Следует разобрать и саму картину "Прощание Михаила Тверского"
По материалам "Общества Михаила Тверского".
https://vk.com/wall-162175934_258"Сегодня мы хотим рассказать об иконе-картине, хранящейся в Кашинском краеведческом музее.
Икона «Прощание святого благоверного князя Михаила Тверского с супругой святой благоверной княгиней Анной Кашинской на святой горе в селе Едимонове при отправлении на суд в Орду» была написана в 1909 году московским живописцем В.Соколовым по заказу жителей г. Корчевы и Корчевского уезда в дар городу Кашину.
В июне 1909 года в Кашине проходили торжества восстановления почитания Анны Кашинской (супруга Михаила Ярославича) в лике святых. Княгиня была прославлена ещё в середине 17 столетия, но в годы раскола церкви имя её оказалось под официальным запретом из-за почитания старообрядцами. Народное почитание благоверной княгини никогда не прекращалось. Не случайно на торжества её воспрославления из Твери, Бежецка и Красного Холма прибыли многолюдные крестные ходы. К величественному крестному ходу из Твери, отправившемуся по Волге, присоединились паломники Осташкова, Клина, Корчевы, Кимр и многих поволжских сёл. На пристани Калязина паломники сошли с пароходов и прошли со святынями до Кашина 18 вёрст под палящим солнцем. Тверитяне принесли в дар икону святого благоверного великого князя Михаила Тверского, жители Корчевы - икону «Прощание святого благоверного князя Михаила Тверского с супругой святой благоверной княгиней Анной на святой горе в селе Едимонове при отправлении на суд в Орду».
В селе Едимоново Корчевского уезда, где по преданию прощался князь с супругой и детьми, издавна была часовня, а в ней икона со сценой их прощания. Вероятно, написанная в 1909 году маслом на холсте икона – картина была списком с более древнего образа. Картиной её называют потому, что она отходит от иконописных канонов, видны не все лики, но поскольку здесь изображены святые, то она считается и иконой.
Торжественная служба 12 июня 1909 года в Кашине совершалась на площади перед соборами на помосте перед этой иконой-картиной. Настолько запечатлённая на ней сцена прощания умилила многочисленных паломников, что многие стали вытягивать ниточки из холста себе на память. Чтобы избежать повреждения святыни, её пришлось убрать в алтарь. Икона находилась в Воскресенском соборе Кашина до его закрытия в 1930 –х гг., а затем (точная дата неизвестна) оказалась в Кашинском краеведческом музее, где находится до сих пор.
Икона имеет характерные повреждения, которые, судя по всему, были нанесены богоборцами с целью осквернения во время закрытия собора. Самый большой был удар нанесён на месте сердца князя, и это, видимо, не случайно. Ведь известно, что у Михаила Ярославича в Орде было вырезано сердце. Случилось это 22 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1318 года. Сегодня этот день считается Днём памяти Михаила Ярославича.
Место, где стояла часовня Михаила Тверского, ушло под воды Иваньковского водохранилища, а на высоком берегу Волги, на частично сохранившейся «Святой горе» близ сёл Едимонова и Городни установлен памятный крест на месте прощания Святого Благоверного князя Михаила Тверского со своей семьёй".
Очевидно, что жители Корчевы решили таким образом "визуализировать" уже бытовавшие к тому времени предания и мифы, связанные со Святой горой и Михаилом Тверским. Особенно это стало "актуально" в 1909 г., во время повторной канонизации прп. Анны Кашинской, тогда ожидался приезд императора с семьей (в последний момент это было отменено и в Кашин приехала только великая княгиня Елизавета), поэтому каждый уезд решил "отметиться".
Удивило такое сообщение: "Торжественная служба 12 июня 1909 года в Кашине совершалась на площади перед соборами на помосте перед этой иконой-картиной. Настолько запечатлённая на ней сцена прощания умилила многочисленных паломников, что многие стали вытягивать ниточки из холста себе на память.
Чтобы избежать повреждения святыни, её пришлось убрать в алтарь".
К сожалению, мне не удалось найти кто такой был художник В. Соколов, и его другие работы (может у кого-нибудь есть более подробная информация об этом художнике). Нашлась информация только о художнике Соколове Владимире Ивановиче, 1872 — 1946 гг., Живописец и график. Пейзажист.
Родом из Ярославской губернии. Учился в Строгановском училище, затем Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1899 г. участвовал в первой выставке "Мира искусства". С 1903 г. работал художником-руководителем кустарных мастерских в Сергиевом Посаде. Занимался живописью. Автор лирических пейзажей, один из его любимых мотивов - осень с ранним снегом ("Осень в Сергиевом Посаде. Первый снег", 1915). С 1916 г. увлекается литографией, линогравюрой, ксилографией (альбом цветных автолитографий "Сергиев", 1918, серия линогравюр "Ростов Великий", 1925, серия гравюр на дереве "Рыбаки", 1930). Автор около 50 экслибрисов в технике ксилографии. В 1941 г. тяжело заболел и был надолго прикован к постели. Его живописные работы имеются в музеях Иркутска ("Покинутая усадьба", 1900), Н. Тагила ("У ворот", 1904).
