Ригодищи

Достопримечательности и история объектов, располагающихся на территории современного Бологовского района. А также на территориях Валдайского.

Модератор: Алексей Крючков

Ригодищи

Сообщение Алексей Крючков » 30 дек 2012, 15:09

Могу подарить интересующимся диск с копиями сканов архивных документов по описи строений Ригодищенского женского монастыря за 1910-й год. Я их себе скопировал на комп, так что диск мне больше не нужен. А краеведческие знания должны принадлежать народу! :-) (Это вот отсюда полученные: http://of.putnik.ru/viewtopic.php?f=26&t=310.) 940 целковых желающим сэкономлю. :-)
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Ригодищи

Сообщение Любовь Сорока » 02 фев 2013, 13:54

Деревня расположена в 3 км к западу от центра поселения и в 19 км от города Бологое на автодороге Бологое – Кемцы. Жители пользуются колодезной водой и водопроводом. Название селения не изменялось.

Топонимическая справка: Название от рига – «овин, сарай для молотьбы», т.е. по расположению селения у такого места. Суффикс –ищ в нарицательных существительных, бывших в употреблении в древнерусское время, показывал, что объект не функционирует в прежнем назначении, запустел, оставлен и т.д. Форма множественного числа выполняет грамматическую функцию.

Деревня Ригодищи и ее окрестности были с давних пор обжиты человеком. Об этом говорят остатки сопок (захоронений) вблизи селения и на берегах Кафтинского озера. В 1 км к юго-западу от протоки, соединяющей озеро Тюшинское с озером Кафтино, в 3,5 км к западу от деревни Ригодищи расположен курган конца I тысячелетия н.э.

Народная молва до сих пор хранит рассказы о «Лютовском разорении» в этих краях. Будто бы местные рыбаки бились насмерть с литовским отрядом захватчиков. В подтверждение тому литовские монетки, которые находили жители деревни в месте, похожем на небольшой искусственный холм, у крошечного зарастающего озера, где брали песок для строительных работ. Холм возвышался средь ровных мест, а песок был, на удивление, чистым, будто промытым водой. Помимо монеток, там попадались черепки глиняной посуды и костные человеческие останки, в том числе - черепа. Вероятно, здесь находится место захоронения с тех памятных времен. Среди находок, однажды, была маленькая, около полуметра в длину, литая чугунная пушечка. Археологическую находку везли в Бологовский городской музей, но ее по дороге кто-то украл.

Во второй половине XIX века в деревне Ригодищи находилась усадьба, владел которой Действительный Статский советник Эдуард Николаевич Кантемир. Здесь он построил первую деревянную Богородице - Рождественскую церковь (т.н. домовую усадебную), прозванную, в последствии, «Кантемировской». Старожилы, в качестве предания, рассказывают такую историю. Колокола на выстроенную церковь поднимал Буянов Алексей Петрович. Когда он спустился на землю, Кантемир насыпал ему за проделанную работу целый картуз серебра.

Позднее была выстроена школа (частное училище) для крестьянских детей. Теперь деревенским ребятишкам не нужно было ходить в село Котлованово за 7 верст.
Школа представляла собой деревянное здание, рассчитанное на 30 учащихся. В 1883 году она приняла своих первых учеников. Через год в школе обучались уже 10 девочек. Своих детей у Эдуарда Николаевича и его супруги не было, поэтому Александра Петровна Кантемир заведовала школой, и все свое время отдавала чужим детям. Первым учителем был Иван Кириллович Троицкий. При школе имелась библиотека, читателями которой являлись все грамотные жители ближайших окрестностей.

При Кантемировском храме построили церковный дом из 4-х комнат для священнослужителей, которые также вели уроки в школе.
Были в усадьбе Кантемира замечательный яблоневый сад, парк, два пруда. Усадебная земля и усадьба выглядели ухоженными. Хозяин применял новые агротехнические приемы, разводил новые сорта плодовых и ягодных культур. До сих пор стоят на месте усадьбы липы, посаженные рукой Эдуарда Николаевича.

