Плоски - об истории

Краеведческий форум об истории района устья Шоши (стык Корчевского и Тверского уездов Тверской губернии и Клинского уезда Московской губернии, ныне - Конаковский район Тверской обл., Вахонинское, Завидовское и Юрьево-Девичье сельские поселения). Обсуждение вопросов истории, генеалогического и архивного поиска. Систематизация тем - по названию населённых пунктов.

Модераторы: Алексей Крючков, Ирина Топунова

Re: Плоски - об истории

Сообщение Алексей Крючков » 12 янв 2013, 22:32

Татьяна Демидова писал(а):Не состою, никогда не состояла и не сочувствую :)
Написала было целый опус, но все-таки решила все удалить.Не хочу засорять тему.Лучше при встрече поспорим ;)
Таня, Вы - мудрый человек! Умнее многих завсегдатаев всяких форумов, которые готовы бездумно спорить по любому поводу! :-)

Татьяна Демидова писал(а):Меня просто всегда задевает, когда о нашем поколении и о поколении родителей пишут, что не было морали вообще, раз не было православной морали.
Понял. Здесь, наверное, как и в религии: была мораль (вера) для рядовых и манипулирование - для партначальства (попов). И там, как и в РПЦ сейчас, многие рядовые замечали "двойную мораль" проповедников, что превращало веру в цинизм. Потому мы (общество) так низко и пали, когда сдерживающая роль КПСС и СМИ - рухнула, ибо внутренней веры (ни в коммунизм, ни в Бога) почти ни у кого не оказалось... В сегодняшней КПРФ слово "коммунизм" - скорее по привычке, вряд ли и там кто всерьез верит в возможность его построения, это уже чисто социал-демократическая партия.

Я-то имел в виду рядовых людей начала прошлого века, типа моей Екатерины Михайловны Голубевой. Вы уже имели возможность почитать, как революция и смена пропаганды хоть и пошатнули её веру, немного, в период гонений, но всё же не смогли её одолеть. Это как если бы в 91-м из КПСС выбыло бы не 95% членов, а лишь процентов ну максимум 50... Внутренний стержень веры тогда был в людях всё же посильнее, чем советская закалка в их внуках. Поэтому и продержались храмы до тех пор, пока жили наши бабки...
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3075
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

R Успенская часовня на Плосках

Сообщение Ирина Топунова » 23 окт 2013, 17:51

В мае прошлого года у нас оборвался разговор о часовне, очень много было несостыковок, многое хотелось проверить.
Непосредственно часовней заняться было некогда, хотя изучение бывшего сельца Плоского активно продолжалось.
Хочу отметить, что тема Плосок оказалась для меня самой сложной как в генеологическом так и в краеведческом плане из-за большого количества хозяев-помещиков, из-за перебросов сельца то к одному, то к другому приходу, из-за скудности архивных материалов по Клинскому уезду, значительно пострадавшему за периоды опричнины Ивана Грозного, Смутного времени, польско-литовских нашествий. С белой завистью смотрю на изобилие архивной информации по соседним уездам.
Пока выясняется следующее. Сельцо Плоское по древности не моложе с. Нового. Когда-то в древние времена здесь была Успенская церковь, к приходу которой относилось и д. Овдокимово, также как и Плоское (название предполагается по протекавшему ручью Плоскому) стертые с лица земли как большинство селений Клинской округи. В 17 веке жизнь постепенно возвращается в пустоши и погосты. Так сельцо Плоское числится как погост. На месте церкви построена часовня, в которой хранится древняя икона Успенской Божьей матери.
По архивным документам точное время постройки часовни неизвестна.
В 1834г после смерти Бекетова Ивана Петровича сельцо приобретает Варвара Дмитриевна Карпова, урожденная Рудакова. Она заводит там новый двор, переселяет многих дворовых из Шагарово в Плоски, строит на свои средства новый храм в Сучках и решает обновить также часовню в своем сельце Плоском.
Но тут она встречает непредвиденные препятствия...
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Re: подолжение

Сообщение Ирина Топунова » 23 окт 2013, 18:34

Крестовоздвиженская церковь с. Нового заявляет Карповой о своих правах на часовню и без наличия особого Указа свыше ремонтом часовни заняться не разрешает.
Варвара Дмитриевна решает добиться требуемого Указа. В ЦИАМЕ хранится ее "всепокорнейшее прошение" от 9 июня 1847г на имя
«Святейшего Правительствующего Синода члену, Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому и Коломенскому и Свято-Троицкия Сергиева Лавры Священно Архимандриту и разных орденов Кавалеру
Клинского уезда, помещицы сельца Плоского, вдовы, подполковницы Варвары Дмитриевой Карповой"
(переписываю всегда в оригинале без исправления орфографии).
В прошении Карпова пишет о ветхости часовни, о невозможности ее полноценного использования крестьянами, о бдительном надзоре за часовней священника и старосты храма с. Нового.
Духовные власти запрашивают сведения о часовне. Но их практически нет. Представлена маленькая справка следующего содержания:

" Справка
По ведомости о числе часовен, состоящих в ведомстве Московской Епархии, составленный в Московской Консистории из собранных по Епархии сведений, февраля 23 дня 1842 года показана при Крестовоздвиженской церкви Клинской округи села Нового на Волге, в сельце Плоском часовня, зданием деревянная, существует издревле, икона в ней Успения Божей Матери."

