рыцарский замок, и в нем случилось такое происшествие. В одной из комнат замка спал новорожденный сын рыцаря, а рядом лежала борзая собака. Нянька отлучилась ненадолго и тут из щели в стене выползла змея и поползла к колыбели. Собака напала на неё, разгорелась схватка, змея сбежала. На шум вбегают нянька и мать ребенка и видят опрокинутую пустую колыбель и пса с окровавленной мордой. Они громко вопят, на крики является рыцарь и, не долго думая, убивает пса, уверенный, что тот напал на его сына. Но когда подняли колыбель, то нашли невредимого спящего младенца, и рыцарь понял, что убил спасителя своего ребенка. Он приказывает похоронить пса, насыпать холм над его могилой и в память о случившемся посадить вокруг могилы деревья.
Прошло время, рыцарский замок пришел в запустение. Но крестьянки окружающих деревень прониклись верой в чудодейственные целительные способности покойного пса и стали приносить на его могилу своих новорожденных младенцев, если они были больными или слабенькими. Матери оставляли их среди деревьев и удалялись, а когда возвращались, то якобы находили детей здоровыми. Правда, кое-кто из оставленных в роще младенцев за это время умирал, а иные делались добычей диких зверей, но вера крестьянок в могущество святого Гинефора оставалась непоколебимой. Упоминается здесь и некая старуха, видимо, колдунья, которая руководила этими обрядами.
Услыхав все это, ученый доминиканец пришел в сильнейшее негодование. Почитать борзую как христианского святого?! — Неслыханно! Монах приказал срубить деревья на могиле собаки и выбросить вон ее кости. Он добился согласия местных властей строго наказывать всякого, кто осмелится возобновить поклонение Гинефору.
Казалось бы, история со святой борзой, рассказанная монахом XIII в. на том и заканчивается. — Отнюдь нет! В 70-е годы XIX в. лионский краевед, прочитав этот рассказ, посетил ту самую местность и расспрашивал крестьян: не слыхали ли они про святого Гинефора? Каков же был ответ? — Да, слыхали, ведь это тот самый борзой пес, который исцеляет новорожденных...
Давно миновало Средневековье, прошел и XVIII в. с его культом разума и критикой религиозных заблуждений, отгремели буржуазные революции, произошел промышленный переворот. И не где-нибудь в «медвежьем углу», а под боком у одного из наиболее крупных городов Франции по-прежнему, как и шестьсот лет назад, держатся все те же верования."