Кантемир был человеком богатым и высокообразованным. Жила семья в столице, а в усадьбу Ригодищи приезжала только на лето.
Жена Эдуарда Николаевича (Александра Петровна) умерла раньше него. Муж тяжело переживала его потерю и все семейные сбережения вложил (исправлено модератором по некрологу 1904г) в начало строительства женского Богородице - Рождественского монастыря. Был возведен новый усадебный дом и, вместо деревянной, выстроена кирпичная Рождественская церковь, которая на 1906 год называлась как «Новгородской Епархии Валдайского уезда Кантемировская Богородицкая церковь». В те годы в ней служили священник Иоанн Грацианов и псаломщик Николай Арсентьев. Во времена массовых репрессий братья Михаил, Иван и Петр Грациановы – подверглись аресту. Иван и Петр были священниками, Михаил – просто единоличником. Братьев Михаила и Петра расстреляли, а Иван умер во время следствия. Все трое братьев реабилитированы посмертно.

В городе Бологое проживает Нонна Николаевна Степанова, в девичестве Томсон. Ее прадед по материнской линии Григорий Георгиевич был священником Ригодищенской церкви и похоронен здесь же. Его дочь, Грацианова Ольга Григорьевна вышла замуж за диакона Ивана. У них родились три дочери, одна из которых – мать Ноны Николаевны – Антонина (1906 г.р.). Выйдя замуж, Антонина Ивановна стала носить фамилию Томсон. Ее муж - Николай Васильевич – обслуживал систему внутреннего монастырского отопления и водопровода, занимался также кузнечным делом и малой механизацией. По случаю окончания договорных работ настоятельница Богородице – Рождественского монастыря подарила ему картину «Женский портрет», точную копию работы итальянского мастера Д. И. Антонелли (1791-1842), выполненную мастерицами художественной иконописной мастерской при монастыре. Так сложилось, что живописное полотно было продано, и его хотели вывезти за границу.
Копию картины «Женский портрет», в числе других художественных ценностей, конфисковали на Брестской таможне в 1987 году, приняв ее за оригинал. Умения и талант ригодищенских мастериц могут теперь оценить посетители Брестского областного музея, где картина хранится.

Окончания строительства монастыря А. П. Кантемир не дождалась. По рассказам старожилов супруги Кантемиры были похоронены в фамильной усыпальнице под усадебной Богородицкой церковью. «Народная молва» гласила, что своего мужа Александра Петровна Кантемир похоронила в хрустальном гробу. Это предание жило (иногда «всплывает» и сейчас) до того времени, пока не началась Великая Отечественная война.

Бологое бомбили. Через эту узловую станцию проходили эшелоны с техникой, военнослужащими в сторону фронта и ранеными бойцами с полей сражений. В районе деревень Ригодищи, Тимково, Ганёво и Часовня (ныне не существует) располагались военные части, а в помещении бывшего монастыря – центр для реабилитации и отдыха офицеров. У деревни Ригодищи (за местом, где стоит современная автобусная остановка) базировался штрафной батальон. На берегу озера Ганёво стоял 140 артиллерийский полк (штаб был в бывшей Тимковской усадьбе), у деревни Часовня размещался артиллерийский дивизион, в окрестностях деревни Тимково располагался учебный батальон, где готовили новое пополнение для фронта.
Ближе к городу Бологое, в районе Остречинского моста, была подготовлена запасная партизанская база (на случай немецко-фашистской оккупации). Директор Ригодищенской школы Зотов Ф. Ф., при возникновении крайней необходимости, являлся командиром базы, а директор Тимковского детского дома Сергеева А. П. – комиссаром. Среди педагогов, воспитателей были военнообязанные, с которыми проводились учения по оказанию первой медицинской помощи в случае боевых действий.
Как вспоминает Елизавета Павловна Сергеева, учитель-пенсионер, жительница деревни Ригодищи, им строго-настрого запрещалось подходить к местам дислокации военных подразделений. Она рассказала и о том, как и почему произвели перезахоронение супругов Кантемиров.
В помещении Богородицкой церкви при бывшем монастыре (жители часто называют ее часовней) в это время разместилась пекарня и, видимо, фамильный склеп использовали как подвальное хозяйственное помещение. Очевидцы утверждают, что из усыпальницы было поднято и даже вскрыто два оцинкованных гроба, после чего тела перезахоронили на сельском кладбище. Старожилы помнят место захоронения, но сейчас там находятся совсем другие могилы.

