Завидовские лесопромышленники.
Добавлено: 11 дек 2016, 23:07
О местных предпринимателях, занимающихся производством и торговлей до революции, краеведческий материал собрал учитель географии В.В.Максимов в 1967 году.
Железная дорога и удобная пассажирско-товарная станция создали благоприятные условия для развития предпринимательства в нашем посёлке.
Окружающие леса до начала1870-х годов принадлежали помещику Янотову, который позднее продал их московскому лесопромышленнику В.Н.Куманину. Последний на свои средства в 1875 году проложил железнодорожную ветку для вывоза леса (Куманинская ветка). На конце этой ветки долгое время работала пекарня, которая отапливалась пнями. Железнодорожные погрузочные площадки и территории современных улиц: Октябрьской, Советской, Новой, Лесной, Сенной, Чайковской, Красноармейской – превратились в огромный склад леса и дров. Заготовка леса была настолько интенсивной, что ежедневно со станции отправляли по 15-17 вагонов. На заготовительные и погрузочные работы привлекали крестьян соседних деревень, которым приходилось трудиться по 16 часов в сутки за 28 копеек в день (2 фунта сахара – 0,906 кг).
С мая по октябрь лес сплавлялся по рекам: Ламе, Шоше, Волге. По этим же рекам сплавлял лес лесопромышленник Немиров для Лягушинских лесопилок. Для сплава часто нанимали подростков 14-15 лет. Спецодежды и обуви не было. Рабочие и подростки целыми днями выкатывали мокрые брёвна на берег. Лицо, руки и ноги от грязи, воды и ветра трескались, появлялись болезненные труднозаживающие раны. А заработок взрослого рабочего составлял 5-6 рублей в месяц, подростки получали меньше половины этого.
В Лягушине и Саблине работали лесопильные заводы, хозяином которых был немец Шульц. Ему же принадлежали несколько кирпичных заводов в посёлке Завидово и его окрестностях. Позднее лесопильни Шульца перешли промышленнику Зайченкову.
В деревне Тешилово за церковью также работал лесопильный завод, построенный еще в 1880 году. Он принадлежал двум купцам: Мельникову, который жил в Фофаново, и купцу Мотову. Но Мельников быстро обанкротился, и заводом завладел Мотов, который в 1903 году перевёз производство в деревню Саблино.
В.Н.Куманин был самым крупным лесопромышленником в районе. У него арендовали земли купцы и огородники. Ему принадлежали земли в Валовниково, Козлово, посёлке Завидово, Туркмен. С 1910 года заготовка леса и дров значительно возросла. У Куманина лес закупал купец Смирнов и продавал его в Москву и другие города. Большим потребителем леса была сама железная дорога.
Куманин в Завидове появлялся нечасто. В Москве ему принадлежали шесть домов, а в Завидове он останавливался в построенной для него небольшой даче, которая стояла при входе в парк. Дом дачи существовал и после революции, в нем размещалась больница, но в 1925 году это строение сгорело. В 1967 году еще оставались от «куманинских» строений конюшни и дом для рабочих (на месте нынешнего дома 16 по Советской улице). На берегу Таратынки Куманиным был организован большой фруктовый сад и купальни с прудом, где омывались только дворяне, деревенским там купаться было запрещено.
В отсутствии Куманина вся власть в посёлке принадлежала управляющему В.Перову, чей дом стоял в начале улицы Первомайской (на сегодняшний день он не сохранился). Перов владел несколькими улицами в посёлке. Так, в его домах (№ 5, 7 по ул. Ленинская) купечество, боясь революционно-настроенных масс, создаёт жандармское отделение и 4 дома казаков. В.Перову принадлежали земли современных улиц Ленинская, Первомайская, Красноармейская, небольшая их часть – Зимину.
По современной Октябрьской улице до революции стояло всего 4 дома. Первым домом был дом начальника станции (на месте современного здания банка), за ним по обе стороны дороги до Тешилово были склады леса, дров, пиломатериалов. И только у современного экспериментально-механического завода было еще три домика, которые называли «Коптелкой».
Куманин продал отдельные части своей железнодорожной ветки заводчику Кузнецову и торфопромышленнику Люксембергу. И в дальнейшем это была бойкая площадка погрузки торфа, зерна, кожи, сена, скота, кирпича, глины (для Кузнецовского фаянсового завода), шерсти (для Козловской ковровой и Завидовской текстильной, позже «шляпной», фабрик). Владелец торфяного предприятия Люксемберг нанимал местных жителей на погрузку-разгрузку торфа за очень низкую плату. Например, погрузка одного вагона торфа стоила 48 копеек. Бригада из четырёх человек в течение дня могла погрузить не более 2-х вагонов, работая с 3 часов утра до 8 вечера. Торф подвозили по «узкоколейке» и на лошадях от первого мохового болота, затем перегружали в вагоны. Со станции Завидово отправлялось по 10-12 вагонов торфа в день.
Извозным промыслом занимались почти все жители деревни Фофаново. Деревня стала быстро разрастаться, домохозяева обзаводились крепким хозяйством. Крестьяне из соседних деревень (Лягушино, Селивёрстово, Савино, Тешилово, Безбородово, Саблино и др.) также подрабатывали грузоперевозками.
