Владимир Крутов » 17 мар 2016, 01:27
Я решал, как строить повествование, хронологически или географически и выбрал последнее. Поэтому закончу с Андреевским скитом, хотя там мне пришлось пробыть три дня и чтобы не терять время я посещал рядом расположенные объекты. Я не буду переписывать путеводители и книги, а буду говорить о запомнившихся моментах.
Итак, задержавшись в Карее, я подошел к Андреевскому скиту, когда основная волна паломников была уже распределена. Расселением занимается монах, называемый архандаричий. Он смотрит диамонитирион (по крайне мере должен), заносит в книгу и выделяет койку. Встреча начинается с приветствия, но в этот раз из-за моего опоздания, оно получилось незамеченным для меня. Я не планировал ночевать, а надеялся выяснить вопрос с дедушкой и отправиться дальше. Не тут-то было. Я решил пропустить всех вперед и потом поговорить с архандаричим, но ко мне подскочил его помощник и попросил разрешение, после чего внес в учетную книгу. А тут подошла моя очередь, я пытался что-то объяснить архандаричему, но он уже показывал мне мою койку и говорил о правилах поведения. Потом я узнал, что он был кажется из Ирландии, т.е. английский он знал хорошо, а вот мой английский был достаточен для компьютерных команд, но явно слаб для объяснения хитросплетений моей родословной. Единственно, что я смог добится, это написать на листке кого я ищу. Когда я получу ответ? - Не раньше завтрашнего вечера. Я загрустил, а ларчик просто открывался. У каждого монаха есть свои обязанности, для любого, даже пустякового дела, выходящего за границы послушания, требуется благославение. А тут как на беду, игумен скита просил не отвлекать его мелкими просьбами. Вот поэтому архандаричий в рамках своих полномочий предоставил мне ночлег, а с дедушкой было все очень непросто. Оказывается для получения благославения был задуман хитрый ход. После вечерней трапезы все монахи минут 10-15 обсуждают насущные вопросы, и вот тут как бы невзначай можно оказаться рядом с игуменом и получить необходимое разрешение.
Время шло, все оставалось по прежнему, мне говорили, если ты знаешь, что он умер здесь, то какие проблемы? поставь свечку, помолись и все дела. Но мне хотелось большего. Я встретил "кандидата в монахи" из Одессы, он уже пару лет подвизался на Афоне, говорил по-гречески и горел желанием мне помочь. Но у него было сложное положение, ему не хотелось предстать праздношатающимся, а без благославения это так бы и трактовалось.
Утром четвертого дня мне сообщили, что поиск не дал результатов, рассказывали о большом пожаре в библиотеке в давние времена и сказали, что с мизерным успехом можно попытаться узнать в монастыре Ватопед, которому принадлежит скит и куда могли отправляться документы. В самом конце разговора сказали, что искали дедушку по книге, изданной в Санкт-Петербурге. Я стал наседать на архандаричего с настоятельной просьбой сводить меня в остеофилакион, попросту костехранилище или костница.
Оказывается на Афоне существует необычный способ погребения. Умершего монаха не омывают, а оставляют в рясе (она длинная, касается пола), только зашивая понизу. Тело без гроба опускают в могилу, в головах кладут камни, чтобы слой земли не раздавил череп и засыпают. Через три года могилу раскапывают. Считается, что если монах вел праведную жизнь и за него усердно молились, то по истечении этого времени должны остаться одни кости. Есть градация и по цвету костей - самым желанным считается желтый или кремовый цвет, неплохим белый, замыкают табель темные тона. Кости моют в вине, обтирают оливковым маслом и складывают в определенном месте. А череп, часто подписанный на лобной доле располагают на полке в костнице.
Видя мою настойчивость и понимая, что от меня не избавиться, архандаричий согласился провести меня в костницу и даже без благославения. Послушник из Одессы очень боялся быть замеченным "без занятия", но любопытство взяло верх и он пошел с нами. А у меня еще теплилась надежда на то, что я найду полку с нужными мне годами и хоть как-то определюсь с дедушкой. Костницу явно перестраивали, черепа бессистемно сняли со старых полок, а потом поставили на новые. Мне оставалось только испросить разрешение на съемку, поблагодарить и отправиться дальше.
- Вложения
-
- Андреевский скит
-
- Андреевский собор
-
- могила основателя скита игумена Виссариона
-
- надпись на могиле
-
- так выглядит дом для паломников
-
- здесь паломники спят
-
- костница
-
- внутри
-
- в центре находится шкафчик с "командирами", монахов снимать нежелательно, но я слегка повел фотоаппаратом, чтобы захватить архандаричего
-