Итак, после Александры Петровны Кантемир усадьбой владела Екатерина Александровна Купчинская. Она продолжила дело по строительству обители (монастыря и основной монастырской церкви). Отойдя от мирских дел, посвятив себя полностью служению Господу, она продала усадьбу в Ригодищах и на 1883 год ее хозяйкой становится вдова генерал-майора Аполлона Леонтьевича Дейбнер (по некоторым источникам проходит фамилия Дейнбер, что ошибочно) - Варвара Тимофеевна, которая будет проживать там с дочерью Варварой Аполлоновной вплоть до 1910 года.
Строительство монастыря продолжалось долго, и было закончено в начале 90-х годов XIX столетия, а вот основная монастырская церковь еще на 1916 год была не совсем завершена.
В 1893 году в Новгородской губернии, в 60 верстах от города Валдая, была создана и освящена женская община (заштатный монастырь), которая в 1897 году будет переименована в Ригодищенский Богородице - Рождественский женский монастырь. С начала своего существования обитель приняла 28 монахинь. Е. А. Купчинская являлась первой настоятельницей.
В начале ХХ века на территории современного селения Ригодищи были деревня, монастырь и 1-ноклассное училище при нем. Усадьба в документах не значится.

Деревня Ригодищи располагалась на землях Ригодищенского сельского общества недалеко от озера Кафтино при Кемецком почтовом тракте, и в ней насчитывалось 14 домов и 89 жителей. В селении имелись хлебозапасный магазин и мелочная лавка. Основным занятием населения являлось земледелие, побочным – отхожий промысел.

Ригодищенский Богородице - Рождественский монастырь стоял на монастырской земле и был смежен с деревней. На 1909 год в нем насчитывалось 4 жилых строения, и проживали 102 человека. На территории монастыря имелись: Богородицкая (домовая) церковь, 2 часовни и строящаяся приходская основная Рождественская церковь. Монастырские жители занимались земледелием (в том числе садоводством и огородничеством), скотоводством, рыбной ловлей и рукоделием.

При монастыре действовало 1-ноклассное мужское и женское училище с библиотекой и художественная мастерская, где писались иконы и картины, заведовала которой рясоформная монахиня Евдокия Матвеева. Учителя - 4 человека (2 мужчины и 2 женщины) – размещались в двух домах. Обучение в школе и мастерской было бесплатным. Позднее здесь работала уже 4-х классная школа, которая давала детям образование и в первые годы Советской власти.

К 1910 году на территории монастыря находилось около 20 построек. Большинство из них были деревянными: два одноэтажных дома (1885 г.) – один из церковного причта, «странноприимная сторожка» с мезонином (1894 г.), два двухэтажных сестринских корпуса (1896 и 1901 гг.), одноэтажный дом для рабочих (1898 г.), двухэтажная богадельня (1899 г.), две часовни – Николая Чудотворца и Серафима Саровского (одна из них – 1903 г.), а также несколько хозяйственных сооружений: два каретных сарая, две конюшни, два сенных сарая, баня, молочная ферма. Каменными, кроме Богородицкой усадебной церкви, были скотный двор (1897 г.), погреб-ледник и главный корпус для сестер (1909 г.). После 1910 года на территории монастыря было выстроено еще несколько каменных хозяйственных помещений.