И это все. На основании этой справки вынесено решение:
" к № 1698
В докладном Реестре М.Д. Консистории 11 июля 1847 года определено: как часовня сельца Плоского состоит в списке часовней, то на основании резолюции его Высокопреосвященства ...о ветхости оной , на иждевении помещицы сельца Плоского послать в Клинское Духовное Правление Указ.

Посему указ в Клинское Д. Правление послан 16 июля 1847 года.

А что за Указ, мне лично, не ясно. На многих церковных сайтах пишут, что часовня была отремонтирована или заново перестроена. Но подтверждения перестройки часовни в документах я больше не нашла.

В 1887 г составлялись метрики (подробные описания) на все храмы Клинского уезда. 7 февраля 1887г такая метрика была составлена на храм в Новом. В п. 54 есть следующая запись: "В верстах 5-ти от Крестовоздвиженской церкви на северо-восток по течению реки Волги существует с незапамятных времен часовня, в которой находится небольшая икона Успения Б. Матери местночтимая; эта икона греческого письма и сохранилася в последнее время сделанной на эту икону сребро-позолоченная риза; эта икона 7 1/2 вер. вышины и 6 вер. ширины.
Это известно только по преданию."
записи в метрике сделаны тоже со слов - "Ответы на предложенные вопросы давал священник означенной церкви Василий Кузмин Светлаев, 54 лет от роду, священствует 31 год, 10 лет находится в означенной церкви."
(продолжение следует)
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Re: продолжение

Сообщение Ирина Топунова » 23 окт 2013, 21:58

Продолжу.
Неделю назад, в прекрасный солнечный день, мы с Олей (Иволгой) отправились на экскурсию в д. Плоски. Ехать не очень хотелось, больно видеть пропадавший родной дом предков, распродающийся в настоящее время буквально по метрам. Но Оля там никогда не была, и ради нее я согласилась.
И на удивление поездка оказалась необычайно плодотворной. Сначала мы вдвоем бродили по деревне, я показывала дом предков, потом место, где была часовня и место за глухим забором с калиткой, запертой на ключ, за которым должен был находится "святой " древний колодец, бывший при часовне.
Около 10 лет назад с колодцем произошла очень скверная история. В колодец дачниками, которые оккупировали всю территорию вокруг деревни (дачные кооперативы от Конакова), была в наказание сброшена живьем нашкодившая собака. Собака утонула. Святыня деревни была осквернена.
С тех пор плоскинцы закрыли колодец глухим забором с калиткой, ключ от которой был только у них.
Мы с Олей пытались разглядеть хоть что-то через узкие щели забора, но ничего не было видно.
Вскоре мы увидели идущего по улице мужчину с замечательной собакой Мухой. Мужчина оказался Владимиром Борисовичем Евдокимовым. Хочется выразить ему ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ за оказанную помощь.
У Владимира Борисовича оказалась отсканированная фотография часовни!
часовня в Плосках.jpg

Внешне она чем-то напоминала часовню в Низовке, и я решила по приезде в Москву поискать в архиве те дела об архитекторе Милославине, о которых мне писал Алексей год назад.
Поводом сходить лишний раз в архив послужил еще один факт - то, что я увидела за забором. Владимир Борисович принес ключ от калитки, и мы вошли внутрь заграждения. Вот, что мы увидели:
IMG_0811.JPG

Крест стоял в память о снесенной часовне. А рядом стоял небольшой стенд, на котором под стеклом были прикреплены 2 листочка со следующим текстом:
IMG_0815.JPG

IMG_0816.JPG


С большим интересом прочитала текст. Очень похоже на стиль Пензикова. Красивая сказка. Но меня больше всего заинтересовали личности Милославина и купца Васильева. А главное сразу возник вопрос: "А была ли часовня восстановлена Карповой в 1847г? Или ей это не удалось и в 1894г на ее месте была построена новая по проекту Милославина?"
Последний раз редактировалось Ирина Топунова 24 окт 2013, 08:31, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Re: продолжение

Сообщение Ирина Топунова » 23 окт 2013, 22:53

Владимир Борисович рассказывал нам, как ломал часовню в 1970-х годах житель д. Вахромеево, как перетаскал все бревна к себе в деревню и построил из них дом, т.к. бревна были в отличном состоянии. Но жить в этом доме не смог. Вскоре стали мучать его страшные видения. Мужик продал дом и уехал из деревни. А вскоре пришел слух, что он умер. Фамилию этого вахромеевца В.Б. не помнит.
На месте самой часовни стоит шикарный коттедж, со слов деревенских-"полицейского".
Далее мы спустились немного ниже креста, ближе к берегу и увидели колодец.
IMG_0824.JPG

Увидев в колодце чистое ведро, Владимир Борисович молвил: "Пользуются колодцем".

