Денис Ивлев » 30 май 2020, 20:00
Воскресенский Осечновский погост в Писцовых книгах XVI в.
(Глава из будущей книги)
В XVI столетие погост Осечно вошёл крупным административным центром. Погост Воскресенский Осечно лежал на удобном транспортном пути между реками Мста и Молога – по Волчине и между Волчиной и Тверцой через цепь Осечновских озёр. Эти земли, которые в XVIII-XIX вв. войдут в состав Вышневолоцкого уезда, были поделены между погостами и волостями ещё со времен Новгородского владычества. Осечновский погост расположился в пределах пограничных территорий Бежецкой и Деревской пятин, а так же Новоторжского уезда – земель принадлежавших древнему Торжку. Это были крупные земельные единицы, некогда подчинявшиеся Великому Новгороду, которые затем вошли в состав Московского государства.
Осечновский погост окружали Вышневолоцкий Николаевский погост у Лсны (современный Вышний Волочёк), Вышневолоцкий Николаевский погост у Столпа (с центром в будущем Николо-Столпенском монастыре) Николаевский погост в Быстром, Николаевский погост в Ящинах, погост Георгиевский Мокрыни (Выдропужск в Спировском районе), погост Георгиевско-Чудинский (Матвеево в Спировском районе), погост Спасский на Клинце (Спасоклинье в Спировском районе), погост Богородицкий Плави (Козлово в Спировском районе), погост Петровско-Тихвинский (Тарасово в Спировском районе), волость Удомля (Удомельский городской округ), погосты во Млёво (Удомельский городской округ).
К 1545 году погост в селе Осечно уже существовал. Эта дата не является датой основания. Поэтому определить, когда точно были поставлены храмы на Осечновском погосте не представляется возможным. Как известно, первые погосты на реке Мсте ставила княгиня Ольга ещё в 947 г., а после они стали распространяться в глубь территории, являясь не сколько церковными, сколько административными центрами.
В лето 7053 года от Сотворения мира – 1545 год - прошла очередная запись погостов, волостей, земель, деревень и поимённая опись хозяйств, входивших в состав Новгородской земли Московского государства и плативших налог Московскому царю. Территория в те времена уже была довольно густо населена. Правда деревни были небольшими один-два двора, деревня в три двора считалась уже крупною. Селились разрозненно по причине расположения пахотных угодий. А поэтому и территория Бежецкой пятины, к которой относился Осеченский погост, была покрыта целой сетью небольших деревень. В Писцовых книгах наравне с поимёнными описаниями деревень встречаются описания храмов и церковной земли.
Стоит обратить внимание, что Осечно стояло в самом центре огромной территории погоста и обеспечивало своё существование за счёт древнего водного пути между озёрами на Тверцу. Река Волчина – ода из крупнейших водных магистралей тех времен обеспечивала передвижение между Мстинским и Моложским водным путём. Река начиналась из озёр Сестрино и Волчино, где в более поздние времена возникнет выставка от Осеченского погоста с храмом в Овсеево.
В далёком 1545 г. будущее село Овсеево описывалось так: «Да в Осечне ж в Егорьевском погосте в волостке в Глубоцке в Васильевской Лукьянова Гридкина поместья Дмитриева сына Нечаева. Деревня Овсеево Меншое у озера у Сестрыни: двор Максимко, двор Фефилатко, пашни 8 коробей, сена 5 копен, да на пустоши на Корманове сена 40 копен». (ПК Бежецкой пятины 1545 г., С. 87).
Упомянутый Егорьевский погост в Осечно контролировал начало Волчинского пути. Волчинский водный путь с Мсты на Мологу проходил сначала по озёрам и протокам между ними. По карте его проследить не трудно. Начинался он в районе д. Дубки у Мсты и шёл по озеру Тишидра на озеро Пуйга, затем на озеро Шишево и по череде малых озёр Хвошно, Писошня, Сорока, Волошно. Здесь между озёрами Глубокое и Олшево и стоял Егорьевский Осеченский погост, контролируя древний волок. «В Глубоцке ж на погосте церковь Егорей Велики, а церковных дворов на погосте: двор поп Офонасей, двор дияк церковной Омелка, двор пономарь, двор проскурница, пашни 3 коробьи, сена 20 копен, земля церковная в обжи не положена» (ПК Бежецкой пятины, С. 94), - описывает его писцовая книга 1545 г.
Рядом с погостом на землях Некраски Савина сына Чепурсина упомянута ныне существующая «деревня Глубокое у озера Глубокого на берегу: двор большой, а в нём сам Некраско, двор человек его Ондрейко, пашни в поле 9 коробей, а в дву по тому ж, сена 10 копен, 2 обжы». (С. 83)
Глубоцкий погост контролировал важнейшую точку водного пути. Отсюда волоком путь шёл до озера Волчино, из которого суда шли по Волчине в Мологу. И озеро и река получили своё название от волоков, с помощью которых осуществлялось движение по этой транспортной магистрали. Чуть ниже на Волчине стоял ещё один форпост Осечновского погоста сельцо Овсища – современное село Овсище Вышневолоцкого городского округа. Принадлежало село Волоху Пожбалскому, Михаилу и Дмитрию Федоровым Сафроновским, а на момент составления писцовой книги записано оно было во владение Ивана Кузмина.
«Селцо Овсища на реке на Волчине, а нем церковь Михаил Архангел, да на полатех придел Никола Чюдотворец, - записано в писцовой книге, - Да в сельце двор большой, а в нем сам Михайло да Дмитрей з детьми с Михаилом да с Ываном, пашни в поле 12 коробей, а в дву по тому ж, сена 50 копен, 4 обжы»(С. 72). Рядом с усадьбой владельцев села стояли и дома причетников погоста: «А церковных дворов в селце: двор пономарь, двор проскурница (просфорница – Д.И.) без пашни»(С. 73). Овсищенской Михайло-Архангельской церкви принадлежал так же «церковной Архангельской починок Рябинин Бор: двор Степанко, двор Микулка, двор Гришка, двор бобыль Терех, пашни 4 коробьи, сена 8 копен, земля церковная в обжи не положена»(С. 78).
О важности этого места у верховий Волчины свидетельствует и то, что на противоположном берегу стояло «сельцо Урвитолово, да в поле пущена деревня Горка, а в нем церковь Никола Чюдотворец; да в сельце ж двор большой, а в нем сам Борис да Сава Пятой, а людей их: двор Степанко, двор Рудной, двор Лазарко, пашни в поле 18 коробей, а в дву по тому ж, сена 30 копен, да на отхожей пожне на реке реке на Волчине сена 70 копен, 5 обеж; а церковных дворов на селце: двор поп Федор, двор дияк церковной Захарко, двор пономарь Левка, двор проскурница без пашни». (С. 94). Два храма на противоположных берегах – важное свидетельство оживлённости этого места и его участия в административном контроле за продвижением по Волчинскому водному пути.
Интересен тот факт, что ни священника, ни даже его двора в Овсище не записано, а вот в соседнем сельце Урвитолово (ныне часть посёлка Овсище) священник – поп Фёдор жил. Скорее всего служил он сразу в двух храмах. Ведь от одного до другого всего надо было переплыть на лодке речку. Кстати, оба сельца и оба храма в административном подчинении относились к погосту Егорьевскому в Осечно.
Из озера Волчино удобно было попасть и в само село Осечно. По ручью Крутец в озеро Табошево, затем в озеро Городно, и далее в озеро Судомля, на котором стояло село Осечно. О наличии этого водного пути свидетельствует наличие храма в с. Озеряево. В сохранившемся фрагменте описания Осечновского погоста упоминания о храме нет, его упомянет книга 1582 года, но деревня описана: «И в то место Михаилу да Дмитрею дано в Осечне же в Воскресенском погосте в волостке в Глубоцке в Васильевской Лукьянова Гридкина поместья Дмитреева сына Нечаева в дер. В Озеряеве-ж: двор Голяпищо, двор Остат, двор Онашка, пашни 5 коробей, сена 20 копен, полторы обжи». (С. 75)
Среди деревень погоста особенно своим названием выделяется ныне не существующая «Деревня Переволок: двор Якуш Овсеев, пашни полтрети коробьи, сена 15 копен, обжа. В вопчей деревне во Льняне у часовни на речке на Лняне с Олександром с Квашниным да с Суботою с Ывковым на их жребью: двор Костя Елизаров, пашни 5 коробей, сена 30 копен, обжа». (С. 76)
Подобные название – Волчина, Волошно, Переволок – свидетельствуют о наличии волоковых путей по всей территории Осечновского погоста. Выход из села Осечно на реку Тверцу так же можно предположить с помощью волока на озеро Осечно, а далее по речке Осеченке в Тверцу.