В 1928 году монастырь разогнали, в советские времена часть построек была полностью утрачена. В 1938 году взорвана основная монастырская церковь, которую жители до сих пор называют собором. Говорят, что часть кирпича увезли в Бологое для строительства СШ №12. Церковь просуществовала очень мало. О том, как ее рушили, засвидетельствованы воспоминания бологовца, бывшего жителя деревни Олешево, П. Иванова. Он рассказывал бологовскому краеведу Виктору Сычеву в 1991 году, что после взрыва колокол упал, но не разбился (видимо, щебень разрушенной колокольни смягчил падение). Стали мужики, в основном приезжие, бить кувалдами. Били долго и бесполезно. Поодаль стояла одна из монашек, смотрела и качала головой: «Не разбить вам…». Передохнув немного, взялись мужики за кувалды вновь. Вдруг, стоявшая до того неподвижно, монашка вздрогнула: «А теперь – разобьете», - перекрестила колокол, прошептала молитву, перекрестилась сама и пошла. Один из мужиков размахнулся, и сразу же отлетел от колокола большой кусок…

Долго еще в деревне Ригодищи в двухэтажном деревянном домике проживали две монахини ликвидированного монастыря. Матушка Маркелина умерла рано, а Мария Николаевна Медведева жила долго (до конца 70-х годов ХХ века), вместе с братом – Семеном Николаевичем. Матушка Мария была очень начитанной, но суровой по характеру женщиной. Общалась с семьей участницы Великой Отечественной войны, офицера связи, педагога Горчаковой Анны Михайловны и некоторыми другими соседями. Домик, в котором они жили, был ухоженным, вокруг небольшой огородик, садик. Везде порядок и уют. На втором этаже у Марии Николаевны была целая оранжерея, она даже ранние овощи выращивала в домашних условиях. Самый ранний картофель можно было попробовать тоже у нее.
Третья монахиня – матушка Александра – жила отдельно, мало с кем общалась. После того, как взорвали храм, она дала обет молчания и не нарушила его до конца жизни.
В городе Бологое, в семье Мамаевых по Куженкинскому шоссе, вместе со своей сестрой, после закрытия обители проживала одна из последних мастериц Ригодищенского монастыря матушка Анастасия. В Троицкой церкви хранится икона с изображением Христа Спасителя, выполненная ее рукой.
При Котловановской церкви с 1944 по 1957 год читала на клиросе монахиня Параскева Федоровна Добродумова, одна из бывших монахинь Ригодищенского монастыря.
Многие монахини нашли приют у отца Анатолия (д. Григино Бологовского района).
Старожилы помнят небольшую земельную насыпь недалеко от стен бывшего сестринского корпуса в виде пирамиды, вершиной которой был гранитный столбик. Монахини чтили это место. Скорее всего, здесь была захоронена последняя (вероятно, вторая) настоятельница монастыря Анастасия Александровна Рябцова, а теперь на месте предполагаемой могилы находится игровая площадка для детей интерната.
На месте взорванного храма возвышается холм из остатков кирпичных глыб, поросший травой и березками, да памятный крест, с укором стоящий на месте варварского разрушения.

В истории деревни Ригодищи и монастыря были как радостные, так и печальные страницы. Не обошла стороной эти места всеобщая коллективизация. В деревне, одним из первых, был создан колхоз «Победа» (на август 1930 года), первым председателем которого являлся Павлов Андрей Павлович. На колхозных землях размещались коровник, телятник, свинарник (небольшой), конюшня, птичник (некоторое время), кузница, огород, сад, школа, детский сад. В колхоз входили соседние селения – Олешево и Часовня (до 1946 года). На 1945-1948 годы в колхозе трудились: Красько Ольга Васильевна – счетовод, Степанова Иринья Николаевна – заведующая МТФ, Иванов Василий Павлович – огородник, Афанасьев Алексей Дмитриевич – кузнец.
Большой колхозный яблоневый сад располагался в 1 км от деревни Ригодищи в сторону деревни Гоголево. Он остался в наследство от господ Кантемиров. На территории сада стоял кирпичный дом. Первым садовником колхоза «Победа» был Кальницкий, который жил прямо в саду. После него, до и во время Великой Отечественной войны, ухаживал за садом Бойцов Павел из деревни Часовня. Во время работы председателем Павлова А. П., яблоки из сада колхоза «Победа» возили на сельскохозяйственную выставку в Москву.
Воспитывали малышей в Ригодищенском детском саду Степанова Екатерина Яковлевна и Захарова Антонина Петровна. Дошкольное учреждение существовало недолго, так как было эвакуировано в начале Великой Отечественной войны из города Бологое, куда в конце 40-х годов возвратилось.