Не знаю тот ли это человек? Однако, как мне кажется, он не входил в "первый ряд художников", которые писали на исторические темы.
Что мы там видим.... Некое лесное отдаленное место, на фоне дуба (?) и берега реки , поросшего лесом. Очевидно, что этот художник писал не с натуры, а изобразил тамошние пейзажи весьма схематично.
Интересно, что прп. Анна изображена в горностаевой мантии (европейского покроя) и почему-то в некой "короне", в "девичьем" уборе, т.е. с непокрытой головой и распущенными волосами, хотя к тому времени у нее , как известно уже было четыре сына.
Двое из этих сыновей изображены рядом. Вероятно это Константин и Василий, но все источники говорят, что княгиня Анна была только с одним младшим сыном - Василием, будущий князь Кашинский и Тверской. Двое старших сыновей Михаила - Дмитрий и Александр встретили отца во Владимире.
Однако третий сын - Константин никак не мог прощаться с отцом ни во Владимире, ни на Нерли в Кснятине, т.к. он был в заложниках в Орде.
"Константин впервые упоминается в летописях в 1318 году в качестве заложника в Орде за своего отца. Упоминается, что в это время ему 12 лет. Рассерженный на его отца Михаила хан Узбек приказал схватить Константина и уморить его голодом. Однако приближённые посоветовали хану отпустить мальчика, сказав, что если он его убьёт, то Михаил никогда не явится в Орду. Узбек приказал выпустить Константина."
ЛЛС также подтверждает это. На миниатюрах он изображен в заложниках в Орде, и в сцене прощания со своим отцом перед его казнью.
Поэтому Анна могла взять с собой для прощания только самого младшего сына - Василия, которому тогда было около 10 лет.
Относительно Константина Михайловича, хотелось бы добавить несколько интересных фактов, он стал родоначальником Дорогобужской ветви Тверских князей. Дорогобужское княжество — русское удельное княжество с центром в городе Дорогобуж, ныне — село Дорожаево в Зубцовском районе Тверской области.
По мнению некоторых дореволюционных специалистов по генеалогии, от него происходит род дворян Порошиных.
"По версии В. В. Богуславского Иван Пороша, сын последнего Дорогобужского удельного князя (Дорогобуж Тверской) Осипа Андреевича писались как Порошины и уже не имели княжеского титула. По версии В. В. Петрова род нетитулованных дворян Порошиных мог происходить от них".
Однако современные исследователи эту точку зрения не разделяют.
"Правнук Еремея князь Осип Андреевич Дорогобужский был женат на княжне Анастасии Михайловне Верейской, правнучке Дмитрия Донского, и по этому браку находился в свойстве с князьями Московского дома. Незадолго до падения независимости Тверского княжества, в 1485 г. князь Осип Дорогобужский перешел на службу к Ивану III и влился в ряды московской феодальной элиты (некоторое время он был наместником Ярославским). Его внуки князья Иван и Дмитрий (сыновья Ивана Пороши Дорогобужского) в «Бархатной книге» показаны бездетными . Иван Иванович в юном возрасте, как пишет князь Андрей Курбский, стал одной из первых жертв Ивана Грозного . Его имя писано в синодик Успенского Московского собора . В сер. XVI в. род князей Дорогобужских пресекся.
Маловероятно, чтобы дворяне Порошины имели отношение к тверским князьям, как полагали некоторые исследователи. В их родовом гербе нет и намека на княжеское происхождение . Ономастически также не видно преемственности от Тверского дома Рюриковичей. В 1584 г. городовые дворяне Григорий, Феоктист и Богдан Федоровы дети Порошины были поверстаны денежным окладом . В том же веке угас и род князей Чернятинских, которые не занимали видного положения и ничем не прославились на службе у старицких князей".
Возможно потомки этого рода живут и в наше время. Думаю, тверским историкам было бы интересно подтвердить или опровергнуть эту версию их родословной.
Интересный рисунок . начало ХХ в. художник Н. Пономарев.
Прощание Анны Кашинской с Михаилом Тверским. Здесь более-менее соответствует источникам, несмотря на то, что все одеты по моде XVII в. Но все равно, прп. Анна с покрытой головой, на фоне какого-то поселения, вероятно монастырские строения или Скнятино, а не "дуб посреди леса на Святой горе" как на всем известной картине В. Соколова. Очевидно, что рисунки Н. Пономарева, потом использовались для печатных икон Анны Кашинской , выполненных методом хромолитографии.