Приехала в Москву, пошла в ЦИАМ.
Стала искать дела. на которые ссылался Алексей год назад: ф. 54, оп. 181, д. 2779; оп. 146, д. 16; оп. 154, д. 31
Что оказалось? фонд 54 - строительный.
В описи 181 дела 2779 не существует.
Дело 31 в описи 154 - об утверждении планов селений в Волоколамском уезде, вообще не по теме.
А вот дело 16 а описи 146 - "Об утверждении планов и чертежей на строительство часовней и церквей в Москве и уездах с 23.01.1889 - 4.06.1890"
Часовня, правда, построена в 1894г. И еще ньюансик - дело с пометкой "особой ценности" и его могут и не дать. Но запросить можно попробовать.

Искала информацию о питерском купце Васильеве. Нашла подходящего. Я думаю -это Павел Васильевич Васильев, купец 2 гильдии с 1863г, имел отношения к церквям, т.к. занимался свечным промыслом, имел свечную лавку в Петербурге. Фамилия у него чисто крестьянская, от имени отца. В более позднее время с ним в Питере проживает племянник, фамилия которого говорит сама о себе- Просвирнин!
Хотелось бы узнать, как купец Васильев связан с д. Плоски. У меня перепись всех жителей Плосок за все годы с 1785г, но подходящего пока не вижу.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ОЛЕ ЗА ФОТОГРАФИИ!!!
Последний раз редактировалось Ирина Топунова 24 окт 2013, 21:52, всего редактировалось 1 раз.
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Спасибо!

Сообщение Алексей Крючков » 24 окт 2013, 10:16

Ирина, огромное Вам спасибо за проведённое расследование и его увлекательнейшее описание! Как я жалею, что не был в этой поездке с Вами! Давно мечтаю посетить с Вами и Олей и Плоски, и Карачарово и могилу князя Гагарина, чтобы побольше узнать об этих местах! А давайте на следующий год как нибудь организуем туда совместную экскурсию всей нашей краеведческой бригадой, а? ))

И ещё. Хотелось бы, чтобы Вы Ваши огромные накопленные знания по истории этих мест собрали в книгу. У Вас нет таких планов? Может, какая помощь нужна в издании?
Аватар пользователя
Алексей Крючков
Главный модератор
Главный модератор
 
Сообщений: 3075
Зарегистрирован: 24 июн 2010, 19:44
Откуда: Удомля

Re: Плоски - об истории

Сообщение Ирина Топунова » 24 окт 2013, 10:28

Доброе утро!
Оля говорила мне о Вашем большом желании посетить Сучки. Хорошо бы в мае, пока нет высокой травы, чтобы рядом с могилой увидеть и остатки фундамента церкви. Прошлый раз мы с Олей его практически не видели, все было в зарослях.
Алексей Крючков писал(а):Хотелось бы, чтобы Вы Ваши огромные накопленные знания по истории этих мест собрали в книгу. У Вас нет таких планов? Может, какая помощь нужна в издании?

Напишу в личку.
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Re: Плоски - об истории

Сообщение Ирина Топунова » 30 окт 2013, 11:38

В поисках дальнейшей информации о часовне в Плосках отправилась вчера после работы в архив, чтобы перепроверить последнюю ссылку с якобы упоминанием там сведений о часовне и Милославине - дело 16 описи 146 - "Об утверждении планов и чертежей на строительство часовней и церквей в Москве и уездах с 23.01.1889 - 4.06.1890"
О часовне в Плосках там никаких упоминаний нет! и не мудрено, если верить. что часовня в Плосках построена в 1894г, а дело за 1889 - 1890гг, там их и быть не должно!
Но....!!!что я там нашла...подробное дело о часовне в Низовке!
Так что перехожу далее писать в раздел о Низовке.
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Re: Плоски - об истории

