Новозавидовский (Станция Завидово)

Краеведческий форум об истории Конаковского района (стык Корчевского и Тверского уездов Тверской губернии и Клинского уезда Московской губернии). Обсуждение вопросов истории, генеалогического и архивного поиска. Систематизация тем - по названию населённых пунктов (как каталог).

Модераторы: Алексей Крючков, Ирина Топунова

Новозавидовский (Станция Завидово)

Сообщение Павел Иванов » 14 янв 2015, 13:43

Дорогие форумчане. Последнее время я плотно занимаюсь историей железных дорог, особенно Николаевской. В связи с этим обещаю здесь поделиться нарытыми материалами. Кое-что уже есть, кое-что будет в ближайшие недели. Но сначала хотел бы задать вопрос у жителей или близких знакомых поселка Завидово (при станции).
1.Знаете ли вы, что такое "куманинская ветка"? Есть ли сейчас от нее какие-нибудь остатки?
2.Стоящее на платформе №1 (в Москву) здание рядом с послевоенным вокзалом - это остаток чего-то старого. Известно ли вам, чего именно?
3.Железный мост через Шошу. Какого он времени? Известно ли что-то о подсыпке железнодорожной насыпи при затоплении водохранилища?
4.Сколько деревянных и кирпичных стрелочных будок было и есть на станции Завидово? Известно ли что-то о времени из постройки об их обитателях.
Любая информация будет полезной. Я готовлю карточку на "Тверские своды" по участку Николаевской ж.д. в пределах Конаковского района (главный ход пока что, без ветки в само Конаково).
Ну, а вообще, я планирую в Завидово экспедицию для подробного ознакомления с железнодорожной стариной. Чтобы не делать лишнюю работу и не тыкаться вслепую, буду очень благодарен за любые "наводки".
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 704
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Станция Завидово

Сообщение Elena » 23 янв 2015, 00:29

Павел, нашла ветерана (91 год), который всю жизнь отработал на ст.Завидово. Его отец, дед и прадед из железнодорожной династии. Информации он мне дал много по ст.Завидово. Поэтому постепенно буду Вам описывать.

Василий Васильевич Коверзнев, 1924 года рождения, проживает в п.Новозавидовский. Все нижеизложенные сведения - из его рассказа. Частично его рассказ я записала на диктофон. К рассказу присоединялись его родственники, кое-что дополняли.
Вот два его портрета - молодой связист-железнодорожник и нынешнее фото.
029.jpg
021.jpg

Сам он всю жизнь, вернувшись с фронта, проработал на ст.Завидово связистом, отец его Василий Иванович Коверзнев (1894 г.р.) работал на станции дежурным, оператором (передавал "морзянкой" служебные сообщения), весовщиком в товарной конторе. Дед Иван Антонович Коверзнев некоторое время был начальником станции Завидово. Прадед - путевым обходчиком.
До войны у него воспоминания детские: В деревянном здании вокзала находилась парикмахерская, ресторан и буфет(очень хорошие), там же была маленькая комнатка для хранения продуктов, там же и готовили еду.
41(1-2).JPG
Фото 1910 года. Из фондов Дома-музея С.Д.Дрожжина

Там, где стоит паровоз, здание - "кубовая", где паровозы заправлялись водой. Для обеспечения станции водой было с помощью плотины сделано озеро неподалёку со станцией. Оно было глубоким, вода в нём пополнялась из лесных болот. На берегу стояла насосная станция, которая перекачивала воду в кубовую. До наших дней сохранились трубы под землёй. В.В. утверждает, что они должны быть в хорошем состоянии, только насос подключай.
Там же в кубовой располагалась пожарная часть. Рядом были склады, при них товарная контора, весовая.
Сейчас от них остались два маленьких домика, которые используются для хозяйственных нужд.
014.jpg

В.В. рассказывает, что рядом со зданием вокзала было здание маслобойки. Туда крестьяне из окрестных деревень свозили молоко, а в 3 - 4 часа дня бидоны со сливочным маслом выставляли на платформу. За ними прибывал специальный поезд, который местные жители называли "молокан". Увозили всю молочную продукцию в Москву. В.В. говорит, что это было в 1932 - 1936 годах.