Железная дорога и удобная пассажирско-товарная станция создали благоприятные условия для развития предпринимательства в нашем посёлке.
Окружающие леса до начала1870-х годов принадлежали помещику Янотову, который позднее продал их московскому лесопромышленнику В.Н.Куманину. Последний на свои средства в 1875 году проложил железнодорожную ветку для вывоза леса (Куманинская ветка). На конце этой ветки долгое время работала пекарня, которая отапливалась пнями. Железнодорожные погрузочные площадки и территории современных улиц: Октябрьской, Советской, Новой, Лесной, Сенной, Чайковской, Красноармейской – превратились в огромный склад леса и дров. Заготовка леса была настолько интенсивной, что ежедневно со станции отправляли по 15-17 вагонов. На заготовительные и погрузочные работы привлекали крестьян соседних деревень, которым приходилось трудиться по 16 часов в сутки за 28 копеек в день (2 фунта сахара – 0,906 кг).
С мая по октябрь лес сплавлялся по рекам: Ламе, Шоше, Волге. По этим же рекам сплавлял лес лесопромышленник Немиров для Лягушинских лесопилок. Для сплава часто нанимали подростков 14-15 лет. Спецодежды и обуви не было. Рабочие и подростки целыми днями выкатывали мокрые брёвна на берег. Лицо, руки и ноги от грязи, воды и ветра трескались, появлялись болезненные труднозаживающие раны. А заработок взрослого рабочего составлял 5-6 рублей в месяц, подростки получали меньше половины этого.
В Лягушине и Саблине работали лесопильные заводы, хозяином которых был немец Шульц. Ему же принадлежали несколько кирпичных заводов в посёлке Завидово и его окрестностях. Позднее лесопильни Шульца перешли промышленнику Зайченкову.
В деревне Тешилово за церковью также работал лесопильный завод, построенный еще в 1880 году. Он принадлежал двум купцам: Мельникову, который жил в Фофаново, и купцу Мотову. Но Мельников быстро обанкротился, и заводом завладел Мотов, который в 1903 году перевёз производство в деревню Саблино.
В.Н.Куманин был самым крупным лесопромышленником в районе. У него арендовали земли купцы и огородники. Ему принадлежали земли в Валовниково, Козлово, посёлке Завидово, Туркмен. С 1910 года заготовка леса и дров значительно возросла. У Куманина лес закупал купец Смирнов и продавал его в Москву и другие города. Большим потребителем леса была сама железная дорога.
Куманин в Завидове появлялся нечасто. В Москве ему принадлежали шесть домов, а в Завидове он останавливался в построенной для него небольшой даче, которая стояла при входе в парк. Дом дачи существовал и после революции, в нем размещалась больница, но в 1925 году это строение сгорело. В 1967 году еще оставались от «куманинских» строений конюшни и дом для рабочих (на месте нынешнего дома 16 по Советской улице). На берегу Таратынки Куманиным был организован большой фруктовый сад и купальни с прудом, где омывались только дворяне, деревенским там купаться было запрещено.
В отсутствии Куманина вся власть в посёлке принадлежала управляющему В.Перову, чей дом стоял в начале улицы Первомайской (на сегодняшний день он не сохранился). Перов владел несколькими улицами в посёлке. Так, в его домах (№ 5, 7 по ул. Ленинская) купечество, боясь революционно-настроенных масс, создаёт жандармское отделение и 4 дома казаков. В.Перову принадлежали земли современных улиц Ленинская, Первомайская, Красноармейская, небольшая их часть – Зимину.
По современной Октябрьской улице до революции стояло всего 4 дома. Первым домом был дом начальника станции (на месте современного здания банка), за ним по обе стороны дороги до Тешилово были склады леса, дров, пиломатериалов. И только у современного экспериментально-механического завода было еще три домика, которые называли «Коптелкой».
Куманин продал отдельные части своей железнодорожной ветки заводчику Кузнецову и торфопромышленнику Люксембергу. И в дальнейшем это была бойкая площадка погрузки торфа, зерна, кожи, сена, скота, кирпича, глины (для Кузнецовского фаянсового завода), шерсти (для Козловской ковровой и Завидовской текстильной, позже «шляпной», фабрик). Владелец торфяного предприятия Люксемберг нанимал местных жителей на погрузку-разгрузку торфа за очень низкую плату. Например, погрузка одного вагона торфа стоила 48 копеек. Бригада из четырёх человек в течение дня могла погрузить не более 2-х вагонов, работая с 3 часов утра до 8 вечера. Торф подвозили по «узкоколейке» и на лошадях от первого мохового болота, затем перегружали в вагоны. Со станции Завидово отправлялось по 10-12 вагонов торфа в день.
Извозным промыслом занимались почти все жители деревни Фофаново. Деревня стала быстро разрастаться, домохозяева обзаводились крепким хозяйством. Крестьяне из соседних деревень (Лягушино, Селивёрстово, Савино, Тешилово, Безбородово, Саблино и др.) также подрабатывали грузоперевозками.