Алексей Крючков » 27 дек 2015, 12:28
Ельцов дал мне почитать альманах "Боровичи", изданный в 2011г Администрацией Боровичей, местным обществом краеведов и редакцией газеты "Красная искра", тиражом 1000 экз. Хорошее, серьёзное издание! Выкладываю главу из него, ибо тираж уже давно должен быть распродан и издание мало доступно для широкой публики. За оцифровку текста благодарю Татьяну (Балаблиху).
Тихий, спокойный Опеченский Посад был шумной, многолюдной пристанью. Он играл важную роль в работе Вышневолоцкой водной системы. Суда после тщательного осмотра и замера осадки отправлялись отсюда в порядке номе¬ров, выданных в Вышнем Волочке, вниз, по опасным Боровичским порогам. Число судов в навигацию доходило до пяти-шести тысяч. К караванам, идущим в столицу, подстраивались суда с местной продукцией - горшками и глиной.
Все впервые приезжающие в Опеченский Посад непременно обращают внимание на каменную набережную. Даже сейчас, заросшая местами травой и зияющая глазницами выпавших камней, она впечатляет размерами и мощью. Гранитные и гнейсовые валуны, тесанные с трех сторон, уложены плотно, подогнаны качественно. Каменная набережная не просто интересный исторический и инженерный объект, она защищает берег и идущую вдоль него дорогу от разрушения. Вот уже два столетия стойко несут свою бессменную службу и два каменных арочных моста.
***
В течение длительного времени пристань была деревянной, и только в начале XIX века начал рассматриваться вопрос о строительстве каменной пристани. 16 декабря 1818 года директор конторы Боровичских порогов полковник Федор Васильевич Баженов подал рапорт № 1524 с готовым проектом и сметой строительства каменной пристани длиной 188 саженей Главному директору путей сообщения. Своим решением Баженов поручил проведение работ инженер-майору Ивану Федоровичу Штукенбергу . Для большего веса к рапорту прилагалось заключение генерал-майора Иосифа Иосифовича Сабира, начальника Первого округа водяных сообщений, в котором говорилось, что «с каждым годом пристань все больше и больше подмывается весенней водой» и подтверждалась необходимость строительства.
Совет путей сообщений внес ряд уточнений в проект. В решении 1819 года говорилось, что набережная должна иметь наклон, дабы дождевые воды свободно стекать могли через береговой отдел. В местах, где находятся ключи, в стене должны быть установлены трубы для стока воды. «На каждых пяти саженях или около нужно строить лестницы из дикого камня для удобства сообщения с барками. Улицы необходимо поднять, чтобы был скат от домов на набережную. Дорогу по берегу вымостить».
В Вышнем Волочке были проведены торги на поставку камня. В торгах участвовал только один человек - помещик Леонид Николаевич Львов, который запросил 90 рублей за суточную работу. Однако цена была снижена Баженовым до 70 рублей.
Вообще с поставкой камня возникли затруднения. «Помещики и крестьяне не дозволяли брать камень с полей им принадлежащих», поэтому пришлось нанимать крестьян для сбора камней в кучи, а вывоз осуществлять казенными лошадьми. Начальник Первого округа по водяным сообщениям генерал-майор Базен докладывал в 1820 году: «На крестьян Еглинской отчины большой надежды полагать не иметь еще и потому, что богатые из них не будут сами производить сие тяжести, а бедные не имеют надобных тому средств» (т.е. не могут внести залог). Камень покупали и у вышневолоцкого купца Матушкина, у которого имелся запас ранее заготовленных камней. Сметная стоимость работ была утверждена в сумме 136 480 рублей.
В феврале 1820 года Опеченскую пристань посетил Главный директор путей сообщения и внес существенные изменения в строительство. Была увеличена длина пристани «на всю длину берега, от ручья до ручья», что составило дополнительно 263 метра. Отменялась постройка ростверка, уменьшалась толщина стен, отпала необходимость в большом количестве каменных лестниц. «Для удобства привала судов и входа на оные рабочих людей сделать заплыви. На самих ручьях построить вместо ветхих деревянных - каменные мосты». На строительство пристани дополнительно выделялось 143 000 рублей, двух каменных мостов - 16 441 рубль, на заплыви - 2 150 рублей. Общая сумма затрат на каменную Опеченскую пристань составила 298 072 рубля, то есть более чем в два раза превысила планируемую.
Работа по сооружению набережной велась споро, и к тому моменту, как директор путей сообщения внес свои изменения, было построено каменной стены уже немало. Но приказ есть приказ. С каким размахом строили, с таким же размахом принялись рушить. Было сохранено только двадцать квадратных саженей построенной стены, разломано тридцать восемь квадратных саженей и более семидесяти саженей основания...
На торгах в Боровичской городской управе в 1821 году боровичский мещанин Кирилл Вишняков подрядился поставить на пристань недостающий камень: 1230 штук крупного по цене 2 рубля за штуку, мелкого 80 кубов по цене 17 руб. за куб. сажень.
К концу 1821 года пристань была практически построена. Оставалось уложить десять погонных саженей, чему мешали работы по возведению мостов. Работы завершились в 1822 году.
Каменная красавица-пристань сохранилась до наших дней. Длина ее 451 сажень (965 метров). Высота 1,5 сажени (3,2 метра).
Александр ПАНФИЛОВ