Сообщение Ирина Топунова » 08 ноя 2013, 00:15

На 2-й странице темы о Плосках есть фото, под которым подпись "дома Гречиных и Волковых". Хочу поправить.
В памяти моей мамы дом слева был домом Гречиных. Но мама долгие годы болела и не знала перемен в деревне. Этот дом уже давно принадлежит другой семье - семье выдающегося художника и скульптора Манизера М.Г., вице-президента АХ СССР (1947—1966),лауреата трёх Сталинских премий (1941, 1943, 1950). М. Г. Манизер создал ряд произведений, ставших классикой социалистического реализма. Автор посмертной маски Сталина.
Наиболее известная его работа - станция метро в Москве «Площадь Революции» (1936—1939), где в низких углах арочных проходов размещены большие фигуры с атрибутами различных родов деятельности — пограничник с собакой, птичница с курицей, молодой рабочий с шестеренкой и т. д.
800px-Ploshchad_revolyutsii_Metro_2010.jpg
ст. метро" Площадь революции"

Недаром, дедушкина сестра, умершая недавно в 90 лет, говорила; "У нас на Плосках сплошь художники живут". Видимо, она имела в виду и этих соседей.
Но самое главное для меня лично - это то, что этот дом до 1917г тоже принадлежал Волковым.
Впервые я это услышала от Владимира Борисовича, который нас с Олей водил по деревне, а вчера этот факт мне подтвердила и двоюродная тетка.
Тетка также дала мне давно обещанное фото прадеда Волкова Василия Васильевича (сына иконописца) с женой Евдокией Федоровной, в дев. Шабашовой.
Волков В.В. с Евд. Федор..jpg

А это их младшие дети (фото старших детей на 1 стр. темы о Плосках).
Мария, Надежда и Клавдия Волковы.jpg

Самая младшая девочка, которая сидит - Маруся - будущая военная летчица и служащая Кремля (работала в бухгалтерии Кремля вместе с женой Серго Орджоникидзе) - легендарная в Плосках Марья Васильевна.
Мария Васильевна Волкова.jpg
Мария Васильевна Волкова.jpg (9.16 KiB) Просмотров: 2133

И еще я подтвердила версию происхождения текста у креста около бывшей часовни. Да, действительно, это Пензиков.
Несколько лет назад муж моей троюродной сестры Андрей Б. решил установить этот крест. За консультацией, как правильно его сделать и установить, он отправился в Свердовскую церковь. Там его проконсультировали по кресту (который он сам потом поставил) и дали адрес Пензикова, от которого Андрей и получил информацию о Плосках и часовне.
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Re: Плоски - об истории

Сообщение Ирина Топунова » 23 сен 2016, 09:14

Вчера среди старых фотографий нашла конверт с надписью, сделанной маминой рукой "Воспоминания о деревне Плоски 1941 - 1943 гг." В конверте лежало 2 листочка. На одном рисунок мамы родного дома ее отца (внука и правнука иконописцев Волковых). На 1 стр. темы есть его старое фото.
На втором листочке мама описала всех, с кем училась на Плосках и в Свердлово.
Понимаю, что деревня была крошечная, но может есть еще потомки коренных жителей, которым будет приятно увидеть имена своих предков и родственников.
На 1 стр. темы я уже писала мамины воспоминания. Это будет добавлением.

"Помню, как училась в 4 классе на Плосках. Учителем был Яков Тимофеевич. В классе нас было всего четверо - я (Тоня Волкова), Зоя Жукова, Шура Веселова и Володя Розанов.
С 5 класса нас перевели в Свердлово.В моем классе осталась только Зоя Жукова, но с нами ходили еще ребята из 7 класса - Рая Гусева, Коля Никонов и Галя Теремова (?).
Ходили все вместе каждый день в любую погоду, ~ 6 км. в один конец. Зимой было 40 градусов мороза. По пути растирали друг другу обмерзшие носы и щёки. Из учеников 5 класса помню Витю Клычкова, двух сестер Зимаревых, Чудина Сережу их Вахонино, Женю Козлова из Ленинграда и Иду Симонгауз (она тоже была откуда-то эвакуирована).
Ида прекрасно играла на гитаре и пела. Впервые я её услышала в сельском клубе в Свердлове. Мы все были очарованы ею и потом уже в школе иногда просили ее спеть нам что-нибудь - "Чайлиту", "Про танкиста", "Эх, Андрюша".
Из Новошино ходили Лисин и Баранов. Они приносили всегда с собой по бутылке молока и ломтю черного хлеба и когда во время перемены ели, то глядя на них, я жадно глотала слюни от голода.
Учителем военного дела и физкультуры был Сережа Гречнев с Плосок( прим. - Гречиных на Плосках звали Гречневыми).Он вернулся с фронта раненым и был единственным из всех ребят последнего призыва, оставшимся живым. Остальные все погибли.

У остальных ребят с годами забыла их фамилии."
Аватар пользователя
Ирина Топунова
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 14:08
Откуда: Москва - Конаково

Пред.

Вернуться в История и достопримечательности района устья Шоши

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron