Павел Иванов » 01 фев 2018, 22:13
А Ленин любил елку? Или ему усвоили эту функцию после возвращения празднования Нового года с елкой в 1935 году?
Вообще, биография Ильича, особенно в таких символических эпизодах, сфабрикована от и до.
Относительно "деда мороза"-санта-клауса - все, что Денисом написано, - именно так. Мороз - старый язычник, он непонятно кто, но скорее злой или, вернее, ему на людей наплевать, принцип - не попадайся ему. Таким он предстает в опере "Снегурочка", а ведь это - уже середина XIX века. Лишь открывшая идею детского новогоднего праздника европейская культура в конце XIX века слила его с образом святого Николая, одаривающего детей (вернее - родителей, а через них - детей). Но при этом чем дальше, тем меньше в "рождественском деде" в XX веке оставалось от прототипа, и все больше проглядывает сейчас - прежнего язычника. В итоге он сейчас балансирует на грани - еще чуть-чуть, и он превратиться в довольно малоприятного типа. Вообще же в настоящем язычестве добрых и злых божеств не бывает, они все немного и такие, и такие - они людей особенно не любят, разве что собственной корысти ради им помогают (чаще или реже). При этом язычество в конечном счете знает, что людей создало доброе Божество, но Оно с людьми не взаимодействует (по разным причинам).
Насчет медведя - сильно сомневаюсь, что он и мороз - одно божество. Хотелось бы доказательств. Я думаю, что это не то, что один был раньше, другой позже - это разные божества, но близкой функции. А именно - это "Хозяин" (покровитель мира за пределами человеческого жилья, Мороз - при этом хозяин сезонный, а медведь - конкретно лесной). Ну, а дальше, коль скоро с этим не-домашним миром люди постоянно в жизни взаимодействуют, приходится этому взаимодействию учить молодежь. Тут и образ девицы в лесу. Он встречается во всех сказках всех народов, живущих в лесу. И там не жертва (жертвы человеческие у земледельцев-славян были, но не по этому поводу), а воспоминание об инициации - обряде посвящения во взрослое состояние. Некий дух, внешний для человека (медведь, мороз, баба-яга, и т.д.) - кто-то, кто живет в лесу, к которому надо идти в работу (а иначе не вернуться), выполнить определенные задания, сделать что-то, что сделать можно, только зная специальное знание или имея специальное умение, которое есть только у взрослого мужчины/женщины данного племени. И вот этот "учитель" принимает или не принимает молодого человека, оценивает его/ее готовность ко взрослой жизни. Он одаривает тех, кто готов, и убивает или наказывает тех, кто - не готов, не проходит испытания. Вот примерно так говорит про языческого мороза и его аналогов классическая структурология.
Про неандертальцев я даже не комментирую, тут фантазия у автора исходного поста разыгралась - как будто он вчера только с ними общался.
А про мороза-санта клауса надо добавить.
Нужно помнить, что оба эти персонажа были невозможны до появления массовых коммуникаций и мультипликации, а в случае санта-клауса - еще и межнациональных корпораций и тотальной рекламы (как коммерческой, так и социальной). Персонификация покровителя веселого зимнего праздника приводила к схожим результатам в СССР и США. Но до 1930-х отдельные попытки художников как-то их изобразить были все-таки не универсальными. А вот с 1930-х это подкрепилось тем, что образы были массово растиражированы. У американцев понятно - Санта - это продукт рекламы Кока-колы. У нас как появился дед-мороз, я точно не знаю. Он появился в 1936 году, но кто придумал этот образ? Подозреваю, что к этому руку приложил известный нам всем В. Сутеев.