Куманинская ветка. Действительно существовала такая одноколейная ветка, по которой ходили грузовые составы от основной линии до куманинских складов. Куманин - это помещик наш местный, очень зажиточный предприимчивый хозяйственник. Надо бы в архиве о нем поподробнее поискать.
В.В. говорит, что недалеко от этой ж-д ветки был и барский дом Куманина. Сейчас сохранилось только название "куманинский сад" (существующий до сих пор большой яблоневый сад). Но он находится на другой стороне ж-д дороги от куманинской ветки.
Продолжу завтра.
От этой ветки сейчас сохранилась очень небольшая часть ж-д путей, которая используется для разгрузки товарных вагонов.
Завтра схожу на эту ветку - сфотографирую современный вид.
Аватар пользователя
Elena
 
Сообщений: 145
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Re: Станция Завидово

Сообщение Павел Иванов » 23 янв 2015, 21:36

Да! Вот это то, что нужно! Ура!
Елена, здорово! Довыкладывайте воспоминания, а я потом сразу (с Вашего позволения) выложу кое-какие документы. Фото - уникальные. Большое спасибо!
Об этом здании, где стоит паровоз (а нет разрешения, где его номер и тип видно?) смотрите наш форум о станции Лыкошино, там точно такое же все хозяйство (такая же станция 3 класса) http://of.putnik.ru/viewtopic.php?f=26&t=611
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 704
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Станция Завидово

Сообщение Elena » 23 янв 2015, 23:18

Вот еще одно фото из фондов нашего музея (при публикации отметьте, пожалуйста, а то меня уволят за разбазаривание)
41(2).JPG

Это, действительно, были водонапорные башни, их называли "кубовая". Обратите внимание, они стояли по обе стороны дороги, чтобы паровозы могли заправляться в обоих направлениях. Емкость с водой была на "втором" этаже, а на "первом" в левой кубовой была пожарная часть (я писала), пожарным, видимо, тоже было удобно водой заправляться. В правой - буду узнавать. (Мне уже сегодня рекомендовали обратиться еще к одной древней старушке, она говорит, что где-то на станции еще была мини-церковь. Уточню)
Сегодня хотела сфотографировать остатки "куманинской ветки", да за ночь выпал снег и ничего не видно. Зато я проехала на место складов, куда эта ветка приходила. Сейчас осталось от многочисленных складов лишь одно здание и то всё заштукатуренное, кирпичом обложенное и с новой крышей. Но старый навес из древнего бруса хорошо виден.. Этот "козырек" накрывал платформу, к которой и подходили рельсы.
IMG_20150123_125405.jpg

IMG_20150123_125625.jpg

Из рассказа В.В.: "куманинская ветка проходила по мосту через речку Таратынку (сейчас этот ручей в подземную трубу убран), потом пересекала дорогу (нынешнюю улицу Первомайскую), там стояла деревянная будка смотрителя, который опускал шлагбаум при прохождении поезда, дальше дорога шла к складам. Куманинской она названа потому, что по левую сторону от этой ветки стоял барский дом, в котором жил помещик Куманин (про него никто ничего не знает, надо в архиве искать). Склады были: заготзерно (зернохранилище), заготскот (была скотобойня), комремонт (не знаю, что это), сенной пункт, из Чистого Мха привозили с торфянников торф, перегружали в пульманы (четырёхостные вагоны) и отправляли дальше. На Чистом Мхе тоже была железная дорога. Она близко подходила к Куманинской, но они не соединялись.
Люди хорошо помнят военные события 1941 года. В.В.: "Когда мой дядя из Калинина телеграфировал, что немцы вошли в город, а потом связь пропала, мы тут (в Завидово) поняли, что враг скоро будет у нас. Взорвали деревянный вокзал, взорвали кубовые, все пути. До обеда (дату он не помнит) взорвали железнодорожный мост, а после обеда Безбородовский (шоссейный).
Ж/д мост так "качественно" разворотили, что новые пути и новый мост после отступления немцев пришлось прокладывать по новой насыпи. Пришлось отклониться от Генерального плана Николаевской дороги, которая на этом участке раньше была абсолютно прямая, а теперь стала с искривлением.
Сегодня сфотографировала с "Хрущевского" моста (о нём попозже):
IMG_20150123_093531 - копия.jpg
Направление из Завидово на Тверь
Аватар пользователя
Elena
 