До Великой Отечественной войны в помещениях бывшего Ригодищенского монастыря функционировала школа-десятилетка, а каждое лето работал пионерский лагерь для детей бологовских школ. После первых бомбежек учителя СШ№11 города Бологое были эвакуированы в село Кемцы, и в 1941/1942 учебном году среднюю школу перенесли из Ригодищ туда, оставив здесь семилетку. Для этого была еще одна причина. Часть школьных помещений использовали для размещения на отдых военнослужащих-офицеров. Позже, после военных, эти помещения занимал Детский дом №2. Многие жители деревни обогревали своим теплом обездоленных детей. Среди них: Афанасьева Елена Федоровна, Степанова Евдокия Ивановна и другие. Погодина Мария Захаровна работала бухгалтером детского дома.

После войны (на 1946-1948 годы) в Ригодищенской школе давали детям знания педагоги: Андреев Петр Нилович, который переехал сюда из Березовского Рядка, Полякова Антонина Андреевна, награжденная Орденом Ленина, Баранова Зинаида Ивановна, Игнатьев Николай Иванович, которого после переноса школы в деревню Тимково (1961 год) назначили первым директором Тимковской школы, Овчинникова Екатерина Павловна, Яковлева Екатерина Тихоновна и другие. Директорами учебного заведения в разное время значились: Бычков (до войны), Зотов Федор Федорович, Овчинников Петр Федорович, Горчаков Сергей Андреевич.
Семенова Федосья Николаевна работала почтальоном.
До сих пор медицинским работником в Ригодищенской школе работает Погодина Инна Владимировна. Она более сорока лет отдала медицине, проработав фельдшером Чешовского медицинского пункта. Про таких, как Инна Владимировна, говорят – «фельдшер от Бога».
В 1959 году колхозные земли и имущество вошли в совхоз «Тимково».

В настоящее время в деревне Ригодищи насчитывается 56 домов и 117 жителей, есть магазин. На территории бывшего Богородице – Рождественского монастыря сохранились руины усадебной Кантемировской церкви, на месте скотного двора стоит новый благоустроенный дом, рядом с бывшим сестринским корпусом, в котором располагаются классные помещения, выстроен новый спальный корпус интерната. От парка мало что осталось, один из двух прудов сохранился и поддерживается в порядке. В помещениях бывшего сестринского корпуса с 1961 года размещается Специализированная коррекционная школа-интернат областного комплектования для детей с ослабленным здоровьем с охватом 115 учащихся. Директор Гаврилова Людмила Ильинична старается поддерживать все в должном порядке, благодаря ее усилиям на территории интерната появился фонтан. Коллектив школы бережно сохраняет историю этого замечательного места.
Престольные праздники в деревне Ригодищи – Никола (летний) 22 мая и Никола (зимний) 19 декабря.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ

Воробьев В. М. Тверской топонимический словарь: название населенных мест. М., Русский путь, 2005.- 472 с.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., гос. изд-во иностран. и национал. словарей. 1955.Т. Ш .555 с.
Иванов М. А. Бологое на Валдае. Бологое. 1996. 132 с.
Иванов М. А. Бологовские странички. Бологое. 2002 . 255 с.
Иванов М. А., Багажова И. В., Полякова Л. А. Бологое на Валдае. Великий Новгород. ООО «Новклем». 2005.
Иванов М. А. Земля бологовская на карте истории. Вышний Волочёк. «Истоки». -2006. 399 с.
Ильин В. С., Ласточкин Н. А., Тарасов А. А., Тарасов А. Ф. На берегах Кемки. – М., РУСАКИ, 2007. – 119 с. – (Культурная провинция; вып.1).
Ласточкин Н. А. Котловановский погост // Бологое. «Новая жизнь», 1 июня 2001.
Памятники архитектуры и монументального искусства России // Тверская область. Часть II. - М., «Наука». 2006.
Смирнов Ю. М. Пешком по Тверской области. Топонимические заметки краеведа. – Тверь: Библиотека краеведа. – Издательство ГЕРС, 2000. – 412 с. с ил.
Список населенных мест Тверской губернии по сведениям 1859 года. Санкт-Петербург, 1862.
Список населенных мест Новгородской губернии. Валдайский уезд.1909 год. Новгород, 1909.
Справочник по районам Ленинградской области. Издание орготдела Ленинградского облисполкома. г. Ленинград, 1930.
Схема. Путеводитель. Бологое и Бологовский район. Тверь. «СТУДИЯ – С».
Сычев В. Память о тихих обителях // Бологое. «Новая жизнь», 24 августа 1993 г.
Энциклопедический словарь «Край наш озерный», рукопись И. В. Багажовой.
Энциклопедический словарь – справочник «Тверская область», Тверь, 1994 г.

Материалы:
1. Архива Администрации МО «Бологовский район» Тверская область
2. Бологовского городского музея им. Н. И. Дубравицкого.
3. Государственного Исторического Архива Новгородской области.
4. Краеведа Ласточкина Николая Александровича.
5. Тимковской сельской библиотеки.
6. Воспоминания старожилов:
Сергеевой Елизаветы Павловны (д. Ригодищи), Григорьева Алексея Капитоновича и Николаева Алексея Никитича (д. Чешово), Чекваскиной Нины Яковлевны (с. Березовский Рядок), Мартыновой Веры Федоровны (г. Бологое), Зыбиной Лидии Николаевны (д. Межозерье).

Автор благодарит за помощь в поиске краеведческих материалов Главу Кафтинского сельского поселения Артамонову Ольгу Ивановну, а также: библиотекаря Тимковской сельской библиотеки Харечкину Ирину Алексеевну; завуча Тимковской ООШ, уроженку д. Ригодищи, Дунаеву Нину Сергеевну; предпринимателя, жительницу д. Котлованово, Зорину Ольгу Владимировну.
Аватар пользователя
Любовь Сорока
 
Сообщений: 79
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 10:33
Откуда: Бологовский р-н, Берёзовский Рядок

Re: Ригодищи

Сообщение Владимир Фролов » 11 мар 2014, 21:37

Здравствуйте, Любовь Николаевна!
Интересуюсь историей церкви Тихвинской иконы Божией Матери в с. Ламерье Крестецкого р-на Новгородской обл. Священником данной церкви был уроженец с. Ригодищи Василий Григорьевич Георгиевский. В 1937 году он был арестован и расстрелян. Семья после этого уехала на родину, в Бологовский р-н. До 1912 года отец Василия, Григорий Гаврилович Георгиевский, служил священником в с. Ригодищи (согласно Памятным Книжкам Новгородской губернии). До Ламерской церкви отец Василий, по всей видимости, служил в Бологовском р-не. Может быть Вам встречалась какая-нибудь информация по семье Георгиевских? Известно, что у отца Василия был сын Борис и внучка Аникеева Ирина Борисовна.
С уважением, Владимир
Владимир Фролов
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 11 мар 2014, 17:34
Откуда: Новгородская обл. д. Ламерье