Ещё одним церковным центром округа было сельцо Мазово - ныне это место можно сопоставить с современной д. Мазово: «Селцо Мазово и Брюхово то-жь, а в нем церковь Никола Чюдотворец, да в селце 2 двора болших, а в них сам Иванец да Федко, а людей их: двор Мануха, двор Заец, двор Шемяка, двор Лучка, двор Иванко, двор Гаврилко, пашни в поле 9 коробей, а в дву по тому ж, сена 70 копен, 3 обжы. А церковных дворов в селце: двор дияк церковной, двор пономарь, двор проскурница без пашни». (С. 91)
Мазово контролировало направление в сторону путей по рекам Судомля и Тифина, где стояли соседние Богородицкий Плавский и Петровско-Тихвинский погосты. Возможно, здесь пролегала сухопутная дорога. Не случайно в д. Курово сохранилось предание о бывшем здесь некогда своём самостоятельном храме.
К сожалению, Писцовые книги сохранились не полностью, а поэтому описания храма в самом Осечновском погосте нет, но нет никаких оснований говорить, что храмов не было. Церковные места в Осечно и в окрестных погостах куда древнее 1545 г.
В 1573 году в «Тысячной книге», где записаны имена бояр и дворян, которые переселялись на новые земли, упоминается в наших местах некий Богородицкий Осеченский погост. В писцовых книгах этого погоста не встречается и пока сложно отождествить его с конкретным местоположением. «Лета 7081-го великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец указал испоместить тысечю человек бояр и дворян и городовых дворян и детей боярских, - писалось в книге, - Деревские пятины дворовые ис Коломенского погоста Замятня Захарьев сын Кутузов, Гриша Тимофеев сын Лапухин. Бежетцкие пятины дворовые из Егорьевского погоста са Млева Василей да Микита Яковлевы дети Пыжова Отяева. Из Богородитцкого погоста из Осечна Михайло да Иван Дмитреевы дети Софроновского, Иван Михайлов сын Софроновского. Бежетцкие пятины городовые с Спаского из Клинца Третьяк Иванов сын Почосов » (Д. Ивлев. Мстинский водный путь).
В 1574 г. «лета 7082 сентября в 20 день» дьяки Московского государя Ивана Васильевича IV, Иван Дорофеев сын Собакин, подьячий Посцик Ильен, Денис Фатьянов, Первой Терентьев и Василий Елховин, прибыли в ям на Вышнем Волочке. Результатом их труда в окрестностях яма стала «Устройная и отдельная книга яма Вышняго Волочка», где вместе с самим ямом упомянуты и погосты Воскресенский Осично – так и в источнике и Егорьевский в Осично –Егорьевский погост в с. Глубокое. Пользуясь близостью этих мест к Вышневолоцкому яму и большой Московско-Новгородской дороге, жители этих погост имели отхожий ямской промысел в Вышнем Волочке, а в самих погостах ямские земельные наделы.
Впервые поимённо храмы в Осечно названы в «Приходной книге Новгородского дома Святой Софии» 1576/77 гг. Книга перечисляет храмы относившиеся к Бежецкой десятине и обязанные платить налог в казну архиерейского дома. В Осечно «на озере на Судомле и на Клещине» упомянуты два храма в честь Воскресения Христова и Николы Чудотворца, с которых брался налог Новгородскому митрополиту (Приходная книга Новгородского дома Святой Софии, СС. 118-119). Стояли ли оба храма рядом или расположение Никольского храма надо искать где-то в другом месте пока не ясно. Хотя, учитывая последующее расположение нескольких храмов в одном месте на современном кладбищенском холме в Осечно, стоит говорить о том, что Никольский храм стоял рядом с Воскресенским на одном холме, где ныне расположено сельское кладбище.
В 1582-1583 гг. в Писцовой книге Бежецкой пятины подробно описывается погост Воскресенский Осечня. На сей раз упоминаются деревянные «церковь Воскресенья Христова в Осеченской волости на погосте на озере на Судомле и на Клещине» и «церковь Николы Чудотворца о Осеченской волости на погосте на озере на Судомле и на Клещине». (ПК Бежецкой пятины. Тверская половина. 1582/83 г. Д. 964, Л. 1544)
Кроме Никольской церкви на погосте в полости Осечно есть запись о Никольской церкви в селе Брюхово (Мазалово тож) – уже известном нам храме в д. Мазово. Впервые мы находим упоминание о церкви Николая Чудотворца в сельце Озеряево. Записан храм и в селе Овсища на речке Волчине с «церковью Собор Архангила Михаила». (Неволин, С. 326)
А.К. Неволин – составитель книги «О пятинах и погостах Новгородских» делает любопытную ремарку о том, что «в Воскресенском же погосте в Осечне Немецких городов за помещики» значились земли и деревни. Что это за помещики он не раскрывает. Зато даёт обширное описание «в Воскресенском же погосте в Осечне на Овинчищах монастырь на речке на Илемне». Речь идёт об Троицком на Овинчищах монастыре, существовавшем на рубеже XVI-XVIII в. и затем возрожденного после Смутного времени «корелянами», но упразднённого в XVIII в. Именно с этим монастырём в своё время отождествлялся монастырь на Спасике – Шамарина пустынь. Но краеведу Евгению Ступкину удалось разделить эти две древние обители и описать историю монастыря на Овинчищах.
На составления писцовой книги в монастыре находились «церковь Троицы Живоначальные, древяная в верх, да в пределех Благовещенья Пресвятые Богородицы, да в другом приделе Преподобного Чюдотворца Сергея; да церковь Николы Чудотворца, да в пределе Олексей митрополит, древяная в верх. А в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всё церковное строение приходноя. Да в монастыре ж двенадцать келей, а в них живут старцы, а игумена и строителя нет. А за монастырем два двора скотских конских и животиних. А стоит монастырь не на тяглой земле…». (Неволин, С. 326).
В северной части Осечновской волости в 1582 г. снова упоминается «погост Егорьевский в Осечне, волостка Глубоцкая Васильевкая Лукьянова». Деревянная Георгиевская церковь описывалась так: «Погост на озере на Олшеве и на озере на Глубоком. А на погосте церковь Страстотерпец Христов Георгей. А в церкви образы и свечи и книги и все церковное строение приходное. Да на погосте ж двор попов, двор церковной дьячёк Первуша, двор проскурница, да две кельи, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божии. Пашни церковные десять чети в поле, а в дву по тому ж; сена сорок копен, в живущем обжа» (Неволин, С. 327)…
В конце XVI века Осечно оформилось как волостной центр. Здесь располагался «двор волостной, двор таможенной». Для того времени Осечно – весьма крупный населённый пункт – 5 дворов церковнослужительских, 20 дворцовых крестьян, 4 кельи нищих. Здесь же на погосте разворачивался и торг: «Да на погосте ж у Воскресенья Христова торг, а торгуют по воскресеньям одинова в неделю мелкими товары всякими, хлебы и колы и солью и мылом, а приезжают торговые люди из Торжку». Пять лавок содержали «тутошние околние люди». (Ильина Г.П., Юркова З.С., указ. соч. С. 52).
И всё же недавний поход Ивана Грозного на Новгород и прочие экономические и природные катаклизмы дали о себе знать. Всего живых деревень в Осечновском погосте насчитывалось 21, а пустых 199! (Неволин, С. 327) Но главное испытание было впереди – наступал смутный XVII век.