Сообщений: 145
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Re: Станция Завидово

Сообщение Павел Иванов » 25 янв 2015, 13:36

Да, да! Все именно так. По войне в Ваших краях я тоже кое-что нашел. Ждем-с.
Единственный момент не удержусь сразу: одна из пристроек при водоемных башнях - это паровозный сарай 2 половины XIX века. На станциях 3-го класса полагалось иметь один запасной паровоз. В Лыкошине на сохранившейся - это видно безусловно. По-моему, возле вокзала на платформе у Вас стоит именно он (без водонапорки). Но надо проверять, я не осматривал. Паровозики тогда были, конечно, маленькие, с небольшую маршрутку. Поэтому, когда появились паровозы серий Щ, С, Э и еще более поздние, конечно, надобность в таких сараях отпала. Да и паровозы эти имели куда больший ресурс хода.
Про войну я, пожалуй, просто скопирую странички, потом, если сможете, или покажете Вашему старожилу, или сходим к нему вместе. Мне жутко интересно.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 704
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Re: Станция Завидово

Сообщение Elena » 27 янв 2015, 23:23

Да, хотелось бы узнать информацию, которая есть у Вас: военная или послевоенная. Чтобы мне не повторяться или что-то уточнить у старожилов.
Про Хрущевский мост. Довольно популярная история: Никита Сергеевич - увлеченный охотник, полюбивший наши леса. Всякий раз, когда кортеж из высоких гостей вынужден был останавливаться не переезде, к нему подходили местные жители. И порой довольно бесцеремонно высказывали свои недовольства на несправедливость начальства или даже в машины летели камни, а хулиганы быстро убегали. Однажды им пришлось стоять "в очереди" за подводой, развозившей хлеб, и возчик был одет в грязный халат. Ему сделали замечание, на что он, ничуть не смущаясь, ответил: А он у меня единственный. Высокие гости были возмущены таким непочтительным поведением простого возчика.
Так выглядел этот переезд.
IMG_20150127_152142.jpg
Из фондов Дома-музея С.Д.Дрожжина

Сейчас остался только дом смотрителя.
IMG_20150127_124300.jpg

Хрущев отдал распоряжение построить объездную дорогу и мост через железную дорогу.
IMG_20150127_125250.jpg

Еще одной достопримечательностью станции Завидово является старый родник, бьющий прямо из земляного вала. Говорят, он он пробился еще при строительстве этой дороги. И жители до сих пор приходят сюда за водой. Струйка, конечно, намного стала меньше.
IMG_20150127_125235.jpg
Вот как раз мужичок набирает водичку.

IMG_20150127_125449.jpg
Да, лет 10 назад родник был более ухоженным

Напротив родника на другой стороне дороги в войну была еще одна ветка. Её срочно проложили для заправки паровозов водой. Ведь станционные кубовые взорвали. Поэтому (при сравнении со старыми фотографиями видно) сровняли часть земляного вала, проложили однокалейку к специально сделанной скважине. Сейчас по этому месту проходит дорога и сохранился пруд.
IMG_20150127_124730.jpg

Вдоль дороги до сих пор стоят домики смотрителей (Я пять насчитала). Думаю, построили их одновременно, они все однотипные. В некоторых живут до сих пор, некоторые - брошенные.
IMG_20150127_155810.jpg
Этот бросили.
Адрес у каждого: какой-нибудь километр.
IMG_20150127_155851.jpg

Рядом со станцией стали появляться школа, дома для работников железной дороги. Квартиры в нем были, как сейчас мы бы сказали, "служебные". Работаешь на ж.дороге - тебе квартира, уволился - освободи жил.площадь. На дверях квартир даже вместо номеров были таблички: "оператор связи", "начальник участка" и т.д.
Нынешние постройки вокзала - типовые. Такие теперь почти на каждой станции стоят.
IMG_20150127_093926.jpg

Года постройки не знаю. Павел Сергеевич наверняка знает. Местные говорят, что скорее в 50-е годы их построили.
В эти годы в посёлке появились и другие послевоенные дома железнодорожников.
IMG_20150127_165056.jpg