Re: Ригодищи

Сообщение Владимир Фролов » 09 фев 2017, 13:41

Новгородские Епархиальные Ведомости № 18 за 1895 год
NEV-1895-18-01.jpg
NEV-1895-18-02.jpg
NEV-1895-18-03.jpg
NEV-1895-18-04.jpg
NEV-1895-18-05.jpg
NEV-1895-18-06.jpg
NEV-1895-18-07.jpg
NEV-1895-18-08.jpg
NEV-1895-18-09.jpg
NEV-1895-18-10.jpg
NEV-1895-18-11.jpg
NEV-1895-18-12.jpg
Владимир Фролов
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 11 мар 2014, 17:34
Откуда: Новгородская обл. д. Ламерье

Re: Ригодищи

Сообщение Владимир Фролов » 09 фев 2017, 13:46

Новгородские Епархиальные Ведомости № 19 за 1897 год
NEV-1897-19.jpg
Владимир Фролов
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 11 мар 2014, 17:34
Откуда: Новгородская обл. д. Ламерье

Спасибо!

Сообщение Алексей Крючков » 09 фев 2017, 14:45

Очень интересные документы! Очень подробно описана история возникновения монастыря в Ригодищах, и главное - человеком, который точно знал эту историю! Только шрифт мне показался мелковатым, можно было скан уменьшить чуть меньше, чтоб легче читался. Думаю, эти материалы заинтересуют всех, кто интересуется историей данной местности.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Ригодищи

Сообщение Денис Соколов » 25 май 2022, 08:41

"Так случилось, что Эдуард Николаевич умер еще не старым человеком. Александра Петровна очень любила своего мужа и тяжело переживала его потерю."

Всё произошло с точностью до наоборот. Муж очень переживал потерю супруги... далее некролог графа Шереметьева:
20220515_153403.jpg

20220515_153411.jpg

20220515_153415.jpg

20220515_153425.jpg
Денис Соколов
 
Сообщений: 92
Зарегистрирован: 08 дек 2021, 11:00
Откуда: Бологое

Сообщение Алексей Крючков » 26 май 2022, 23:19

Спасибо за исправление ошибки с публикацией документа того времени, подтверждающего ошибку! Я внёс исправление в текст с ошибкой, сделав ссылку на Ваше сообщение.
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 4257
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Ригодищи

Сообщение Андер » 02 июн 2022, 09:52

И опять о топонимике и народной этимологии.
"Топонимическая справка: Название от рига – «овин, сарай для молотьбы», т.е. по расположению селения у такого места. Суффикс –ищ в нарицательных существительных, бывших в употреблении в древнерусское время, показывал, что объект не функционирует в прежнем назначении, запустел, оставлен и т.д. Форма множественного числа выполняет грамматическую функцию."

Типа "селище" , "городище" что ли? :D Ну, ну.. ;)

тогда было бы что-то типа "Ригаище" , корень-то "риг". "Рига - хозяйственная постройка с печью для сушки и обмолота снопов зерновых культур, используемая в сельском хозяйстве до середины XX века". Ради такой избушки, которая наверняка была почти в каждом доме стоило ли называть поселение?

Конечно версия ошибочна.

А что же пишет Васильев В. в своем труде "Славянские топонимические древности Новгородской земли"?
Как и следовало ожидать, схема та же и метатеза, как Редогоща стала "Ригодищи". И "рига" здесь не имеет никакого отношения.
Такие "метатезы" дело обычное. Например, река "Чагодоща", сколько пытались найти ф.у. корни в ее названии в "определенных" кругах. А оказалось все проще. Оригинальное название Чадогоща. Все та же схема - архаическое имя Чадогость - Чадогощи....


А Редогощи , судя о всему, древнее поселение новгородских словен, весь "традиционный" набор - сопки, монетки, "Литва" и т.д.
Вложения
Ригодищи ПГМ.jpg
Ригодищи ПГМ Валадайского уезда
Ригодищи.png
Чадогоща.png
Андер
 
Сообщений: 394
Зарегистрирован: 10 ноя 2012, 14:38
Откуда: Москва


Вернуться в Бологовский и Валдайский р-ны

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6