IMG_20150127_155548.jpg
Аватар пользователя
Elena
 
Сообщений: 145
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Сообщение Павел Иванов » 28 янв 2015, 13:45

Про Хрущева, баню и "хрущевский мост" вот такой материал Валерия Бурилова (обратите внимание на коньюнктурные стилистические особенности):
http://www.vedtver.ru/news/2740/
У меня материалы, если будет отдельный интерес, такие:
"Первая магистраль" 1951 г. автор А.И. Августынюк. Книга интересная по-настоящему только в разделе о войне, там крайне любопытные вещи, которые автор вытащил сам как журналист. Якобы в нете можно полный текст скачать, но мне как-то не хочется качать с левых сайтов.
Путеводитель по Николаевской ж.д. 1914 (там общие сведения, еще не смотрел, это в Твери есть в Горьковке).
Остальные книги - в РГБ. Это все дореволюционные отчеты по эксплуатации дороги 1880-1900-х гг. Вот я над ними сейчас и работаю. Вся информация, Елена, которую Вы нашли - уникальна и достоверна. Она подтверждается документами. На днях еще раз съезжу в Москву, доберу и поставлю сюда.
О вокзалах зря так пренебрежительно. Да, это 1950 год. Внутри - очень недурственный "сталинский ампир". Красное дерево и все такое. Они есть в Крюкове, Поварове, Завидове, Редкине, Калашникове. И, кстати, до новгородской границы - и все. Не так уж и много.
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 704
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Путеводитель по Николаевской ж.д.

Сообщение Балаблиха » 28 янв 2015, 15:26

Павел Сергеевич, путеводитель Вы этот имели в виду?
титул.jpg

На него ссылка: http://rr.aroundspb.ru/1914_Illjustriro ... doroge.pdf
Аватар пользователя
Балаблиха
 
Сообщений: 283
Зарегистрирован: 19 июл 2012, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Станция Завидово

Сообщение Elena » 28 янв 2015, 21:26

Спасибо, Павел Сергеевич!
Спасибо, Балаблиха! Как Вам удалось добыть такой раритет?! Ух, какой крутой раздел появится в нашем музее!!! Столько информации потекло в последнее время! Подтвердим своё название - все обзавидуются. Мы тут, в Завидово, правда счастливые люди!
Приезжайте все гости, замутим какую-нибудь научно-практическую конференцию. Конечно, лучше ближе к теплу, без снега: поздней весной или летом.
Аватар пользователя
Elena
 
Сообщений: 145
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Re: Станция Завидово

Сообщение Elena » 28 янв 2015, 22:49

Павел Сергеевич! Не соглашусь с Вами, что я о нынешних вокзалах пренебрежительно отозвалась. Я просто констатировала, что наш вокзал, как и многие по Октябрьской дороге - типовые, т.е. построенные по одному плану.
Сейчас допрашиваю местных о предназначении соседних зданий при вокзале(нынешнем). В основном говорят, что для складов. Но вот одно строение - особенное.
014.jpg

Вот два небольших строения на противоположной стороне от вокзала. Про правое говорят, что это остаточное строение от кубовой, используется как склад. А вот про левое все взахлеб рассказывают, что там хранили трупы людей, сбитых поездом (до приезда санитаров), и в войну туда трупы складывали. Ну, а на станции это было почтово-багажное отделение. Можно было посылку прямо сюда принести, а не на почту. Быстрее уйдет.
Еще, благодаря данным из "Путеводителя", я поняла, наконец, откуда такой странный адрес на доме станционного смотрителя.
IMG_20150127_155851.jpg

Ведь многим знакома фраза, что Завидово находится за 101-м километром. Точнее на 112 км. Сюда отправляли неугодных из столицы.
А в путеводителе читаю, что ст.Завидово находится в 497,7 верстах от Петербурга, умножаю на 1,0668 км и получаю 530,9 км. Таким образом, понимаю, что адрес сохранился еще старый, когда отсчет велся от Петербурга.
Еще одно открытие для себя сделала. Я раньше думала, что насыпь под ж/д рельсами по Иваньковскому водохранилищу появилась тогда, когда строили водохранилище. А в путеводителе рассказывается, что она была сделана еще при строительстве дороги в широкой Шошинской низине.
Аватар пользователя
Elena
 
Сообщений: 145
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Re: Станция Завидово

Сообщение Павел Иванов » 29 янв 2015, 13:46

Замечательный путеводитель, хорошо, что он есть в доступе открытом!
Да, это то, что в библиотеке. Большое спасибо!
Текст о железной дороге (типа введения) кочевал из путеводителя в путеводитель (точно такой же был в 1905 году). А вот рассказ о станциях корректировался с учетом местных реалий, которые год от года менялись. Здесь, видимо, самый поздний перед революцией вариант этого путеводителя для туристов о Тверской губернии (и соседних).
Теперь о постройках. Я думаю, что остаток водоемного здания ("кубовой") - это здание, которое стоит на платформе у вокзала. "Багажник" узнается хорошо, я не сомневался, что это он. А вот что за здание справа от него - не знаю. Такое ощущение, что оно послевоенное. Может быть и просто склад. Хотя...
Километраж железной дороги - от Петербурга. Она ведь "Петербурго-Московская железная дорога". Соответственно, все будки имеют адрес в километрах от него. На станции должны быть километровые и пикетные столбики. На них тоже тот самый (531-й) километр и обозначен.
Я правильно понял, что фотография будки - это с со стороны пути в Москву там, где их две рядом, одна нормальная, а другая обстроенная?
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 704
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

Куманинская ветка

Сообщение Алексей Крючков » 29 янв 2015, 17:02

Елена, Куманинская ветка идёт от здания вокзала на запад, ныне - к складам Вино-Гранде? (где крестик на карте: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=56.55 ... 1&z=17&m=b
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3135
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Станция Завидово

Сообщение Elena » 30 янв 2015, 00:14

Я так понимаю, рельсы рисовались на карту. Поэтому нарисованы они неточно.
Да, это остатки Куманинской ветки. Теперь уже жалкие остатки, потому что их теперь даже не эксплуатируют.
Эта ветка заканчивается там, где заканчивается светлое пятно незаросшей земли вокруг полотна. Там, где начинается зелень - был мост, теперь его нет и нет продолжения ветки. Дальше (зелёненькие) огороды.
Аватар пользователя
Elena
 
Сообщений: 145
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Re: Станция Завидово

Сообщение Elena » 01 фев 2015, 22:13

На днях мне старый школьный учитель передала вырезки из газет, где печаталась история нашего поселка. Автор - В.Стариков. Наверняка о таком слышали. Не знаю, откуда он брал сведения (ссылок нет), но некоторые тексты явно архивные.
Меня, Павел Сергеевич, позабавила одна фраза:
В.Стариков: В документах 1850 года имеется запись об одной семье: "Служащие при железной дороге Московский мещанин Павел Иванов 26 лет, его мать Екатерина Логинова 57 лет, Пантелей Иванов 49 лет, дочь его Зиновия 16 лет". Стариков делает вывод, что это были первые служащие железной дороги из первых поселенцев пристанционного посёлка.
Надеюсь, наша станция станет Вам ближе, хотя бы тем, что уже в 19 веке здесь жил Ваш тёзка, хоть и московский.
Аватар пользователя
Elena
 
Сообщений: 145
Зарегистрирован: 16 мар 2012, 17:55
Откуда: Конаковский р-н, п.Новозавидовский

Сообщение Павел Иванов » 11 фев 2015, 19:56

Хе. Вот они какие были!
У меня работали предки как раз в те годы в Твери на железной дороге. Только, конечно, не павлы ивановы. ;)
Для меня близки почти все станции Тверской губернии, только жаль, что поздно дошло, что надо ими заниматься.

Вот так вот получилось у меня на "Тверских сводах":

Это о маленьких станциях и платформах: http://tversvod.ru/page392/

А это - о самой станции Завидово: http://tversvod.ru/page393/
Аватар пользователя
Павел Иванов
 
Сообщений: 704
Зарегистрирован: 26 июл 2010, 13:06
Откуда: Тверь

След.

Вернуться в Каталог: история мест Конаковского района

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron